Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-12-05, 7:29 PM | |
Тема: Нужно ли изучать Библию? Цели: Обучающие: -расширить представление учащихся о Библии как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике; -познакомить с библейскими традициями в литературе, музыке, живописи, отзвуками библейских историй в русской фразеологии. Развивающие: -развить умения делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Библии в новой(проблемной) ситуации; - использовать связаную речь для выражения своих мыслей; -умение оценивать, регулировать, контролировать свою деятельность в ходе групповой работы. Воспитывающие: -воспитывать нравственные ценности в детях, опираясь на мир историй Ветхого и Нового Завета. -воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного в детях. Тип урока: интегрированный Используемый метод: частично-поисковый Форма организации познавательной деятельности: групповая Оборудование: магнитофон, слайды, интерактивная доска, аудиозапись И.С. Бах(Ш. Гунно) «Аве Мария» Шуберта Ход урока. I Организационный момент. Учитель: Сегодня мы работаем в 4-х группах, в каждой – свой координатор. Я надеюсь на вашу помощь, координаторы; вы оцените работу своих товарищей в группе, выставив им оценки в конце урока. Вам отводится главная роль в координировании работы вашей группы. Достойные ответы будут поощряться жетонами в копилку вашей группы. (Мотивация, целеполагание) 1 слайд. (Земля) Учитель: Земля, дом. Земля гостеприимная и жестокая. Боги ветра , дождя, любви, войны- много богов! А потом каких-то 4000 лет назад появляется новая идея – единого Бога. Было слово, которое передавалось из уст в уста, из поколения в поколение, в храмах и дворцах древних городов, но чаще у пастушьего костра, в долине не широкой реки Иордан. Слово это передавалось из уст в уста, из поколение в поколение, из столетия в столетие, пока не вписалось в священную книгу –Библию. Содержание Библии так богато, как сама жизнь. Книга-книг является неиссякаемым источником вековой мудрости, мотивов и образов для создания художественных шедевров. « Библия оставила неизгладимый след в культуре человечества. Вряд ли можно понять до конца в истории литературы, изобразительного искусства и музыки прошлого, не зная сказания Моисея, угрозах пророков, проповедях Иисуса, не имея представления о посланиях Павла…» Постановка проблемы! 2 мнение насчёт Библии. Литературовед Шишаков: « Священное писание никому не нужно; это духовная отрава, сплетение первобытного невежества, грубых суеверий и жестокого насилия над совестью человеческой.» Исследователь Косидовский: « Библия является одним из шедевров мировой литературы, произведением реальным, в котором бурлит и хлещет через край настоящая жизнь.» -Какое мнение вам ближе? Почему? Запишите тему урока… (Восприятие, осмысление, осознание) II а) Разминка.( за правильный ответ-жетон) 1. Что означает слово «Библия»? 2. Из каких книг состоит Библия?(Ветхий и Новый) 3. Сколько дней понадобилось Богу для сотворения мира?(6) 4. Почему Иисус Христос пришел в мир не грозным воином, а беззащитным ребёнком? 5. Как звали царя, который хотел убить И.Х.? (Ирод) 6. Как звали мужа Марии? (Иосиф) 7. Почему в Рождество и Новый год наряжают ёлку? 8. Кто, какой народ принялся первым наряжать ёлку к празднику Рождества?( немцы) 9. Что означает имя Иисус?(избранник Бога) 10. Во сколько лет Иисус стал обладать силой Святого Духа?(30) 11. Чем занимался Иисус до сошествия на него Святого Духа?(плотничал) 12. За что Бог решил наказать людей? 13. Как называется корабль, на котором должна быть сохранена жизнь на Земле? (ковчег) 14. Кого первым выпустил Ной из ковчега? 15. Что принёс голубь в клюве, означающая, что суша уже обнажилась? ( оливковая ветвь) 16. Из чего строили Вавилонскую башню? (кирпич) 17. Зачем строили? 18. Кто такой Соломон? 19. Как он рассудил спор двух женщин? 20. Что означают имена Адам и Ева? (человек, жизнь) б) -Для людей какой веры Библия является священной книгой?(иудаизм, христианство) -Какие законы проповедуются в Библии? 2 слайд (заповеди) - Какие из этих законов являются общечеловеческими, независимыми от того какой он веры? - Почему мы называем их общечеловеческими? Учитель: Делаем первый вывод: Зачем изучать Библию? ( Библия –источник добра, нравственности, это своеобразный Ноев ковчег для тех, кто пал духом) III Кстати, как в языкознании называется Ноев ковчег?(фразеологизм) Крылатые выражения - так называется наша следующая страничка. (жетоны за правильный ответ) -Дайте им современное толкование и объясните их применение. 1. Вавилонское столпотворение (беспорядок, суматоха) 2. Запретный плод( что-либо желаемое, изображение «Блудный сын») 3. Садом и Гоморра ( шум, суматоха) 4. Соломоново решение(суд мудрый, скорый) 5. Ноев ковчег(средство спасения) 6. Всякой твари по паре( смешанный, пестрый состав группы) 7. Манна небесная(благо, которое давалось без труда) 8. Блудный сын (иронический смысл в современном русском языке оступившийся и осознавший свои ошибки ) 9. Не от мира сего. 10. Нести свой крест. 11. Съесть пуд соли. №9 Часто мы называем так людей, которые шагают впереди всех, видят больше, понимают глубже. Обычно таких людей не понимают современники. Хорошо это или плохо? №10 А во времена Христа это стало поводом для казни. Понтий Пилат вынес такой приговор («Мастер и Маргарита» Булгаков). Христа схватили, так как Понтий Пилат боялся за свою власть. Христос не хотел разрушать Храм Божий, а хотел построить Храм Истины. Он послан отцом истинным, он не от мира сего. («Мастер и Маргарита» Булгаков) Иисус Христос к месту казни нёс свой крест, на котором его распяли. Слайд№7. Несение креста. Нести крест –идти до конца по трудному пути, не отстраняясь, от выполнения предназначения. Притча (о двух странниках). - В чём ее смысл? Это были выражения, связанные с Библией, жизнью Иисуса Христа. Но фразеологизмами библейского происхождения называют и те выражения, которые встречаются в речи жителей времени Христа. Могли быть услышаны жителями(показ областей на карте). Сценка. (обыгрывают сцену заключительной сделки)- Что означает? Какой фразеологизм? В знак согласия съедают щепотку соли. Согласие их не нарушалось, как соль, которая не портится. Пуд соли съесть. Пуд соли съесть можно только с верным человеком. Желаю всем, чтобы у каждого был такой друг, с которым можно пуд соли съесть. А фразеологизмы помогают напомнить о жизни Христа, о Библии, о жизни тех людей, соотнести с нашей жизнью, с нашими ценностями. «Пейте чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». (сл. святого апостола Петра) IV Работа в группах. А) 1. Угадать о каком эпизоде из Библии идет речь? Певец –Давид был ростом мал, Но повалил же Голиафа, Который был и генерал, И побожусь, не ниже графа. (А.Пушкин) 2. Отравлен хлеб, И воздух выпит, Как трудно раны врачевать Иосиф, проданный в Египет Не мог сильнее тосковать. (О. Мандельштам) А в литературе примеры, которые вы знаете? Анна Ахматова «Лотова жена» Б) Мелодия «Аве Мария» Вслушайтесь в мелодию. Кому посвящается это произведение? Какая картина представляется вам? Опишите свои мысли и чувства, возникшие при звучании этого произведения. На доске картина «Сикстинская мадонна» Работа в группах. Мелодия звучит. -Дети рисуют свои ощущения. V Учитель музыки рассказывает историю создания этой мелодии. Учитель: Библейские истории, личности, о которых рассказывается на страницах Ветхого Завета, не могли оставить равнодушными музыкантов, скульпторов, художников. Произведения искусства, посвященные библейским сюжетам, великое множество. Здесь изображены некоторые из них. Определите какой библейский герой или сюжет изображён? Слайды. ( Названия картин и скульптур появляются на слайде после ответа представителей группы) Сальвадор Дали «Иисус» 1 «Явление Христа народу» Иванов 2. « Крещение князя Владимира» В.Васнецов 3. «Сикстинская мадонна» Рафаэль 4. «Христос в пустыне» Крамской 5. « Возвращение блудного сына» Рембранд VI Подведение итогов, выводы. Мы прошли с вами сегодня лишь по некоторым страницам Ветхого Завета , лишь немного прикоснулись к этой великой книге. Были ли для вас открытия на этом уроке? Я хочу вернуться к началу нашего урока, к теме и спросить: нужно ли изучат Библию? Ответы учащихся (по 1 человеку из группы) «за» и «против». А для меня лично Библия – это источник многих размышлений: что есть добро и зло, милосердие и сострадание. VII Оценки.(координаторы) | |
Просмотров: 651 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|