Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (146.4 Kb) ] | 2014-12-21, 3:47 PM |
Урок русского языка 6 класс Несклоняемые имена существительные Цель: знакомство с несклоняемыми существительными, их группами. Задачи: - осмысление учебного материала, выделение главного; - формирование умения самооценки. - применение знаний в реальной жизненной ситуации. Развивающие - развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся; - формирование навыков самостоятельной работы; - обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора. Воспитательные - пробуждение познавательного интереса к предмету; - воспитание уважительного отношения к чужому мнению; - развитие умения работать в паре, в группе, в коллективе. Оборудование: 1. Таблица «Группы несклоняемых существительных» 2.Индивидуальные листы с заданиями. 3. Компьютер, мультимедийная установка, экран. Ход урока: Презентация для демонстрации на экране при помощи мультимедийного проектора «Несклоняемые существительные» к уроку в 6 классе. Презентация состоит из 20 слайдов. Управление презентацией осуществляется по клику мышки учителем, что представляется удобным, т.к. не ограничивает время на рассуждения и ответы учащихся. Подробно соответствие слайдов и учебного материала урока раскрывается в данном конспекте урока. Ход урока. I. Организационный момент. Слайд 1. II. Проверка домашнего задания. Проверочная работа по теме «Буквы Е, И в окончаниях существительных» в форме графического диктанта. 1. стоять у знамени 2. находиться в вестибюле 3. постареть от времени 4. участвовать в экспедиции 5. заботиться об урожае 6. в пламени костра 7. отвечать по истории 8. звать по имени 9. проходить по аллее 10. нога в стремени Один учащийся выполняет задание на закрытой доске. Взаимопроверка по коду : Слайд 2.(По первому клику мышки появляется нумерация примеров, по второму – варианты ответов И или Е, по третьему критерии оценки) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и е и и е и и и е и Оценивание: 0 ошибок - «5» 1-2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» 5 и более ошибок- «2» - Результативность выполнения задания (рефлексия) III. Знакомство с новым материалом. – А теперь давайте вспомним, сколько склонений в русском языке. - Какие исключения из этого правила мы знаем? - Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов, которая не подчиняется общему правилу. 1. КРОССВОРД Для этого нужно разгадать кроссворд, состоящий из этих слов и определить, чем мы будем заниматься на уроке: Слайд 3.( По первому клику мышки появляется стрелочка, указывающая, какую строчку кроссворда будем разгадывать, по второму – разгаданное учащимися слово. В результате в десяти горизонтальных строчках появляется 10 слов. В вертикальной строчке появляется слово – ПУТЕШЕСТВИЕ, которое по клику мышки высвечивается в клеточках жёлтого цвета.) 1. Род очков, держащихся при помощи пружинки, защемляющей переносицу (ПЕНСНЕ) 2. Крупная нелетающая птица, один из видов страусов, распространенная в Австралии и на о-ве Тасмания (ЭМУ) 3. Танец в медленном темпе с характерным движением — скользящим шагом, а также музыкальное произведение в ритме этого танца (ТАНГО) 4. Подбор блюд, а также листок с их перечнем (МЕНЮ) 5. Яркое эстрадное представление (ШОУ) 6. Английский писатель, автор романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (Д.ДЕФО) 7. Аббревиатура, сокращённое название нашей школы (МОУ СОШ) 8. Литературный герой сказки А.Толстого, деревянный мальчик с длинным носом (БУРАТИНО) 9. Во Франции, Великобритании, США и некоторых странах: широкая улица, обычно обсаженная по обеим сторонам деревьями (АВЕНЮ) 10.Курортный город, в котором будет проходить олимпиада (СОЧИ) 11. Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (ТИРЕ) В вертикальной строчке – ПУТЕШЕСТВИЕ. 2. ОПРЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Что общего у всех слов, разгаданных нами в кроссворде? (Все они не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков). Какова же тема нашего урока? Тема урока: «Путешествие на планету Несклоняемых существительных» Слайд 4. Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке? Мы должны познакомиться с этой группой существительных, научится находить их в тексте, уметь употреблять в речи. 3. ГРУППЫ НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (работа с таблицей, учащиеся вписывают в неё примеры, профессор Всезнайка рассказывает об этимологии слов, Почемучки дают лексическое значение слов) Слайд 5 Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа. Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных: И.п. построено метро Р.п. стою у метро Д.п. иду по метро В.п. вижу метро Т.п. восхищаюсь метро П.п. еду в метро Слайд 6. Познакомимся с группами несклоняемых существительных. Слайд 7. 1.Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные) (по первому клику мышки появляется «Животный мир», по второму – «Одежда, пища и жилище человека», по третьему – «Город») • Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони. • Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио. • Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино. Слайд 8. • Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. Слайд 9.(Таблица) (По гиперссылке переходим к таблице, к которой возвращаемся после каждой группы несклоняемых существительных) Слайд 10. 2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс Слайд 11.(Таблица) Слайд 12. 3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько. Слайд 13. (Таблица) Слайд 14. 4. Сложносокращённые слова: МТС, КПРФ, ЦСКА, ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ, ПФТ. Слайд 15.(Таблица. Полную таблицу смотри в Приложении к уроку) IV. Закрепление 1. Задание №1. Слайд 16.(Пустой слайд, создающий эффект выключенного экрана) Найдите в тексте, пользуясь составленной таблицей, несклоняемые существительные и подчеркните их. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. Слайд 17.( По первому клику мышки появляется текст с выделенными несклоняемыми существительными, по второму – в квадрате количество существительных, которые учащиеся должны были найти(20) Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. 2.Задание №2. Работа в группах «Сломай рифму!» Слайд 18.(Пустой слайд, создающий эффект выключенного экрана) Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж. Перед началом выполнения один учащийся читает стихотворение выразительно. 1группа Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашны и без пальты. 2группа Любит кины детвора, Если в кинах кенгура, Ходит – бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгура в кафу зашел, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. 3группа Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Интересное кино. Жаль окончилось оно. В гардероб пора бежать – Будут польта выдавать. Исправленный вариант: Как-то рано поутру С другом сели мы в метро(В.п.) И поехали в метро(П.п.) Фильм смотреть о кенгуру(П.п.). Вот сидим мы с ним в кино(П.п.) Без пальто(Р.п.) и без кашне(Р.п.), А вернее, я и ты Без кашне(Р.п.) и без пальто(Р.п.). Любит кино(В.П.) детвора, Если в кино(П.п.) кенгуру(И.п.), Ходит – бродит по шоссе(Д.п.), Носит в сумке шимпанзе(В.п.). Кенгуру(И.п.) в кафе(В.п.) зашел, Занял там свободный стол И сидит за домино(Т.п.) С шимпанзе(Т.п.) и какаду(Т.п.). Вдруг огромная обезьяна Стал играть на фортепьяно(П.п.). Тут и взрослый, сняв пенсне(В.п.), Хохотал на всё кино(В.п.). Интересное кино(И.п.). Жаль, окончилось оно. В гардероб пора бежать – Будут пальто (В.п.) выдавать. 3.Задание №3. Распредели слова в таблице Несклоняемые существительные Существ на гласный звук Существ ж.р. на согл звук Русские и украинские фамилии на –о, -их,-ых Сложносокращенные слова нариц собств меню Гюго Герман Короленко СМИ пальто Баку Лингрен Седых ГЭС Жюри, Капри, Войнич, СССР, Диккенс, Черных , эскимо , Гоби, метро, какаду, ЛФК, колибри, панно, портмоне, салями, бра, Дефо, Милых, Сойер,. V. Подведение итогов Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось на уроке? Что было самым интересным? Что было самым трудным? VI.Домашнее задание Слайд 20. Используя несклоняемые существительные, составить 5-8 предложений или текст на тему «Кругосветное путешествие» VII.Запасное задание : упр. 197 Список использованной литературы: 1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 (3 CD – ROM) 2.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 200 (2CD – ROM) 3.Рабочая тетрадь Т.Ю. Угроватовой «Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе», 1995) Приложение к уроку: Индивидуальный лист учащегося. Фамилия, имя Задание №1 Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. Задание №2 1 группа Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашны и без пальты. 2 группа Любит кины детвора, Если в кинах кенгура, Ходит – бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгура в кафу зашел, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. 3 группа Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Интересное кино. Жаль окончилось оно. В гардероб пора бежать – Будут польта выдавать. | |
Просмотров: 2502 | Загрузок: 30 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|