Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Род имен существительного
2014-11-12, 6:16 AM
Тема: Род имен существительных
Цель урока: познакомить с одним из грамматических признаков- родом;
способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
развивать речь;
способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Психологический настрой учащихся.
- Настроимся на работу. Наши ушки будут слушать, наши глазки будут внимательно смотреть, наши пальчики будут красиво писать, наши головки будут хорошо думать ( погладить по голове)
III. Установка.
- Сегодня на уроке вы не только покажете свои знания, но и проверите их прочность. Урок у нас сегодня не совсем обычный. На уроке присутствуют гости. Мы должны их поприветствовать. Для начала отгадаем загадки.
Загадки:
-Стоит Антошка на одной ножке. (гриб)
- Поля стеклянные, межи деревянные. (окно)
- Четыре братца под одной крышей стоят. (стол)
- Кланяется, кланяется, придет домой- растянется (топор)
- Катится бочка, нет в ней сучочка (яйцо)
- Сам худ голова с пуд, на работу вышел, каждый услышал. (молоток)
- Ела- ела дуб- дуб поломала зуб- зуб. (пила)
- В Москве говорят, а у нас слышат ( радио)
- Конь стальной, хвост льняной. (иголка)
- Туловище деревянное, голова железная, по двору шныряет, сено собирает. (вилы)
- Зимой и летом одним цветом. ( ель)
- Идет силач, добывает калач.(трактор)
ГОСТЯМ ПРИВЕТ.
Итак, эпиграф нашего сегодняшнего урока:
« Знания зовут, а дела не ждут»
Мы отправляемся вперед. Нас ждет урок.
1. Блиц- опрос.
-На какие вопросы отвечает имя существительное?
-Какие существительные называются одушевленные, а какие- неодушевленные?
- Как пишутся собственные имена существительные?
- Какие существительные пишутся с маленькой буквы?
2.Словарно- орфографическая работа.
- А сейчас прочитайте слово, установив последовательность букв данного слова,



- Какое слово вы прочитали?
- Что такое корабль?
- Для чего он предназначен?
- Охарактеризуйте слово корабль как часть речи:
Имя существительное, так как отвечает на вопрос что?, обозначает предмет, неодушевленное, нарицательное.
3. Сообщение темы и целей урока.
- С самого начала мы с вами говорим о какой части речи? (сущ.) Сегодня мы с вами продолжим работу над этой части речи и познакомимся с одним из его грамматических признаков.
4. Изучение нового материала.
- О чем вы думаете или что себе представляете, услышав слово корабль?

КОРАБЛЬ

Море путешествие погода солнце пальма волна остров океан

- Что общего в этих словах? Почему?
Разделим имена существительные на три группы. В первую включим слова, к которым можно подставить
Он мой
Океан
Остров
Корабль
-Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова
Она моя
Волна
Пальма
Погода
- Какие слова можно подставить к оставшимся словам?
Оно мое
Путешествие
Солнце
Море
Распределив имена существительные по данным трем группам, мы разделим их по родам.
Род- грамматический признак существительного. В русском языке три рода: м.р, ж.р, ср.р. Каждое слово относится к одному из трех родов.
-Какого рода существительное, к которым можно подставить слово он, мой?
С.( учебник) – правило.
5. Физминутка.
И.с.- м.р.- сесть
И.с.- ж.р.- хлопок
И.с.- ср.р.- подпрыгнуть
Дождь, трава, небо, океан, девочка, солнце, стол, яблоко, ученица, книга, труд.
6. Закрепление.
Определите род существительного и разнесите в соответствующие колонки.

Женский род Мужской род Средний род
На я, и мягкий согласный На согласный, редко на а, я На о,е
Она мо Он мой Оно моё

Растение, дорога, дуб, стол, папа, дочь, природа, тетя, поле, озеро, кино, конь, Вася, еда, дядя, окно, олень, радость.
- Определение рода имен существительных, в котором надо вычернуть лишние слова в записанных на доске столбиках:
М.р. ж.р. ср. р.
Звезда Башня Дерево
Зал Пальма Бревно
Журавль Ковер Роща
Узор Волна Окно
Ручей Лужа Озеро
Море Сердце Стол
- Выборочное письмо.
Выпишите из стихотворения имена существительные и определите род.
Тарелка, вилка, лодка, нож
И каждый гвоздь
И каждый дом
И каравай хлеба
И всё это создано трудом
А не скатилось с неба.

-Словесная разминка. (можно хором)
Задание: заменить существительные мужского рода на существительное женского рода
1 ряд кот (кошка)
Бык (корова)
Пёс (собака)
Волк (волчица)
Кролик (крольчиха)
Козел (коза)
Ёж (ежиха)
2 ряд подберите наименование детёнышей животных
Ежиха (ежонок)
Тигрица (тигренок)
Овца (ягненок)
Лиса (лисенок)
Гусыня (гусенок)
Собака (щенок)
Лошадь (жеребенок)
Курица (цыпленок)

Учитель: Вот и подошел у концу наш урок, надеюсь, что вы теперь сможете различать роды существительных. Урок окончен, веем спасибо за участие. А теперь прошу вас дать оценку уроку(карточки красный цвет – 5, зеленый – 4, желтый – 3)
Д/З: упр 5,6 стр 138
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Кульбаршин
Просмотров: 327 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru