Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок литературы в 7Б классе на тему «Отношение человека к природе в повести Ч.Айтматова «Белый пар
[ Скачать с сервера (63.5Kb) ] 2015-01-14, 10:04 AM
Цели урока:
1. Оценка поведения главных героев повести через их отношение к миру природы
2. Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие речи, умения грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.
3. Воспитание нравственных качеств, положительного отношения к личности Ч.Айтматова и его богатому творчеству.
Ход урока.
I. Оргмомент. Слово учителя.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучать повесть Ч.Айтматова «Белый пароход»
Эпиграф: «Самой природой ты допущен в мир
Предстоящий, и от тебя зависит он.»
В.Л.Астауров.
 Природой нам даровано всё - если бы мы только умели понимать жизнь.
Лууле Вилма.
 Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться.
Леонардо да Винчи.
 Голоса природы звучат для тех, кто вступает в неё с открытым сердцем.
Николай Рерих
Слово учителя о писателе и его повести (слайды)
 Родился в кишлаке Шекер в Киргизии.
 Отец его, крупный партийный работник, был незаконно репрессирован.
 После окончания 6 классов Айтматов был секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком, выполнял и другие работы в колхозе.
 Окончил Джамбульский зоотехникум, потом Киргизский сельхозинститут.
 Окончил в Москве Высшие литературные курсы.
 1958г. – первая книга «Лицом к лицу» и повесть«Джамиля»
 Айтматов работал в республиканской печати, а затем собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии.
 В 60-е годы вышли в свет: «Верблюжий глаз» «Материнское поле», «Первый учитель», «Тополек мой в красной косынке», «Прощай, Гульсары».
 Они рассказывают о трудном становлении Киргизии, о преодолении косности и предрассудков, о победе человеческого духа.
 В70- е годы писатель продолжает работать в жанре повести.
 Повесть «Ранние журавли» (о трудном военном времени),
 Повесть «Белый пароход» (о детстве, разрушенном жестокостью взрослых),
 Философская повесть «Пегий пес, бегущий краем моря».

 В 80-е годы Айтматов переходит к жанру романа.
 Романы «Плаха», «И дольше века длится день» - произведения, предостерегающие людей от самоуничтожения.
 В 90-е годы: повесть «Белое облако Чингисхана», романы «Богородица в снегах» и «Тавро Кассандры».
 Ч.Т.Айтматов был не только профессиональным писателем, но и общественным деятелем. Он вел огромную работу по сохранению уникального озера Иссык –Куль и его инфраструктуры.
 В 1988-1990гг. Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература».
 В 1990-1994 работал послом Киргизии в Бельгии.
 Ч.Айтматов вошел в литературу как современный писатель, тонко чувствующий болевые точки нашей планеты. Его главная цель –объединить разных людей против общечеловеческих бед: войн, насилия и терроризма.
 В творчестве Ч.Айтматова черпают вдохновение художники и поэты, режиссеры и искусствоведы. В них находят мудрые заповеди люди разных поколений и разных возрастов.
 В 2004 г. перенес острый инфаркт, после чего ему сделали сложнейшую операцию на сердце.
 10 июня 2008 года сердце Ч.Айтматова остановилось.
II. Беседа
Вам было дано задание на лето прочитать повесть «Белый пароход»
1) Рассказ писателя об истории создания повести (слайды)
–Какое событие послужило толчком к написанию повести?
2) О художественном фильме «Белый пароход»(слайды)
3) Миф о Мюизбайбиче ( слайд)
-Как использован миф в повести?
Пересказ сказки о рогатой матери-оленихе (из повести)
4) Работа над содержанием повести.
-Где и огда происходит действие повести?
-Кто является персонажами повести?
-Можем ли мы, характеризуя их, применить термины «протагонист» и «антагонист»? Почему?
Словарная работа
 Расторопный (по слов. Ожегова) быстрый и ловкий в деле.Протагонист - главный герой.
 Антагонист – непримиримый противник главного героя.
 Миф – объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека с помощью художественной фантазии.
 Легенда - фольклорный и литературный эпический жанр, в котором представлено мифологизированное повествование об имевших место в реальности исторических событиях и выдающихся исторических личностях.
Домашнее задание: заполнить таблицу.

Персонаж повести Его отношение к природе, к маралам.
1.Мальчик Мальчик…маралы скрылись в лесу. Мальчику не хотелось с ними расставаться, и он стал придумывать то, что ему хотелось видеть.
----------------------------------------------
2.Момун. …Если не трогать их, они и будут жить. хоть тысячу маралов держи. Кормов у нас вдоволь…-Что ты, Сейдахмет. Охота на них запрещена…

3.Орозкул.

4.Сейдахмет. Запрещена охота там, где они водятся. А у нас они не водятся.- Красотой сыт не будешь.
-Эх. Ружье бы сейчас!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: imaykeeva
Просмотров: 304 | Загрузок: 66 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru