Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Игра как средство повышения интереса учащихся на уроках русского языка
2015-01-17, 7:13 AM
Игра как средство повышения интереса учащихся на уроках русского языка
Учитель русского языка СОШ № 85 Октябрьского района г. Караганды
Мешалкина Валентина Васильевна
Увеличение умственной нагрузки на уроках русского языка заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игры-упражнения, например, развивают память детей, внимание, сообразительность и их общий кругозор.
Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например, такое задание: преврати имена нарицательные в имена собственные.
Птица орел - (город Орел)
Цветок роза - (девочка Роза)
Воздушный шарик - (собака Шарик)
Плодородная земля - (планета Земля)
Наша школа - (повесть «Школа»)
Словарный диктант можно оживить с помощью игры «Зоркий глаз», объявив конкурс на самого зоркого.
Задание: найдите в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков формирования умений.
Много дидактических игр - упражнений можно использовать при изучении темы «Лексика».
1. Игра «Переводчик»
а) Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных)синонимами?
1) Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак. 4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
б). Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?
1)При проверке было выявлено немало дефектов. 2) Он пишет мемуары.
3) Ваши аргументы убедительны. 4) Все работали с энтузиазмом. 5) Мы гордимся нашим голкипером. 6) В газете появилась информация о футбольном матче.
2. Игра «Бумеранг» воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его учителю.
1) Найди синоним.
Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
1) Найди антоним.
Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).
3. Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.
Угадай слово по толкованию его лексического значения.
1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос)
2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт)
3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай)
4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац)
5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой.
(Акваланг)
6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот)
7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата)
В качестве организационной формы игры можно использовать микрокласс. Микрокласс - это группа учащихся из трех-четырех человек, один из которых (учитель), остальные - «ученики». Ведущий игры (чаще всего это учитель) является «экспертом». В помощь «эксперту» в случае необходимости выбираются консультанты и ассистенты. Ассистенты обеспечивают техническую сторону игры (помогают раздать карточки - задания, фиксируют их выполнение и т.д.). Консультант выбирается один на четыре-пять групп. Он подстраховывает «учителя», всегда готов прийти ему на помощь, контролирует качество выполнения задания.
Допустим, на уроке по изучению темы «Причастие» класс реорганизуется в микроклассы, которым предлагаются карточки-задания для групповой работы.
Карточка 1.
Задание: исправьте ошибку, обоснуйте ответ.
«Издали были видны плывущие бревна по воде»
На обратной стороне карточки: бревна, (плывущие по воде); (плывущие по воде) бревна.
Карточка 2.
Вопрос: в чем разница? Объясните.
Выкачанная из подвала вода.
Выкаченная из подвала бочка.
На обратной стороне карточки: выкача(л) + нн, выкат(ил) + енн
Карточка 3.
Задание: Поставьте ударение. Прочитайте.
Взята, принят, переведена, занят, принята, начат, начата.
На обратной стороне карточки: мужской род - ударение на первом слоге, женский
род - на последнем.
Из изложенного выше можно сделать вывод, что дидактические игры отличаются от обыкновенных игр тем, что участие в них обязательно для всех учащихся. Их правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к русскому языку, эти игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
Основным в этих играх на уроках русского языка является обучение русскому языку. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
Использование игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых изучение русского языка кажется скучным занятием.
Систематическое использование игр на разных этапах изучения различного по характеру материала по русскому языку является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, игры на уроках русского языка заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: valentina
Просмотров: 257 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 6:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru