Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (21.6 Kb) ] | 2015-02-09, 11:47 AM |
Алгоритмы изучения жанров фольклора по русской словесности в 5 классе. Составила учитель русского языка и литературы КГУ «Первороссийская средняя школа» Миронова Наталья Алексеевна. В помощь учителям, работающим в 5 классе, предлагаю карты, обобщающие теоретический материал учебника по жанрам фольклора: сказкам, былинам, лирическим песням. Использование данных алгоритмов возможно в различных учебных ситуациях: 1. В качестве плана для построения системы доказательств, к какому жанру или виду принадлежит произведение. 2. При организации сравнительной работы по казахским и русским народным сказкам, по литературным и народным и т.п. 3. Можно организовать небольшое исследование того или иного произведения по заданному алгоритму или его фрагменту (например: «Художественные средства былины…»; «Стиль сказки…»; «Приемы создания композиции лирической песни…» и т.д.) К составлению карт можно подойти по-разному: в ходе самостоятельной работы по учебнику, когда учащиеся читают материал и заполняют предложенные параметры схем, или под руководством учителя поэтапное внесение данных. Былины I Былина – поэтический рассказ о том, что было, в реальность чего верили, где чудесное и действительность переплетаются. II Виды былин героические социально-бытовые бой, схватка богатыря нет сражений; с врагом с целью освобождения в основе – ссора, спор города, родной земли соперничество III Мир былины пространство необычные, условные время Русская земля, действуют одни и те же города: герои, которые не Киев, Новгород, стареют, быстро Чернигов и др. попадают в разные Земли врагов: земли Золотая Орда, Литовская земля, татарская земля IV Герои - богатыри старшие младшие Святогор Вольга Микула Илья Добрыня Алёша Селянинович Муромец Никитич Попович V Композиция: 1. Запев 2. Зачин, завязка 3. Подвиг богатыря (кульминация – самый напряженный момент) 4. Исход, развязка. VI Художественные средства антитеза гипербола эпитеты речитатив противопоставление преувеличение образное полупение- определение полуговор Волшебные сказки I Чудесные, волшебные события, герои. Два мира: «свой» и «чужой». IIКомпозиция: 1. Зачин, завязка. 2. Отлучка, запрет. 3. Нарушение запрета. 4. Появление героя. 5. Встреча (с дарителем). 6. Испытание (бой); помощь волшебных предметов, героев. 7. Выполнение трудной задачи. 8. Возвращение героя, брак, воцарение. III Герои - мужчины активный «высокий»: пассивный «низкий»: сильный, смелый, дурак, всеми презираемый решительный младший брат, сидит на печи, но потом добивается успеха IV Герои - девушки «чудесная невеста» обычная земная девушка V Враги чудовища, представители противники «своего царства» «иного царства» VI Стиль. Постоянные формулы 1. Обрамляющие (начальные, конечные): «В некотором царстве…», «И я там был…» и т.п. 2. Серединные: вызов коня, обращение к избушке на курьих ножках и т.д. 3. Обещания. 4. Пространственно-временные: «Близко ли, далеко ли», «долго ли, коротко ли» и др. 5. Повторы (3 – кратные): три сына, три задания, три сражения и др. 6. Формулы описания внешности героев: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Бытовые сказки I Один мир – «свой», «земной». Нет волшебных событий. II Композиция не одинакова (зависит от разнообразия событий). III Высмеивает болтливых ленивых бестолковых жадных завистливых глупых IV Герой – простой человек молодой крестьянин солдат мужик мудрая и др. парень девушка V Противники барин помещик богач царь поп и др. VI Что помогает герою победить? находчивость ум трудолюбие ловкость хитрость и др. VII Особенности занимательность комичность, краткость, отсутствие остроумие, простота постоянных юмор формул Лирические песни I Лирические песни – песни, передающие чувства, переживания человека. II Виды лирических песен частые продольные (скорые, быстрые) (протяжные, проголосные) шуточные плясовые сатирические любовные семейно- ямщицкие солдатские удалые, (задача - ( высмеивают бытовые разбой- рассмешить) лентяев, ничьи дураков…) III Композиция монолог диалог описание повествование описательно- повествовательные IV Приемы создания композиции: 1. Психологический или образный параллелизм 2. Использование символов радость грусть, тоска юноша девушка солнце полынь соловей лебёдушка виноград осина селезень утушка хмель рябина голубь голубка малина туман зелёный дуб калина вишня 3. Обращение к природе 4. Приём ступенчатого сужения образов: долина луг сад рябина соловей 5. Постоянные эпитеты: «ночка темная», « миленький дружок» и т.п. | |
Просмотров: 628 | Загрузок: 17 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|