Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова
2014-10-23, 5:24 PM
Предмет: литература

Класс: 9

Учитель: Смышляева Людмила Михайловна, КГУ«Барвиновская средняя школа»

Номер урока: первый

Тема урока: «Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова»

Цели урока:

1. совершенствование знаний учащихся о жизни Лермонтова и его творчестве,

2. развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать учебные и жизненные ситуации),

3. воспитание сознательного отношению к литературе как духовной ценности.

Задачи урока:

1) Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения

2) Расширить представления учеников о личности поэта и его жизни.

Формы работы: классно-урочная

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский

Приемы работы: конструирование вопросов

Тип урока: урок изучения нового материала с обобщением изученного.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстративный материал по биографии поэта, зажжённые свечи, фрагменты из видеофильмов «Дуэль», «Биография».

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история

Ход урока
I. Организационная часть.
- Приветствие.

II. Вступительное слово учителя.

На доске записаны цитаты
Белет парус одинокий,
В тумане моря голубом…
М.Лермонтов
Поэты не рождаются случайно…
И.Тальков
Он мало жил, он умер рано,
Не завершив великих дел,
В стране рабов, в стране тиранов
Тяжел был гения удел…
М.Гелллер

-Ребята, прочитайте, пожалуйста, эти цитаты. Подумайте, о ком пойдет речь сегодня на уроке. Да, мы с вами будем говорить на этом уроке о жизни и судьбе великого русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. 15 октября этого года мы отмечали 200 - летие со дня его рождения.

Поэт 20 века И. Е. Белоусов в своём стихотворении « Боль памяти» писал

Как в прошлый век, печально и светло
Слетает лист с берёзы в день осенний,
Как будто в мире не произошло
С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.

Но лист коснулся гробовой плиты,
И содрогнулся мир, покой разрушив,
И нас вернул из тлена суеты
Вот в этот день к живым и мёртвым душам.

Мятущийся, как парус над волной,
И жаждущий неистовствующей бури,
Он оборвал на взлёте голос свой,
Шагнув навстречу смертоносной пуле!

…Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск…
Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 27 июля 1841 года в двух километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, где в эти секунды на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов.
Не знамение ли это было? Не сама ли природа оплакивала смерть гениального поэта?
(демонстрация фрагмента видеофильма «Дуэль» (http://www.x-files.kz/48fff4bd))
Только четыре года отпустила судьба Лермонтову, чтобы приуменьшить боль России от потери великого А.С.Пушкина. И вот теперь он ушёл вслед за ним.
Давайте сегодня с любовью и болью вспомним этого гения, человека, который живёт в сердцах миллионов людей.
Душа- свеча…
У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья - с отблесками, что бросает вокруг себя.
Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев?
Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.
(зажигает свечи)

III. Изучение новой темы.
1. Стадия вызова.
На прошлом уроке я попросила вас познакомиться дома с биографией поэта и почитать его стихи.
- Какие ассоциации появились у вас с именем М.Ю.Лермонтова? (Парус, море, Кавказ, горы, что-то грустное, печальное или мятежный - бурный, тревожный, неспокойный, мятущийся, неудовлетворенный, протестующий.).
-Да, действительно, это лермонтовские слова. Запомните ваши ассоциации, мы вернемся к ним в конце урока.
– Как вы почувствовали Лермонтова?
(Стихи Лермонтова в основном посвящены свободе, воле. Он писал что-то о несбыточном. Очень много печального в его стихотворениях.

2. Постановка цели и задач урока.
-Тема нашего урока «Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова»
- Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть на все этапы жизни и творчества поэта.
(записывают в тетради)
Первый этап – « Начальная пора» или «Рождение» ( 1814-1815.)
Второй этап – «Жизнь в Тарханах» (1815-1827гг.)
Третий этап - «Учеба» (1828-1834 г.г.)
Четвертый этап – «Творчество» (1827-1841 г.г)

- На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы , изучая такую тему Сформулируйте их и запишите в тетради..
1) Какую роль сыграла бабушка в жизни Лермонтова?
2) Где провел лучшие годы поэт?
3) Какое получил образование?
4) Чем интересовался Лермонтов, кроме поэзии?

3. Демонстрация видеофильма «Биография Лермонтова».(http://www.x-files.kz/9016d5b3)

4. Беседа с уч – ся.
- Итак, что вас особенно потрясло в его жизни? (Потрясло сиротство поэта. Он рано остался без матери, жил с бабушкой и т.д.)
-Можно сказать , что причиной его печали и грусти было сиротство?
- Да, действительно, сиротство, пожалуй, одна из основных причин того, что лирика поэта столь грустна, печальна, и порой трагична. В каком стихотворении эти нотки особенно отчетливо слышны?
(зачитать стихотворение «Ужасная судьба отца и сына»)
- Знаете ли вы место, где прошло детство Лермонтова, творческую колыбель поэта?
- В жизни каждого человека наступает период, когда ему хочется или нужно получить образование. Какое образование получил М.Ю.Лермонтов? Расскажите подробнее про этот период жизни. За что Лермонтова исключили из университета Расскажите о его учёбе в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
- Да, те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище противоречили складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет.

5. Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Парус».

- Итак, четвертый этап – «Творчество» 1827-1841 г.г.(Учащиеся делают записи во время рассказа учителя.)

6.Рассказ учителя:

- До 1837 года о том, что он поэт, знали только близкие друзья. Его любимым поэтом был Пушкин. . В январе 1837 года А.С.Пушкин был убит на дуэли. Потрясенный гибелью любимого поэта, М.Ю.Лермонтов написал стихотворение – «Смерть Поэта».

(Выразительно рассказывается отрывок из стихотворения «Смерть Поэта»).

- Это революционное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора. Поэт был арестован и сослан в действующую армию на Кавказ, где шла многолетняя война с горцами. Почти непрерывно он принимал участие в войне. Много ездил ссыльный поэт по Кавказу. Побывал в горских аулах, приморских городах, казачьих станицах. Он полюбил страну гор и ее величественную природу.
Лермонтов очень много писал и рисовал. Именно здесь родились его многие стихи: баллада «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» Тогда же появилась и поэма «Мцыри». Это как раз те места, которые особенно нравились Михаилу Юрьевичу. Здесь и разворачивается действие поэмы «Мцыри».

Читается отрывок из поэмы.

Немного лет тому назад
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры…

- Да, Кавказ! Колыбель поэзии М.Ю.Лермонтова!
- Как ни печально, но погиб Лермонтов тоже на Кавказе. Современники понимали, что дуэль Лермонтова с Мартыновым была не просто дуэлью, а обдуманным политическим убийством.

- Но Лермонтов не умер, он живет в своих стихах и прозе, которые мы читаем.
Звучит соната №14 «Лунная».
Свеча – душа. Горит свеча таланта. Из года в год, из поколения в поколение передается она – свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности.
Парус его души остался одиноким. Но это всё – в земной жизни. А в том космически-безмерном океане, где белеет этот парус, в пространстве русской вечности, он не одинок, хотя и недосягаем. И пока живёт русский язык, пока бьётся русское сердце и жива русская душа – их будет звать к себе парус Лермонтова.

IV.Закрепление и обобщение полученной информации.
- А теперь давайте вернемся к началу нашего разговора.
- На все ли интересующие вас вопросы вы получили ответы?
- Совпали ли ваши ассоциации с той информацией, которую вы получили на уроке?
-Как вы думаете, почему творчество Лермонтова до сих пор волнует читателей?
-Согласитесь вы со словами И.Талькова, что поэты не рождаются случайно?

V.Задание на дом.

• Прочитать в учебнике «Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в оценках современников и исследователей»
• Написать эссе о любимых стихотворениях Лермонтова (восприятие, оценка).

VI. Обобщение.
Выставление оценок.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Люда2137
Просмотров: 1625 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 7:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru