Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Инновационный опыт учителя
2015-01-20, 5:13 PM
Оспанова Майда Кожековна
учитель русского языка и литературы
№54 СШ г.Караганда

Инновационный опыт учителя
«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным».
Я. Коменский
Если мы обратимся к Программам по русскому языку и литературе, проанализируем, какими умениями и навыками должен обладать выпускник, то окажется, что процесс образования сейчас строится на компетентностной основе (развитие определенных компетенций) . Главная моя цель – научить детей говорить свободно, грамотно писать, читать, чтобы каждый урок приносил не только знания, но и радость познания, чтобы ученики верили в свои возможности.
Я активно использую в своей деятельности новые педагогические технологии (формы, методы и средства воспитания), которые позволяют мне сотрудничать с учащимися, пробудить интерес к учебной деятельности.
Для решения проблемы развития мыслительных умений и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках я использую блочную подачу материала. По этой системе я работаю более 5 лет. Мне понравилась работа учителей-новаторов Юрия Степановича Меженко, Виктора Федоровича Шаталова, Светланы Николаевны Лысенковой. Весь теоретический материал сгруппировала в крупный блок. Задача опорного сигнала - облегчить понимание новой информации и закрепить ее в долговременной памяти. Опорные схемы и опорные конспекты – один из способов наглядного представления языкового материала на уроках русского языка .Их можно использовать в работе над любым разделом лингвистики – лексикой, фонетикой, словообразованием и грамматикой. Опорные схемы позволяют организовать подачу нового материала блоками , при закреплении навыков схема используются как справочный материал. Если возникают затруднения , ученики обращаются к ним , выполняя письменные упражнения , во время устных ответов. В классах с высоким уровнем полезно практиковать составление опорных схем самими учащимися. Многократное повторение опорного сигнала (за мной, хором, в группе, в паре, индивидуально) помогает учащимся развивать речь. Они лучше выражают мысль, пересказывают текст, легко учат наизусть, повышается результативность знаний и умений, а главное повышается грамотность. Весь материал отражаю в блоке в доступной форме: в виде рисунков, кратких обозначений, символов, формулировок, стрелок. В будущем хочу эти блоки усовершенствовать. Пытаюсь разработать блоки по систематике.
и – ы после ц
и ы
1. В корнях 1. В окончаниях
2. На -ция 2. В суффиксе -ын
3. В словах: цыган на цыпочках сказал
цыплёнку: «Цыц!»
Данная технология способствует четкой организации учебного процесса, расширяет возможности использования на уроках различных видов самостоятельной деятельности и комбинированного контроля знаний учащихся. Сочетание словесных и наглядных методов обучения, в том числе и использование логических опорных конспектов, позволяет выделять из большого объема изучаемого материала главные понятия. На таких занятиях происходит систематизация, обобщение, закрепление теоретических знаний и практических умений при решении задач разных типов, осуществляется само и взаимоконтроль в ходе совместной деятельности.
В русле поиска современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии критического мышления через чтение и письмо( РКМЧП ).
Методика включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
• актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
• вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
• сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
• побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
• получить новую информацию;
• осмыслить ее;
• соотнести с уже имеющимися знаниями;
• искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
• целостное осмысление, обобщение полученной информации;
• присвоение нового знания, новой информации учеником;
• формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы как ассоциативный ряд, опорный конспект, мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками и Вопросы Блума, кластеры, синквейн, ключевые термины; медиапроекты , дидактическая игра, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания.
Чтение с остановками
1. Учитель выбирает текст для чтения.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Синквейн
Метод «Синквейн» занимает 5-10 минут урока, в зависимости от уровня класса (сильный, средний, слабый) .При использовании данного метода класс можно делить на группы и дать им разные темы
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк».
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. -УЧИТЕЛЬ
2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. -ДОБРЫЙ, ЗНАЮЩИЙ
3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.-УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, ПОМОГАЕТ.
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.- СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ
5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.- МАСТЕР
Примеры синквейнов
Учитель Причастие
Добрый, знающий. Действительное, страдательное
Учит, воспитывает, помогает. Описывает, показывает, помогает
Старый друг лучше новых! Является изменяемой формой глагола
Мастер. Признак
Кластеры
Перед изучением новой темы очень полезно использовать метод «Кластера», который подготавливает учащихся к восприятию новой информации и активизирует их умственную деятельность. Проводится этот метод следующим образом : нужно в центре записать ключевое слово , от него отвести лучики ( как от солнца), к каждому лучику записать придуманное учениками и соответствующее теме слово. Из данных слов составляется текст , названием которого может служить ключевое слово в центре
Абай

поэт переводчик
народ Пушкин просветитель
писатель

При повторении или подведении итогов можно применить такие методы как мозговой штурм, диаграмма Венна, тестирование, эссе, ЗХУ

Знал Хотел узнать Узнал


Диаграмма Венна


С целью развития логического мышления учащихся, активности, самостоятельности и интереса к предмету в 5-7 классах я использую игровую технологию. Стараюсь сочетать тренировочные игры, требующие воспроизведение учебного материала, с эвристическими заданиями. В зависимости от учебно-воспитательных задач игры уместны как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении, контроле знаний учащихся.
Также я использую различные виды учебной деятельности: лекции с мультимедийной поддержкой, семинары, практикумы, творческие и самостоятельные работы, зачеты. Для меня важно, чтобы учащиеся искали ответы самостоятельно, поэтому, кроме уроков - практикумов, провожу уроки – семинары. В семинарское занятие включаю теоретическую часть, индивидуальную и проверочную работу, групповые задания и задание повышенной трудности, творческое задание.
Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, я подхожу к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого.
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». На уроках русского языка класс делится на 3 группы.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу.
3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Есть дети с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума. Им даю определенные упражнения. Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.
Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе - каждый
ученик выбирает задание, посильное для себя.

Очень важно организовать рациональную проверку домашнего задания, чтобы она не заняла много времени, поэтому использую разные способы проверки: самопроверку (доска, мультимедиапроектор), взаимопроверку, слабых учеников проверяю чаще сама. Во время проверки заданий сильных учащихся привлекаю внимание всего класса, так как способным даю задания творческого характера .
Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Поэтому отделяю группу детей, которые самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным учащимся еще раз повторяю правило более детализировано, выделяя главное, опираясь на наглядность, практическую деятельность ребят. Затем все учащиеся самостоятельно выполняют обязательные задания. Объяснение заканчиваю образцовым ответом сильного ученика, с использованием или таблицы, или опорной схемы, или графического изображения.
При закреплении первый пример рассматриваем все вместе, далее каждая группа выполняет свое задание, но при проверке всех прошу друг друга послушать, так как ставлю задачу, что подобное задание будет выполнять 2 группа дома (или все). Продумываю задания до мелочей, особенно рациональную проверку всех заданий. В этом помогают мультимедиапроектор ,схемы опоры, тестовые задания и другие.
Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую не только дифференциацию, но и разные способы коллективной работы учащихся. На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного использую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умение обобщать, анализировать и сопоставлять.
Обобщение и систематизацию по какой-либо теме провожу или в форме урока-зачета или в форме смотра знаний. На такой учебной встрече не только проверяется уровень умений и навыков учащихся, но и расширяется кругозор ребят, так как в ходе подготовки к ней они изучают не только теоретический материал, но используют дополнительную литературу, словари. Класс для такого смотра разбивается на 3,4 группы, во главе которой стоит консультант. Каждой группе нужно пройти четыре станции: теоретическую, орфографическую, творческую и станцию тестирования
Использование новых технологий на уроке русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Компьютер на урочных и внеурочных занятиях по русскому языку и литературе выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора. Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.
Я использую информационные технологии в своей педагогической деятельности
-для планирования учебного материала и учебных занятий;
-подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение MicrosoftWord);
-обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, а также электронные таблицы Microsoft Excel);
-компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 11 класс);
-справочные ресурсы Интернета;
-проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций. Также хорошим помощником в преподавании русского языка и литературы стала интерактивная доска. Это ценный инструмент для обучения всего класса. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, при этом учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно.

На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами я использую метод тестирования (материалы ЕНТ,ПГК)
Целесообразность выбора различных педагогических технологий по русскому языку и литературе подтверждается или опровергается при проведении промежуточного и итогового контроля.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: tolganai-83
Просмотров: 235 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 4:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru