Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (34.5 Kb) ] | 2015-02-12, 7:37 PM |
КГУ "Чувашинская средняя общеобразовательная школа" Зелёновского района Западно-Казахстанской области Ниязбекова Роза Калеевна Тема: Типы односоставных предложений (8 класс) Цели и задачи урока: 1. Дать учащимся представление об односоставных предложениях; познакомить кратко с деятельностью учёного Шахматова; совершенствовать навыки разбора предложений 2. Развивать понятие об основных группах односоставных предложений, показать их отличительные признаки; развивать речь учащихся 3. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах, чувство сопереживания, соперничества. Оборудование: Таблица «односоставные предложения», карточки с заданиями для каждой команды, словообразовательная цепочка терминов. Тип урока: усвоение новых знаний. Методы изложения: словесный, наглядный, мозговой штурм, ассоциации, групповой. Ожидаемый результат: учащиеся должны понять и объяснить значения односоставных предложений, определять отличительные признаки односоставных предложений от двусоставных предложений. Ход урока I. Слово учителя. Сообщение темы и цели урока. Позитивный настрой. Сегодня на уроке мы познакомимся с типами односоставных предложений. Вы должны научиться определять типы односоставных предложений, уметь отличать их от двусоставных. II. Актуализация полученных знаний. -Какой раздел науки о языке мы изучаем? - Что называется подлежащим? - Что называется сказуемым? - Из каких главных членов может состоять грамматическая основа предложения? - Что называется грамматической основой? - Из чего состоит грамматическая основа двусоставного предложения? - Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых? 2. Побуждение интереса (мозговой штурм) Запись на доске Из щелей дует ветер. Из щелей дует. Давайте посмотрим на два этих предложения и найдём грамматическую основу 1 предложения. Ветер -подлежащее. Дует- сказуемое. Какое это предложение? (двусоставное) 2 предложение. Дует- сказуемое, подлежащего нет. Грамматическая основа состоит из одного главного члена – сказуемого. Какое это предложение по наличию главных членов (односоставное) Слово учителя. О.с.п. являются одним из наиболее спорных и до сих пор нерешённых вопросов в современной синтаксической науке. Существующая квалификация предложений русского языка на д.с. и о.с., которая является традиционной ,восходит к учению А.А.Шахматова, выдающегося языковеда и исследователя слов. Историю языка Шахматов неразрывно связывал с историей говорящего на нём народа. О.с.п. представляют собой одну из специфических черт русского языка. В других языках( казахском, английском, немецком) эти предложения не имеют столь широкого распространения. В о.с.п. обнаруживается богатство языковых средств русского языка, его способности выражать самые тонкие смысловые оттенки путём использования богатого арсенала синтаксических конструкций. Запись на доске. Я иду и радуюсь. Иду и радуюсь. Дождь прошёл. Москва. Задание. Разберите самостоятельно эти предложения. В каждом предложении назовите грамматическую основу. Работа с учебником (чтение правила), попутно сопровождается показом карточек (словообразовательных терминов. Двусоставные----два состава Односоставные---- один состав Определённо-личные--- определённое лицо Неопределённо-личное--- неопределённое лицо Безличные---без лица Назывное---называть Работа с таблицей « Односоставное предложения» По синтаксической функции главного члена о.с.п. с главным членом-сказуемым ( определённо-личные, неопределённо-личные и безличные и о.с.п. с главным членом-подлежащим ( назывные). О.с.п. могут быть распространёнными и нераспространёнными. Посмотрите примеры. Выполнение упражнения 163.Цель-проследить различия в строении и в значении односоставных и двусоставных предложений. Предложения разобрать по парам 1и 2, 3 и 4 ( в тетради) Выполнение упр. 165. Определение типа о.с.п. из упр. 163 и запись в тетради. Запись под диктовку. Подчеркнуть основу и определить тип . 1. На перевале караван задержался. 2. Потянуло вечерней прохладой. 3. Присаживаемся к костру. 4. Густой туман. Изморозь. Рефлексия 1. Групповое задание. Класс делится на 2 команды. Каждой команде даю лист с предложениями. Задание: 1 группе выделить о.с.п. 2группе- двусоставные. Среди приводимых ниже предложений выделите двусоставные и односоставные 1. Шум умножался. 2. Били в набат. 3. Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. 4.Знойный и душный полдень. 5. Выжженная солнцем трава выглядит уныло, безнадёжно. 6. Становилось всё светлее и светлее. 7. Моросит мелкий дождик. 8. Белый туман поднимается со дна ущелий. 9. Цыплят по осени считают. 10. Жаркий июльский полдень. 11. На ипподроме несколько раз звонили. 12. Минное поле остаётся позади. 13. Построены из кирпича. 14. Блистая, пробегают облака по голубому небу. 15. Крутая дорожка вела зигзагами вниз. 16. В ветер леса шумят. 2.Ассоциации (заполнение кластера) Домашнее задание: стр.80-81. правило, упр.166. | |
Просмотров: 1058 | Загрузок: 20 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|