Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-10-23, 5:24 PM | |
Предмет: литература Класс: 9 Учитель: Смышляева Людмила Михайловна, КГУ«Барвиновская средняя школа» Номер урока: первый Тема урока: «Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова» Цели урока: 1. совершенствование знаний учащихся о жизни Лермонтова и его творчестве, 2. развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать учебные и жизненные ситуации), 3. воспитание сознательного отношению к литературе как духовной ценности. Задачи урока: 1) Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения 2) Расширить представления учеников о личности поэта и его жизни. Формы работы: классно-урочная Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский Приемы работы: конструирование вопросов Тип урока: урок изучения нового материала с обобщением изученного. Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстративный материал по биографии поэта, зажжённые свечи, фрагменты из видеофильмов «Дуэль», «Биография». Межпредметные связи: изобразительное искусство, история Ход урока I. Организационная часть. - Приветствие. II. Вступительное слово учителя. На доске записаны цитаты Белет парус одинокий, В тумане моря голубом… М.Лермонтов Поэты не рождаются случайно… И.Тальков Он мало жил, он умер рано, Не завершив великих дел, В стране рабов, в стране тиранов Тяжел был гения удел… М.Гелллер -Ребята, прочитайте, пожалуйста, эти цитаты. Подумайте, о ком пойдет речь сегодня на уроке. Да, мы с вами будем говорить на этом уроке о жизни и судьбе великого русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. 15 октября этого года мы отмечали 200 - летие со дня его рождения. Поэт 20 века И. Е. Белоусов в своём стихотворении « Боль памяти» писал Как в прошлый век, печально и светло Слетает лист с берёзы в день осенний, Как будто в мире не произошло С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений. Но лист коснулся гробовой плиты, И содрогнулся мир, покой разрушив, И нас вернул из тлена суеты Вот в этот день к живым и мёртвым душам. Мятущийся, как парус над волной, И жаждущий неистовствующей бури, Он оборвал на взлёте голос свой, Шагнув навстречу смертоносной пуле! …Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск… Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 27 июля 1841 года в двух километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, где в эти секунды на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов. Не знамение ли это было? Не сама ли природа оплакивала смерть гениального поэта? (демонстрация фрагмента видеофильма «Дуэль» (http://www.x-files.kz/48fff4bd)) Только четыре года отпустила судьба Лермонтову, чтобы приуменьшить боль России от потери великого А.С.Пушкина. И вот теперь он ушёл вслед за ним. Давайте сегодня с любовью и болью вспомним этого гения, человека, который живёт в сердцах миллионов людей. Душа- свеча… У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья - с отблесками, что бросает вокруг себя. Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев? Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души. (зажигает свечи) III. Изучение новой темы. 1. Стадия вызова. На прошлом уроке я попросила вас познакомиться дома с биографией поэта и почитать его стихи. - Какие ассоциации появились у вас с именем М.Ю.Лермонтова? (Парус, море, Кавказ, горы, что-то грустное, печальное или мятежный - бурный, тревожный, неспокойный, мятущийся, неудовлетворенный, протестующий.). -Да, действительно, это лермонтовские слова. Запомните ваши ассоциации, мы вернемся к ним в конце урока. – Как вы почувствовали Лермонтова? (Стихи Лермонтова в основном посвящены свободе, воле. Он писал что-то о несбыточном. Очень много печального в его стихотворениях. 2. Постановка цели и задач урока. -Тема нашего урока «Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова» - Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть на все этапы жизни и творчества поэта. (записывают в тетради) Первый этап – « Начальная пора» или «Рождение» ( 1814-1815.) Второй этап – «Жизнь в Тарханах» (1815-1827гг.) Третий этап - «Учеба» (1828-1834 г.г.) Четвертый этап – «Творчество» (1827-1841 г.г) - На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы , изучая такую тему Сформулируйте их и запишите в тетради.. 1) Какую роль сыграла бабушка в жизни Лермонтова? 2) Где провел лучшие годы поэт? 3) Какое получил образование? 4) Чем интересовался Лермонтов, кроме поэзии? … 3. Демонстрация видеофильма «Биография Лермонтова».(http://www.x-files.kz/9016d5b3) 4. Беседа с уч – ся. - Итак, что вас особенно потрясло в его жизни? (Потрясло сиротство поэта. Он рано остался без матери, жил с бабушкой и т.д.) -Можно сказать , что причиной его печали и грусти было сиротство? - Да, действительно, сиротство, пожалуй, одна из основных причин того, что лирика поэта столь грустна, печальна, и порой трагична. В каком стихотворении эти нотки особенно отчетливо слышны? (зачитать стихотворение «Ужасная судьба отца и сына») - Знаете ли вы место, где прошло детство Лермонтова, творческую колыбель поэта? - В жизни каждого человека наступает период, когда ему хочется или нужно получить образование. Какое образование получил М.Ю.Лермонтов? Расскажите подробнее про этот период жизни. За что Лермонтова исключили из университета Расскажите о его учёбе в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. - Да, те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище противоречили складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет. 5. Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Парус». - Итак, четвертый этап – «Творчество» 1827-1841 г.г.(Учащиеся делают записи во время рассказа учителя.) 6.Рассказ учителя: - До 1837 года о том, что он поэт, знали только близкие друзья. Его любимым поэтом был Пушкин. . В январе 1837 года А.С.Пушкин был убит на дуэли. Потрясенный гибелью любимого поэта, М.Ю.Лермонтов написал стихотворение – «Смерть Поэта». (Выразительно рассказывается отрывок из стихотворения «Смерть Поэта»). - Это революционное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора. Поэт был арестован и сослан в действующую армию на Кавказ, где шла многолетняя война с горцами. Почти непрерывно он принимал участие в войне. Много ездил ссыльный поэт по Кавказу. Побывал в горских аулах, приморских городах, казачьих станицах. Он полюбил страну гор и ее величественную природу. Лермонтов очень много писал и рисовал. Именно здесь родились его многие стихи: баллада «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» Тогда же появилась и поэма «Мцыри». Это как раз те места, которые особенно нравились Михаилу Юрьевичу. Здесь и разворачивается действие поэмы «Мцыри». Читается отрывок из поэмы. Немного лет тому назад Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры… - Да, Кавказ! Колыбель поэзии М.Ю.Лермонтова! - Как ни печально, но погиб Лермонтов тоже на Кавказе. Современники понимали, что дуэль Лермонтова с Мартыновым была не просто дуэлью, а обдуманным политическим убийством. - Но Лермонтов не умер, он живет в своих стихах и прозе, которые мы читаем. Звучит соната №14 «Лунная». Свеча – душа. Горит свеча таланта. Из года в год, из поколения в поколение передается она – свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности. Парус его души остался одиноким. Но это всё – в земной жизни. А в том космически-безмерном океане, где белеет этот парус, в пространстве русской вечности, он не одинок, хотя и недосягаем. И пока живёт русский язык, пока бьётся русское сердце и жива русская душа – их будет звать к себе парус Лермонтова. IV.Закрепление и обобщение полученной информации. - А теперь давайте вернемся к началу нашего разговора. - На все ли интересующие вас вопросы вы получили ответы? - Совпали ли ваши ассоциации с той информацией, которую вы получили на уроке? -Как вы думаете, почему творчество Лермонтова до сих пор волнует читателей? -Согласитесь вы со словами И.Талькова, что поэты не рождаются случайно? V.Задание на дом. • Прочитать в учебнике «Личность и творчество М. Ю. Лермонтова в оценках современников и исследователей» • Написать эссе о любимых стихотворениях Лермонтова (восприятие, оценка). VI. Обобщение. Выставление оценок. | |
Просмотров: 1625 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|