Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

lдоклад
[ Скачать с сервера (69.5Kb) ] 2015-01-13, 10:43 AM
КГУ «Красно-Казахстанская неполная средняя школа»
Район М Жумабаева
Северо-Казахстанская область
Казахстан

Доклад
Тема: Творческое наследие М.Ю.Лермонтова и М.Жумабаева.

Учитель русского языка и литературы
Рысова Ж.Н.

с Куралай

Жизнь М.Ю Лермонтова была мгновенна и ослепительна как проблеск молнии на грозовом небе. Но, прожив почти двадцать семь лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горячью разочарований.
Что же давало Лермонтову силы сохранить желание юности, остаться верным себе? Поэт ищет впечатлений от окружающего его общества и в итоге проходит к выводу, что он не годится для этого общества. Одинаковость людей и бессмыслие делают невозможным общение с ними. Поэт обречен на одиночество: «Моя жизнь- я сам»,- пишет он М.А. Лопухиной. Но презрение и к обществу и одиночество страшат поэта.. Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается нам в стихотворении Лермонтова «Смерть поэта» и «Как часто пёстрою толпою окружен».Свет, представленный здесь, не просто скучен, а преступен: он убивает поэтов. Отдаленность от прошлого и будущего, болезнь одиночества воспринимается Лермонтовым как приговор индивидуальной судьбе:
…Я в мире не оставлю брата,
И тьмой, и холодом объята
Душа усталая моя:
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях Рока
Под знойным солнцем бытия
«Я жить хочу, хочу печали…» (1832)Лермонтов готов принять жизнь со взлетами трагедии, со страданьем - всю, и стихотворение «И скучно и грустно…» (1840) где в жизни не остается вещей не презираемых. Читая стихотворения последних лет, мы видим, что Лермонтов не отказался от желания свободы, хотя сознавал её недоступность «Тучи». К поэту не пришло смирение, и дерзкое желание бунта одушевляло его («1 января 1840 года»). Мечта о гармонии, о слиянии с миром не оставила поэта и накануне гибели («Выхожу один я на дорогу…»). Одиночество усиливает в поэте поиски «души родной», трагические попытки поэта найти спасение в любви:
Я не могу любовь определить,
Но эта страсть сильнейшая! –любить
Необходимость мне: и я любил
Всем напряжением душевных сил.
В живописных пейзажах проступает восхищение бесконечностью природы, её покоем, гармонией, сближающей и связывающей явления, будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и ярость, легкость и величие. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841) поэт поражает читателей своим восхищением и горечью, усталостью и надеждой. …[6.с93]. Стихотворение «Родина» (1841) –предсмертная попытка поэта собрать всё, что ему дорого в родной стране.
В школах с государственным языком обучения в 9 классе изучаются такие произведения Лермонтова, как «Парус» (1832), «Узник» (1837) и «На севере диком стоит одиноко…» (1841). Во всех этих стихотворениях поэт выразил не только чувство тоски и одиночества, но и стремление к борьбе и свободе. В 6 классе изучается стихотворение «Утес», Тема одиночества присутствует в этом произведении, особенно в последних строках. Возможно, утес вспоминает свою молодость, ностальгируя по ней, ибо сейчас он уже стар. Автор делает героя стихотворения трагичным, так как, ностальгируя по тучке, утес ничего не может изменить, он бессилен. Все что ему остается только помнить об этом радостном моменте прихода тучки и печалиться, зная, что время берет свое и расставляет все по местам. В 8 классе учащиеся знакомятся с отрывком поэмы «Беглец». Суровая и прекрасная природа Кавказа, свободолюбивые и неукротимые характеры, сказки и легенды этого края произвели сильное впеҹатление на Лермонтова. Он создает поэмы «Демон», «Мцыри», «Беглец», отдавая дань романтизму.Беглец Гарун полная противоположность Мцыри. Гарун ниҹтожество и трус. Он убежал с поля сражения, где его близкие пали за ҹесть и вольность, и сколько гневного презрения заклюҹено в словах поэта:От Гаруна отрекается даже мать.Поэт показывает, как хранит народ память о славе героев, так сохранил он память о позоре изменника свободы.Мысль о бессмертии, о жизни в памяти грядущих поколений пронизывает все творҹество Лермонтова.
Прекрасный поэтиҹеский мир Лермонтова ослепляет нас блеском молний, подхватывает волнами музыки, и мы вступаем в стихию гроз и бурь, в мир смелых дум и гордых душ. Язык произведений Лермонтова прекрасен, он завораживает и околдовывает, раскрывает нам красоту и богатство родной реҹи:
На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада. …[6.с86]
Необыҹайна музыкальность и напевность лирики Лермонтова. Недаром так много романсов написано на его произведения. Ещё в раннем периоде своего творчества чаще всего М.Ю. Лермонтов обращается к друзьям, товарищам, возлюбленной, близким людям. Как правило, такие обращения по структуре являются распространенными. М.Ю. Лермонтов наиболее часто обращается к своему читателю в поэмах:
Увы! Читатель мой любезный,
Что делать мне – он был таков

Стремление Лермонтова к свободе, как для себя, так и для всех людей, страстная и неуклонная борьба за свою личность. Постоянные столкновения с обществом, в котором живет поэт и которое его не понимает или ненавидит, даже конфликт с любимой девушкой, горячий протест против лжи, лицемерия, несправедливости, сознание своей высокой миссии и трагической обреченности, жгучий интерес к судьбам родной страны, обостренное чувство истории
Именно на раннем этапе творческой деятельности Лермонтовым активно используются вводные конструкции. Частотность их снижается в 1835 – 1836гг., во время перехода Лермонтова к зрелому периоду творчества, когда поэтом создается малое количество стихотворений в связи с душевным кризисом, который наступил вследствие пребывания его в юнкерской школе. Это время формирования новых взглядов Лермонтова на свое творчество. Меняется тематика, жанр произведений, что в свою очередь и сыграло роль в употреблении вводных конструкций. С 1837 по 1841гг. доля вводных компонентов в текстах М.Ю. Лермонтова увеличивается, но уже не достигает прежней активности. В целом в произведениях поэта много вводных, вставных единиц и обращений.
Средства выражения, которыми к этому времени овладевает поэт (особенно в лирике), достигают уже большой энергии и впечатляющей силы; недостаток зрелости больше даст себя знать в поэмах и драмах.
Из русских писателей, привлекавших внимание Лермонтова в недавнем прошлом, продолжают вызывать в нем те или иные отголоски или по-прежнему оставаться созвучными ему в том или ином отношении Тютчев, Пушкин, Марлинский, Рылеев;
Если говорить о стиле Лермонтова , то нужно отметить, что стиль Лермонтова индивидуальна. Она вырастала на основе усвоения и преломления литературных форм, которые выработаны в период романтизма.. При этом Лермонтов нарушает сложившиеся каноны поэтического стиля и языка и создаёт собственный стиль, «внедряя» в литературу свою личность не только в виде субъекта, но и в виде объекта речи. Языку Лермонтова свойственен тот артистизм, который присущ жестам и интонациям актеров. Мимика и жест, заключенные в форме лермонтовской фразы, лермонтовского . стиха, придает лирике Лермонтова особое качество.
Лермонтов был для Белинского первым и высшим выразителем такого направления в русской литературе. С этой очки зрения особенно высокую оценку получили такие стихотворения как «Дума», «Поэт», «Не верь себе», «И скучно и грустно».
Анализируя роман «Герой нашего времени» можно отметить, что автор нашёл новые средства психологическое изображения личности. Каждая композиция, смена рассказчика важна, так как постоянно открывает Печорина читателям по-новому. Во многих сюжетах мы видим, что Печорин превосходит других, он способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. Каждый раз бросая вызов судьбе, он не только не находит нравственного удовлетворения, но у него больше усиливается чувство одиночества. И всякий раз при победах Печорина конфликт оказывается непреодолимым, пропасть между ним и людьми ещё более глубокой . Печорин не только сеет зло, но всё явственнее обнаруживает зло в мире.
Сопоставляя произведения русских и казахских поэтов, мы можем найти много общего. Например, в стихотворении М.Ю Лермонтова «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» и в стихотворении М.Жумабаева «Люблю» основная тема – тема Родины. У каждого человека слово «Родина» вызывает разное представление, но на каком бы языке не произносилось это слово, значение этого понятия не меняется
Я от солнца рожден,
Я пылаю, как Он,
Предан Солнцу душой.
Узких глаз моих взор…[]
Автором этих строк является выдающийся казахский поэт Магжан Жумабаев. [8,с5 ]
«Магжан Жумабаев принадлежит к поколению на стыке эпох, и как новая эпоха не ломала истину, она остаётся единственной и неоспоримой: поэзия не может быть «политически верной или неверной», она может настоящей или не быть вовсе. Поэзия Магжана - настоящее искусство со всеми его достоинствами и недостатками»
Мухтар Ауэзов. …[4.с5]
«… Из числа нынешних поэтов и писателей только поэтическое слово Магжана устремлено в будущее и достойно останется в памяти грядущих поколений. Я не уверен и очень сомневаюсь в том, что каждый из нас, кроме него, останется в литературе»,- писал ещё в 1927 году Мухтар Ауэзов, характеризуя поэтическое творчество Магжана Жумабаева [4.с5-6] Сила дарования М.Жумабаева настолько велика, что он заслужил оценку В. Брюсова, назвавшего Магжана казахским Пушкиным, имея в виду масштаб его дара, многообразие и значимость сделанного им для своего народа. Он принадлежал к тому поколению поэтов, которые первыми в Средней Азии и Казахстане взяли на себя инициативу соединения двух потоков культуры – восточной и европейской. Крупнейший теоретик-литературовед Ж.Аймаутов дает такую характеристику: «Магжан силён чеканностью, образностью и выразительностью слога. Слова в его стихах подобны жемчужинам, нанизанным на шелковую нить. Стихам его присуща нежность, порою печально-горестная тональность»
Уже в 20-е годы крупнейшие теоретики – литературоведы Ж. Аймаутов, Г. Тогжанов назвали Магжана Жумабаева основоположником байронизма в казахской поэзии, первым создателем романтических поэм, таких как «Кобыз Койлыбая», « Батыр Баян», «Коркыт», «Иосифхан» и другие.
Магжана Жумабаева считают выдающимся казахским поэтом после Абая Кунанбаева.
«Богатейшая мелодия Курмангазы, блестящая лирика Магжана, эпическая проза Мухтара, поразительные открытия Чокана, философские откровения Абая обогатят внутренний мир каждого, кто прикоснется к этим духовным богатствам»,- писал
Н.А. Назарбаев в своей книге «Потоки истории» [9.с 6.] Творческое наследие Магжана Жумабаева пронизано идеями гуманизма, просветительства, демократии и прогресса. За свою короткую и трудную жизнь Магжан создал много замечательных стихов, поэм, несколько рассказов, а также учебников.Несмотря на тяжелую трагическую жизнь, Магжан сумел создать истинно самобытные, уникальные произведения. Главной темой многих стихов Жумабаева является тяжелая доля трудового народа, необходимость раскрепощения женщин, ликвидация социального гнёта, произвола власти имущих («Бедняга», «Беззащитная», «Молодая невеста», «Моё желание» и другие). В своих стихах он призывал свой народ к знаниям, просвещению – это в таких стихотворениях, как «Бедный казах», «Как добиться знания культуру». Родному краю, исторической судьбе казахского народа посвящены стихотворения «Прошлое», «Домбра», «Кобыз Койлыбая», «Кокшетау» и другие. В стихотворениях «На зимней дороге», «На летней дороге», «Душевная тайна» и некоторых других поэт отдавал дань символизму. Вместе с тем он внёс много нового в технику казахского стихосложения, в усиление музыкальности, благозвучности стихов.М. Жумабаев – мастер любовной лирики. «Гульсум», «Джамиля», «Любовь, как роза с шипами», «Красивее ты всех», «Зулейха», и многие другие стихи посвящены женщине, её красоте и благородству. В своём единственном прозаическом произведении – рассказе «Грех Шолпан», Жумабаев, поведав нам историю женщины, заставляет нас задуматься над вопросами чести, любви, долга, верности.Писатель сумел языком прозы донести до нас самые глубокие психологические переживания, эмоционально пробудить в сердцах читателей жалость и сострадание к несчастной Шолпан
Степень изученности проблемы. В конце 1980-х годов история казахской литературы обогатилась возвращением плеяды имен: А.Байтурсынова, Ш.Кудайбердиева, М.Дулатова, Ж.Аймауытова, М.Жумабаева и других поэтов. Появились первые научные исследования их творчества в монографиях С.С.Кирабаева, З.Кабдолова, М.Назарбаева, Ш.Елеукенова, Т.Какишева, Р.Нургалисва, Ш.Сатпаевой и др. Безусловно, все они дали читателям большое представление о художественном мире литературы того периода.
В школах с казахским языком обучения изучаются такие произведения как «Я спешу» (6класс), «Кто я?» (6класс), «Люблю» (7класс), «Волна» (7класс), «Туркестан» (8 класс), «Батыр Баян» (9класс).[] В стихотворение «Я спешу» автор верит в светлое будущее казахского народа. Поэт как молодой воин чтит традиции своего народа, любит свою родную землю, уверен в своих силах. В стихотворениях «Туркестан» и «Люблю» М.Жумабаев выражает свою бесконечную любовь к родному краю, восхищаясь красотой пейзажа родной земли.
Понять смысл, значимость и глубину произведений М.Жумабаева русским читателям помогли переводы А.Соловьева, В.Антонова, Л.Шашковой, К.Бакбергенова, С.Мнацаканяна, А Кодара, Т.Васильченко, Б.Джилкибаева и других. Анализируя произведения М.Жумабаева нужно отметить используемые автором разных приемов: метафора, сравнения, олицетворения, повтора, инверсий и эпитетов.
Уникальное творчество поэта проповедует общечеловеческие ценности, воплощая в поэзии глубину философской мысли и искренность слова. В культуре начала XX века всё взаимосвязано. М. Жумабаев внес огромный вклад в углубление и новое качественное пополнение духовной связи русского и казахского народов. Поэзия и проза М.Жумабаева сегодня принципиально отличается от того, как ее понимали современники поэта.
Все проанализированные произведения литературы представляются уникальными не только в неоспоримой художественности, присущей им всем. Они для нас являются художественным завещанием авторов, в них заключены грандиозные открытия русской и казахской прозы. Что такое жизнь, как люди умирают, что способствует этому и что может предотвратить это? Возвращенная литература рассказывает нам о том, почему люди поступали так, а не иначе, и что они чувствовали при этом. Художественный стиль этой литературы запоминается не словами, а обсуждением вечных ценностей мира и жизни. В этом и есть достоинство этой литературы. Стиль произведений писателей возник не в один день, он подготовлен веками, всем предшествующим жанрово-стилевым развитием русской и казахской прозы. Поэтому эти произведения продолжают жить в большом времени, причем теперь более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности. В этом мы убеждаемся сегодня. Нам есть с чем сравнить эту высокую прозу и есть чему поразиться и отдать должное.

Список литературы
1.Белинский В.Г. Критика 1841. С 1691
2.Ерохина Е.А. Карибаева Г.С. Учебник-хрестоматия. – Алматы «Мектеп».2002.
С 63-70.
3. Жаданова К.Х. Исаханова Д.К. Учебник. – Алматы «Білім»2014. С 12
4. Канапьянов Б. Пророк Стихи М.Жумабаева. Издательство «Аударма». 2010.
С 5-6,354.
5. Лермонтов М.Ю. Книга для ученика и учителя. - Москва 2004.С271-283
6. Лермонтов М.Ю. Избранное. - Москва Издательство «Правда»1983. С6-7
7. Лермонтов М.Ю. Художественная литература. – Москва «Художественная
литература». С 127,174-178.
8. Магжан Жумабаев. Избранное. Москва «Русский раритет».2006.С 5-12
9. Магжан Жумабаев. Стихи проза. Петропавловск 2006. С 206-210
10. Маранцман В.Г. Литература. Учебное пособие.- Москва «Просвещение»,1996.
С.365-377.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: zhanarnugerbekovna1803
Просмотров: 188 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 2:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru