Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок-исследование в 7 классе по теме "Деепричастие".
[ Скачать с сервера (27.4Kb) ] 2015-02-17, 8:30 AM
Урок-исследование в 7 классе по теме "Деепричастие".
Тип урока: Урок-исследование.
Цель урока:

обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;
развивающая: развитие умения анализировать, группировать, обобщать;
вырабатывать языковое чутьё (редактирование);
воспитывающая: воспитание любви к русскому языку.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Оргмомент.
О сколько нам открытий чудных
Несёт сегодняшний урок!
Узнать о новой части речи
Настал для нас, ребята, срок.
Исследовать мы с вами будем
Что, как, зачем и почему.
Научные эксперименты полезны детскому уму.

2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами попробуем совершить открытие. В физике и химии открывают новые законы, в биологии – новые виды животных и растений, в астрономии – новые планеты, а на уроке русского языка мы поставим для себя цель открыть совершенно новую, ранее неизведанную часть речи.
Тему нашего урока мы определим и запишем чуть позже, озаглавив наш дневник исследователя, с которым каждый из вас будет работать на уроке. Давайте подпишем свой личный дневник. Дневник великого исследователя.
3. Исследовательская работа по теме урока.
Переворачиваем первую страничку и приступаем к первому научному эксперименту. Для того, чтобы он был удачным, нам необходимо вспомнить, что такое глагол.
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
(слайд 1)
Наш первый эксперимент нам помогут осуществить гости нашего урока, Маша Знайкина и Петя Лейкин. Они готовятся к контрольной работе. Давайте посмотрим, что для этого делает Маша. ( Листает учебник, повторяет тему).
Итак, Маша готовится к контрольной, листает учебник, повторяет тему. Какое- то действие здесь является основным, а какое-то неосновным, второстепенным, добавочным. Какое? Давайте внесём итог наших наблюдений в таблицу.
Давайте от глагола, который обозначает добавочное действие, образуем слово, отвечающее на вопросы Что делая? Что сделав?
В последней колонке мы с вами опытным путём вывели совершенно новую для нас самостоятельную часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом и отвечает на вопросы Что делая?: готовится (что делая?) повторяя, листая. Называется эта часть речи – деепричастие. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока и одновременно тема нашего научного исследования. Запишем это в наш дневник.
(слайд 2)
Теперь этот же эксперимент поможет нам провести Петя Лейкин.
Основное действие Добавочное действие Что делая?
Что сделав?
Маша Знайкина Готовится
Листает
Повторяет
Листая
Повторяя

Петя Лейкин Готовится Отвлекается, Балуется
Отвлекаясь
Балуясь
Какой же вывод мы сделаем после этого эксперимента?
Существует особая форма глагола, которая выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Называется это ДЕЕПРИЧАСТИЕ.
Попробуйте составить предложения по вариантам, используя глагол из 1-й колонки и деепричастие из 3-й колонки.
( слайд 3)
Обратите внимание на знаки препинания. Деепричастие, одиночное или с зависимыми словами, всегда выделяется запятыми. Эта тема нашего следующего урока.
Кто справился с заданием, поставьте себе 1 балл.
Итак, что такое деепричастие?
ВТОРОЙ ЭТАП.
Казалось бы, для чего нужны деепричастия? Ведь есть глаголы. Однако без деепричастий наша речь утратила бы красоту, образность и выразительность.
В начале своей литературной карьеры начинающий тогда писатель Дмитрий Васильевич Григорович написал очерк о петербургских шарманщиках и показал его Достоевскому.
«Достоевский, - пишет Григорович, - по-видимому, остался доволен моим очерком, хотя и не распространялся в излишних похвалах; ему не понравилось только одно выражение в главе «Публика шарманщика». У меня было написано так: когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский,- совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...» Замечание это,- помню очень хорошо,- было для меня целым откровением. Да, действительно: звеня и подпрыгивая – выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение. Художественное чувство было в моей натуре; выражение: пятак упал не просто, а звеня и подпрыгивая,- этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым, художественно-литературным приемом».
Сейчас мы с вами займёмся алхимическим экспериментом. Вполне законным. Будем оживлять текст. Это, конечно, шутка. Задача перед нами стоит вполне научная. Называется она – редактирование.
Давайте с вами прочитаем текст. К какому стилю речи он относится? Назовите тип речи. Какова тема текста? Как его можно озаглавить? (Гроза). Записываем. Вам необходимо отредактировать данный текст, заменить некоторые глаголы на деепричастия, чтобы сделать текст более ярким, образным. И, как мы говорим, живым.
1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта.
2. Вся окрестность вдруг изменяется, принимает мрачный вид.
3. Вот задрожала осиновая роща.
4. Листья становятся мутного цвета.
5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу.
6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекают воздух.
7. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.
8. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Читаем отредактированный текст .Какой вывод можно сделать? (Деепричастия помогли сделать текст более образным и выразительным).
ТРЕТИЙ ЭТАП.
Следующий этап наших исследований – поисковая работа в группах. У вас на парте лежат конверты «Подопытные части речи». Откройте их, пожалуйста. Перед вами различные части речи. Ваша задача – найти деепричастия и записать их. (раздаточный материал)
Сожалел, беспокоясь, отдыхая, закончив, продумывая, грохочущий, задумавшись, испуганный, присутствовал, услышав, посеян, весело, схватившись, говоря, улыбаясь, замахнувшись.
Самопроверка.(слайд 5)
За каждое правильно выписанное деепричастие поставьте себе 1 балл. Максимально – 10 баллов.
Давайте посмотрим, какие у вас остались части речи?
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП.
Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению.(слайд 6)
Деепричастие = Дее + причастие} составное слово
Какое слово оно нам напоминает? Правильно, причастие. Вспомните, почему причастие так называется?
Слово "причастие" Названо так потому, что, совмещая в себе признаки глагола и прилагательного, оно как бы сопричастно и тому, и другому.
Термин "деепричастие" введен в 17 в. русским грамматистом Мелетием Смотрицким, который образовал его от слова "причастие" при помощи частицы дѣе-
Что может обозначать частица “дее”? (от "дѣяти" - делать). К чему же будет причастно? (к действию)То есть к глаголу.
Какие же глагольные признаки сохранило деепричастие? Обратите внимание на вопросы, которые мы задаём к деепричастию. Что делая? Что сделав? Что имеют деепричастия? Правильно, совершенный и несовершенный вид. Это глагольный признак.
Практическая работа №1
Таблица научных наблюдений. Распределите деепричастия на группы.

.
Совершенный вид Несовершенный вид.
закончив,
задумавшись
услышав
схватившись
замахнувшись
беспокоясь
отдыхая
продумывая
говоря
улыбаясь

Взаимопроверка.(слайд 7)
За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 10 баллов.
К какой же ещё части речи причастно деепричастие?
Проводим следующий эксперимент.
Практическая работа № 2.
Я говорю, __________________.
Ты говоришь, _______________.
Он говорит,________________.
Они говорят,_______________.
Посмотрите внимательно и скажите, как изменяется деепричастие? Правильно, оно не изменяется. Какая неизменяемая часть речи вам известна? Наречие. Какой ещё вопрос можно задать к деепричастию? Чем они будут являться в предложении?
Вывод: Деепричастия, как и наречия, не изменяются.
Вспомните, каким членом предложения будут являться? (обстоятельством)
Итак, вносим результаты эксперимента в таблицу.
Глагольные признаки деепричастия Наречные признаки деепричастия.
Совершенный и несовершенный вид Не изменяется. В предложении является обстоятельством.

Мы с вами уже говорили о том, что деепричастия делают нашу речь яркой и образной. Используются они и в УНТ. В начале года на уроке литературы мы изучали пословицы. Сейчас мы займёмся конструированием.
Каждый из вас получает карточку с незаконченным текстом пословицы, содержащей деепричастие. Обладателям второй половины пословицы необходимо найти свою пару:
(слайд 7)
…, по волосам не плачут Снявши голову, …
…, не умоешься Не замочив рук, …
Что имеем, не храним, … …, потерявши, плачем.
…, не всегда брани дорогу Спотыкаясь,…
…, не суйся в воду Не зная броду, …
Пирога ждать,… …, не евши, спать
Не поклонясь до земли,… …, и гриба не сорвёшь.
Обжегшись на молоке,… …, не дуют на воду.
Не сиди сложа руки,… …, так и не будет скуки.
Не учась,… …, и лаптя не сплетёшь.

Назовите деепричастия.
ПЯТЫЙ ЭТАП.
Очень часто при употреблении деепричастий допускают ошибки. В чём они заключаются? Нужно помнить, что и основное, и добавочное действие обязательно совершается одним и тем же действующим лицом. Маша Знайкина готовится, листая, повторяя. Петя Лейкин готовится, отвлекаясь и балуясь.
1. А Сейчас мы займёмся научными наблюдениями. Перед вами текст. Найдите в предложениях деепричастие.
2. В завершении нашего исследования проверим тесты и найдем правильные ответы.
А теперь я предлагаю вам поучаствовать в научной дискуссии. Я в качестве главного учёного профессора буду выдвигать тезисы, а ваша задача – соглашаться или не соглашаться с ними.
Согласны ли вы, что..
4. деепричастие – это самостоятельная часть речи;
5. деепричастие образовано от наречия;
6. деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида;
7. деепричастие изменяется;
8. в предложении является обстоятельством;
9. обозначает добавочное действие.
10. Домашняя работа.
Этот же вид работы ждёт вас в домашнем задании. Записываем параграф 26, упр.161 стр.78

11. Итог урока.
Подсчёт баллов. 25 и более – оценка «5»
15-25 – «4»
меньше 15 баллов – «3»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Maha7245 | Теги: Русский язык, деепричастие.
Просмотров: 234 | Загрузок: 15 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru