Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка 6 класс
2014-11-22, 8:45 AM
Урок русского языка в 6 классе

Тема урока «Состав слова»

Тип урока: урок-путешествие

Цели урока: 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Состав слова», сформировать умение разбирать слово по составу, образовать новые слова с помощью суффикса и приставки сформировать навыки грамотного написания слов.
2.Развивать память мышление, воспитывать интерес к предмету.
3.Воспитывать у учащихся любовь к Родине

Оборудование: компьютерная презентация,интерактивная доска

Ход урока:

Организационный момент: (презентация«Состав слова» слайд№1)
Психологический настрой (на фоне раскрывающихся лепестков) Вдохните...
Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помагаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несет нам радость общения, наполняет сердца благородными чувствами. И подобно этим цветам, раскроются наши души, даря окружающим свет, тепло и любовь.
Улыбнитесь друг другу.
Вот с этим настроем мы начинаем наш урок.
«Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотней
Делать слово из частей.

(презентация «Состав слова» слайд №3)
«Человек, прислушивающийся к значимости корня,
суффикса заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня»
Н.Асеев
• А кто может сказать о себе также?

Вопрос: Какие задачи поставили перед собой и будем решать на уроке?
Ученик: Повторим все, что знаем о частях слова.
Учитель: Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, постораемся систематизировать имеющиеся знания.
(презентация «Состав слова» слайд №4)

Мы с вами отправимся в путешествие и будем путешествовать нам придется на паровозе. (презентация «Состав слова» слайд №5. )Ну что же давайте рассмотрим состав на котором совершим путешествие. Самое главное в составе поезда паровоз... Это движущая сила без нее нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не может.
Что это за часть . (корень)
Впереди маленький открытый вагончик для угля (ведь паровозу нужен уголь) Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка. Кто знает, как она называется (приставка)

Вагон за паровозом – это вагон для пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются (суффиксами)
А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнивать. Где всегда находится окончание.
Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово ? (корень, приставка, суффикс, окончание)
Вопрос: в какой последовательности надо выполнять разбор по составу.

Помни: при разборе слова оканчание и основу первым делом находи после корня будет суффикс, а приставка впереди.
Отправляются в путешествие 2 команды. «СОЛНЫШКО» и «ЗВЕЗДОЧКА» и первое игровое задание команды получают разобрать по составу слова название команд (СОЛНЫШКО, ЗВЕЗДОЧКА)
Первая остановка Петропавловск «Окончание» (презентация «Состав слова» слайд №6)
Здесь ученик в игре «Смотри не ошибись» должны вставить окончание в словах и найти главные члены предложения ( задание № 1 презентация «Состав слова» слайд №7)

Подьезжаем к Астане остановка «Корень» (презентация «Состав слова» слайд №8)
Команды в ходе игры «Кто быстрее, кто вернее, подбирают 1 группа однокоренные слова, 2 – формы одного слова

Формы слова (однокоренные) (задание № 2презентация «Состав слова» слайд №9)

Сад, садовник, садик, садовый, сада, саду.

( задание № 3презентация «Состав слова» слайд №10)
А сейчас в каждой группе найдите лишнее слово и разберите его по составу.
Водитель, водичка, водить.
Песик, песок, пес.
Газетный, газ, газовый.
Листок, лисичка, лисонька.
Мост через реку Иртыш называется у нас «Приставкой». (презентация «Состав слова» слайд №11)
Чтобы перебраться по мосту на другую сторону реки, нужно принять участие в игре «Пиши правильно и не ошибись»
( задание № 4 презентация «Состав слова» слайд №12)

Сберечь, сжалиться, разжигать, раздеваться, расселить, сберечь, сгрести, раздался, разложить, растворить, разгромить, расскидать, сблизить.

Приезжаем в Актау «Остановка Суффикс» (презентация «Состав слова» слайд №13)
Так как суффиксальный способ словообразования наиболее распространенный, на этой остановке у нас особенно много заданий.

( задание № 5 презентация «Состав слова» слайд №14)

( задание № 6 презентация «Состав слова» слайд №15)

Назвать детенышей этих животных и выделить в названиях суффиксы.
Верблюд, еж, слон, конь, медведь, тигр, козел.
Гусь, утка, курица, индюк, орел, журавль.

( задание № 7 презентация «Состав слова» слайд №16)
Образовать с помощью суффиксов новые слова и определить, какое значение они придают слову. (ник, - тель, - ист, - изм)



(презентация «Состав слова» слайд №17)На следующей остановке в городе Кокшетау «Основа» - детям предлагается выполнить задание: каждая команда получает текст, и нужно обозначить основу в выделенных словах.
И вот последняя остановка «Зеренда». (презентация «Состав слова» слайд №19) Здесь при поддержке команд ученики должны по очереди правильно распределить каждой ветке соответственно состав слов на казахском языке.
(презентация «Состав слова» слайд №20)

Следующее задание. Тест (презентация «Состав слова» слайд №21)

1. Часть, без которой слово не может существовать.
А) суффикс
Б) корень
В) окончание

2. Родственные слова
А) слова, которые сходны по смыслу
Б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов ?
А) нет
Б) да
4. Суффикс служит для связи слов в предложении
А) да
Б) нет
5. Корень – это
А) общая часть родственных слов
Б) общая часть слов

6. Разбор слова по составу надо начинать С
А) корня
Б) приставки
В) окончания

Оценки за урок

Домашняя работа
1. Придумайте и запишите сказку или рассказ о том как образовалось слово.
2. Придумайте и запишите 7 – 10 слов по схеме упражнения №8.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Кульшара
Просмотров: 807 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 5:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru