Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок литературы в 7 классе. Н.А.Некрасов "Русские женщины"
2014-12-24, 8:40 AM
7 № 21 Некрасов «Русские женщины»
Цель: расширить представления учащихся о творчестве Некрасова, декабристском восстании, подвиге жен декабристов во имя любви через знакомство с поэмой Некрасова «Русские женщины»;
Способствовать развитию навыков работы с текстом, критического мышления, расширению кругозора;
Способствовать воспитанию положительных нравственных качеств.

1. Орг момент
2. Актуализация
Прием Верю – не верю
1) Мальчиком Некрасов рос в большой семье, в которой было 13 детей. (+)
Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии, в уезде, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), выйдя в отставку, переселился, когда Николаю было 3 года. Мальчик рос в огромной семье (у Некрасова было 13 братьев и сестёр
2) Учась в гимназии, будущий поэт проявил недюжинные способности. (-)
Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он неважно и не очень ладил с гимназическим начальством (частично из-за сатирических стишков[
3) Уехал на учебу в Петербург вопреки воле отца (+)
4) Из-за материальных проблем будущий поэт оказался вместе с нищими в трущобах Петербурга. вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 год пробыл в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка, так как рассерженный отец перестал ему оказывать материальную поддержку. В эти годы Николай Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имея даже возможность полноценно пообедать. Не всегда у него была также и квартира. Некоторое время он снимал комнатку у солдата, но как-то от продолжительного голодания заболел, много задолжал солдату и, несмотря на ноябрьскую ночь, остался без крова. На улице над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в одну из трущоб на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе подработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда только закалила его характе.
5) Первая книга начинающего поэта «Мечты и звуки» принесла Некрасову славу и богатство.
Книга начинающего поэта «Мечты и звуки» совершенно не раскупалась, и это так подействовало на Некрасова, что он, подобно Н. В. Гоголю (который в своё время скупил и уничтожил «Ганса Кюхельгартена»), стал также скупать и уничтожать
6) Некрасов был известным и успешным издателем журнала «Современник», который был основан еще А.С.Пушкиным. (+)
Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года — январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным.
С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика.
7) Среди увлечений поэта была охота. (+)
Ещё одним увлечением Некрасова, также передавшимся ему от отца, была охота.
8) Играя в карты, Некрасов смог вернуть имение Грешнево, которое было отобрано за долг его деда.
Николаю Алексеевичу Некрасову удалось вернуть Грешнево, в котором он провёл своё детство и которое было отобрано за долг его деда
9) Поэма Некрасов «Русские женщины» посвящена женам декабристов, которые боролись против царской власти.

3. Формирование новых понятий.
Прием «Мудрые совы» (критическое мышление)
1. Восстание декабристов.
14 декабря 1825 года в Санкт Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю Павловичу (Николаю I). Для нового императора, однако, этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков, а также некоторые участвовавшие с ними в заговоре гражданские лица, позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, то есть, по понятиям того времени, опорой самодержавия и сторонниками крепостного права, без которого жизнь российского дворянства казалась немыслимой. Но они выступили за ограничение самодержавия, а также за ликвидацию крепостного права. Выйдя на площадь, эти, большей частью молодые люди (мало кому из них было больше тридцати лет), показали, что лучшие представители просвещённого русского общества могут подняться над эгоистическими интересами своего сословия и думать о благе всего народа.
Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправа. Пятеро заговорщиков (Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Каховский, Пестель) были казнены, многие отданы в солдаты и отправлены на Кавказ. 120 человек было сослано в Сибирь на каторжные работы. Заключённых лишали всех дворянских прав, а также всех званий и почестей и приравнивали их к простым крестьянам.
А вскоре жандармские тройки мчали в Сибирь первую партию «опальных князей», «государственных преступников». Среди них были князь Сергей Петрович Трубецкой, князь Сергей Григорьевич Волконский, князь Евгений Петрович Оболенский. Они выехали 21 июля 1826 года из Петропавловской крепости.
Путь из Петербурга до Иркутска длиною более 6000 верст они проделали за 37 дней. Их везли закованными в кандалы в крытых повозках. Осужденных сопровождали жандармы. Все арестанты были отправлены на Нерчинские каторжные рудники.
1. Какая информация оказалась для вас неожиданной?
2. Выразите главную мысль одной фразой.
3. Выпишите новые для вас понятия.
4. Составьте 1 вопрос для своих товарищей.
Обмен мнениями в «домашних « группах.
Проверить!

Презентация
Слово учителя
Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. СЛАЙД Ее детство и юность прошли в роскошном особняке в Петербурге, где читал свои стихи Пушкин, где будущий император Николай 1 танцевал с нею мазурку на балу. А через некоторое время именно у него она добьется разрешения ехать за мужем в Сибирь. Дороги были очень плохие, железной дороги в тот край не было вообще. Итак, маршрут составлен, кибитка погружена. Сейчас зазвенит колокольчик. До Иркутска 5379, 5 вёрст. Мы отправляемся в путь за Екатериной Трубецкой и Марией Волконской, Александрой Муравьёвой и Полиной Анненковой,
Просмотр видеофрагмента.
Как молоды они были тогда, как обаятельно женственны, умны, образованны, какая заманчивая жизнь открывалась перед ними – в роскоши, в любви, в поклонении окружающих.
Подвиг жён декабристов произвёл впечатление на всё русское общество. Впечатление от их подвига тем более усиливалось, что все эти женщины становились такими же бесправными, как и их мужья, дети, рождённые в ссылке, по своему юридическому положению приравнивались к крестьянам.
5. Применение.
Восстановите определение:
Поэма - крупное …….. произведение с повествовательным или лирическим ……….. .
Словарная работа (презентация учеников)
Медвежья полость - Покрывало для ног седока в экипаже;
Кресты – гос-е награды( орден);
Свища бичом - длинная плеть, кнут из мелко свитых ремней, верёвок;
Червонец – денежная единица в России;
Челядь ямская - дворовых людей помещика.
Плюмаж - украшение на головном уборе из перьев типа веера.
Мощи - останки святых христианской церкви,
Доха - шуба мехом внутрь и наружу ;
Бригадир - старевшее воинское звание XVIII-XIX в Европе. меньше генерал-майора и больше полковника.
Полярная ночь - период, когда Солнце более 24 часов (то есть более суток) не появляется из-за горизонта
Верста - 1066,8 м.
Пурга – сильная метель
Ханжество - чрезмерная озабоченность внешним приличием поведения и внешности других людей и сопряжённое с этим лицемерное порицание чужих,

Чтение текста стр. 110-114 до части второй
- Какие чувства возникли у вас при чтении этой части поэмы?
Заполните «Ромб ассоциаций»
Цитата Возникшие чувства, эмоции
«Бог весть, увидимся ли вновь…
Не плачу я, но нелегко
С тобой расстаться мне!»
«Вся в черном, мертвенно-бледна,
Княгиня едет в нем одна…»
« Прости и ты, мой край родной,
Прости, несчастный край…»
«но не вернуть ей дней былых,
Тех дней надежд и грез…»
6. Этап информации о Д\З
Стр. 114-123 выразительное чтение, выпишите цитаты для продолжения работы с ассоциациями
Этап рефлексии
Незаконченная фраза.
Меня поразило… Что думал?
Меня удивило… Что чувствовал?
Я узнал… Что меня удивило?
В такой ситуации я бы
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Stella | Теги: Русские женщины, критическое мышление, литература 7 класс, Некрасов
Просмотров: 537 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 4:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru