Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русской литературы
2014-11-05, 8:14 AM
ФИО учителя Карабатырова
Гульнар Казезкановна 9 «а» класс
11класс Акмолинская область
Каз. ср. школа-интернат им.М.Габдуллина
2 неделя 11.05.2014 2урок. 9.20-10.05 кабинет математики

Тема урока Тема «маленького человека» в произведении Н.В.Гоголя «Шинель»

Указатели Учебник «Русская литература» 9класс Ж.Салханова, Г.Ауельбекова 164-181 стр.

Цель урока систематизировать знания учащихся о повести, исследовав тему «маленького человека» в произведении; раскрыть символический смысл образа шинели, связав его с замыслом автора

Задачи урока
1. проанализировать данную тему в сюжете повести;
2. раскрыть значение образа шинели в изображении внутреннего мира главного героя;
3. сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста, научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи произведения в отдельных образах, деталях;
4. развить образно-ассоциативные способности детей, показав близость между словесным и зрительным образами.

Основные идеи на уроке 1.Опираться на знания учеников
2.Дать ученикам возможность размышлять критически

Ожидаемый результат 1.Раскрыть тему урока путем обучения учеником других учеников
2.Учитель дает нужное направление
3.Дать возможность оценить свою работу и работу одноклассников
4.Знакомство с идеей произведения;
5.Умение детей раскрывать образ, внутренний мир главного героя;
6. Убедиться на примере повести в том, что человека нельзя оценивать только по социальному положению, в том, что даже самый обычный, незаметный человек может быть очень интересным;

Задания, дополнительная литература 1. Учебник «Русская литература» издательства «Мектеп» 2009 год
2. Учебник «Русская литература» издательства «Мектеп» (для русских школ) 2005г
3 Иллюстрации к произведению
1 урок. Тема «маленького человека»

Сквозная тема в повести Ключевые слова урока: «маленький человек», шинель, титулярный советник. Понять замысел писателя, т.е. суть самого произведения Определить роль «маленького человека» в современном мире



План урока: действия учителя и учеников
Организационный момент 0,5мин
Вопросы урока Действия учителя и учеников во время урока
В чем значение урока-
-что узнают дети?
-как сумели использовать свои знания?
-влияние своей жизненной практики?
-принесет ли пользу то , что узнали на уроке? -с помощью мозгового штурма определить тему урока 4.5 мин
І. Пробуждение интереса Слайд1
Учитель: - А.П.Чехов в своём рассказе « Крыжовник» писал: «Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о «маленьких людях». Мы опять прикасаемся к теме “маленького человека”, сквозной для русской литературы. Кого мы называем “маленьким человеком”? ”, “Станционный смотритель”, “Гробовщик”)
-Дома вы прочитали повесть Н.В.Гоголя «Шинель», познакомились с его героем.
Рассказ учителя о замысле повести «Шинель». - Замысел повести родился не сразу. В середине 30-ых годов Гоголь услышал анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми трудами сверх должности накопил сумму, достаточную для покупки хорошего ружья. В первый раз на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос лодки. Вдруг заметил, что ружья нет. Оно было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал. Все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Его товарищи, узнав о происшествии, купили ему новое ружьё…Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову.
-Какие уже знакомые произведения представляют эту тему?
(“Бедная Лиза”, “Медный всадник.“Станционный смотритель”, “Гробовщик”) Как тема «маленького человека» развивается в повести “Шинель”? Каким изображён главный герой повести?
-Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени. Почему?
- Незлобивость А.А. можно ли объяснить его “горемычной судьбой”?
- А о чём говорит фамилия “Башмачкин”?

Возможности для критического мышления
-какие возможности были предоставлены детям для свободного излагания мыслей?
-была ли организована самостоятельная работа? -активизировать деятельность учеников
-научить систематизировать знания, полученную информацию
ІІ. Воспроизведение произведения
Задание №1
Башмачников на службе Работа индивидуально1 мин.
Башмачников дома В паре 2 мин.
Башмачников в гостях В группе 5 мин.
Защита своей работы9 мин

Сделаем первый вывод и запишем ответы на этот вопрос в опорную схему «Маленький человек в повести Н.Гоголя «Шинель»»:
безропотное терпение;
отсутствие уважения сослуживцев;
ограниченность интересов.
Вы будете делать записи в тетрадях, а я оформлять это на доске в течение всего урока.
Новая информация -активизировать деятельность уч-ся
-организовать работу детей, системно используя стратегии крит.мышления (формирование умений задавать вопросы, анализировать, высказать свое мнение)
-умение совместно работать
-использование других источников


Рефлексия
-закрепление пройденного материала, использование его в своей жизни
-систематизировать полученные знания, проверить, насколько дети уяснили для себя тему «маленького человека» Работа с иллюстрациями.

Работа художника А. Беляева,.
- Таким ли вы представляли А.А.?
- Какие черты А.А. удалось передать художнику?
Распечатать и положить на каждую парту ещё одну иллюстрацию работы Натана Альтмана “Примерка шинели” 1934 года.
Неожиданное видение ситуации удалось обозначить художнику. Здесь налицо и сложная символика, и непривычный, “мягкий”, гротеск. (поменять фломастеры)
Задание : 1. Индивидуально/1мин / Слайд
2.Обсуждение в групп, добавить в свои записи /4мин / Слайд
3. защита /12 мин/ Слайд

- А как Гоголь описывает путь Башмачкина домой после визита к портному? У меня лично этот эпизод вызвал грустное настроение. Почему, как вы думаете?
- Каким показал его Гоголь?
- Ещё раз обратимся к нашим записям:
беззащитность.

- Почему потеря шинели для Башмачкина катастрофа? Мог он поправить положение?
- Добавим в запись:
-бессилие перед произволом.
- С чем в очередной раз столкнулся Акакий Акакиевич? Каково отношение к этому человеку начальства?
- Заканчиваем нашу запись:
равнодушие, отсутствие человеческого тепла и участия.
-Завершим наше представление о «маленьком человеке» Гоголя. (Учащийся зачитывает запись целиком). 1 мин
ІІІ. Заключение
Слайд - Ну а что же наш бедный Акакий Акакиевич?- Зачем Гоголю нужна смерть героя, ведь в анекдоте, который послужил замыслом, герой жив?
- Сюжет повести вроде бы исчерпан, и читатель уже получил довольно много духовно- нравственных уроков, но…повесть продолжается, и бедная история наша неожиданно принимает фантастическое окончание. Какое?- Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?- Какой идеей проникнута вся повесть «Шинель»? Поможет ответить на этот вопрос эпиграф. (Читают).- В персонажах Гоголя мы, к сожалению, узнаём и себя, современное общество. О чём заставляет нас задуматься автор «Шинели»?-
Ребята, напишите сочинение-миниатюру
«Всегда ли мы добры к людям?» 2 мин

Творческое задание: Составить Синквейн со словом шинель

-как закончить урок
Вид рефлексии
-прийти к общему выводу
-доказать свое мнение Обсуждение работ учащихся.
Заключительное слово учителя. 1мин
- Ребята, я надеюсь, что этот урок не оставил вас равнодушными. Научил ценить в людях доброту, милосердие.
- Слайд 6/2 2 мин
Дом.задание: Составить проект: что надо сделать, чтобы вернуть Акакию Акакиевичу человеческую жизнь
45 мин. Конец урока

Оценивание-самооценивание
-оценивание в группе
-оценка учителя
Итоговая оценка

Оценивание: /3мин/ Лист оценивания себя и других учеников
ФИО ученика Оценка за идею, за ораторство Оценка за активность Оценивание учителя

1
2
3
4
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Гуля1011
Просмотров: 1204 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 1:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru