Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова
2014-10-23, 5:24 PM
Предмет: литература

Класс: 9

Учитель: Смышляева Людмила Михайловна, КГУ«Барвиновская средняя школа»

Номер урока: первый

Тема урока: «Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова»

Цели урока:

1. совершенствование знаний учащихся о жизни Лермонтова и его творчестве,

2. развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать учебные и жизненные ситуации),

3. воспитание сознательного отношению к литературе как духовной ценности.

Задачи урока:

1) Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения

2) Расширить представления учеников о личности поэта и его жизни.

Формы работы: классно-урочная

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский

Приемы работы: конструирование вопросов

Тип урока: урок изучения нового материала с обобщением изученного.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстративный материал по биографии поэта, зажжённые свечи, фрагменты из видеофильмов «Дуэль», «Биография».

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история

Ход урока
I. Организационная часть.
- Приветствие.

II. Вступительное слово учителя.

На доске записаны цитаты
Белет парус одинокий,
В тумане моря голубом…
М.Лермонтов
Поэты не рождаются случайно…
И.Тальков
Он мало жил, он умер рано,
Не завершив великих дел,
В стране рабов, в стране тиранов
Тяжел был гения удел…
М.Гелллер

-Ребята, прочитайте, пожалуйста, эти цитаты. Подумайте, о ком пойдет речь сегодня на уроке. Да, мы с вами будем говорить на этом уроке о жизни и судьбе великого русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. 15 октября этого года мы отмечали 200 - летие со дня его рождения.

Поэт 20 века И. Е. Белоусов в своём стихотворении « Боль памяти» писал

Как в прошлый век, печально и светло
Слетает лист с берёзы в день осенний,
Как будто в мире не произошло
С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.

Но лист коснулся гробовой плиты,
И содрогнулся мир, покой разрушив,
И нас вернул из тлена суеты
Вот в этот день к живым и мёртвым душам.

Мятущийся, как парус над волной,
И жаждущий неистовствующей бури,
Он оборвал на взлёте голос свой,
Шагнув навстречу смертоносной пуле!

…Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск…
Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 27 июля 1841 года в двух километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, где в эти секунды на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов.
Не знамение ли это было? Не сама ли природа оплакивала смерть гениального поэта?
(демонстрация фрагмента видеофильма «Дуэль» (http://www.x-files.kz/48fff4bd))
Только четыре года отпустила судьба Лермонтову, чтобы приуменьшить боль России от потери великого А.С.Пушкина. И вот теперь он ушёл вслед за ним.
Давайте сегодня с любовью и болью вспомним этого гения, человека, который живёт в сердцах миллионов людей.
Душа- свеча…
У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья - с отблесками, что бросает вокруг себя.
Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев?
Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.
(зажигает свечи)

III. Изучение новой темы.
1. Стадия вызова.
На прошлом уроке я попросила вас познакомиться дома с биографией поэта и почитать его стихи.
- Какие ассоциации появились у вас с именем М.Ю.Лермонтова? (Парус, море, Кавказ, горы, что-то грустное, печальное или мятежный - бурный, тревожный, неспокойный, мятущийся, неудовлетворенный, протестующий.).
-Да, действительно, это лермонтовские слова. Запомните ваши ассоциации, мы вернемся к ним в конце урока.
– Как вы почувствовали Лермонтова?
(Стихи Лермонтова в основном посвящены свободе, воле. Он писал что-то о несбыточном. Очень много печального в его стихотворениях.

2. Постановка цели и задач урока.
-Тема нашего урока «Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова»
- Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть на все этапы жизни и творчества поэта.
(записывают в тетради)
Первый этап – « Начальная пора» или «Рождение» ( 1814-1815.)
Второй этап – «Жизнь в Тарханах» (1815-1827гг.)
Третий этап - «Учеба» (1828-1834 г.г.)
Четвертый этап – «Творчество» (1827-1841 г.г)

- На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы , изучая такую тему Сформулируйте их и запишите в тетради..
1) Какую роль сыграла бабушка в жизни Лермонтова?
2) Где провел лучшие годы поэт?
3) Какое получил образование?
4) Чем интересовался Лермонтов, кроме поэзии?

3. Демонстрация видеофильма «Биография Лермонтова».(http://www.x-files.kz/9016d5b3)

4. Беседа с уч – ся.
- Итак, что вас особенно потрясло в его жизни? (Потрясло сиротство поэта. Он рано остался без матери, жил с бабушкой и т.д.)
-Можно сказать , что причиной его печали и грусти было сиротство?
- Да, действительно, сиротство, пожалуй, одна из основных причин того, что лирика поэта столь грустна, печальна, и порой трагична. В каком стихотворении эти нотки особенно отчетливо слышны?
(зачитать стихотворение «Ужасная судьба отца и сына»)
- Знаете ли вы место, где прошло детство Лермонтова, творческую колыбель поэта?
- В жизни каждого человека наступает период, когда ему хочется или нужно получить образование. Какое образование получил М.Ю.Лермонтов? Расскажите подробнее про этот период жизни. За что Лермонтова исключили из университета Расскажите о его учёбе в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
- Да, те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище противоречили складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет.

5. Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Парус».

- Итак, четвертый этап – «Творчество» 1827-1841 г.г.(Учащиеся делают записи во время рассказа учителя.)

6.Рассказ учителя:

- До 1837 года о том, что он поэт, знали только близкие друзья. Его любимым поэтом был Пушкин. . В январе 1837 года А.С.Пушкин был убит на дуэли. Потрясенный гибелью любимого поэта, М.Ю.Лермонтов написал стихотворение – «Смерть Поэта».

(Выразительно рассказывается отрывок из стихотворения «Смерть Поэта»).

- Это революционное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора. Поэт был арестован и сослан в действующую армию на Кавказ, где шла многолетняя война с горцами. Почти непрерывно он принимал участие в войне. Много ездил ссыльный поэт по Кавказу. Побывал в горских аулах, приморских городах, казачьих станицах. Он полюбил страну гор и ее величественную природу.
Лермонтов очень много писал и рисовал. Именно здесь родились его многие стихи: баллада «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» Тогда же появилась и поэма «Мцыри». Это как раз те места, которые особенно нравились Михаилу Юрьевичу. Здесь и разворачивается действие поэмы «Мцыри».

Читается отрывок из поэмы.

Немного лет тому назад
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры…

- Да, Кавказ! Колыбель поэзии М.Ю.Лермонтова!
- Как ни печально, но погиб Лермонтов тоже на Кавказе. Современники понимали, что дуэль Лермонтова с Мартыновым была не просто дуэлью, а обдуманным политическим убийством.

- Но Лермонтов не умер, он живет в своих стихах и прозе, которые мы читаем.
Звучит соната №14 «Лунная».
Свеча – душа. Горит свеча таланта. Из года в год, из поколения в поколение передается она – свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности.
Парус его души остался одиноким. Но это всё – в земной жизни. А в том космически-безмерном океане, где белеет этот парус, в пространстве русской вечности, он не одинок, хотя и недосягаем. И пока живёт русский язык, пока бьётся русское сердце и жива русская душа – их будет звать к себе парус Лермонтова.

IV.Закрепление и обобщение полученной информации.
- А теперь давайте вернемся к началу нашего разговора.
- На все ли интересующие вас вопросы вы получили ответы?
- Совпали ли ваши ассоциации с той информацией, которую вы получили на уроке?
-Как вы думаете, почему творчество Лермонтова до сих пор волнует читателей?
-Согласитесь вы со словами И.Талькова, что поэты не рождаются случайно?

V.Задание на дом.

• Прочитать в учебнике «Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в оценках современников и исследователей»
• Написать эссе о любимых стихотворениях Лермонтова (восприятие, оценка).

VI. Обобщение.
Выставление оценок.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Люда2137
Просмотров: 725 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 11:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru