Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-11-12, 6:16 AM | |
Тема: Род имен существительных Цель урока: познакомить с одним из грамматических признаков- родом; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; развивать речь; способствовать воспитанию ответственного отношения к учению. Ход урока: I. Организационный момент. II. Психологический настрой учащихся. - Настроимся на работу. Наши ушки будут слушать, наши глазки будут внимательно смотреть, наши пальчики будут красиво писать, наши головки будут хорошо думать ( погладить по голове) III. Установка. - Сегодня на уроке вы не только покажете свои знания, но и проверите их прочность. Урок у нас сегодня не совсем обычный. На уроке присутствуют гости. Мы должны их поприветствовать. Для начала отгадаем загадки. Загадки: -Стоит Антошка на одной ножке. (гриб) - Поля стеклянные, межи деревянные. (окно) - Четыре братца под одной крышей стоят. (стол) - Кланяется, кланяется, придет домой- растянется (топор) - Катится бочка, нет в ней сучочка (яйцо) - Сам худ голова с пуд, на работу вышел, каждый услышал. (молоток) - Ела- ела дуб- дуб поломала зуб- зуб. (пила) - В Москве говорят, а у нас слышат ( радио) - Конь стальной, хвост льняной. (иголка) - Туловище деревянное, голова железная, по двору шныряет, сено собирает. (вилы) - Зимой и летом одним цветом. ( ель) - Идет силач, добывает калач.(трактор) ГОСТЯМ ПРИВЕТ. Итак, эпиграф нашего сегодняшнего урока: « Знания зовут, а дела не ждут» Мы отправляемся вперед. Нас ждет урок. 1. Блиц- опрос. -На какие вопросы отвечает имя существительное? -Какие существительные называются одушевленные, а какие- неодушевленные? - Как пишутся собственные имена существительные? - Какие существительные пишутся с маленькой буквы? 2.Словарно- орфографическая работа. - А сейчас прочитайте слово, установив последовательность букв данного слова, - Какое слово вы прочитали? - Что такое корабль? - Для чего он предназначен? - Охарактеризуйте слово корабль как часть речи: Имя существительное, так как отвечает на вопрос что?, обозначает предмет, неодушевленное, нарицательное. 3. Сообщение темы и целей урока. - С самого начала мы с вами говорим о какой части речи? (сущ.) Сегодня мы с вами продолжим работу над этой части речи и познакомимся с одним из его грамматических признаков. 4. Изучение нового материала. - О чем вы думаете или что себе представляете, услышав слово корабль? КОРАБЛЬ Море путешествие погода солнце пальма волна остров океан - Что общего в этих словах? Почему? Разделим имена существительные на три группы. В первую включим слова, к которым можно подставить Он мой Океан Остров Корабль -Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова Она моя Волна Пальма Погода - Какие слова можно подставить к оставшимся словам? Оно мое Путешествие Солнце Море Распределив имена существительные по данным трем группам, мы разделим их по родам. Род- грамматический признак существительного. В русском языке три рода: м.р, ж.р, ср.р. Каждое слово относится к одному из трех родов. -Какого рода существительное, к которым можно подставить слово он, мой? С.( учебник) – правило. 5. Физминутка. И.с.- м.р.- сесть И.с.- ж.р.- хлопок И.с.- ср.р.- подпрыгнуть Дождь, трава, небо, океан, девочка, солнце, стол, яблоко, ученица, книга, труд. 6. Закрепление. Определите род существительного и разнесите в соответствующие колонки. Женский род Мужской род Средний род На я, и мягкий согласный На согласный, редко на а, я На о,е Она мо Он мой Оно моё Растение, дорога, дуб, стол, папа, дочь, природа, тетя, поле, озеро, кино, конь, Вася, еда, дядя, окно, олень, радость. - Определение рода имен существительных, в котором надо вычернуть лишние слова в записанных на доске столбиках: М.р. ж.р. ср. р. Звезда Башня Дерево Зал Пальма Бревно Журавль Ковер Роща Узор Волна Окно Ручей Лужа Озеро Море Сердце Стол - Выборочное письмо. Выпишите из стихотворения имена существительные и определите род. Тарелка, вилка, лодка, нож И каждый гвоздь И каждый дом И каравай хлеба И всё это создано трудом А не скатилось с неба. -Словесная разминка. (можно хором) Задание: заменить существительные мужского рода на существительное женского рода 1 ряд кот (кошка) Бык (корова) Пёс (собака) Волк (волчица) Кролик (крольчиха) Козел (коза) Ёж (ежиха) 2 ряд подберите наименование детёнышей животных Ежиха (ежонок) Тигрица (тигренок) Овца (ягненок) Лиса (лисенок) Гусыня (гусенок) Собака (щенок) Лошадь (жеребенок) Курица (цыпленок) Учитель: Вот и подошел у концу наш урок, надеюсь, что вы теперь сможете различать роды существительных. Урок окончен, веем спасибо за участие. А теперь прошу вас дать оценку уроку(карточки красный цвет – 5, зеленый – 4, желтый – 3) Д/З: упр 5,6 стр 138 | |
Просмотров: 762 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|