Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Внеклассное мероприятие "Восхождение на пик "Фразеология"
2014-08-12, 2:41 PM
Рушанова Кульжиян Рамазановна
учитель русского языка и литературы
средней школы №15
город Павлодар
Внеклассное мероприятие «Восхождение на пик «Фразеология»

Восхождение на пик «Фразеология»

Цель мероприятия: способствовать закреплению сведений почерпнутых из школьного учебника; расширить представление учащихся о фразеологических оборотах; воспитать внимание и интерес к фразеологии русского языка.

Оборудование: рисунки с фразеологизмами, плакаты с высказываниями, карточки с заданиями
Эпиграф: «Народный язык …алмазный язык»
А. Толстой
Ход работы

1.Вступление.
1) Правила игры.
Сегодня, ребята, вы будете подниматься на эту гору, которая сделана из ваших рисунков, и достигнете наивысшей точки, которая называется «пик Фразеология», только вам придётся проделать большой путь, а в пути вам встретятся хребты. Поднимаясь по хребтам, будете выполнять задания. Кто поднимется первым, тот достигнет пика «Фразеология» и станет победителем.
-А что такое хребет, пик?
Хребет - это вытянутая и постепенно понижающаяся в одном направлении возвышенность.
Пик – остроконечные вершины гор, ущелья, теснины, плато и т. д.
2) Мотивационный момент. Рассказ учителя о фразеологии.
«Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
-Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…
Другой ребенок услышал выражение они живут на ножах и представил себе, что существуют большие ножи на лезвиях, на которых лежат и сидят какие-то люди.»
В основе этих забавных случаев, рассказанных писателем Чуковским в книге «От двух до пяти», лежат сложное и интересное явление русского языка.
Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем словосочетания и предложения, в русском языке ещё есть и более сложные языковые единицы- устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Так, не успеешь оглянуться в приведённом примере значит «скоро», живут на ножах-«враждуют».
Количество таких выражений в русском языке достигает несколько тысяч (показать фразеологический словарь русского языка). Как вы уже знаете, изучением их занимается фразеология - особый раздел лингвистики.
2.Разминка
-Сейчас вам прочитают стихотворение, в котором очень много фразеологизмов. После чтения вы должны назвать фразеологизмы, которые встретились в тексте. Кто назвал правильно, тот получает жетон и будет участвовать в конкурсе.
Учащееся читают юмористическое стихотворение Хмары «Зоологическая элегия»

Зоологическая элегия
Я был в зачарованном мире,
в далеких волшебных краях.
Он плавает в сказочном море
на трех легендарных китах.
Там песнь лебединая льется,
Там гадкий утенок живет,
там ищут заблудшие овцы
баранов у новых ворот.
Там водится синяя птица,
Свистит по-разбойному рак,
там лают на девять псов – рыцарей
не резанных десять собак.
Верблюд там в ушко от иголки
пролезть почитает за труд,
и в шкурах овечьих там волки
козлов отпущенья дерут.
Там льют крокодиловы слезы,
там раки зимуют у них,
веселым создателям прозы
растят там телят золотых.
Премудрый пескарь там ютится,
сверкает жар-птица огнем,
и кляча истории мчится
в упряжке с троянским конем…
Как любим зверей этих все мы!
Но брел я, печален, и зол:
где НАШИ собаки на сене?
где НАШ буриданов осел?
Неужто совсем не возможно
Нам выдумать НАШИХ зверей?
Поэт! Современник! Художник!
Зажгись!
Вдохновись!
Озверей!
Пускай же немедля взлетает
Фантазии красный петух!
И пусть нам слонов не хватает,
Мы будем их делать из мух!


Ход мероприятия

1. Хребет.
1 ведущий.
-Игра «Кто быстрее?». Подобрать по десять (можно и больше ) фразеологизмов с общим словом для них слов ( существительным).
Команда 8 «А» подбирает фразеологизмы к слову НОС и запишет их на листочках.
(Задирать ( задрать) нос;
Вешать ( повесить) нос;
Водить за нос;
Зарубить на носу;
Встретиться носом к носу;
Клевать носом;
Не видеть дальше своего носа;
Бояться нос показать;
Не показать носа;
Остаться с носом.)
2 ведущий
-Команда 8 « Б» подбирает фразеологизмы к слову ГЛАЗ и запишет их на листочках.

(Мозолить глаза ( кому - нибудь);
Хлопать глазами;
Говорить в глаза (кому – нибудь, что – нибудь);
Пускать пыль в глаза ( кому – нибудь);
Глазом не моргнуть;
С глазу на глаз;
Хоть глаза выколи;
Смотреть чужими глазами;
Открыть ( кому – нибудь) глаза;
Как бельмо на глазу)


2. Хребет
1 ведущий. Чтобы подняться на второй хребет, вы должны по рисунку определить, какой это фразеологизм и объяснить значение.
Раздаем рисунки. На рисунках фразеологизмы нарисованы в прямом значении.

8 «А» Держи карман шире. (Теперь мы говорим об этих карманах, когда хотим сказать: «Как же, дожидайся! Так я и наполнил твои широко открытые «карманы»).
Стоит, как вкопанный. (Стоять молчать, не зная, что говорить, когда человек узнает от кого-то известие (страшное)).
Клевал носом.( Забыл).
Не в своей тарелке. (Чувствовать себя не в своём обществе, не в своей компании).

2 ведущий.
8 «Б» Поливать масло в огонь. ( Ещё больше злить)
Вылетело из головы. ( Забыл)
Сесть в калошу ( лужу). (Итак, в США состоялись президентские выборы. Никсон шлёпнулся в лужу, т. е. проиграл, не стал президентом.)
Длинный язык. ( Много говорит (болтает)).

3. Хребет
1 ведущий. Вставьте во фразеологические обороты, пропущенные наименования животных и птиц.
8 «А»
1.На сердце … скребут.(кошки)
2. Вертится как . . . в колесе.(белка)
3. Носится как . . . с яйцом.(курица)
8 «Б»
1. Устойчив как . . . на льду.(корова)
2. Смотрит как . . . на новые ворота.(баран)
3. Пишет как . . . лапой.(курица)

4. Хребет
2 ведущий. Отгадайте загадки. Подберите к этому слову фразеологизмы.
8 «А»
Кто над нами
Вверх ногами?
(Муха. Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи)
8 «Б»
У тебя есть,
У меня есть
У дуба- в поле,
У рыбы – в море.
(Тень. Бросает тень, быть в тени, наводить тень на плетень)

5. Хребет
1 ведущий. Закончи фразеологизм
8 «А»
Держать _________ (пари)
Бить _____________(баклуши)
Втирать___________ (очки)
Лодыря____________ (гонять)
На седьмом_________ (небе)
Рукой_______________ (подать)
При царе____________ (Горохе)

8 «Б»
Смотреть________ (в оба)
Ни рыба __________(ни мясо)
Ни то_____________ (ни сё)
В двух_________ (шагах)
Плечом_________ (к плечу)
Сломя__________ (голову)
Между двух______ (огней)

3. Объявляем победителей.
- Вот и мы достигли пика «Фразеология». Поздравляем тех, кто совершил такое трудное с опасностями путешествие по хребтам.
Спасибо за участие. Читайте побольше художественной литературы и употребляйте в своей речи фразеологизмы.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: galya7556
Просмотров: 302 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 9:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru