Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка 6 класс
2014-11-22, 8:45 AM
Урок русского языка в 6 классе

Тема урока «Состав слова»

Тип урока: урок-путешествие

Цели урока: 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Состав слова», сформировать умение разбирать слово по составу, образовать новые слова с помощью суффикса и приставки сформировать навыки грамотного написания слов.
2.Развивать память мышление, воспитывать интерес к предмету.
3.Воспитывать у учащихся любовь к Родине

Оборудование: компьютерная презентация,интерактивная доска

Ход урока:

Организационный момент: (презентация«Состав слова» слайд№1)
Психологический настрой (на фоне раскрывающихся лепестков) Вдохните...
Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помагаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несет нам радость общения, наполняет сердца благородными чувствами. И подобно этим цветам, раскроются наши души, даря окружающим свет, тепло и любовь.
Улыбнитесь друг другу.
Вот с этим настроем мы начинаем наш урок.
«Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотней
Делать слово из частей.

(презентация «Состав слова» слайд №3)
«Человек, прислушивающийся к значимости корня,
суффикса заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня»
Н.Асеев
• А кто может сказать о себе также?

Вопрос: Какие задачи поставили перед собой и будем решать на уроке?
Ученик: Повторим все, что знаем о частях слова.
Учитель: Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, постораемся систематизировать имеющиеся знания.
(презентация «Состав слова» слайд №4)

Мы с вами отправимся в путешествие и будем путешествовать нам придется на паровозе. (презентация «Состав слова» слайд №5. )Ну что же давайте рассмотрим состав на котором совершим путешествие. Самое главное в составе поезда паровоз... Это движущая сила без нее нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не может.
Что это за часть . (корень)
Впереди маленький открытый вагончик для угля (ведь паровозу нужен уголь) Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка. Кто знает, как она называется (приставка)

Вагон за паровозом – это вагон для пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются (суффиксами)
А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнивать. Где всегда находится окончание.
Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово ? (корень, приставка, суффикс, окончание)
Вопрос: в какой последовательности надо выполнять разбор по составу.

Помни: при разборе слова оканчание и основу первым делом находи после корня будет суффикс, а приставка впереди.
Отправляются в путешествие 2 команды. «СОЛНЫШКО» и «ЗВЕЗДОЧКА» и первое игровое задание команды получают разобрать по составу слова название команд (СОЛНЫШКО, ЗВЕЗДОЧКА)
Первая остановка Петропавловск «Окончание» (презентация «Состав слова» слайд №6)
Здесь ученик в игре «Смотри не ошибись» должны вставить окончание в словах и найти главные члены предложения ( задание № 1 презентация «Состав слова» слайд №7)

Подьезжаем к Астане остановка «Корень» (презентация «Состав слова» слайд №8)
Команды в ходе игры «Кто быстрее, кто вернее, подбирают 1 группа однокоренные слова, 2 – формы одного слова

Формы слова (однокоренные) (задание № 2презентация «Состав слова» слайд №9)

Сад, садовник, садик, садовый, сада, саду.

( задание № 3презентация «Состав слова» слайд №10)
А сейчас в каждой группе найдите лишнее слово и разберите его по составу.
Водитель, водичка, водить.
Песик, песок, пес.
Газетный, газ, газовый.
Листок, лисичка, лисонька.
Мост через реку Иртыш называется у нас «Приставкой». (презентация «Состав слова» слайд №11)
Чтобы перебраться по мосту на другую сторону реки, нужно принять участие в игре «Пиши правильно и не ошибись»
( задание № 4 презентация «Состав слова» слайд №12)

Сберечь, сжалиться, разжигать, раздеваться, расселить, сберечь, сгрести, раздался, разложить, растворить, разгромить, расскидать, сблизить.

Приезжаем в Актау «Остановка Суффикс» (презентация «Состав слова» слайд №13)
Так как суффиксальный способ словообразования наиболее распространенный, на этой остановке у нас особенно много заданий.

( задание № 5 презентация «Состав слова» слайд №14)

( задание № 6 презентация «Состав слова» слайд №15)

Назвать детенышей этих животных и выделить в названиях суффиксы.
Верблюд, еж, слон, конь, медведь, тигр, козел.
Гусь, утка, курица, индюк, орел, журавль.

( задание № 7 презентация «Состав слова» слайд №16)
Образовать с помощью суффиксов новые слова и определить, какое значение они придают слову. (ник, - тель, - ист, - изм)



(презентация «Состав слова» слайд №17)На следующей остановке в городе Кокшетау «Основа» - детям предлагается выполнить задание: каждая команда получает текст, и нужно обозначить основу в выделенных словах.
И вот последняя остановка «Зеренда». (презентация «Состав слова» слайд №19) Здесь при поддержке команд ученики должны по очереди правильно распределить каждой ветке соответственно состав слов на казахском языке.
(презентация «Состав слова» слайд №20)

Следующее задание. Тест (презентация «Состав слова» слайд №21)

1. Часть, без которой слово не может существовать.
А) суффикс
Б) корень
В) окончание

2. Родственные слова
А) слова, которые сходны по смыслу
Б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов ?
А) нет
Б) да
4. Суффикс служит для связи слов в предложении
А) да
Б) нет
5. Корень – это
А) общая часть родственных слов
Б) общая часть слов

6. Разбор слова по составу надо начинать С
А) корня
Б) приставки
В) окончания

Оценки за урок

Домашняя работа
1. Придумайте и запишите сказку или рассказ о том как образовалось слово.
2. Придумайте и запишите 7 – 10 слов по схеме упражнения №8.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Кульшара
Просмотров: 342 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-02-20, 2:36 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [172]
Педагогика [298]
Математика [807]
Физика [249]
История [346]
Классному руководителю [533]
Русский язык и литература [715]
Физическая культура [218]
Английский язык [427]
Искусство [187]
Родительский совет [15]
Биология [329]
Информатика [373]
Начальная школа [1923]
Мой Казахстан [246]
Технология [129]
Самопознание [178]
Технология труда [50]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [43]
Профессиональное образование [158]
Дошколенок [493]
География [134]
Школьная библиотека [52]
Казахский язык и литература [564]
Химия [38]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru