Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока по повести А.С. Пушкина "Метель"
[ Скачать с сервера (790.9 Kb) ] 2015-01-22, 6:55 PM
Конспект урока русской словесности по развитию речи в 6-м классе.
«Подготовка к сочинению-описанию по повести А. С. Пушкина «Метель».
Цели:
-опираясь на художественный текст, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания; познакомить с понятием «цитата»;
-работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение-плану; развивать монологическую речь; развивать творческое мышление(через использование учащимися в собственной речи выразительных средств языка);приучать к работе со словарями;
-воспитывать интерес к писательскому слову, стремление ярко и образно выражать собственные мысли в сочинении.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, аудиозапись, презентация,
раздаточный материал(распечатанные тексты).
Оформление доски.
Портрет Пушкина.
Число
Подготовка к сочинению- описанию «Метель».
Средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитеты, метафора.

Ход урока.
1.Сообщение цели урока. Введение в тему.
-Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию природы, опираясь на художественный текст, с использованием выразительных средств языка; познакомиться с новым понятием «цитата», повторить ряд орфографических и пунктуационных правил.
-Сначала давайте вспомним, какой тип речи называется описанием?
-Что может быть предметом описания?
-Что будет предметом нашего описания сегодня, попытайтесь догадаться, прослушав музыкальный фрагмент симфонии великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Звучит фрагмент симфонии «Зимние грезы».
-Какое явление природы вам представилось?
-Какие картины возникли в воображении?
-Вы угадали. Звучание музыки напомнило нам вихри метели, которую мы и будем описывать.
-Вспомните, в каких художественных произведениях А. С. Пушкина нам встречались описания метели?
( Стихотворение «Зимнее утро», повесть «Метель».)
-Пушкинские тексты его повести «Метель» будут для нас образцами при подготовке к описанию метели. Многие профессиональные писатели учились сочинять, подражая Пушкину, и мы пойдем по этому пути.
Мы знаем, что описание метели в повести не является главной задачей, которую ставит Пушкин, но для нашего сочинения сегодня оно будет образцом.
Тема урока записывается в тетрадях.
Подготовка к сочинению-описанию «Метель».
Работа с текстами.
-Обратимся к первым двум пушкинским текстам.(Раздаточный материал на каждой парте.)
-Прочитайте выразительно. Что объединяет эти фрагменты?
(Читают 2 ученика.)
1 текст
Стихотворение «Зимнее утро»
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…

2 текст
Повесть «Метель»
« Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею».
-Итак, описание метели, поэтическое и прозаическое, созвучны, перекликаются. Докажите это. (Пушкин рисует сильную метель.)
-Какие выразительные средства использует поэт, рисуя вьюгу? (Ребята называют.)
Олицетворение: вьюга злилась, мгла носилась;
Сравнение: луна, как бледное пятно;
Эпитеты: бледное пятно, мрачные тучи, мутная и желтоватая мгла.
Метафора: белые хлопья.
Вывод: использование этих средств художественной выразительности наиболее уместно в сочинении- описании, поэтому постарайтесь использовать их в своих сочинениях.
Давайте запишем, какие средства художественной выразительности нужно использовать в своих сочинениях.
Они записаны на доске.
Запись в тетрадь:
Средства художественной выразительности:
Олицетворение, сравнение, эпитеты, метафора.
Словарная работа.
-В нашем тексте 2 есть слова , лексическое значение которых требуют объяснения.
(Запись на интерактивной доске)
Учитель читает и объясняет.
Мгла -непрозрачный воздух (от тумана, пыли , сумерек).
Околица – изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.

Во втором отрывке обращают на себя внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ(метель), ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ.
В начале 19 века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ (ПОДНЯЛАСЬ) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ(-СЯ после гласной не употребляется).
Введение нового понятия. Знакомство с цитатой.
-Какое предложение из пушкинского текста его повести вы бы хотели взять полностью для своего сочинения?
-Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ.
Цитата - точная, буквальная выдержка из какого –нибудь текста.
(Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.)
-Мы будем в этом случае ЦИТИРОВАТЬ- приводить цитату из повести А. С. Пушкина «Метель».
-Способов цитирования несколько. Один из них- оформление цитаты как предложения с прямой речью.
-Вспомните правило, как оформляются предложения с прямой речью?
Запись на доске. Дети объясняют.
А: «П».
-Приведу пример, как будет выглядеть предложение с цитатой.
Запись на доске.
Когда начинается метель, невольно вспоминаются пушкинские строки: «В одну минуту дорогу занесло».
-Итак, сегодня вы должны уяснить, что такое цитата, как она оформляется на письме. А в сочинении обязательно используйте хотя бы одну цитату из пушкинского произведения. Я буду обращать внимание на это при проверке ваших работ. Завершая разговор по фрагментам пушкинских текстов, скажу , что на уроках литературы в 8 классе мы еще раз встретимся с пушкинским описанием метели в его повести «Капитанская дочка».
Работа над составлением плана.
- Чтобы написать сочинение, нам нужен план. Я предлагаю вам примерный план.

Запись на доске.
1. Начало метели.
2. В вихре метели:
а) что видится;
б) что слышится.
3. Мои мысли и чувства во время метели.
- Какой я использовала план: простой или сложный?
-А почему для нашего сочинения нам больше подойдет сложный план?
(Потому что в вихре метели не только видится, но и слышится.)
-Какие замечания у вас есть по записанному плану?( Повторяется слово МЕТЕЛЬ.)
-Давайте обратимся к « Словарю синонимов».
Запись на доске.
Метель, метелица, буран, вьюга, пурга.
Запись в тетрадь.
-Теперь можно записать план, используя синонимы.
План записывается в тетрадях.
1.Начало метели.
2. В вихре вьюги:
а) что видится;
б) что слышится.
3. Мои мысли и чувства во время пурги.
В своих сочинениях вы также должны использовать эти синонимы!
Собирание материалов к сочинению.
-Обговорим содержание сочинения в соответствии с пунктами плана.
-Цель нашего сочинения – описание метели , опирающееся на пушкинский текст повести. Но это не значит, что мы должны полностью подражать Пушкину.
-В первой части нужно нарисовать начало метели.
(Ребята предлагают свои варианты.)
-Я предлагаю вам обратиться к народным приметам. Чтение текста.

3 текст
По народным приметам, метели могут предшествовать большие снеговые облака или красная вечерняя заря, кольцо вокруг луны ночью или нечеткие звезды в Млечном пути.
Для нас, современных людей, не всегда обращающих внимание на народные приметы, метель часто является полной неожиданностью. Поэтому начало может быть и таким: «Огромные снеговые облака закрыли небо, вдруг поднялась метель».
-Давайте запишем выражения из этого писания, которые рисуют нам начало метели.
Запись в тетради.
БОЛШИЕ СНЕГОВЫЕ ОБЛАКА, КРАСНАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ, КОЛЬЦО ВОГРУГ ЛУНЫ НОЧЬЮ, НЕЧЕТКИЕ ЗВЕЗДЫ.
Обговорим содержание 2-ой части.
-Что же происходит вокруг нас во время метели? Что видится? Каковы ваши впечатления? (Ребята высказываются.)
-А что видится Пушкину во время метели? Давайте обратимся к его выражениям в повести.
(Дети находят)
«Мгла носится», «окрестность исчезает», «мутная и желтая мгла», «белые хлопья снега», «небо сливается с землей. Поэтому здесь можно вести цитату.
Запись в тетрадь.
Что видится: мгла носится, окрестность исчезает , желтая и мутная мгла, белые хлопья.
Здесь можно ввести цитату.
-Запишите предложение из текста №2 его повести, которое понравилось вам боле всего.
Запись в тетрадь.
-А что слышится во время метели? Какие звуки?
-Обратимся опять к пушкинскому описанию из повести.

3 текст.
Повесть «Метель».
На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали…
Метель не утихала; ветер дул навстречу…
-Чем интересно это описание метели?
-Здесь одно слово требует пояснения!
Обратимся к словарю.
Запись на доске.
СТАВНИ-
-Звуки метели?
Ветер выл, ветер дул.
Запись в тетрадь.Что слышится:
Ветер выл, ветер дул.
-Случайно ли здесь употребляются однородные члены? (Предложения с однородными членами ярче рисуют происходящее.)
-И вам стоит использовать подобные конструкции в сочинении!
-А сейчас давайте послушаем природные звуки метели.
-Какие звуки услышали вы?
Запись в тетрадь.
Стон, вой , плач, свист...
3 часть
-Что же чувствует человек во время метели? ( Высказывания ребят.)
-Итак, мы определили содержание будущего сочинения. Вам остается его написать.
Итог урока.
-Что из всего сказанного и прочитанного особенно запомнилось? Может быть, что-то удивило? (Высказывания ребят.)
-Что нового вы узнали сегодня?
-Что нужно использовать в сочинении –описании природы?
-Надеюсь, что проделанная нами работа поможет вам легко справиться с задачей-написать сочинение на тему «Метель».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Hovem2
Просмотров: 3411 | Загрузок: 111 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 9:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru