Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2015-01-18, 4:55 PM | |
УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СЛОВО ДАРИТ РАДОСТЬ ОТКРЫТИЙ» СЕГОДНЯ, РЕБЯТА, ВЫ ПРОЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМИ, ТВОРЦАМИ И УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО СЛОВО ДАРИТ РАДОСТЬ ОТКРЫТИЙ. ЭПИГРАФОМ К НАШЕМУ СЕГОДНЯШНЕМУ УРОКУ Я БЫ ХОТЕЛА ПРОЦИТИРОВАТЬ СТРОКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА» ВЕЩЕЙ ВОКРУГ ПОЛНЫМ- ПОЛНО, И ВСЕ, ЧТО В ПАМЯТИ У НАС,- ОЗНАЧЕНО СЛОВАМИ А. ШИБАЕВ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ). ДРУЗЬЯ МОИ, Я ОЧЕНЬ РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ СЕГОДНЯ ВАС. И ДЛЯ МЕНЯ УЖЕ НАГРАДА- ВНИМАНИЕ ВАШИХ УМНЫХ ГЛАЗ. Я ЗНАЮ, КАЖДЫЙ ИЗ ВАС – ГЕНИЙ, НО БЕЗ ТРУДА ТАЛАНТ НЕ ВПРОК. ВЫСКАЗЫВАЙТЕ СВОИ МНЕНИЯ И ВМЕСТЕ ПРОВЕДЕМ УРОК. В УРОКЕ – КОНКУРСЕ УЧАСТВУЮТ ДВЕ КОМАНДЫ: ФОНЕТИКА И ГРАФИКА. КОНКУРС СОСТОИТ ИЗ 7 ТУРОВ. РАЗМИНКА. ВОПРОСЫ Ф. 1.ЧТО ТАКОЕ ФОНЕТИКА? (РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, В КОТОРОМ ИЗУЧАЮТСЯ ЗВУКИ РЕЧИ.) Г. 1. ЧТО ТАКОЕ ГРАФИКА? (СИСТЕМА ЗНАКОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ЗВУКИ РЕЧИ НА ПИСЬМЕ.) Ф. 2.ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ЗВУКАМИ РЕЧИ? (НАИМЕНЬШИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА, ИЗ КОТОРЫХ СОСТОЯТ СЛОВА.) Г.2.СКОЛЬКО БУКВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ? (33 БУКВЫ) Ф.З.Сколько гл. ЗВУКОВ в РУС.ЯЗ?(10 Б.) Г.З.Сколько ЗВУКОВ в РУССКОМ ЯЗЫКЕ? (42 зв.) Ф. А сколько букв не обозначают звуков (две ь и ъ) Г.4.Сколько в РУССКОМ СОГЛАСНЫХ БУКВ?(21 Б.) Приветствие команд. I. Гласные. 1. Воздух свободно проходит через рот. 2. Нет препятствий разных. 3. Голос участвует. 4. Голос зовет. 5. Звук получается 6. Все – гласные. II. Согласные. 1. Звуки мы прекрасные 2. Группы мы простые 3. Произносимся мы с шумом. 4. Воздух встречает преграды 5. Нас зовут 6. Согласные ( команды вместе произносят ) А, в общем, все мы звуки. Нас долго изучали. Раздел о нас в науке фонетикой назвали. Слова учителя. Чтобы знания получить, чтоб пятерку заслужить, (Все звуки(обе команды) произносят) Нужно всех нас хорошенько изучить. Как и в любом конкурсе, мы должны выбрать жюри. Членами жюри будут наши сегодняшние гости. (Учителя – словесники из разных школ района занимают свои места.) I-й тур – «Царство звуков» 1. Назвать слово, в котором один слог, четыре буквы три звука. Из двух имеющихся согласных один твердый, парный, глухой, а другой мягкий, непарный звонкий (пень, конь) 2. Назвать сово, которое состоит из двух одинаковых, всегда твердых согласных и одного гласного. Правописание этого слова представляет исключение из правил (цыц). 3. Какую букву надо вставить в собственное имя мальчика, чтобы оно превратилось в название коротких шестов с заостренными концами? (ь: Коля – колья) II-й тур – «Выбери меня» 1. Слово, состоящее из семи букв, семи звуков. Ударный слог – первый. Обозначает предмет одежды (ша-поч-ка) Подсказка: Название шипящей буквы – первый слог. Последняя гласная – первая буква алфавита. 2. Слово, состоящее из пяти букв и пяти звуков. Из двух имеющихся гласных- оба «А»; одно из значений слова – чертеж части земной поверхности.(карта) подсказка: название первой буквы в слове двенадцатая по счету в алфавите.) Название согласного непарного звонкого звука. 3. Слово, состоящее из четырех букв и трех звуков, оба согласных – звонкие, слово обозначает злаковое растение. (рожь) 4. Подсказка: непарный звонкий согласный – шестнадцатая буква алфавита, звонкий парный согласный, который всегда твердый III-й тур - « ГРАМОТЕИ» ДАНЫ СЛОВА. РАЗДЕЛИТЬ НА СЛОГИ. ОПРЕДЕЛИТЬ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ. ЗЕМЛЯ, ЖАТВА , ЦЕЛИНА, МОЛОДЕЖЬ, ПОЛЕ, ЗЕРНО. IV-й ТУР-«СКОЛЬКО БУКВ И СКОЛЬКО ЗВУКОВ.» 1. СЕМЬЯ- 5 БУКВ, 5 ЗВУКОВ; 2. ГУСЬ-4 Б. 3 ЗВ. З.ПОЛЕ -4 Б. 4 ЗВ. 4. ХЛЕБ- 4 Б, 4 ЗВ. 5. ЖАТВА-5 Б, 5 ЗВ. V-й ТУР .- «Орфографический» ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ПОДБЕРИТЕ ПРОВЕРОЧНОЕ слово ( ИГРА «ШТОПАНЬЕ ДЫР» ) СЛОВА СПОКОЙНО ЖИЛИ В КНИЖКЕ, Но КНИЖКУ ВДРУГ ПОГРЫЗЛИ МЫШКИ, От слов КУСОЧКИ ОТКУСИЛИ, Из книжки в НОРКУ УТАЩИЛИ. 1. ТРА…КА -ТРАВА, 2. ГОРО…- ГОРОДА, 3.МОРО… - МОРОЗЫ 1.ПИРО… - ПИРОГИ 2.АРБУ…- АРБУЗЫ, 3.НОЖ - НОЖИ VI-Й ТУР - «РОЖДЕНИЕ СЛОВА» Ты слово НОВОЕ ПОЛУЧИШЬ, ВСЕГО лишь ИЗМЕНИВ или ДОБАВИВ БУКВУ. 1 .РАД - РЯД, 2.САД - СЯДЬ, З.Нос - Нес, 4.ныть - нить 5.лук-люк, 6 ЛУК - ЛУГ 7.угол - уголь V I I -Й ТУР – «Фонетический» Сделать фонетический разбор слов. Первая команда – вторая команда - ежик юрта Итог: На самом деле слово имеет огромную значимость в русском языке. Сегодня вы узнали много неожиданного и интересного. Выводы: Слово справедливо называют «чудом из чудес», созданным человеком. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык - «это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное». Слова. Словно травы шелестят слова. Как слова и травы в жизни схожи! Говорим: целебная трава -Есть слова целительные тоже. Есть слова, исполненные яда, Есть простые, словно васильки, А порой, с собою нету слада, Если всходят в речи сорняки. Есть слова пьянящие, как розы, Есть сухие, как степной ковыль, Есть слова, рождающие слёзы, -Горькие слова, слова - полынь. Словом можно душу искалечить, Словом можно раны исцелить, Тяжкий груз недобрых слов на плечи Берегитесь ближнему взвалить! Как прекрасен сочных трав покров! Я смотрю на луг, в цветы одетый, Научи нас, Бог, дарить букеты, Состоящие из мудрых, добрых слов! Л.И.Скворцов | |
Просмотров: 743 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|