Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Несклоняемое существительное
[ Скачать с сервера (146.4Kb) ] 2014-12-21, 3:47 PM
Урок русского языка 6 класс
Несклоняемые имена существительные

Цель: знакомство с несклоняемыми существительными, их группами.
Задачи:
- осмысление учебного материала, выделение главного;
- формирование умения самооценки.
- применение знаний в реальной жизненной ситуации.
Развивающие
- развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.
Воспитательные
- пробуждение познавательного интереса к предмету;
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
- развитие умения работать в паре, в группе, в коллективе.

Оборудование:
1. Таблица «Группы несклоняемых существительных»
2.Индивидуальные листы с заданиями.
3. Компьютер, мультимедийная установка, экран.
Ход урока:

Презентация для демонстрации на экране при помощи мультимедийного проектора «Несклоняемые существительные» к уроку в 6 классе.
Презентация состоит из 20 слайдов. Управление презентацией осуществляется по клику мышки учителем, что представляется удобным, т.к. не ограничивает время на рассуждения и ответы учащихся. Подробно соответствие слайдов и учебного материала урока раскрывается в данном конспекте урока.
Ход урока.

I. Организационный момент. Слайд 1.
II. Проверка домашнего задания.
Проверочная работа по теме «Буквы Е, И в окончаниях существительных»
в форме графического диктанта.
1. стоять у знамени
2. находиться в вестибюле
3. постареть от времени
4. участвовать в экспедиции
5. заботиться об урожае
6. в пламени костра
7. отвечать по истории
8. звать по имени
9. проходить по аллее
10. нога в стремени

Один учащийся выполняет задание на закрытой доске.

Взаимопроверка по коду : Слайд 2.(По первому клику мышки появляется нумерация примеров, по второму – варианты ответов И или Е, по третьему критерии оценки)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и е и и е и и и е и

Оценивание:
0 ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3-4 ошибки - «3»
5 и более ошибок- «2»

- Результативность выполнения задания (рефлексия)

III. Знакомство с новым материалом.
– А теперь давайте вспомним, сколько склонений в русском языке.
- Какие исключения из этого правила мы знаем?
- Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов, которая не подчиняется общему правилу.
1. КРОССВОРД
Для этого нужно разгадать кроссворд, состоящий из этих слов и определить, чем мы будем заниматься на уроке: Слайд 3.( По первому клику мышки появляется стрелочка, указывающая, какую строчку кроссворда будем разгадывать, по второму – разгаданное учащимися слово. В результате в десяти горизонтальных строчках появляется 10 слов. В вертикальной строчке появляется слово – ПУТЕШЕСТВИЕ, которое по клику мышки высвечивается в клеточках жёлтого цвета.)
1. Род очков, держащихся при помощи пружинки, защемляющей переносицу (ПЕНСНЕ)
2. Крупная нелетающая птица, один из видов страусов, распространенная в Австралии и на о-ве Тасмания (ЭМУ)
3. Танец в медленном темпе с характерным движением — скользящим шагом, а также музыкальное произведение в ритме этого танца (ТАНГО)
4. Подбор блюд, а также листок с их перечнем (МЕНЮ)
5. Яркое эстрадное представление (ШОУ)
6. Английский писатель, автор романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (Д.ДЕФО)
7. Аббревиатура, сокращённое название нашей школы (МОУ СОШ)
8. Литературный герой сказки А.Толстого, деревянный мальчик с длинным носом (БУРАТИНО)
9. Во Франции, Великобритании, США и некоторых странах: широкая улица, обычно обсаженная по обеим сторонам деревьями (АВЕНЮ)
10.Курортный город, в котором будет проходить олимпиада
(СОЧИ)
11. Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (ТИРЕ)
В вертикальной строчке – ПУТЕШЕСТВИЕ.

2. ОПРЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Что общего у всех слов, разгаданных нами в кроссворде?
(Все они не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков).
Какова же тема нашего урока?
Тема урока: «Путешествие на планету Несклоняемых существительных»
Слайд 4.
Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?
Мы должны познакомиться с этой группой существительных, научится находить их в тексте, уметь употреблять в речи.

3. ГРУППЫ НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
(работа с таблицей, учащиеся вписывают в неё примеры, профессор Всезнайка рассказывает об этимологии слов, Почемучки дают лексическое значение слов)
Слайд 5
Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.
Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:
И.п. построено метро
Р.п. стою у метро
Д.п. иду по метро
В.п. вижу метро
Т.п. восхищаюсь метро
П.п. еду в метро
Слайд 6.
Познакомимся с группами несклоняемых существительных. Слайд 7.
1.Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)
(по первому клику мышки появляется «Животный мир», по второму – «Одежда, пища и жилище человека», по третьему – «Город»)
• Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.
• Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.
• Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.
Слайд 8.
• Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. Слайд 9.(Таблица)
(По гиперссылке переходим к таблице, к которой возвращаемся после каждой группы несклоняемых существительных) Слайд 10.
2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и
оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс
Слайд 11.(Таблица) Слайд 12.
3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых,
Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько.
Слайд 13. (Таблица) Слайд 14.
4. Сложносокращённые слова: МТС, КПРФ, ЦСКА, ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ,
ПФТ. Слайд 15.(Таблица. Полную таблицу смотри в Приложении к
уроку)

IV. Закрепление
1. Задание №1. Слайд 16.(Пустой слайд, создающий эффект выключенного экрана)
Найдите в тексте, пользуясь составленной таблицей, несклоняемые существительные и подчеркните их.

Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.
Слайд 17.( По первому клику мышки появляется текст с выделенными несклоняемыми существительными, по второму – в квадрате количество существительных, которые учащиеся должны были найти(20)
Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка.

Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

2.Задание №2. Работа в группах
«Сломай рифму!» Слайд 18.(Пустой слайд, создающий эффект выключенного экрана)
Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж.
Перед началом выполнения один учащийся читает стихотворение выразительно.

1группа
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
2группа
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

3группа
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.

Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.

Исправленный вариант:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метро(В.п.)
И поехали в метро(П.п.)
Фильм смотреть о кенгуру(П.п.).

Вот сидим мы с ним в кино(П.п.)
Без пальто(Р.п.) и без кашне(Р.п.),
А вернее, я и ты
Без кашне(Р.п.) и без пальто(Р.п.).

Любит кино(В.П.) детвора,
Если в кино(П.п.) кенгуру(И.п.),
Ходит – бродит по шоссе(Д.п.),
Носит в сумке шимпанзе(В.п.).

Кенгуру(И.п.) в кафе(В.п.) зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за домино(Т.п.)
С шимпанзе(Т.п.) и какаду(Т.п.).

Вдруг огромная обезьяна
Стал играть на фортепьяно(П.п.).
Тут и взрослый, сняв пенсне(В.п.),
Хохотал на всё кино(В.п.).

Интересное кино(И.п.).
Жаль, окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут пальто (В.п.) выдавать.
3.Задание №3. Распредели слова в таблице
Несклоняемые существительные
Существ на гласный звук Существ ж.р. на согл звук Русские и украинские фамилии на –о, -их,-ых Сложносокращенные слова
нариц собств
меню Гюго Герман Короленко СМИ
пальто Баку Лингрен Седых ГЭС
Жюри, Капри, Войнич, СССР, Диккенс, Черных , эскимо , Гоби, метро, какаду, ЛФК, колибри, панно, портмоне, салями, бра, Дефо, Милых, Сойер,.

V. Подведение итогов
Что нового вы узнали на уроке?
Что понравилось на уроке?
Что было самым интересным?
Что было самым трудным?
VI.Домашнее задание Слайд 20.
Используя несклоняемые существительные, составить 5-8 предложений или текст
на тему «Кругосветное путешествие»

VII.Запасное задание : упр. 197

Список использованной литературы:

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 (3 CD – ROM)
2.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 200 (2CD – ROM)
3.Рабочая тетрадь Т.Ю. Угроватовой «Подсказки на каждый день: Русский язык
на уроке в 5 классе», 1995)

Приложение к уроку:

Индивидуальный лист учащегося.

Фамилия, имя

Задание №1
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

Задание №2

1 группа
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
2 группа
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

3 группа

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.

Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lilisidorova2015
Просмотров: 801 | Загрузок: 21 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2017-07-28, 3:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [178]
Педагогика [302]
Математика [824]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [539]
Русский язык и литература [723]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [17]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1951]
Мой Казахстан [250]
Технология [138]
Самопознание [180]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [585]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru