Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Пособие по русскому языку для самостоятельной подготовки учащихся 11 класса по разделу «Морфология.
2014-12-11, 5:14 PM
Новонежинская средняя школа имени
Батыржана Кенжетаева
отдела образования Аулиекольского района
Костанайской области Республики Казахстан

Пособие
по русскому языку для
самостоятельной подготовки учащихся 11 класса по разделу
«Морфология. Служебные части речи».

Составители:
Мурзакулова М.А., Ахатова А.Б.

Содержание.

1.Титульный лист.

2.Содержание.

3.Пояснительная записка.

4.Программа пособия.

6. Приложение №1 (сборник схем, таблиц ).

7. Приложение №2 (сборник дидактических заданий ) .

8. Приложение №3 (сборник контрольных заданий).

9. Приложение №4 (ответы к заданиям и тестам).

10.Список литературы.

Пояснительная записка
Служебные части речи – тема, которая относится к традиционно изучаемой в школе по программе предмета русский язык. Поэтому, казалось бы, вопросы содержания предлагаемого пособия не актуальны. Однако анализ итогов ЕНТ за несколько лет показывает, что из вопросов по темам школьного курса, вызывающих наибольшие трудности, 15% относятся к теме «Морфология. Служебные части речи».
Программа курса «Морфология. Служебные части речи» предполагает самостоятельную подготовку учащихся 11 класса к ЕНТ по русскому языку. Курс отличается практической направленностью, учит работать с таблицами, схемами,. Предусмотрены тренинги, упражнения комбинированного характера для отработки умений и навыков, а также контрольные промежуточные и итоговые задания с последующей самопроверкой. Возможны консультации учителя по желанию учащегося. Предлагаемые задания требуют не только простого воспроизведения изученного материала, но и его группировки, сравнения, сопоставления, установления связей
Знания, умения и навыки, полученные учащимися к концу изучения данного курса. послужат прочным фундаментом для успешной сдачи ЕНТ.
Цель:
- обеспечение качественной подготовки учащихся к ЕНТ по теме «Служебные части речи».
Задачи:
- систематизация и обобщение знаний по теме «Служебные части речи»;
- формирование умения использовать теоретические знания для решения практических задач;
- формирование навыка работы с обобщающими таблицами, опорными схемами,;
- совершенствование лингвистических и коммуникативных умений и навыков;
- формирование навыка работы со справочной литературой.

Программа курса
№ тема Практическая работа Цель
1 Входящая контрольная работа (текст) Контрольная работа (текст) Выявление пробелов в знаниях по теме «Служебные части речи».
2 Самоанализ контрольной работы Самоанализ контрольной работы с помощью ключа.
Выявление пробелов в знаниях по теме «Служебные части речи».
3 Понятие о предлоге Повторение сведений о предлоге.
Знать:
синтаксическую роль предлога; способы образования предлогов; слитное и раздельное написание производных предлогов.
Уметь:
различать предлоги и приставки; отличать предлоги от омонимичных им знаменательных частей речи;
производить морфологический разбор предлога
4 Разряды предлогов по значению Работа с таблицей №1 + тренинг№1

5 Первообразные (непроизводные) и вторичные (производные) предлоги.

Работа с таблицей № 2 + тренинг№2

6 Правописание предлогов Работа с таблицей №3 + тренинг №3
7 Морфологический разбор предлога. Морфологический разбор предлога. (тренинг №3)


8 Контрольная работа «Предлог» (тест) Контрольная работа «Предлог» (тест)

9 Самоанализ контрольной работы «Предлог» (теста)
Самоанализ контрольной работы «Предлог» (теста) с помощью ключа. Консультация учителя (по желанию учащегося)


10 Понятие о союзе.
Повторение сведений о союзе

Знать:
грамматическое понятие союза как служебной части речи
Уметь:
отличать союз от предлога и других знаменательных частей речи;
отличать подчинительные союзы от сочинительных;
разграничивать разряды сочинительных и подчинительных союзов;
выработать навыки слитного написания союзов и различение их от омонимичных знаменательных частей речи с частицами и предлогами;
производить морфологический разбор союза
11
Союз как служебная часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы.
Разряды сочинительных и подчинительных союзов.
Работа с таблицей №4+ тренинг№ 4
12


Производные и непроизводные союзы.
Простые и составные союзы.

Работа с таблицей № 5,
+ задание № 5


14
Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы.


Работа со схемой №6 + упражнение № 6


15
Морфологический разбор союза.
Работа по плану морфологического разбора союза. (тренинг №7)


16
Контрольная работа «Союз» (тест)


Контрольная работа «Союз» (тест)


17 Самоанализ контрольной работы «Союз» (теста) Самоанализ контрольной работы «Союз» (теста) с помощью ключа. Консультация учителя (по желанию учащегося)
18 Понятие о частице. Повторение сведений о частице. Знать:
грамматическое понятие частицы как служебной части речи
Уметь:
Различать разряды частиц по значению; отличать частицу от других служебных частей речи; выработка навыка правописания частиц;
производить морфологический разбор частицы
19 Разряды частиц по значению и роли в предложении и в речи. Работа по таблицам № 7, №8 + тренинг № 8
20 Значение частиц не и ни. Правописание отрицательных частиц –не, ни, формообразующих, модальных частиц Работа по таблице №9,10,схеме №11 +работа с текстом № 9
21 Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные. Работа по таблице №12 т
22 Морфологический разбор частицы. Работа по плану морфологического разбора частицы. (тренинг № 10)
23 Контрольная работа «Частица» (тест) Контрольная работа «Частица» (тест)
24 Самоанализ контрольной работы «Частица» (теста) Самоанализ контрольной работы «Частица» (теста) с помощью ключа Консультация учителя (по желанию учащегося)
25 Понятие о междометии. Повторение сведений о междометии как особой группе слов. Знать:
понятие междометия как особой группе слов
Уметь:
отличать междометие от служебных и самостоятельных частей речи;
отличать группы междометий по значению;
различать производные, непроизводные междометия
26 Группы междометий по значению. Работа по схеме №13
27 Производные и непроизводные междометия. Знаки препинания при междометиях. Работа по схеме №14, №15 + тренинг №11


28 Итоговая контрольная работа «Служебные части речи» (тест) Контрольная работа «Служебные части речи»(тест)
29 Самоанализ итоговой контрольной работы «Служебные части речи» (теста). Самоанализ контрольной работы «Служебные части речи» (теста) с помощью ключа. Консультация учителя (по желанию учащегося) Выявление уровня подготовленности по теме «Служебные части речи».

Приложение №1
Сборник таблиц, схем по теме

«Служебные части речи»

Таблица№1 Предлог
ПРЕДЛОГ – служебная часть речи, которая указывает на различные отношения между словами в предложении.
По значению предлоги делятся на разряды:

Разряды Предлоги Примеры
Пространственные (указывают на место) В, на, из-за, под, из -под, около, вокруг, возле, у, к, над, с… Сидеть на берегу, ждать около дома, лежать под навесом, бегать вокруг школы.
Временные (указывают на время) Через, за, к, до, на, перед, по, с, в течение, в продолжение, Приехать на неделю позже, вернуться в ночи, прийти перед отъездом, слушать в продолжение спектакля, работать в течение года
Причинные (указывают на причину) Из-за, вследствие, ввиду, за, от, по, благодаря… Сделано по просьбе, дрожать от холода, выполнил благодаря другу, ввиду непогоды, вследствие ожога.
Целевые (указывают на цель, помогают отвечать на вопросы зачем? с какой целью?) Для, ради, на, за, под, с… Вырез для воротничка, идти за подарками, трудиться на благо Родины, явиться с визитом, помогать ради дружбы.
Способа (образа) действия (указывают на образ действия, помогают отвечать на вопросы как? Каким образом? ) С, без, в, по, через, в… Ехать на машине, работать с увлечением, говорить по душам, писать без ошибок.
Объектные (дополнительные) (указывают на предмет на который направлено действие, отвечают на вопросы косвенных падежей) Насчет, об, про, с, у, за, по, в, на, над, о, от… Забыть про болезни, говорить с другом, задание по истории, записать в тетради, прислушаться к совету, мечтать о славе.
По составу предлоги бывают
Простые Сложные Составные
В, к, за, на, до, без, под, через, при. Из-за, из-под, по-над,., Во время, по причине, несмотря на

Таблица№2
Первообразные (непроизводные) и вторичные (производные).
Непроизводные предлоги возникли очень давно. Многие из них многозначны: например,
Поехать в город (пространственный), прочитать в книге (дополнительный, объектный)
К непроизводным предлогам относятся: с, у, по, от, за, на, до, для, при, в(во), к(ко), о(об, обо), пред(перед), из(изо),без(безо) над(надо)
Вторичные (производные) образовались в более позднее время неморфологическим способом от знаменательных частей речи
Части речи Производный предлог Примеры
Наречие Вопреки, мимо, напротив, впереди, вокруг, вдоль, возле Напротив двери, вокруг елки, впереди всех, мимо города, вопреки ожиданиям
Имя существительное Вроде, вследствие, в течение , в продолжение, насчет ввиду Насчет встречи, ввиду плохой погоды, в течение урока, в продолжение года.
Деепричастие Благодаря, включая, несмотря на , спустя, … Несмотря на непогоду, благодаря родителям, спустя год, включая взрослых.
Употребление предлогов с несколькими падежами

падежи предлоги
С одним падежом С двумя падежами С тремя падежами
родительный Без, близ, ввиду, возле, в отношении, вокруг, впереди, в продолжение, вследствие, в течение, из-за, из-под, против, около, кроме, подле, прежде, по мере, после, до, из, для, у, Между С
дательный Благодаря, к, согласно, соответственно, вопреки, По
Винительный Несмотря на, про, через, с, сквозь В (во), об (обо), под, за ,на , о По, с,
Творительный В соответствии с, над(надо), перед, в связи с, согласно с За, между, под, С

Предложный При, В, на, о, (об,обо) по
Таблица№3
Правописание предлогов

Слитно Раздельно Через дефис На конце пиши Е Употребляются с дательным падежом
Вследствие, (в значении, из-за), насчет(в значении о), вдоль, вместо, наподобие, ввиду(из-за), наперекор, внутри, вокруг, навстречу, напротив, поверх В течение, в продолжение, в заключение, по причине, в целях, со стороны, в меру, в силу, по мере, в отношении, в отличие, в смысле, за счет, за исключением, в связи. Из-за, из-под, по-над, по-за, по-под В течение, в продолжение,
в заключение, вследствие Благодаря(благодаря другу), согласно (согласно графику), вопреки (вопреки предсказанию), наперекор (наперекор судьбе), навстречу (навстречу ветру).

План морфологического разбора предлога

I.Часть речи. Общее значение
II. Морфологические признаки:
- неизменяемое слово;
- производный или непроизводный;
- простой, сложный или составной.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
По – предлог (пространственное значение)
х д.п.
I. Росли по сторонам
II. Морф. признак – неизменяемое слово, непроизводный, простой.
III. Не член предложения.


Союз как служебная часть речи
Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного.
Союзы не изменяются и не являются членами предложения.

Таблица №4

Виды союзов Разряды союзов
Сочинительные – связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного 1.Соединительные : и, да ( в значении и),тоже, также, не только…но и, как…так и ни… ни.
2.Противительные : а, но, да (в значении но), зато, однако.
3.Разделительные : или, иль, либо, не то… не то, то…то.
Подчинительные – связывают в составе сложного простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому 1.Причинные: потому что, оттого что, так как, в виду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что и др.
2.Целевые: чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы
3.Временные: когда, лишь, лишь только, пока, едва
4.Условные: если, если бы, раз, ли, как скоро ежели
5.Сравнительные: как, будто, словно, точно
6.Изъяснительные: что, чтобы, как
7.Уступительные: несмотря на то что, как ни, хотя
8.Следствия: так что

Таблица №5

По происхождению союзы бывают:
1.непроизводные (т.е. не образованы от других частей речи): и, а , но
или
2.производные (т.е. образованы путём перехода других частей речи в союзы): хотя, благодаря тому что, точно

По структуре союзы делятся на
простые (и, а, но, поэтому, также, тоже, чтобы, зато) и
составные (так как, потому что, для того чтобы, с тех пор как)

По употреблению союзы делятся на:
Одиночные (употребляются по одиночке, один раз): но, если, когда
Повторяющиеся (употребляются в паре): ни…ни, не то…не то
Двойные (состоят из нескольких слов, которые взаимно связаны, но отделены друг от друга другими словами): не только…но и, как… так и,
чем…тем
непроизводные производные
простые простые составные
И, а, но, да, или, либо Что, как, тоже, также, чтобы, поэтому, итак, хотя, точно Потому что, так как, вследствие того что, для того чтобы, не только…но и

Схема №6
Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато

Морфологический разбор союза
План разбора
I.Часть речи. Общее значение.
IIМорфологические признаки:
1)разряд по функции (сочинительный или подчинитеьный)
2)разряд по структуре(простой, составной)
3)неизменяемое слово)
IIIСинтаксическая роль.
Образец разбора
Блеснула молния, и хлынул дождь.
I.И - союз
IIМорф. призн.- соч.,соед., простой
IIIНе член предложения
Таблица №7
Переход из самостоятельных частей речи в служебные

Из самостоятельных В служебные
Существительные
В верхнем течении реки образовались пороги (где образовались пороги?) Предлоги
В течение прошлого лета было много солнечных дней. (Прошлым летом было много солнечных дней.)
Деепричастия
Декламировал Витя выразительно, не смотря в текст (как декламировал?) Предлоги
Несмотря на уговоры, Андрей рано ушёл домой. (Хотя Андрея уговаривали, он рано ушел домой.)
Наречия
Они сидели рядом (как сидели?) Предлоги
Рядом с домом росло большое дерево. (С дома росло большое дерево.)
Местоимения
Что лежит на столе?
Расскажи, что произошло вчера (опустить что нельзя) Союзы
Он почувствовал, что кружится голова. (Он почувствовал: кружится голова.)
Для того чтобы правильно определить, какой частью речи является слово, нужно рассматривать его в предложении

Частица – служебная часть речи, с помощью которой образуются формы наклонений глагола и которая вносит в предложение оттенки значения.
Таблица №8
Разряды частиц по значению
Разряды частиц Для чего служат Примеры
Формообразующие Для образования условного и повелительного наклонения глагола Да, давай, давайте, бы (б), пусть, пускай
Отрицательные Для выражения отрицания, усиления отрицания, а также придают предложению положительное значение при двойном отрицании Не, ни
Модальные Для выражения различных смысловых оттенков и чувств в предложении Неужели, разве, ли, что за

Частицы не являются членами предложения, не изменяются, могут образовывать слова разных частей речи. В зависимости от выполняемой функции частицы бывают словообразующими и формообразующими
Словообразующие частицы: кое, то, либо, нибудь, не, ни.
Формообразующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения), более, менее, наиболее, наименее, самый, всего, всех, было, бывало.
Словообразующие частицы являются компонентами слова, а формообразующие – компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол.
По происхождению частицы делятся на производные и непроизводные.
Производные частицы сохраняют связь с исходными словами, то есть можно сказать, от какой части речи они произошли: все, всего (от местоимений), где, там (от наречий), ведь, мол (от глаголов), будто, словно (от союзов).
Непроизводными являются частицы вот, вон и другие, происхождение которых трудно проследить.
Таблица №9
О модальных частицах
Смысловые оттенки модальных частиц
указание вопрос уточнение Выделение
Вот
Вон
А вот
А вон Ли
Неужели
разве Именно
Как раз Только
Лишь
Почти
исключительно
Частицы, отражающие чувства
сомнение усиление смягчение Восклицание
Вряд ли
Едва ли Даже
Уж
Всё
Всё-таки
Ни
И
Даже и
ведь -ка Что за
как

Таблица №10
Значения частицы НЕ

Отрицательное значение Положительное значение
Всего предложения Отдельного слова Товарищ не мог не помочь мне.
Не спешите с ответом
Не бывать этому Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.

Значения частицы НИ

Отрицательное значение в предложении без подлежащего Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет Обобщающее значение в предложении с отрицательным местоимением и наречием
Ни с места!
Вокруг ни души. Вокруг нет ни души.
Не видно ни кустика. Что ни (= всё) делал бы, всё у него получалось.
Куда ни (= всюду) посмотришь, везде поля и поля.

Таблица №11
Не с различными частями речи

НЕ пишется слитно Не пишется раздельно
1.Со словами всех частей речи, если слово без не не употребляется (невежа, невзрачный, нездоровится, неряшливо) 1.С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями (не читал, не сумел; не прочитав, не сумев; не решен, не подписан)
2.С существительными, прилагательными и наречиями на
-о, если слово можно заменить синонимом (недруг – враг, неглубокий – мелкий, неплохо – хорошо) 2.С существительными, прилагательными и наречиями на
-о, если к слову есть противопоставление (не друг, а враг; не глубокий, а мелкий; не плохо, а хорошо)
3.С полными причастиями без зависимого слова (нерешенная задача) 3.С полными причастиями при наличии зависимого слова (не решенная мною задача).
4.С неопределёнными и отрицательными местоимениями без предлога (некого, нечем) 4.С неопределенными и отрицательными местоимениями при наличии предлога (не у кого, не с чем)
5. С неопределёнными и отрицательными наречиями (некогда, неоткуда)

В небесах торжественно - Скажи – ка , дядя, ведь не
И чудно! Спит земля в даром Москва, спалённая
Сиянье голубом… пожаром, французу Что же мне так больно отдана…
И так трудно?
Жду ль чего?
Жалею ли о чём?
.

Морфологический разбор частицы
План разбора
I.Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
а) разряд; б) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
В комнате не было ни души.
Ни – частица, так как:
1)вносит значение отрицания
2)отрицательная
3)не член предложения

Междометие

Междометия – это специальные слова, которые выражают самые различные чувства: радость, удивление, страх, боль, гнев, испуг, печаль и др. Междометия не изменяются и не являются членами предложения.

Предлог

Тренинг №1
Задание: выпиши предлоги, определи их разряды. В случае затруднения обращайся к таблице № 1.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды.

Н.Заболоцкий.

Тренинг №2

Задание №1.Перепиши, раскрывая, где нужно, скобки. Укажи производные и непроизводные предлоги

Добраться до пристани, встать до рассвета, остановиться у вокзала, гулять по аллее, приехать через неделю, забыть по рассеянности, кричать от боли, книга для чтения, идти (на) встречу ветру, сидеть (во)круг костра, не явиться (из)за болезни, выглядывать (из)под ветви, броситься (на)перерез зверю, задержаться (в)следстви… урагана, отсутствовать (в)течени… месяца, знать благодаря отцу, выполнить согласно решению, изменилась вопреки предсказанию.
. Иметь (в) виду, (в) течени... недели, (в) следстви... засухи, (в) отличи... от других, (в) виде облака, (в) виду шторма, из (за) границы, (в) связи с

изменением в расписании, что (то) (на) подобие шара, (в) роде какого (то) объекта, (в) продолжени... года, (в) место концерта, (в) соответ-
стви... с намеченным планом, (в) сопровождени... охраны, (при) содействи... партнеров, (на) уровн... современной наук..., сказать что (то) (в) заключени..., (в) виду сурового климата.
В) течени... года, (в) течени... болезни, (в)продолжени... лекции, (в) продолжени... повести, (в) заключени... концерта, (в) заключени... вра-
чей, (в) следстви... неосторожного обращения с огнем, (в) следстви... по делу о контрабанде, (в) виду предстоящего отъезда, следует иметь (в)
виду, (во) преки предсказаниям, друзья вышли нам (на) встречу, отправились (на) встречу с друзьями, (на) протяжени... нескольких лет, обратить внимание (на) подобие данных явлений.
Задание №2.Перепиши данные словосочетания и предложения, ставя заключенные в скобки слова в нужном падеже. В случае затруднения обращайся к таблице № 2.
Скучать по (родной город), бродить по ( парк и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу),
рассказать по (возвращение из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), заплатить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три ) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).
Она меж (дело и досуг) открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. (П.) Всегда я рад заметить разность между (Онегин) и (я). (П,) В муху князь оборотился, полетел и опустился между (море и небеса) на корабль - и в щель залез. (П,) Не тужи по (сны прелестные). (Держ.) Он соскучился по (свой дядя) По (небо) крадётся луна. (П,) Где – то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проскачет по (он) телега. (С.- Щ.) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. По (прибытие) на место мы направились к коменданту. По (истечение) срока отпуска он возвратился на завод. Согласно (указание штаба армии) отряд должен был перебраться на Двину. Благодаря (масса новых впечатлений), день для Каштанки прошёл незаметно.

Задание №1 Тренинг №3

Перепиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы; объясни (устно) написание предлогов. В случае затруднения обращайся к таблице № 3.

Задание №2
Выписать по 2 производных и 2 непроизводных предлога и сделать их морфологический разбор по образцу, данному после таблицы №3
Далеко из(за) деревьев, из(за) ветвей долетала песня. Из(под) обрыва начали вылетать птицы. Стены были выкрашены какой – то голубенькой краской, (в)роде серенькой. (В)течении… мая чаще дули (северо)восточные ветры. (В)следстви… какой – то задержки (в)пути лошади отстали. (В)продолжени… целого часа мы наблюдали зелёные
огни в воде. Я хотел поговорить с вами на(счёт) квартиры. А может быть, птица какая – нибудь…(в)роде цапли. (В)роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. Сговорившись (на)счёт завтрашнего дня, они распростились. Все эти доходы переведите (на)счёт фирмы. Люди поговаривают (на)счёт Сергея. (В)продолжени… недели я играл без руководства и не только задание, но и многое другое. Если на что жаловаться, то на сон, (в)следстви… чего голова не свежа и не могу работать. В садочке (по)за тыном что – то зашуршало.

Союз

Тренинг№4
Задания:
1)перепиши, расставляя пропущенные знаки препинания;
2)выпиши в два столбика сочинительные и подчинительные союзы;
3)укажи разряд каждого союза
Поднимается выше солнце наступает жара и утренние голоса смолкают
за(то) оживает мир насекомых. Скворцы вывелись и улетели. Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. Дорога то уходила во мрак то вилась по откосу горы. В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колёса тачек. Что(бы) вода не залила огонь пришлось подкладывать в костры больше дров. Лёнька задремал а дед Архип чувствуя тупую давящую боль не мог уснуть.
Лес иногда бывает так густ что сквозь ветви его совершенно не видно небо. Весной как только выгоняли стадо в поле серый начинал разбойничать. Я вернусь когда раскинет ветви по – весеннему наш белый сад. Лизу то(же) допрашивали. Она рассказала то(же) что и конвоир но скрыла что знает напавшего.

Задание №5

Выпиши из упражнения в два столбика производные и непроизводные союзы; из них простые подчеркни одной чертой, составные – двумя чертами.

Тёмная грозовая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. Гаврила весь облился потом, но продолжал грести во всю силу. Солнце село, но в лесу ещё светло. Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь совершал караван. Чтобы вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров. Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания. Они немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут. Этот зверь обладает огромной силой, зато зрение и слух развиты у него довольно слабо. Подложили цепи под колёса вместо тормозов, чтобы они не раскатывались. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в свой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал. Для того , чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. Я не знаю, где граница между

севером и югом. В связи с тем что будет производиться замена устаревших телефонных аппаратов новыми, просим обеспечить мастерам АТС доступ к аппаратам в рабочее время .Впечатление от
фильма огромное, хотя смотрю его не в первый раз.

Упражнение №6
Правописание союзов

Задание1.
Перепиши, раскрывая скобки. Объясни устно слитные и раздельные написания.
Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. Смотри, кума, что(бы) не осрамиться. Мои спутники то(же) осматривали берег, но (в) виду имели совсем другое. Очевидно лоси привыкли к тому, что сюда можно
выходить во всякое время дня и ночи, что(бы) понежиться на прохладном морском берегу. Я склонился к реке, но и там, и в этой тёмной, холодной глубине, то(же) колыхались, дрожали звёзды. Во всём Краснодоне не было людей, настроенных так(же) спокойно и в то (же) время торжественно, как эти двое. Она была дружна с Кошевым так(же), как были дружны их родители. Предприятия стояли молчаливые, тихие и то(же) пустые. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он, обжились в ней. Этот зверь обладает огромной силой и превосходным обонянием, за(то) зрение и слух у него развиты довольно слабо. Берись за(то), к чему ты сроден, коль хочешь, что(б) в
делах успешный был конец. Как ветер песнь его свободна, за(то), как ветер, и бесплодна.

Задание2
Перепиши, раскрывая скобки. Объясни правописание слов также – так же.
Тургенев, так(же) как и прежде, распространял произведения Льва Толстого за границей. Братья так(же) решили не ходить к отцу. И я прочёл его письмо, так(же) как он моё, со слезами на глазах. Так(же) как и вчера, как всегда, на площади шумели, суетились люди. Он был одет совершенно так(же), как и настоящий Самгин. Со мной в пути был так(же) переводчик.
Задание3.

Перепиши, раскрывая скобки. Подчеркни союзы.

Что(бы) ни делал, делай по совести. За(что) друг побранит, за(то) враг похвалит. Жил он высоко, за(то) из его квартиры был чудесный вид на море. Во(что)бы(то) ни стало, я хотел принять участие в соревновании. Мои родители пригласили её, что(бы) полечить её лёгкие кумысом. Марина рассказала почти то(же) самое, что и её племянница.

Тренинг№7

Выпиши из текста все союзы. По образцу (схема№6) произведи их морфологический разбор .
Через Мамаев курган проходило так называемое зелёное кольцо…
Вершина Мамаева кургана была то(же) обсажена тоненькими десятилетними липками. У него ( Сабурова) было больше всего людей, (за)то ему и приходилось идти прямо через всю площадь, на которой единственным укрытием был темневший впереди, отмеченный на плане, круглый фонтан. Римский вдруг протянул руку и как бы машинально ладонью, в то(же) время поигрывая пальцами по столу, нажал пуговку электрического звонка и обмер. В крепости гость так(же) пробыл очень недолго, а затем след его обнаружился в Нижнем Городе, в кривых его и путаных улицах. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил её народ (за)то, что она по-французски заговорила.

Частица
Тренинг №8
Задание.
Перепиши. Подчеркни частицы, укажи их разряд.
Что за прелесть эти сказки! Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так(же) ль легок его бег? Где бы я ни был, всегда и везде я думал о своей прекрасной Родине. Трудовая жизнь не сгорбила, а даже выпрямила мою мать, научила встречать невзгоды грудью, никого и ничего не бояться, ни от кого не зависеть и верить в свои руки, И никак про этот случай позабыть печник не мог. Мальчик задумался над тем, что бы изобразить на своём рисунке. Он стал выбирать, что бы такое нарисовать поярче, чтобы эта работа всем понравилась. Уж небо осенью дышало. Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Что за уха! Да как жирна! Память оживляет даже камни прошлого. В огороде росли лишь самые необходимые в хозяйстве овощи. Пусть всегда будет солнце! Разве мы не обязаны делиться друг с другом?

Так вот где таилась погибель моя! Посмотри: вон, вон играет, дует, плюёт на меня; вот – теперь в овраг толкает одичалого коня. «Смотри(ка), - возразил я ему, - как у Калиныча на пасеке чисто».
Егор Дремов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его обуглено так, что виднелись кости. Анюта спала всё так(же) безмятежно.

Тренинг№9
Правописание частиц
Задание1.
Перепиши, раскрывая скобки. Объясни устно слитное и раздельное написание не со словами различных частей речи.
В случае затруднения обращайся к таблице № 10.
Стало в саду глухо, (не)уютно и (не)людимо. (Не) широкая дорога вела через перевал, а узкая извилистая тропинка. Для человека образованного (не)знание языков составляет большое (не)удобство. Я был очень (не)доволен происшедшим и (не)старался скрыть своего (не)удовольствия. Долго после этого мы ехали, (не)останавливаясь, по белой пустыне, (Не) замечая насмешки, Наталья подошла к Аксинье. Дышал (не)настный ветер. (Не)большой котёльчик висел над одним из огней: в нём варились «картошки».Отец купил (не)дорогой, а дешёвый костюм. Отец купил (не)дорогой, но красивый костюм. Сын поцеловал мать и, (не)смотря на неё, (не)оборачиваясь, вышел из комнаты. Мы бредём по тем дорожкам, где (не)кошена трава. Она была далеко (не)красавица. На столе лежала (не)прочитанная мною книга. Даша
сказала твёрдо: «Мне кажется, нам (не) о чем говорить».Направо жёлтая, (не)мигающая звезда стояла (не)высоко над лесистыми холмами. Только Григорий Александрович, (не)смотря на дождь и усталость, (не) хотел воротиться. Большов – вовсе (не) сильная натура Павел Петрович – человек очень (не)глупый. В (не)обыкновенной
) вмочь, (не) впопад, (не) втерпеж, (не) в меру, (не) к спеху, (не) под силу, (не) по себе, (не) (у) кого, (не) (с) кем, (не) наш, (не) такой, (не) первый, (не) дважды, (не) раз, (не) то... (не) то, (не) по-нашему, (не) рад, (не) прав, (не) способен, (не) время, с ним (не) ладно, (не) выносимо так жить, (не) ловко ступать, (не) легко найти, (не) трудно заметить, (не) охота говорить.
5. Н... о ком н... говорил, н…кто н... мог помочь, н...где н... единого звука, как н... старался, куда н... поедешь, куда н... кинь, куда н... шло,
откуда н... возьмись, н... за что зацепиться, н... к чему придраться, н... при чем, н...почем, чего только н... увидишь, чего н... услышишь, чего только н... рассказывал, чем н... молодец, пока н... замело, едва ли н... опоздали, чуть ли н... врезались, вряд ли н... знал, отнюдь н... хвастал, н... жив н... мертв, н... рыба н... мясо, н... то н... се, н... дать н... взять, (н...) кто иной, как, (н...) что иное, как, н… кто иной..
(Не) прекращающийся дождь, (не) греющее солнце, (не) замерзшая река, (не) крашеные парты, (не) решенные вопросы, (не) покрытая голова,
(не) выспавшийся ребенок, (не) годующий взгляд, (не) распечатанное письмо, (не) продуманное решение, (не) обладающий тактом, (не)
дающий ответа, (не) смолкаемые звуки, (не) нарушаемая ничем тишина, дорога (не) освещена, (не) заживающая рана.

Задание№3
Перепиши, раскрывая скобки. Устно объясни написание частиц.

А роман всё(таки) хорош! Пора (бы) уже отдохнуть. Вступило от овец прошение в приказ: «Что волки(де)совсем сдирают кожу с нас».Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие. Он отворил мне дверь, я вошёл в обширную комнату и что (же) увидел? Очерки его столько (же) кратки, сколько и резки. Поди(ка) принекси огоньку запечатать письмо. «Соседка, - перестань срамиться, - ей Шавка говорит. – Тебе(ль) с Слоном возиться?» Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр. «Точно так(с)», - промолвил Пётр. Куда(же0 они едут, в город, что(ли)? Так(таки) брат к тебе и вошёл?..Дай(ка) мне покачать Митю.В последние дни погода была довольно (таки) сырая. «Что еже(ли), сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты(б) у нас была царь-птица!» Меняется деревня Щипачи, но в мелкой речке так(же) месяц тонет, и так(же) силу её дают ключи. Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу. Не для того (же) пахал он и сеял, что(бы) нас ветер осенний развеял? Вот он кричит: «Поди(ка) сюда, верный мой работник…»
Как (будто), как (бы), буд (то), однако (же), лиш..., здесь (же), едва (ли), посмотрите (ка), нате (ка), пойдемте (с), все (таки), так (таки), вряд (ли), кое (что), кое (как), (де) скать, ждем (с), (кое) у (кого), (ни) откуда, опять (таки), (кое) с кем, я (таки) успел, довольно ( таки), дождь (таки) пошел, если (бы).

Тренинг10
Морфологический разбор частицы
Задание.
Перепиши, подчеркни частицы, укажи их разряд. Сделай морфологический разбор 2-3 частиц.
Перед грозой.
Ночь на исходе. По-прежнему кругом тишь.
Стелются и как будто дремлют травы. Лепечет ветерок, шумит невдалеке речонка. Появляется желание искупаться. Не хватает сил сдерживать себя.
Песчаной дорожкой, по придорожной траве спускаешься к речке. Сердце, замирая при мысли о холодной воде, стучит неровно.
Ни ветерка, ни шороха. Вдруг откуда ни возьмись надвигается какой –то шум, появляется скопление чёрных туч. Кажется, что ничто не сможет разогнать и развеять их. Но вот внезапно налетает резкий ветрище. Вот-вот разразится гроза. Опалённые поля жаждут влаги. Распускающиеся утренние цветы радостно тянутся навстречу первым каплям дождя, а раскаты грома слышатся уж где-то вдалеке, и гроза проходит стороной.
Тренинг11
Междометие
Задания:
1.Перепиши, расставляя пропущенные знаки препинания.
2.Выпиши междометия по значениям в два столбика.
3.Отметь карандашом производные междометия
Ах я чем виноват? Ах как я люблю весенние зори! Ура Мы ломим, гнутся шведы! Бай-бай Закрой свои ты глазки. Ну пошёл же, ради бога! О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я! Чу за тучей прогремело, принахмурилась земля. Ох тяжела ты, шапка Мономаха!
Ну-ну проходите, не бойтесь. «Эх Остап, Остап»,- кричал Бульба, пробираясь к нему, рубя в капусту встречных и поперечных.
Увы он счастия не ищет и не от счастия бежит. Эй садись ко мне, дружок! «Тпррр» - сдерживал кучер лошадей. И как бы в ответ на мои мысли на дворе раздался отчаянный крик: «Караул!»

Я - самое важное слово, в разговоре без меня не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: Ай –ай – ай!» или «Ой- ой- ой!». Весело ему – смеётся: «Ха – ха – ха, хи- хи – хи, хе – хе – хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!»
Чуть дело плохо, говорят: «Дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм- гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.

Приложение №3
Сборник контрольных заданий по теме

«Служебные части речи»

Входящая контрольная работа по теме «Служебные части речи»

1Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.(И.Тургенев). 2.Но и в плохую погоду, и в солнце рано утром выхожу я из дому и иду в лес.(Ю.Казаков). 3.Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Посл.).4. Не для того же пахал он и сеял, чтобы нас осенний ветер развеял? (Н.). 5.Благодаря массе новых впечатлений, день для Каштанки прошёл незаметно.(Ч,). 6.Подложили цепи под колёса вместо тормозов, чтобы они не раскатывались. (Л.). 7.Разве гром бывает немотою болен? Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел? (Маяк.). 8.Солнце село, но в лесу ещё светло.(Т.). 9. В течение пятнадцати минут противник не отвечал.(Нов.-Пр.) 10. Далеко из-за деревьев, из-за ветвей, из-за листвы долетела песня. (Сераф). 11.Так – таки брат к тебе и вошёл?.. Дай-ка мне покачать Митю.(Т.)/ 12.Дремали не только леса, но и лесные озёра, и ленивые лесные реки с пресной водой.(Пауст.) 13. На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство.(Толст.).14.Кто не трудится, а только рассуждает, тот или болтун, или вредный шарлатан.(П.).15.Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов! (Л.-К.).16.Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона! (И.Крылов).

Задания:
1.Выписать из каждого предложения в столбик союзы, предлоги, частицы, междометия.
2.Сделать морфологический разбор союза, предлога, частицы, междометия (по одному слову на выбор).

Список литературы:
1. В.В.Бабайцева. Русский язык. М., «Просвещение», 1995 г.

2. В.В.Бабайцева. Система членов предложения в современном русском языке. М., «Просвещение», 1988 г.
3. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку. М., «Просвещение», 1984 г.
4. Л.Т.Григорян. Язык мой - друг мой. М., «Просвещение», 1988 г.
5. А.А.Гумарова. Русский язык (учебно-методическое пособие).
А., «Шың», 2006 г.
6. Н.В.Жучкова . Русский язык в блоках, схемах, таблицах.
Изд. «Центр», с.Аулиеколь, 2005 г.
7. Р.С.Зуева, В.Г.Миронова, Н.И.Гайнуллина, Г.В.Ким. Сборник диктантов. А., «Білім», 1995 г.
8. В.П.Озерская. Изучение морфологии на синтаксической основе. М., «Просвещение», 1990 г.
9. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Русский язык. М., «Аквариум», 1997 г.
10. Д.Э.Розенталь. Русский язык.,Изд. МГУ,1992 г.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Мадина1589
Просмотров: 725 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 6:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru