Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-12-05, 7:25 PM | |
Тема: Имя существительное. Знать: Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении. Повторить род, число, падеж, склонение существительного, разграничение категорий одушевлённости -неодушевлённости. Уметь: отличать имя существительное от других частей речи; Уметь разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Оборудование: магнитофон, кластер, письмо, интерактивная доска. Ход урока. I Учитель: Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, Даю названье всем предметам. Да. в гостях очень важный гость. Откройте тетради, запишите число и тему урока. -А что называется именем существительным? -Как думаете, можно ли построить предложение из одних существительных? Задание: Найти имя существительное, указать род, склонение, число. У меня своя точка зрения на имя существительное. (Блеф-клуб) 1. Я думаю, что: 1. Имя существительное относится к служебной части речи. 2. Имя существительное обозначает предмет. 3. Имя существительное отвечает на вопросы откуда? Где? Куда? Как? Когда? 4.Отвечает на вопросы Кто? Что? 5. Зависит от имени прилагательного 6. В предложении обычно бывает подлежащим, дополнением. 7. Существительное изменяется по лицам и числам. 8. Изменяется по родам, числам и падежам. Проверка 01010100 Работа с учебником . п52-правило. II 1 Упражнение №391 «Доброта» Ю. Друниной -прочитать выразительно. - 1 ученик у доски выполняет задание: выписать имена существительные, одушевлённые -неодушевлённые, нарицательные - собственные. 2. Категория числа: постоянная категория или нет. Кластер (число, род, падеж) Образуйте форму мн.числа от слова «доброта» Человек-люди( это пример супплетевизма – языкового явления, когда форма слова выражается образованиями от других корней.(я-мы, хорошо-лучше)) В древнерусском языке существовало: людь. До 18 века: человеков, человеками. Сейчас- ста человеками. с пятью человеками, с пятого человека. А знаете ли вы, что было 3 формы числа? Стол, конь - ед.ч. Столы, кони - мн.ч. Глаза, бока, рога, берега - двойственное число. 3. (кластер) Одушевлённое – неодушевленное А как вы определяете эту категорию? Одушевленные или неодушевленные: мертвец, покойник, кукла? Да, в грамматике эти существительные одушевленные. (Если у существительных во мн.ч. В.П. совпадает с Р.П.- оно одушевленное.) В.П. Р.П В.П. Р.П. Комнаты-комнат Коней-коней 4. Буквенный диктант. (Определить Одушевленное - неодушевленное) Отец, траншея, снаряд, похоронка, земля, окоп, защита, высота, мать, сын, солдат, брат, письмо, город, мина, Родина – проверяем. - Что объединяет эти слова? - А когда была эта война? - Недавно мы были в музее. Что вас больше всего поразило? ( на экране слово «Похоронка») Учитель: Письма с фронта. Они шли не в конверте, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Эти письма согревали бойца в холодном окопе, в холодной земле, вселяли надежду на встречу с родимым домом. (Звучит мелодия военных лет и на фоне объяснительный диктант.) Объяснительный диктант . Письма с войны. Пожелтевшие на сгибах треугольники. Для многих людей , которые потеряли в то суровое время родных, они являются живой ниточкой. Ниточка эта оборвалась в 1941 году, а живет в 2014 году. И берегут эти письма. Завещают детям и внукам. Пока будут живы военные письма, будет жить память о них. И до тех пор будет и наша душа живой. Берегите солдатские письма! Анализ текста: 1. Тема текста. 2. Основная мысль. 3. Тип текста. 4.Назвать сложные предложения и простые. 5. найдите односоставные предложения. 6. Найти существительные и определить одушевленные и неодушевленные. 7 Синтаксический разбор одного предложения (один ученик у доски) - Какую категорию существительного мы еще не назвали? (Нарицательные и собственные) Учитель: Мы помним, мы обязаны помнить о войне, чтобы она не повторилась. Ю.Бондарев сказал: «Человек есть то, что он помнит» Вопрос- А вы помните ветеранов? Самодиктант (записать фамилии ветеранов. живущих в селе Тимирязеве.) Для справки(Жумагазин Ескожа, Юртаев Николай Егорович, Решетняк Алексей Степанович, Кобелеков Кайркен Кобелекович, Маракулина Вера Алексеевна) Да, это имена собственные и мы должны их произносить стоя. 7. 1.Упр.394 «Символ мира» Основная мысль? 2. Имена собственные и нарицательные. Рефлексия урока Итак, что мы узнали нового об имени существительном? Оценки. Домашнее задание: п.52, №404, подготовиться к изложению. | |
Просмотров: 815 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|