Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (24.9 Kb) ] | 2015-02-13, 6:17 AM |
Творческий отчёт Учителя русского языка и литературы СОШ № 66 Барышниковой Оксаны Александровны Тема « Организация научно-исследовательской работы учащихся» Актуальность выбранной темы обусловлена следующим. Перед педагогами Республики Казахстан стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новых моделей образования, более соответствующим требованиям вхождения в мировое экономическое, информационное и образовательное сообщество. Парадигма современного образования предполагает выбор индивидуальной траектории развития каждого ребенка, особенно это важно для детей с творческим потенциалом личности. Поэтому правильная организация научно-исследовательской деятельности способствует не только накоплению знаний , но и росту социальной и профессиональной компетентности- умению самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию в быстро меняющемся мире. Цель: создание условий для развития исследовательских способностей, самореализация личности учащегося Задачи: 1.Приобщить школьников к самостоятельной исследовательской деятельности, творческому процессу, формировать интерес к познанию мира. 2.Обучить методам и приёмам научно-исследовательской деятельности.. 3.Равить исследовательскую, творческую и поисковую активность детей. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся Важнейшим условием успешности научного исследования является правильный выбор темы. Под темой научно-исследовательской работы принято понимать то главное, о чем в ней говориться. Главное условие выбора- ее новизна и актуальность. Тема должна отражать злободневные проблемы современной науки, практики, соответствовать насущным запросам общества, школы. Юному исследователю нельзя браться за слишком широкие темы, требующие анализа многочисленных материалов. Например, удачная тема «Пословицы и поговорки в письмах А.С.Пушкина и неудачная тема «Чему учат стихи?» Каждый юный исследователь уже на этапе подготовки к исследованию должен понимать, что цель-это то, к чему стремится исследователь- это результат поиска. Поэтому цель исследования должна быть конкретной и достижимой. Целями могут стать: - изложение результатов научных исследований, посвященных определенной проблеме; - критическое осмысление основных современных теорий; - сопоставление и изучение своеобразия какого-либо явления; - анализ особенностей употребления и функционирования чего-либо4 - обоснование какой-либо точки зрения( концепции, теории, идеи). Если цель исследования определяется общим состоянием изучаемой проблемы, то задачи логически вытекают из цели исследования и учета требований практики. Первая задача всегда теоретическая и раскрывает сущность изучаемого явления, его структуру, то последующие задачи носят теоретико-прикладной характер и должны быть предельно конкретными. Нельзя работать без учета того, что уже было сделано другими исследователями в выбранной области научного знания. Необходимо составить банк информации, позволяющий изучить состояние проблемы в науке и практике. Вся искомая информация подразделяется на первичную (научная периодика), вторичную (книги, монографии, учебные руководства, справочные издания), третичную и четвертичную , которые служат вспомогательными для поиска первичной и вторичной . Основными источниками информации для начинающего исследователя являются книги(монографии, учебники и учебные пособия) и периодические издания последних двух десятилетий. Например, «Литературная энциклопедия», «Лингвистический энциклопедический словарь». Хорошую службу может сослужить Интернет- сайты : «Журнальный зал», «Современная русская литература с Вячеславом Курицыным». Важным предварительным этапом является изучение научных источников. При изучении литературы не нужно стремиться к заимствованию материала - следует осмыслить найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, когда собственные мысли, возникающие в ходе критического осмысления научных публикаций, послужат основой для получения нового знания. В процессе обработки информации рекомендуется вести картотеку источников. Систематизировать карточки, полезно поставить личный шифр для удобства ссылки на источник. Помогут в этом различные папки, цветные ручки, маркеры, закладки, создавать резервные копии документов на электронных носителях. Наблюдение, эксперимент, анализ- важнейшие методы научного постижения исследуемого материала. Наблюдение-это непосредственное восприятие исследователем изучаемых явлений, процесс в развитии их измерения, а эксперимент является частным случаем наблюдения , считается одним из основных исследовательских методов. Главная цель анализа- описание и систематизация свойств, присущих отдельным элементам, анализ дает возможность в конце работы прийти к синтезу, то есть к систематизации явлений по различным признакам. Собранный и научно осмысленный материал необходимо оформить с принятыми правилами. Работа должна быть выполнена в рамках научного функционального стиля – это общеупотребительная лексика, существительные с абстрактным значением, отглагольные существительные, относительные прилагательные, расширенная функция кратких прилагательных. Формально-логический способ изложения материала обуславливает употребление личных местоимений в форме первого лица множественного числа, использование сложных предлогов и союзов. Необходимость строго логически и последовательно, аргументировано излагать ход мысли, избегая при этом избыточной информации, использовать вводные слова и предложения, служащие для выражения меры достоверности и мысли - для указания на источник информации. Надо избегать излишнего пафоса, яркой образной речи. На наш взгляд выделенные этапы организации научно-исследовательской работы помогут успешно подготовить учащихся к научному изысканию. | |
Просмотров: 387 | Загрузок: 9 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|