Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

КТП литература ОГН 11 класс
2014-09-14, 2:17 PM
№ Тема урока
Кол-во часов Дата Теория литературы
Круг основных вопросов. Реализация работы над проблемой
1 Введение. Проблема периодизации русской литературы XX века. 1 Историко-литературное обоснование основ-ных периодов. Литературно-идеологичес-кая борьба 20-х гг., начало «огосударствления», политизации литературы и искусства. Составление конспекта лекции
Устное сообщение о своем любимом поэте и его восприятии революции.
2 М.Горький. «Несвоевременные мысли». 1 Жизнь и творчество Горького в советский период. Горький как антибуревестник Углуб-ление понятий «роман-эпопея», «историческая хроника», «роман воспитания личности». Автор и герой в мемуарной и художественной прозе Размышления вслух. «Своевременны» ли были «несвоевременные мысли» Горького.
3 М.Горький. «Жизнь Клима Самгина» (обзор) – духовное завещание писателя. 1 Самгин и самгинщина как социально-психологический феномен русского револю-ционного сорокалетия, деградация буржуаз-ного либерализма. Своеобразие композиции и жанра романа: эпопейность, синтез житийной «повести», исторической хроники, романа «воспитания личности». Самостоятельная работа с теоретиче-ским материалом
Современное восприятие романа (новые литературоведческие работы, телеэкранизация). Новые материалы о судьбе М. Горького в советское время
4 Вн. чт.: М. Горький. Литературные портре-ты: «Лев Толстой», «В.И. Ленин», «А.А. Блок», «Сергей Есенин». 1 Жанр литературного портрета Самостоятельная работа с теоретиче-ским материалом

5-6 В.В.Маяковский. Лирика: «Ода революции», «Приказ по армии искусств», «Рабочим Кур-ска», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы: «В.И.Ленин», «Хорошо!». Комедия «Баня». 2 Отношение Маяковского к революции и Советской власти: от романтической идеализации к патетико-сатирическому диалогу со временем. Литература и социальный заказ в эпоху 20-х гг., эволюция теории социального заказа. Ритмико-интонационное своеобразие, метрика, рифма, строфика. РР: Анализ лирических произведений
Для заучивания наизусть: В.В. Маяковский. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».
7 А.А.Ахматова. Жизнь и творчество А. А. Ах-матовой (обзор с привлечением произведений поэта) «Сжала я руки под темной вуалью...», «Сколько просьб у любимой всегда...», «На шее мелких четок ряд...», 1 Предельная искусность и высокая духовность лирики А.Ахматовой. Традиции русской клас-сической поэзии и акмеизм в ее творчестве.. Размышления вслух. Расскажите о Музе Ахматовой.

8 Художественное своеоб¬разие лирики А. Ахма-товой. Мне голос был, он звал утешно...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Клевета», «Муза», «И упало каменное слово...», «Мужество», «Родная земля», «Творчество» 1 Ритмико-интонационное своеобразие, метри-ка, рифма, строфика Для заучивания наизусть: А.А. Ахма-това. «Мне голос был. Он звал утеш-но…».
9 А.А.Ахматова. Эпическая тема малой (личной) и большой истории в «Реквиеме», слияние судьбы поэта с судьбой народа.
1 Трагедийность мироощущения и внутреннее мужество ахматовской поэзии. Лирика, осо-бенности стихотворной речи.
Поэма «Реквием»
10 М.И. Цветаева. Жизнь и творчество (обзор с привлечением произведений поэта) Лирика: «Кошки», «Идешь на меня похожий...», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Ахматовой», «Вчера еще в глаза глядел...», «Скоро уж из ласточек - в колдуньи!..», «Поэт - издалека заводит речь...», «Попытка ревности», «Мой письменный верный стол!..», «Вскрыла жилы: неостановимо...», «Тоска по родине! Давно...» и др. 1 Драматизм творческой судьбы. Мотивы ли-рики: «поэт и поэзия», «любовь - смерть», «разрыв», «время и вечность», «рождение - смерть», «одиночество», «ученичество». Концепция времени, современности и исто-рии, человека и природы Для заучивания наизусть: М.И. Цветаева.
1 стихотворение по выбору учащихся.
11 М.И. Цветаева Мифопоэтическое содержание поэзии; фольклоризмы и фольклорные имитации. 1 Особенности языка и стиля, жанровые формы и стих. Проблема цикла.Поэзия М.И. Цветае-вой и современное искусство (кино, эстрада и др.)
12 РР: Подготовка к сочинению. 1 Анализ лирических произведений А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой
13 Классное сочинение по лирике А.А. Ахма-товой и М.И. Цветаевой 1
14 Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака (обзор с привлечением произведений поэта) Лирика: «Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе...», «Август» (из романа «Доктор Живаго»). 1 Творческая история. Своеобразие художе-ственного мироощущения поэта: природа и социальная революция – проявление могучего напора жизни, всемерного возмездия и справедливости. Образ поэзии-губки, растворение, слияние поэта с мирозданием, назначение поэта, искусства – не исказить истинного голоса жизни во всей ее природной и общественной целостности Чтение и анализ стихотворений.
Для заучивания наизусть: Б.Л. Пастернак. «Сестра – моя жизнь и сегодня в разливе».
Лирика, особенности стихотворной речи
15 «Доктора Живаго» как характерный совет-ский пример подавления творческой свободы художника 1 Творческая история «Доктора Живаго» как характерный советский пример подавления творческой свободы художника. Главы из романа «Доктор Жива-го».Чтение и анализ
16 «Доктора Живаго» 1 Роман-повествование о судьбах интеллиген-ции в годы катастрофических социальных потрясений русской истории начала 1900-х – конца 1920-х гг., исповедь большого худож-ника и гражданина, разоблачающего «исто-рическую порчу времени» в эпоху советского тоталитаризма. Главы из романа «Доктор Жива-го».Чтение и анализ
17 «Доктора Живаго» 1 Христианские идеалы писателя. Современное восприятие творчества Б.Л. Пастернака по книгам и фильмам. Главы из романа «Доктор Жива-го».Чтение и анализ
18 «Доктора Живаго» 1 Суть «второго рождения» художника: «не-слыханная простота», верность своему ху-дожественному предназначению, творческая независимость от власти. Главы из романа «Доктор Жива-го».Чтение и анализ
19 «Доктора Живаго» 1 Главы из романа «Доктор Жива-го».Чтение и анализ
20 РР: Подготовка к сочинению.
1 Домашнее сочинение по роману Б.Л. Па-стернака
21-22 Е.И. Замятин. Роман «Мы»
2 Краткий очерк жизни и творчества. Восприя-тие социального заказа как необходимость говорить правду о своем времени. Творческая история «Мы» как «возвращенного» произ-ведения. Понятия «антиутопия» и «памфлет». Жанровые особенности: антиутопия, полити-ческий памфлет на крепнущий советский тоталитаризм. Самостоятельная работа с теоретическим материалом. Западные преемники Е. Замятина – О. Хаксли («О, этот новый мир»), Дж. Оруэлл («1984»), А. Кестлер («Слепящая тьма»).

23-24 М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце», 2 Творческая биография писателя. Основные мотивы творчества Булгакова. Сатирические повести 20-х гг.: антиприродная и антисоциальная суть советской евгеники (создание «нового человека»), отрицание нового мира и революции, фантасмагория советской действительности. Размышления вслух. Изложите свое понимание финала романа. Предложите свой вариант завершения романа.
25-28 Главы из романа «Мастер и Маргарита». 4 Основные мотивы творчества: дом как залог мира и согласия, дьяволиада социального бытия, противостояние, антагонизм творче-ской личности и власти Комментиро¬ванное чте¬ние. Анализ текста.
29 Вн.чт. (читательская конференция): М.А. Булгаков. Комедии: «Зойкина квартира», «Иван Васильевич», «Багровый остров»; «Театральный роман». 1 Развитие устной речи
30-31 РР: Подготовка к сочинению.
2 Классное сочинение по творчеству М.А. Булгакова Развитие письменной речи
32 Внеклассное чтение
И.Бабель. Одесские рассказы: «Король», «Как это делалось в Одессе». 1 Многоголосье персонажей «Одесских расска-зов». Размышления вслух. В чем секрет популярности «Одесских рассказов» Бабеля?
33-34 С.А.Есенин. «Край любимый...», «Устал я жить в родном краю...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «До свиданья, друг мой, до свиданья», «Русь», «Русь советская», «Письмо к женщине», «Письмо матери». По-эма «Анна Снегина».
2 Основные этапы творческого пути. Лирика С.А.Есенина как исповедь человека пере-ходной эпохи. Разочарование в большевистском социализме. Мотивы кабацкой горечи, покаяния, бунта, одиночества и предчувствия близкого конца. Стремление найти компромисс с новой жизнью и его крах: Ощущение своего единства с народом в результате револю-ционных преобразований города и деревни Анализ стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья».
35 Поэма «Анна Снегина» - горькое свидетельство социально-духовного одиночества поэта в новое время. 1 Поэзия С.А.Есенина сегодня. Метр и ритм, их взаимодействие Самостоятельная работа с теоретиче-ским материалом.
Художник и тоталитарная власть

36 Соцреализм как эстетика советского тотали-таризма. Гуманистическая миссия русской литературы в эпоху сталинизма.
1 Политическая обстановка «большого терро-ра», Великой Отечественной войны, полная сталинская «коллективизация» общественного сознания и культуры, мартиролог писа-тельских жертв, двойственный, искаженный характер литературного процесса (легальная и запрещенная литература). Соцреализм как эстетика советского тоталитаризма. Составление конспекта.
37 А.Н.ТОЛСТОЙ. 1 Основные этапы творческой биографии. Цель литературы, по Толстому, - «чувственное познание Большого человека».. Современные интерпретации творчества А.Н. Толстого (исследован Самостоятельная работа с теоретическим материалом
38 А.Н.ТОЛСТОЙ. Главы из романа «Петр I» 1 Творческая история романа «Петр I»: пре-одоление символистского нигилизма во имя пушкинского историзма в оценке Петра. Образ Петра – царя-работника и созидателя, со «всеми пятнами на его камзоле». Некоторые черты его идеализации под вли-янием культа личности: преувеличение демократизма Петра, его близости к народу Анализ отдельных глав,
индивидуальные задания.

39 А.Н.ТОЛСТОЙ. Главы из романа «Хождение по мукам»
1 Тема интеллигенции и революции, «потерян-ной и обретенной родины» в «Хождении по мукам».Углубление понятия об историческом романе. Анализ отдельных глав,
индивидуальные задания.

40-41 Вн. чт. (читательская конференция): А.Н. Толстой. Рассказы: «День Петра», «Наваждение». Повести: «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина». 2 РР: Домашнее сочинение по творчеству А.Н. Толстого Развитие письменной речи
42 О.Э.Мандельштам. «Я должен жить, хоть дважды умер...», «Камень», «Воронежские тетради».
1 Особенности мандельштамовского акмеизма: поэтизация «грубой, тяжелой» действительно-сти сквозь призму разнообразных культурно-эстетических традиций (мифология, эллинизм, средневековье, классицизм). Нарастающее ощущение трагичности истории, предчувствие близких катастроф («Камень»). «Воронежские тетради» как драматичный диалог с властью, мотив спасительности поэзии. Современные прочтения поэзии О.Э. Мандельштама. Чтение и анализ стихотворений.

«Tristiа» – «спуск в инфернальный мир роковых страстей, ведущих к смерти, в мир разрушительной революции, воспоминаний» (Н. Струве).

43 М.М.Зощенко. Рассказы 20-х гг.: «Исповедь» «Аристократка», «Любовь», «Рыбья самка»,«Волокита» разделы из «Голубой книги» (деньги, любовь).
1 Драматизм творческой биографии писателя. Его отношение к революции, классической литературе и задачам писателя в советское время. Учительская, гуманистически просве-тительская роль художника – главный творче-ский пафос позднего М.М. Зощенко. Совре-менное восприятие его творчества,
жанр сатирической новеллы Индивидуальные задания. Анализ од-ного рассказа.
44-45 А.П.Платонов. Рассказы: «Государственный житель», «Усомнившийся Макар», «Песчаная учи-тельница», «Фро». Повесть «Котлован».
2 Творческая биография Платонова - харак-терный пример непреднамеренного расхож-дения писателя с революцией и Советской властью и невозможности взаимопонимания. Рассказы конца 20-х - 40-х гг. Размышления вслух. Какими смыслами наполняется мотив любви в произведениях зрелого Платонова?
46 Н.А.Заболоцкий. Лирика: «Я не ищу гармо-нии в природе...», «Лодейников», «Начало зимы», «Ночной сад», «Все, что было в душе...», «Вчера, о смерти размышляя...», «Бетховен», «Завещание», «Жена» (по выбору). 1 Гражданская и творческая судьба поэта. Заболоцкий как натурфило-софский поэт. Эссе на тему: «Лики красоты в творче-стве Н.Заболоцкого».
47 М.А.Шолохов. Донские рассказы
Жизнь и творчество М. А. Шолохова (обзор). 1 Биография Шолохова как один из источников его Донской Вандеи. Лекция с эле¬ментами бесе¬ды
48 Роман «Тихий Дон» (об¬зорное изучение), исто¬рия казачества. Природ¬ное и историческое время в романе Шолохова 1 Трагизм классового раскола в гражданской войне – сквозная тема «Донских рассказов» и «Тихого Дона». Доклады уча¬щихся. Эврис¬тическая бе-седа
49 Главы из романа «Тихий Дон» 1 Анализ отдельных глав,
индивидуальные задания.

50 Судьба и характер Григо¬рия Мелехова 1 Современные концепции образа Мелехова – «отщепенство», «историческое заблуждение», проблема обоюдной ответственности истории и личности в судьбе Григория. Многоплановое раскрытие представителей «середняцкого крестьянства» – донского казачества, развенчание традиционного взгляда на казачество как на реакционную силу, опору самодержавия Составьте хронологию жизни Григория Мелехова.
51 Любовные линии романа «Тихий Дон» (сюжетная линия Григорий - Аксинья). 1 Драматизм, внутренняя и внешняя красота «двухмужней» Аксиньи. Сообщения учащихся. Бе¬седа с классом
52 Изображение войны в ро¬мане М. Шолохова. «Ти¬хий Дон» — роман-эпопея 1 Изображение гражданской войны в романе со стороны белых, стремление писателя к исторической правде и объективности. Сообщения учащихся. Бе¬седа с классом
53 Проблема авторства «Тихого Дона». 1 Новые материалы о писателе Эвристиче¬ская беседа. Анализ текста
54-55 РР: Подготовка к сочинению.
Классное сочинение по творчеству М.А. Шолохова 2 Самостоятельная работа с теоретическим материалом.Развитие письменной речи
56 Внеклассное чтение
М.Шолохов. Рассказ «Наука ненависти». 1 Образ героя, попавшего в плен. Анализ рассказа.
57
А.Т.Твардовский. Драматизм биографии. 1 А.Т.Твардовский - гражданин и поэт, дра-матизм его биографии, философско-эпический характер его поэзии, стремление к художественному осмысле-нию переломных этапов в истории страны. Лирика: «Две строчки», «Я убит подо Ржевом...», «В тот день, когда окончи-лась война...», «Жестокая память», «Из лирики этих лет. 1959-1967» по выбору учителя, например: «Я знаю, никакой моей вины...» и др.). «Страна Муравия». «Дом у дороги».
58 Поэма «Василий Теркин». 1 «Василий Теркин» – народная книга о же-стокой войне, об испытании человека на человечность. Теркин - русский националь-ный характер, носитель и защитник «правды сущей», добра и народного исторического оптимизма. Самостоятельная работа
59 Поэма «Василий Теркин». 1 Второе рождение Теркина – поэма «Теркин на том свете» (1963). Новое об А.Т. Твардовском
Понятие «медитативной лирики». Творческая работа. «Картины фронтовых будней в поэме «Василий Теркин».
60
Литература русского зарубежья первой вол-ны (обзор).
1 Русская эмиграция как явление, оказавшее влияние на развитие литературного процесса на родине и за рубежом. Феномен сохранения первой волной русской эмиграции «России в миниатюре». Лекция с эле¬ментами бесе¬ды
Индивидуальные задания
61 Литература русского зарубежья первой волны (обзор).
Тема России, ностальгия по ней. 1 Неореализм старшего поколения: продолже-ние традиций русской культуры, сохранение гуманистических тенденций творчества А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Продолжение традиций «серебряного века», идея соборности, слияния человека с миром, обществом, природой, космосом. Утверждение приоритета личности над гос-ударством. Неприятие «железного века», «века-волкодава».. Многожанровость, мно-гостильность эмигрантской литературы пер-вой волны. Новаторские поиски младшего поколения. Универсальные проблемно-тематические компоненты творчества В.В. Набокова Работа в группах с учебником
(«Первая волна», возникшая сразу после Октябрьской революции. Писатели и поэты старшего поколения: И.А. Бунин («Жизнь Арсеньева», «Окаянные дни»), Д.С. Мережковский, И.С. Шмелев («Солнце мертвых»), А.М. Ремизов («Взвихренная Русь»), И.А. Одоевцева («На берегах Сены»), поэзия З.Н. Гиппиус, Саши Черного, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича и др. Писатели и поэты младшего поколения: Г.И. Газданов («Вечер у Клэр»), Б.Ю. Поплавский и др.
Приспособление советских ценностей к общечеловеческим (1956 - конец 1980-х гг.)

62 Введение. Постепенное разрушение эстетики соцреализма. 1 Расслоение литературы на легальную и нелегаль-ную (запрещенную, задержанную, подпольную, эмигрантскую). Индивидуальные задания

Легальная литература.

63 Военная проза (обзор). К.Симонов. «Живые и мертвые», В.Гроссман. «За правое дело», Б.Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие...». 1 Идейно-нравственные ориентиры писателей. Художественные особенности военной прозы. Творческие задания
64 Вн. чт. (читательская конференция): А. Бек. «Волоколамское шоссе». Ю. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Берег». В. Быков. «Сотников». 2 Нравственные проблемы в повестях писателя. Сопоставить двух героев-антагонистов.
65 Поэзия ВОВ 1 РР: Анализ лирических произведений Для заучивания наизусть: Поэзия ВОВ:
по 1 стихотворению 2-3 авторов по выбору учителя
66 РР: Подготовка к сочинению
1 Домашнее сочинение по теме «ВОВ в лите-ратуре» Развитие письменной речи
67 Молодежная и городская проза. Обзор. А.Битов. «Такое долгое детство», «Одна страна», В.Аксенов. «Звездный билет», «Апельсины из Марокко», Ю.Трифонов. «Обмен», «Другая жизнь». Ю.П.Казаков. «Плачу и рыдаю», «Вон бежит собака», «Адам и Ева», «Двое в декабре», «Северный дневник», «Странник», «Во сне ты горько плакал...», «На острове», «Осени в дубовых лесах». 1 Гуманизация литературы. Повышенное внимание к человеческой личности. Жанровые предпочтения: рассказ и повесть. Очерк жизни и творчества. Личностное, лирическое начало в прозе как следствие постсталинской гуманизации общества. Подготовить сообщение.
68 Ю.П. Казаков Рассказы «Плачу и рыдаю», «Вон бежит собака», «Адам и Ева», «Двое в декабре», «Северный дневник», «Странник», «На острове» (1-2 по выбору учителя).
1 Личностное, лирическое начало в прозе как следствие постсталинской гуманизации обще-ства. Мотив дороги как синоним свободы, раскрепощения личности. «Синдром нового места» – вычленение героя из привычного, будничного, житейского круга, обнажение его истинной сущности, «обострение ощущения собственной личности». Типизация в герое общечеловеческого, а не социального, классо-вого. Городской человек и природа, пересече-ние двух дорог – «лесной» и «асфальтовой», дороги и дома. Романтический порыв на Се-вер как возможность испытать себя, осознать себя как личность. (углубление понятия «лирическая проза» Подготовить сообщение
Импрессионистичность композиции как отражение множественности миров, открывшихся постсталинской литературе, динамизации общественных процессов. Жанровые особенности рассказов

69-70 Деревенская проза. Ф.Абрамов. «Прясли-ны», «Дом», В. Астафьев. «Царь-рыба», «Пе-чальный детектив», В.Распутин. «Прощание с Матерой», «Пожар». 2 Обращение к фольклорным традициям, народному сознанию как способ противостоять «обманной» оттепели. Очерк жизни и творчества. Лейтмотив шукшинской прозы - дорога между селом и городом, правдой и подделкой под нее внутри человеческой личности. Отбор эпизодов.
71 В.М. Шукшин. Рассказы: «Сельские жители», «Чу-дик», «Микроскоп», «Охота жить». 1 Лейтмотив прозы – дорога между селом и городом, правдой и подделкой под нее внутри человеческой личности. «Естественный», импульсивный герой как воплощение идеи антидогматизма. Эволюция героя (от «чудика» к «мужику», Стеньке Разину, открытому протесту) как двухэтапный путь России к правде. Эволюция повествовательной манеры: от сказа к открытому авторскому слову. Сказ (эзопов язык) как нейтрализация политики советской власти и выражение «гласа народного». Композиция рассказов: со- и противопоставление характеров; жанровые особенности. Углубление понятия о сказе. Самостоятельная работа с теоретиче-ским материалом.
72 «Эстрадная поэзия». Е.Евтушенко, Б.Окуджава, Б.Ахмадулина, В.Высоцкий, О.Сулейменов. А.А.Вознесенский. «Гойя», «Прощание с политехническим», «Тишины!», «Ностальгия по настоящему», «Рублевское шоссе», «Гадание по книге». 1 Эстрадная поэзия как демократический, массовый вид искусства. Очерк жизни и творчества. Проблемы культуры и цивилизации, материи и духа («миры» и «антимиры»). Изображение явлений, событий, предметов через их внешний вид, форму. Преимущественное внимание к форме стиха. Метафора как внутренний стержень лирики. Романтическая экспрессия, выраженная в панметафоризме. «Архитектурность» поэтиче-ских текстов, опыты визуальной, «мате-риальной» поэзии. Нетрадиционные стихотворные размеры (дольник, тактовик), внутренние рифмы, звуковые повторы. Генеральная линия творческого пути: от шестидесятнической публицистики через самодостаточный метафоризм к чистому авангарду Подбор цитат, анализ одного стихотворения.
Для заучивания наизусть: А.А. Возне-сенский.

73 1) «Поэзия бардов» – Тематика песен А. Галича, В. Высоцкого и Б. Окуджавы, В. Долиной и др. 1 бардовская песня как литературное творчество Чтение и анализ стихотворений Для заучивания наизусть: Б.Ш. Окуджава 1 стихотворение по выбору учащихся;

74 «Поэзия бардов» Б.Ш. Окуджава. Лирика: «Полночный троллейбус», «Король», «Голубой шарик», «До свидания, мальчики», «Мне нужно на кого-нибудь молиться...», «Март великодушный», «Грузинская песня», «Ваше благородие, госпожа разлука...2, «Песенка о Моцарте», «Старинная студенче-ская песня» и др.
1) 1 Городская поэзия Окуджавы. Арбат – символ его поэзии. Соотнесенность пространства города и пространства души. Военная тема в творчестве Окуджавы. Темы истории, любви, дружбы и братства, творчества. Особенности идиостиля. Излюбленные жанры. Двойное существование поэзии: литературное и музыкальное. В.В. Высоцкий Влияние поэта на творчество Б. Гребенщикова, Ю. Шевчука, Д. Митяева. В.Высоцкий в воспоминаниях современников, на сцене и в кино, Чтение и анализ стихотворений Для заучивания наизусть: В.С. Высоцкий. 1 стихотворение по выбору учащихся;
о предназначении поэта и поэзии («О поэтах и кликушах», «О фатальных циф-рах и датах» и др.), о дружбе («Пошли мне, господь, второго...» и др.), военная тема («Братские могилы» и др.); баллады (о любви, о борьбе, о Робин Гуде и др.); иронические песни («Гимнастика», «В желтой, жаркой Африке...» и т.д.).
75-76

О.О.Сулейменов. Лирика: «Айналайн», «Мать». Поэма «Земля, поклонись Человеку!», «Разлив», «Реплика Нехристя И-Бо, идеалиста», «Одна война закончилась другой», «Минута молчания на краю света», «А. Вознесенскому»; исследование «Аз и Я» (фрагменты).
2 Жизнь и судьба Сулейменова: геолог, став-ший поэтом, поэт, ставший филологом, обще-ственным деятелем и дипломатом. Поэти-ческое проникновение в глубь истории и куль-туры Казахстана. Прозаизация стиха. Неклассические стихотворные размеры: дольник, такговик, верлибр. Чтение и анализ стихотворений
Для заучивания наизусть: О.О. Сулейменов.
1 стихотворение по выбору учителя.

78 Социально-психологическая драматургия.
А. Арбузов. «Иркутская история», «Старомодная комедия»; В. Розов. «Гнездо глухаря»; А. Володин. «Пять вечеров»; Л. Зорин. «Покровские ворота». 1 Отражение процесса нравственного разложе-ния общества в пьесах. Девальвация «мо-рального кодекса» строителей коммунизма. Романтизация героя, «очеловечивание» со-циалистического реализма. Чеховские мотивы Мой спектакль (опыт воображаемой режиссуры или актерского исполнения).
79 А.В. Вампилов. Очерк жизни и творчества. «Старший сын», «Утиная охота» 1 Крах социальных и личных иллюзий в ре-зультате осознания временности хрущевской «оттепели». Личностное начало в драматур-гии. Рефлексирующий герой, ощущающий нравственный дискомфорт, недовольство своим образом жизни. Внутренний конфликт героя из-за невозможности достижения гар-монии между идеалом и реальностью. Столкновение двух сознаний – трезвореали-стического (Бусыгин) и наивно-утопического (Сарафанов), «серьезные» и «несерьезные» герои, святые и грешники. «Страсти» по духовной близости людей, доброте и взаи-мопониманию в пьесе «Старший сын». Жанр «серьезной комедии», пьесы-притчи. Испы-тание человека бытом, мотив духовного па-дения человека в пьесе «Утиная охота». «Синдром» Зилова - исследование опустшен-ной души, саморазрушения личности. Значе-ние открытого финала «Утиной охоты». Чеховские мотивы Мой спектакль (опыт воображаемой режиссуры или актерского исполнения).
80 «Тихая поэзия» (обзор). А.А.Тарковский, Д.С.Самой¬лов, Н.М.Рубцов. 1 Продолжение поэтических традиций 19 века поэтами данного направления. Тема всеобще-го единства Бытия, неразрывной связи челове-ка с миром природы. Война как метафизиче-ская, а не социальная трагедия. Фольклорные мотивы. А.С. Пушкин как поэтический и чело-веческий ориентир в поэзии Д.С. Самойлова. Противопоставление двух подходов к миру – силового противостояния бытию (пестелевского) и творческого вживания в него (пушкинского). Философская проблематика, асоциальность, классичность стиха. «Вневременность», обращенность к фольклору поэзии Н.М. Рубцова. Ориентация на «книжную» реальность, отсылки к явлениям мировой культуры, сращение «натуры» (природы) и культуры, классичность поэзии А.С. Кушнера Приготовить анализ любого стихотворения.
81 Мифологическая проза. А.А.Ким. Рассказы «Под сенью ореховых деревьев», «Полет», «Казах верхом», «Цунами», «Вкус терна на рассвете», «Дядя». 1 Стремление познать законы единения челове-ка и человечества, человека и природы. Об-ращение к натурфилософской проблематике. Полифоничность прозы. Поэтика цикла рассказов «Вкус терна на рассвете». сквозной герой-повествователь, сквозные темы и мотивы, пространственно-временная орга-низация, символика образов, универсальные смыслы и аналогии, восточные традиции, особенности стиля. Слияние фантазии и реальности в мифе. Совмещение разных времен и пространств, двойничество, оборотничество персонажей. Реконструкция древних мифологических сюжетов, осовремененная их интерпретация. Обогащение конкретно-исторических образов универсальными смыслами и аналогиями, углубление понятия о мифе, притче Подготовить сообщение о философской основе прозы А.Кима.
82 Драматургия новой волны. А.Галин. «Ретро», В.Славкин. «Взрослая дочь молодого человека», Э.Радзинский. «Спортивные сцены 1981 года». Л.Петрушевская. Обзор: «Три девушки в голубом». Рассказы «Свой круг», «Гигиена», «Новые Робинзоны», «Такая девочка, совесть мира», «Бессмертная любовь». Сказки для взрослых «Будильник», «Роза», «Дядя Ну и тетя Ох». 1 Заштампованность советского героя и кон-фликта. Анатомия советского быта и его обитателей. Биографическая справка. Неонатурализм в драматургии и прозе. «Биологический» герой. История болезни современного общества. Девальвация родственных чувств. Обвальная деградация личности. Гротесковый стиль. «Недоязык» персонажей как противопоставление советскому «новоязу». Жанровые особенности прозы и драматургии Составьте психологическую характеристику одного из персонажей пьесы.
83
Русская поэзия и проза Казахстана (обзор).
Этапированные, ссыльные писатели 30-40-х гг. –
Н. Заболоцкий, Н. Коржавин, М. Зуев-Ордынец, Ю. Домбровский, А. Чижевский, А. Солженицын 1 Маргинальность русских литератур в нацио-нальных республиках бывшего СССР -приобретения и потери. Тема «двух родин». Тема братства народов, «ослабленная художественность». Мощный творческий импульс во время Великой Отечественной войны: известные деятели русской культуры (В. Шкловский, М. Зощенко, С. Маршак, К. Паустовский, С. Эйзенштейн и др.) в алма-атинской эвакуации Лекция с эле¬ментами бесе¬ды
84 Исторический роман 50-60-х гг. как попытка сохранения личной и общей памяти о далеком и близком прошлом 1 («Ак-мечеть» Н. Анова, «В городе Верном» Д. Снегина). Военная тема: «Парламентер выхо-дит из рейхстага» Д. Снегина. Целинная и рабочая тема: «Покорители целины» И. Шухова, «Снега метельные» И. Щеголихина, «Страсти маленького городка» В. Буренкова, «Два дня осталось до весны» Г. Черноголовиной, «Теплая земля» В. Берден-никова. «Простор» под редакцией И. Шухова (1963-1974) – журнал всесоюзного значения Самостоятельная работа с теоретическим материалом.
85 Новая историческая проза 60-70-х гг. 1 «Емшан», «Маздак», «Колокол», «Комиссар Джангильдин» и др. М. Симашко, «Интервен-ция в Омске» Н. Анова, «Утро и два шага в полдень» Д. Снегина, «Омут» и «Прощеный день» Ю. Рожицына, «Передай дальше!» А. Никольской). Профессиональная пушкинистика («Если заговорят портреты», «Портреты заговорили» Н. Раевского) и стиховедение («Стихи нужны» А. Жовтиса), Проза и поэзия «шестидесятников»: «Лабиринт» Ю. Герта, «Татарников», «Газеты за шкафом» Вл. Берденникова, «Письма на бересте» А. Арцишевского – тема противостояния тоталитарному духовному закрепощению. Поэтическое продолжение этой темы и нового казахстанского патриотизма – лирика Р.Тамариной, А. Елкова, В. Антонова, О. Постникова, Т. Мадзигон, И. Потахиной, Л. Лезиной, Л. Степановой, Н. Черновой, В. Киктенко, Е. Курдакова, Л. Шашковой, А. Соловьева и др. Отток русских писателей в 90-х гг. РР: Домашнее сочинение по творче-ству русских писателей Казахстана
Подготовить сообщение об романизированные биографии и биографические хроники о русских и советских писателях, связанных с Казахстаном (книги П. Косенко о П. Васильеве, Вс. Иванове, А. Сорокине, Ф. Достоевском.
Нелегальная литература.

86-87 Антисталинская проза. А.Бек. «Новое назначение», В.Гроссман. «Жизнь и судьба», В.Шаламов. «Колымские рассказы», В.Дудинцев. «Белые одежды». 2 Образ Сталина. Авторская позиция. Публицистический пафос. Очерк жизни и творчества. Размышления вслух. «Жить не по лжи» и «Одно слово правды весь мир перетянет».
88 А.Солженицын. 1 Очерк жизни и творчества. Лекция с эле¬ментами бесе¬ды
89 Повесть «Один день Ива¬на Денисовича» 1 Обычный лагерный день глазами человека из народа. Сказовое повествование, совмещение точки зрения героя, рассказчика и народа. Условия несвободы, в которых утрачены понятия о справедливости, совести, чести, человечности. Эвристическая беседа. Кол-лективный анализ произ¬ведения
90 «Архипелаг ГУЛАГ» (отрывок). 1 «Архипелаг ГУЛАГ» – книга о мучительном прозрении человека, преданного советским идеалам. Полифоничность голоса рассказчи-ка, множественность голосов и взглядов как противопоставление одноголосию системы, монолитности идеологии. Взаимопревращения палача и жертвы. Жанр «Архипелага ГУЛАГ» – «опыт художественного исследования», книга-декрет, книга-колокол. Значение документальных фактов. Вольность синтаксиса как стремление к предельной есте-ственности к правде Анализ произведения
91 Внеклассное чтение :А. Рыбаков. «Дети Арбата». Г. Владимов. «Верный Руслан
1 Анализ произведения.
92
Ю. Домбровский. «Хранитель древностей» - «Факультет ненужных вещей». 1 Очерк жизни и творчества. Дилогия «Хра-нитель древностей» - «факультет ненужных вещей». Широкие художественные обобщения на основе биографического материала. Нравственно-философские проблемы. Подмена правовых отношений классовыми понятиями. Мотив сумасшествия времени, системы: борьба живого и «нежити». Символика в дилогии. Тема палачей и жертв. Евангельские, исторические и литературные переклички. Подготовить виртуальную экскурсию «Алма-Ата Ю.Домбровского и Алматы сегодня». Презентация «Ю.Домбровский и культура Казахста-на»
93 РР: Классное сочинение 1 «Антисталинская проза», Лагерная тематика А.Солженицына Развитие письменной речи
94 «Литературный андеграунд (обзор)» – А. Терц. «Прогулки с Пушкиным» (отрывки), поэзия Д. Пригова, Л. Рубинштейна, О. Седаковой, Е. Шварц, И. Бродского и др. Чистое искусство как форма диссидентства.
1 Приемы соцарта – разрушение языка офи-циальной (массовой) советской культуры. Расширение понятия реальности, усложнение поэтического языка, выделение «вселенского», религиозного сознания в поэзии. Поэзия, «очищенная» от социально-морально-религиозных заданий, поэтика «чистого письма» Соцарт. Литературная маска. Неофициальная литература. Массовая культура. Поэтика абсурда Эвристическая беседа.
Подготовить сообщение об интерпретации произведений Д. Пригова в критике.
95-96 Литература русского зарубежья. Третья волна: В. Войнович. «Жизнь и необычайные похождения Ивана Чонкина»; В. Аксенов. «Остров Крым»; Саша Соколов. «Школа для дураков»; поэзия Н. Коржавина, А. Галича и др. (обзор). 2 Неприятие советской власти и советского государства. Основные темы и мотивы. Об-ращение к постмодернизму, соединение сти-левых традиций советской литературы с опы-том мировой литературы (Ф. Кафка, Э. Хэмингуэй, Э.М. Ремарк, Г. Маркес). Много-жанровость, разностильность эмигрантского творчества: экспериментаторский, подчеркну-то эстетский характер одних произведений и публицистичность, политизированность дру-гих. Составление конспекта лекции

Индивидуальные задания
97-98 И.Бродский. «Рождественский романс», «Новые стансы к Августе», «Пророчество», «Аппо Вопнш», «Одиссей Телемаку», «Боль-шая элегия Джону Донну», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Разговор с небожителем», «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» 2 Очерк жизни и творчества. Отталкивание от социальной поэзии, утверждение эстетиче-ских приоритетов. Скрещение модернизма с традициями античной и русской классики. Цитатно-пародийный язык, имеющий функцию раскрепощения. Новая функция стихов: прозаизация стиха за счет усложнения строфики, «спотыкающегося» синтаксиса (обилия переносов), удлинения стихотворной строки, дольника, тактовика РР: Анализ лирических произведений
Для заучивания наизусть: «Я входил вместо дикого зверя в клетку»

Эссе на тему: «Бродский - поэт ХХI века».

99 С. Довлатов – («Наши» (фрагменты), «Ино-странка» (фрагменты). 1 «Авторизованная» проза. Проблема ав-тора и героя, смешение голосов героев и равноправного им голоса автора. «Наши» – традиции и новаторство в «постмодернистской» прозе. Мотивы внутренней и внешней эмиграции. «Ино-странка» – Америка как филиал СССР. Эксцентричность, эпатажность, пародийность прозы. Гуманистический пафос. Проблема художественного метода. Жанровые ориентации: анекдот, роман индивидуальной судьбы. Эстетизация стиля Обозначит жанровые ориентации в прозе С. Довлатова.
Постмодернизм в условиях краха советского тоталитаризма (1990-е годы)

100 Постмодернизм в условиях краха советского тоталитаризма (1990-е годы). 1 Постмодернизм как новый этап в развитии культуры, как авангардное литературное направление. Черты постмодернизма в культуре и литературе: плюралистический, толерантный тип мышления, фрагментарность (композиционный монтаж), деканонизация, разрушение всех официальных условностей, ирония, смешение жанров, игровое освоение действительности. Особенности литературы русского постмодернизма: авангардность, политизиро-ванность, деканонизация эстетики соцреализма Индивидуальные задания
101
В.Пелевин. «Желтая стрела», «Затворник и шестипалый», «Иван Кублаханов», «Бубен верхнего мира» и другие по выбору учителя (обзор).)
1 Биографическая справка. Отражение настроения общества 90-х годов. Отрицание реальности жизни как следствие «крушения мира», ду-шевного потрясения людей постсоветского времени. Отражение настроения общества 90-х годов: углубление разочарования, отчаяния, ощущение фантасмагоричности проис-ходящего, связь компьютерной фиктивности с дефективностью современного сознания, его дегуманизация, когда человек лишь персонаж чьей-то игры. Поиски подлинности, освобождения как отказа от устоявшихся правил игры. Тотальность пародии. Куль-турные переклички. Поэтика «книжного шлягера», фабульность прозы как следствие коммерциализации искусства Размышления вслух. Чем для вас при-влекательно творчество Пелевина?
102 Заключение 1 Объективная история русской литературы ХХ века, учитывающая эволюцию ее поэтики и прозы.. Самостоятельная работа с теоретиче-ским материалом.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: grand
Просмотров: 2493 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 9:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru