Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Развитие и воспитание нравственной и творчески активной личности на уроках русского языка и литерату
[ Скачать с сервера (21.0Kb) ] 2015-01-23, 7:06 AM
Обобщение опыта: Развитие и воспитание нравственной и творчески активной личности на уроках русского языка и литературы.
Проблема «Воспитание нравственной и творчески активной личности на уроках русского языка и литературы» актуальна, так как в мире происходят противоречивые явления: с одной стороны взрыв бездуховности (преступность,наркомания, падение авторитета классической литературы), с другой стороны подъем духовности, ее поиск, влечение к полноценному образованию. Одного интеллекта недостаточно, чтобы стать личностью, ведь одна из главных черт ее - это потребность духовности. Важным компонентом обучения русскому языку и изучения литературы сегодня является формирование функциональной грамотности учащихся. Обучая грамотному письму, развивая устную и письменную речь: умение говорить публично, аргументировано отстаивать свою точку зрения, оценивать и анализировать художественные произведения, читать выразительно и вдумчиво, мы, учителя-словесники, должны создавать условия для нравственного и эстетического воспитания учащихся, активизацию их творческих способностей. Нужно всегда помнить, что язык - величайший наставник и учитель, он всегда формировал и формирует мировосприятие и нравственность. К.Д. Ушинский в статье «Родное слово» писал: «Язык народа - лучший неувядающий цвет всей его духовной жизни».
Образцовые литературные тексты, их анализ с точки зрения культуры и выразительности языка и речи имеют наибольшее значение в обогащении духовного мира человека. Подбирая тексты для упражнений, диктантов, изложений, всегда задумываюсь, какие струны детской души они затронут
Юным свойственно обращение к мыслям великих людей о смысле жизни, о становлении человека, об идеалах. Стараюсь помочь детям ориентироваться в мире афоризмов. Ненавязчиво вставленное в контекст предложение заставляет их задуматься, может быть, по-новому оценить что-то важное для них. Например, диктуя старшеклассникам высказывание A. П. Чехова, - «Равнодушие-паралич души, преждевременная смерть» - прошу обдумать записанное и ответить нa вопрос: «Что же такое равнодушие?» Иногда одно предложение, рассмотренное на уроке, входит в детское сознание прочнее, чем содержание целой лекции:
1. Человек дорожит лишь тем, во что он вложил частицу своей души, своего.
2. 2. Велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему (У. Горький).
Иногда по такому предложению-афоризму учащиеся пишут сочинение, находят аргументы для раскрытия главной мысли. Для работы берутся высказывания: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше дурного, чем хорошего», «Цена человеку - дело его» (М. Горький), «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский).
Учение через тексты произведений должно указать ребятам пути самосовершенствования.
Но чтобы дети научились на уроках литературы задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателями искали ответы на них, поднимаясь до авторского понимания жизни, важно научить читать их выразительно и серьезно, т.е. повысить качество чтения и понимания текста. Важным компонентом в обучении литературе.
Стараюсь пробудить интерес к чтению, опираясь на силу положительного примера. Подбираю материал, который рассказывает о роли чтения в жизни выдающихся писателей: А.С Пушкина, Абая, Льва Толстого, А.П. Чехова, М. Горького, Ш. Уалиханова. Например, Ломоносов на всех портретах изображен с книгой в руках, книга -его вечный спутник, а М. Горький своей необъятной эрудицией обязан книгам, А.С, Пушкин на 11-м году жизни знал наизусть всю французскую литературу.
Чтобы иметь объективное представление об уровне начитанности детей, предлагаю в начале года завести тетрадь, разделив ее на две части: в одной записывать автора и название прочитанной книга, а в другой: кратко свое мнение
А в конце года, каждый ученик, заглянув в тетрадь, делает вывод, насколько он стал грамотнее. Иногда предлагаю сочинение «С какими литературными героями я познакомился самостоятельно».
Работу над техникой чтения веду на всех этапах обучения. В среднем эвене использую любую возможность для чтения вслух. Помогают приемы хорового, прерванного, жужжащего, опережающего чтения, интрига (чтение прерывается на самом интересном моменте).
Большое внимание уделяю работе над выразительным чтением стихотворений, «Шутка сказать – прочесть стих! Выходите, охотники: кто умеет? - писал О. Мандельштам. - Ведь в отличие от грамоты музыкальной...поэтическое письмо зияет отсутствием множества знаков, поэтически грамотный читатель расставляет их от себя».
Наша цель - раскрыть мир лирического стихотворения во всем многоцветий красок и оттенков.
В среднем звене на уроках стихотворение сначала звучит в исполнении учителя или в исполнении мастеров художественного слова (аудиозапись).
Но в чтении учителя уже содержится определенная трактовка, и ученики послушно следуют за нею. На этом этапе подражание образцам правомерно, но постепенно необходимо подводить школьников к самостоятельному творческому прочтение. В среднем звене к этому варианту обращаюсь изредка, а, начиная с 7 класса, использую шире.
Наряду с методом творческого прочтения применяю эвристический и исследовательский методы анализа.
Эвристический метод - поисковые задания: «Почему стихотворение «Узник» стало народной песней?».
Исследовательский метод предполагает сопоставление стихотворения с его черновым вариантом или с тем источником, от которого отталкивался писатель, например: сравнить летописный рассказ о смерти Олега и «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина, «Слово о полку Игореве» и летопись этого похода. Эти задания повышенной трудности получают способные учащиеся. Особенно трудные для восприятия поэтические произведения анализируются в классе. Перед изучением стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» ребята получают опережающие задания: выписать из текста все непонятные слова (тленье, доколь, тунгус) и, пользуясь словарем Ожегова, определить их значение. Сравнительный анализ черновых редакций и окончательного варианта проводим в классе коллективно.
В 11 классе предлагаю индивидуальные домашние задания: проанализировать стихотворение по плану: тема, идея, изобразительно-выразительные средства, отношение к стихотворению. Пример такого анализа - работа ученицы 11 класса над стихотворением М. Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел...»:
«Стихотворение написано в 1920 году. Его тема - любовь. Идея заключена в вопросе: «Мой милый, что тебе я сделала?», т.е. героиня спрашивает: «За что ты разлюбил меня?». В стихотворении два плана: вчера (когда любил) и сегодня (когда разлюбил). Построено оно на антитезе. В изобилии используются антонимы: вчера - нынче, живой - остолбенелая, мать - мачеха, любовь -смерть. Поэтесса противопоставляет картины: Вчера в глаза глядел - А нынче все косится в сторону. Вчера в ногах лежал - жизнь выпала копейкой ржавою (сегодня). Приучил к огню - бросил в степь заледенелую.
Используются олицетворения: «мачеха Любовь», «стон стоит», «смерть -садовница», «уводит дорога», сравнения: жизнь - копейка ржавая.
Метафора «дорога белая» указывает на трудный путь белых офицеров, среди которых был муж Цветаевой, Сергей Эфрон.
Голос вопрошающей героини сливается с воплем женщин всех времен. Судьба многих женщин России, которые устали от неизвестности, как бы прорывается сквозь цветаевские строки.
Благодаря вопросительным и восклицательным предложениям произведение звучит действительно как стон или вопль израненной женской души. Вопрос «Мой милый, что тебе я сделала?» повторяется пять раз. Произведение написано ямбом, рифма перекрестная. Это стихотворение покоряет меня музыкальностью и силой чувства, в нем я слышу голос самой поэтессы».
Воспитанию нравственной и творчески активной личности помогают нестандартные уроки. Знакомство с биографией и творчеством писателей и поэтов часто воспитывает в школьниках нравственные качества.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись;
День веселья, верь, настанет.
Удивительная сила души Пушкина, его светлый оптимизм чувствуется в этих строках.
Таким я вижу поэта и стремлюсь, чтобы в сознании учеников запечатлелся образ благородного человека и гениального поэта. Система моих уроков о Пушкине подчинена этой цели.
Урок - литературно - музыкальная гостиная «Лирика любви» (9 класс). В гостиной царила Поэзия и Музыка. Горели свечи, раздавались звуки фортепиано. Нить разговора поддерживала Хозяйка гостиной. Она обращалась то к биографам, знающим историю создании произведений, то к искусствоведам. Звучал рассказ о двух встречах А.С. Пушкина с А.П. Керн, обращалось внимание на тот факт, что А.П. Керн вдохновила поэта на создание бессмертного произведения, а встреча Глинки с дочерью Керн Катенькой вдохновила композитора на создание романса «Я помню чудное мгновенье». На уроке были созданы оптимальные условия для раскрытия творческого потенциала учащихся: они пели романсы, читали стихотворения, а один ученик сочинил музыку и исполнил под гитару (как это делали юные лицеисты) одно из ранних стихотворений А.С. Пушкина «Вчера за чашею пуншевою...».
Литературная игра «Умники и умницы», посвященная творчеству Пушкина, не только выявила объем и качество знаний, но прежде всего показала учащимся их уровень постижения пушкинской поэзии. Задания, предложенные во время игры, носили творческий характер: предлагалось старшеклассникам ответить на обращение А.С. Пушкина: «Здравствуй, племя младое, незнакомое».
Чтобы работа над проблемой «Воспитание нравственной и творчески активной личности на уроках русского языка и литературы» была более успешной, стараюсь использовать новые технологии, основанные на личностном ориентированном подходе к обучению: технологию критического мышления, метод проектов системы, отдельные игровые приёмы Щурковой.
Стремлюсь создать на уроках атмосферу доверия. Думаю, что каждый учитель должен всегда помнить выводы, сделанные психологами: если

1. ребёнка постоянно критикуют - он учится ненавидеть;
2. ребенок живёт во вражде - он учится агрессивности;
3. ребёнка высмеивают - он становится замкнутым;
4. ребёнка подбадривают - он учится верить в себя;
5. ребёнка понимают и дружелюбно к нему относятся - он учится доброте
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Ludmila@ | Теги: Русский язык и литература., обобщение опыта
Просмотров: 252 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 6:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru