Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Н.С.Лескова "Левша"
2014-12-09, 3:21 PM
Тема урок внеклассного чтения по сказу Н.С.Лескова «Левша»
Цель: - определить главную идею произведения,раскрыть образы русских императоров,показать положительные и отрицательные качества казака Платова, гениальность русских умельцев , их духовное богатство, развивать речь учащихся, творчество,прививать любовь к литературе.

Ход урока
1 Слово учителя.объявляется тема и цель урока.(Слайд 2)
2. Эпиграф урока
Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе Н.С. Лесков(Слайд3)
3 Познавательная разминка
Учитель: Я прочитаю вам пословицы, отгадав их, вы вспомните, о каком герое пойдет речь.
а) К большому терпению приходит умение.
б) В гостях хорошо, а дома лучше
в) Что имеем, – не храним, потерявши плачем. ( Ответы учащихся без комментариев)
4. Что в литературе называется сказом? (Слайд 4) (Сказ - это повествование, основанное на народных преданиях, легендах, в которых зарисовки народного быта и нравов. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи)
Вывод: Рассказывает не просто рассказчик, а участник событий.
(Рассказчик – человек очень интересный. Он не образован, но трудолюбивый, мастеровой мужик).
Как по –вашему где рассказчик принимал участие в этом сказе? : (Рассказчик, может быть, работал вместе с Левшой. Он – старый оружейник, уважал царя Николая Павловича. Соблюдает русские обычаи. Рассказчик похож на Левшу, только одет опрятнее и похитрее Левши. Левша очень уж добрый и простой)
– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.(Слайд 5)
Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоскоп – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Смолевые непромокабли.
Для чего рассказчик «искажает» звучание этих слов?(Чтобы подтвердить,что рассказчик –выходец из народа и необразованный)
Давайте попытаемся раскрыть по цитатам царей Александра Павловича и Николая Павловича.(Слайд6)
Итак, царь Александр Павлович. Сначала прочитаем цитаты.(Слайд7)
а) «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»;
б) «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»;
в) «Государь на все это радуется»;
учащийся:
г) «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»;
д) «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»;
е) «Пожалуйста, не порть мне политики»;
учащийся:
ж) «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
з) «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве»;
Как эти цитаты характеризуют царя Александра Павловича
(Александр Павлович был человеком слишком мягким. Он не верил в свой народ, в то, что русские люди тоже талантливые. Ему казалось, что в России все хуже, чем в других странах)
учащийся : (У него не было гордости за свою страну. И он мало интересовался тем, как живут простые люди)
Охарактеризуйте царя Николая Павловича. Читаем цитаты.(Слайд8)
а) «Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;
б) «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;
в) «был ужасно какой замечательны и памятный – ничего не забывал»;
1 учащийся:
г) «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»
д) «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»;
( У государя Николая Павловича характер был совсем другой. Он верил в русских мастеров, надеялся на них. Знал, что они ничуть не хуже заморских. И они не подвели царя(Слайд9)
Ребята, а что общего у царей Александра и Николая?
Вывод: Но и государь Александр Павлович и Николай Павлович мало заботились о своем народе. Они не интересовались, как им живется, в каких условиях они работают.
Из истории России известно,что донской казак Платов Матвей Иванович – военный деятель, соратник Суворова и Кутузова. Участник Отечественной войны 1812 года, герой.
Каким показан Платов в сказе «Левша»?(Слайд10)
Как он воспринимает английские диковенные вещи? Как уличает в обмане англичан?
Как относится Платов к оружейным мастеровым?
Можно ли оправдать его грубое отношение с левшой?
Почему он не разрешил взять левше документы?
Вывод: Платов в сказе показан человеком жестоким, трусливым. Он хитрит, нервничает, боится. Он не позволил Левше взять документ. Когда товарищ Левши почуял что-то неладное и спросил: «Как же вы его без тугамента увозите. Ему нельзя будет назад следовать.»То Платов вместо ответа показал кулак – Вот вам тугамент! Он плохо поступил по отношению к Левше)
Вывод: Храбрость на войне и политическая храбрость – разные вещи. Действия Платова – это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа. И вот перед ним представитель простого мастерового народа. Где же его любовь? Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного, некрасивого мастера, у которого родимое пятно, выдранные за годы учения волосы, косые глаза. Платов в сказе увиден глазами простого человека.
Проследим, как ведет себя Левша с императором Николаем Павловичем? (Слайд11)Глава 13. (Левша очень просто разговаривал с царем, не заискивал, не боялся его придворных)
В чем проявилась гениальность русских оружейных мастеров?
Левша у англичан.
- Что вызывает восхищение англичан в тульском умельце и в чем они видят его слабость?
( Англичане видят, что Левша очень талантливый, но он не знает грамоты, простых математических расчетов)
Вывод. С одной стороны – гениальность Левши, а с другой – полное невежество.
Почему блоха перестала танцевать?
( Подковы, которыми тульские мастера подковали блоху, изменили ее вес. И точный математический расчет был нарушен. А тульские мастера этого не знали )
Какую разницу увидел Левша в жизни английских умельцев и своих тульских мастеровых?(16 гл)
Почему левша не остался в Англии,ведь ему предлагали хорошие условия жизни, почет,уважение?
Какую тайну старого английского оружия он разгадал?( он догадался, что нельзя чистить стволы ружей кирпичом, потому что нарушается точный математический расчет: кирпич стачивает металлическую поверхность, пуля будет выкатываться из дула )
Вывод: Тульский Левша, несмотря на уговоры остаться в Англии, жить намного лучше, чем в России, остается верен своей неблагодарной, но милой сердцу Родине.и еще ему хотелось побыстрей рассказать о тайне английского оружия на Родине)
Как наградили англичане левшу за его талант?
Как закончилась история Левши после прибытия в Петербург?
( Больного Левшу привезли в полицейский участок, «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам. Привезли чуть живого в больницу для нищих. Без документов его в больнице не принимали. Левша умирает)
Кто оказал заботу о больном левше? –
О чем думает перед смертью Левша?
(Перед смертью Левша думает не о себе, а как довести до царя, что ружья нельзя чистить кирпичом, а то они стрелять не годятся)
Как граф Чернышев отнесся к открытию покойного Левши,когда доктор пытался передать государю эту тайну?

Вывод: Граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской войне
- Кто же виноват в страшной судьбе Левши?
( Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей от царедворца до городового, доходящие не только до побоев и ограбления, но и по сути до убийства гениального мастера)
Вывод: (Слайд12) Права русская пословица «Что имеем, - не храним, потерявши плачем». Много было загублено талантливых людей ничтожными чиновниками. Но народ ценит мастерство, и доказательство этому – сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе.
Не верховная власть озабочена честью и судьбой русских людей,Родины, а простые тульские мужики. Они берегли честь и славу России и составляли ее надежду. И на таких людях держится земля русская.
Почему это произведение Лесков назвал нарицательным именем левшой? Какую мысль хотел подчеркнуть писатель в этом сказе?
Вывод: Богата талантами русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу, а самую тонкую, ювелирную работу выполняет левша .
Обычно считают, что левой рукой творить что-то изящное, творческое почти невозможно. Но люди с доминированием левого полушария головного мозга ничем не отличаются от нас правшей, и среди них зачастую бывают талантливые художники, скульпторы, резчики по дереву, музыканты и так далее.
У нас в классе 4 левши, и все они талантливые дети. Показ выставки работ учащихся.
Дом.зад
Категория: Русский язык и литература | Добавил: gutovaolgadmitrievna
Просмотров: 830 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru