Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока по повести А.С. Пушкина "Метель"
[ Скачать с сервера (790.9Kb) ] 2015-01-22, 6:55 PM
Конспект урока русской словесности по развитию речи в 6-м классе.
«Подготовка к сочинению-описанию по повести А. С. Пушкина «Метель».
Цели:
-опираясь на художественный текст, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания; познакомить с понятием «цитата»;
-работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение-плану; развивать монологическую речь; развивать творческое мышление(через использование учащимися в собственной речи выразительных средств языка);приучать к работе со словарями;
-воспитывать интерес к писательскому слову, стремление ярко и образно выражать собственные мысли в сочинении.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, аудиозапись, презентация,
раздаточный материал(распечатанные тексты).
Оформление доски.
Портрет Пушкина.
Число
Подготовка к сочинению- описанию «Метель».
Средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитеты, метафора.

Ход урока.
1.Сообщение цели урока. Введение в тему.
-Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию природы, опираясь на художественный текст, с использованием выразительных средств языка; познакомиться с новым понятием «цитата», повторить ряд орфографических и пунктуационных правил.
-Сначала давайте вспомним, какой тип речи называется описанием?
-Что может быть предметом описания?
-Что будет предметом нашего описания сегодня, попытайтесь догадаться, прослушав музыкальный фрагмент симфонии великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Звучит фрагмент симфонии «Зимние грезы».
-Какое явление природы вам представилось?
-Какие картины возникли в воображении?
-Вы угадали. Звучание музыки напомнило нам вихри метели, которую мы и будем описывать.
-Вспомните, в каких художественных произведениях А. С. Пушкина нам встречались описания метели?
( Стихотворение «Зимнее утро», повесть «Метель».)
-Пушкинские тексты его повести «Метель» будут для нас образцами при подготовке к описанию метели. Многие профессиональные писатели учились сочинять, подражая Пушкину, и мы пойдем по этому пути.
Мы знаем, что описание метели в повести не является главной задачей, которую ставит Пушкин, но для нашего сочинения сегодня оно будет образцом.
Тема урока записывается в тетрадях.
Подготовка к сочинению-описанию «Метель».
Работа с текстами.
-Обратимся к первым двум пушкинским текстам.(Раздаточный материал на каждой парте.)
-Прочитайте выразительно. Что объединяет эти фрагменты?
(Читают 2 ученика.)
1 текст
Стихотворение «Зимнее утро»
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…

2 текст
Повесть «Метель»
« Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею».
-Итак, описание метели, поэтическое и прозаическое, созвучны, перекликаются. Докажите это. (Пушкин рисует сильную метель.)
-Какие выразительные средства использует поэт, рисуя вьюгу? (Ребята называют.)
Олицетворение: вьюга злилась, мгла носилась;
Сравнение: луна, как бледное пятно;
Эпитеты: бледное пятно, мрачные тучи, мутная и желтоватая мгла.
Метафора: белые хлопья.
Вывод: использование этих средств художественной выразительности наиболее уместно в сочинении- описании, поэтому постарайтесь использовать их в своих сочинениях.
Давайте запишем, какие средства художественной выразительности нужно использовать в своих сочинениях.
Они записаны на доске.
Запись в тетрадь:
Средства художественной выразительности:
Олицетворение, сравнение, эпитеты, метафора.
Словарная работа.
-В нашем тексте 2 есть слова , лексическое значение которых требуют объяснения.
(Запись на интерактивной доске)
Учитель читает и объясняет.
Мгла -непрозрачный воздух (от тумана, пыли , сумерек).
Околица – изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.

Во втором отрывке обращают на себя внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ(метель), ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ.
В начале 19 века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ (ПОДНЯЛАСЬ) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ(-СЯ после гласной не употребляется).
Введение нового понятия. Знакомство с цитатой.
-Какое предложение из пушкинского текста его повести вы бы хотели взять полностью для своего сочинения?
-Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ.
Цитата - точная, буквальная выдержка из какого –нибудь текста.
(Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.)
-Мы будем в этом случае ЦИТИРОВАТЬ- приводить цитату из повести А. С. Пушкина «Метель».
-Способов цитирования несколько. Один из них- оформление цитаты как предложения с прямой речью.
-Вспомните правило, как оформляются предложения с прямой речью?
Запись на доске. Дети объясняют.
А: «П».
-Приведу пример, как будет выглядеть предложение с цитатой.
Запись на доске.
Когда начинается метель, невольно вспоминаются пушкинские строки: «В одну минуту дорогу занесло».
-Итак, сегодня вы должны уяснить, что такое цитата, как она оформляется на письме. А в сочинении обязательно используйте хотя бы одну цитату из пушкинского произведения. Я буду обращать внимание на это при проверке ваших работ. Завершая разговор по фрагментам пушкинских текстов, скажу , что на уроках литературы в 8 классе мы еще раз встретимся с пушкинским описанием метели в его повести «Капитанская дочка».
Работа над составлением плана.
- Чтобы написать сочинение, нам нужен план. Я предлагаю вам примерный план.

Запись на доске.
1. Начало метели.
2. В вихре метели:
а) что видится;
б) что слышится.
3. Мои мысли и чувства во время метели.
- Какой я использовала план: простой или сложный?
-А почему для нашего сочинения нам больше подойдет сложный план?
(Потому что в вихре метели не только видится, но и слышится.)
-Какие замечания у вас есть по записанному плану?( Повторяется слово МЕТЕЛЬ.)
-Давайте обратимся к « Словарю синонимов».
Запись на доске.
Метель, метелица, буран, вьюга, пурга.
Запись в тетрадь.
-Теперь можно записать план, используя синонимы.
План записывается в тетрадях.
1.Начало метели.
2. В вихре вьюги:
а) что видится;
б) что слышится.
3. Мои мысли и чувства во время пурги.
В своих сочинениях вы также должны использовать эти синонимы!
Собирание материалов к сочинению.
-Обговорим содержание сочинения в соответствии с пунктами плана.
-Цель нашего сочинения – описание метели , опирающееся на пушкинский текст повести. Но это не значит, что мы должны полностью подражать Пушкину.
-В первой части нужно нарисовать начало метели.
(Ребята предлагают свои варианты.)
-Я предлагаю вам обратиться к народным приметам. Чтение текста.

3 текст
По народным приметам, метели могут предшествовать большие снеговые облака или красная вечерняя заря, кольцо вокруг луны ночью или нечеткие звезды в Млечном пути.
Для нас, современных людей, не всегда обращающих внимание на народные приметы, метель часто является полной неожиданностью. Поэтому начало может быть и таким: «Огромные снеговые облака закрыли небо, вдруг поднялась метель».
-Давайте запишем выражения из этого писания, которые рисуют нам начало метели.
Запись в тетради.
БОЛШИЕ СНЕГОВЫЕ ОБЛАКА, КРАСНАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ, КОЛЬЦО ВОГРУГ ЛУНЫ НОЧЬЮ, НЕЧЕТКИЕ ЗВЕЗДЫ.
Обговорим содержание 2-ой части.
-Что же происходит вокруг нас во время метели? Что видится? Каковы ваши впечатления? (Ребята высказываются.)
-А что видится Пушкину во время метели? Давайте обратимся к его выражениям в повести.
(Дети находят)
«Мгла носится», «окрестность исчезает», «мутная и желтая мгла», «белые хлопья снега», «небо сливается с землей. Поэтому здесь можно вести цитату.
Запись в тетрадь.
Что видится: мгла носится, окрестность исчезает , желтая и мутная мгла, белые хлопья.
Здесь можно ввести цитату.
-Запишите предложение из текста №2 его повести, которое понравилось вам боле всего.
Запись в тетрадь.
-А что слышится во время метели? Какие звуки?
-Обратимся опять к пушкинскому описанию из повести.

3 текст.
Повесть «Метель».
На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали…
Метель не утихала; ветер дул навстречу…
-Чем интересно это описание метели?
-Здесь одно слово требует пояснения!
Обратимся к словарю.
Запись на доске.
СТАВНИ-
-Звуки метели?
Ветер выл, ветер дул.
Запись в тетрадь.Что слышится:
Ветер выл, ветер дул.
-Случайно ли здесь употребляются однородные члены? (Предложения с однородными членами ярче рисуют происходящее.)
-И вам стоит использовать подобные конструкции в сочинении!
-А сейчас давайте послушаем природные звуки метели.
-Какие звуки услышали вы?
Запись в тетрадь.
Стон, вой , плач, свист...
3 часть
-Что же чувствует человек во время метели? ( Высказывания ребят.)
-Итак, мы определили содержание будущего сочинения. Вам остается его написать.
Итог урока.
-Что из всего сказанного и прочитанного особенно запомнилось? Может быть, что-то удивило? (Высказывания ребят.)
-Что нового вы узнали сегодня?
-Что нужно использовать в сочинении –описании природы?
-Надеюсь, что проделанная нами работа поможет вам легко справиться с задачей-написать сочинение на тему «Метель».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Hovem2
Просмотров: 1113 | Загрузок: 62 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 10:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru