Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2015-02-28, 12:30 PM | |
Урок – игра в 6 классе «Имя числительное» ( повторительно - обобщающий) Цель: 1.систематизировать и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи; 2.закрепить навыки, связанные с употреблением числительных в устной речи ( соблюдать нормы употребления при согласовании с существительным); 3. воспитывать у школьников интерес к русскому языку. Тип урока: повторение и систематизация знаний. МО: практический, наглядно – иллюстративный. Ход урока: 1. Орг. этап. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. За 45 минут мы побываем на 5 уроках. Помогать нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовете. Разминка. Игра «Третий лишний»: 1) Один, одиночка, одиночество; 2) Пятерка, пятерня, пять; 3) Четырехугольник, четыре, четверка. Ответ: один, пять, четыре. - Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные, а остальные слова являются именами существительными) -На каких уроках вам помогают числительные? (На уроках русского языка и математики) - А я хочу показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными. Наше путешествие начинается с урока русского языка. 2.Фронтальный опрос по теме «Имя числительное». -Что такое имя числительное?( Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете) -На какие две группы делятся имена числительные? (Количественные и порядковые) -На какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные? (Числительные, отвечающие на вопрос сколько? Являются количественными, а на вопрос какой?- порядковыми) -На какие разряды делятся количественные числительные? (На числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные) -Как склоняются количественные числительные от 5 до 30? (Как существительные 3 склонения) -Как склоняются составные количественные числительные? (Склоняются все слова, из которых оно состоит) -Как склоняются дробные числительные?(Изменяются обе части: числитель склоняется как целое число, а знаменатель- как прилагательное во множественном числе) -Что обозначают собирательные числительные? (Несколько предметов как единое целое) -С какими словами сочетаются собирательные числительные?(С существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных; с существительными, употребляющимися только во множественном числе) -Расскажите о правописании ь в числительных(В числительных от 5 до 20 и 30 «ь» пишется на конце слова, а в числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 «ь» пишется в середине слова) - Какие числительные являются простыми? Сложными? Составными? -Как можно отличить имена числительные от других частей речи? 9По морфологическим признакам и лексическому значению. Можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами). 3. Индивидуальная работа у доски: Синтаксический разбор предложений: Мы живем на пятом этаже. Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов. А через две недели шел в скалах тяжелый бой. Два да два – четыре. Разделить шесть на три. Занятия начинаются в девять часов. 4.Словарный диктант. Семьсот, восемьсот, сорок, двести, одиннадцать, шестнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, семнадцать. В середине В конце Нет "ь» семьсот одиннадцать сорок восемьдесят шестнадцать двести девятьсот девятнадцать девяносто семнадцать 5.Решение ребусов: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж. -А сейчас мы с вами на уроке литературы. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, их авторов. 6. Посчитайте, сколько числительных в стихотворении: У простого сторожа Непросторный дом: Часто в нем стоножка Бродит под столом. Дорожит стоножка Чистотою ног И столичной ваксой Чистит сто сапог. Вместо двух непросто Вычистить все сто – Сразу столько обуви Не носил никто! ( Письмо по памяти) - А теперь запишите часть другого стихотворения – ребуса, заменив цифры словами: «Есть у нас 3 сес3цы. Вы (не)знаете их? Как (бы) мне ухи3ца рассказать о трех?» 7.-А сейчас мы с вами отправляемся на урок математики и приступаем к выполнению новых заданий. Подсчитайте результат и запишите примеры словами: 47+15= 189-33= 72:12= 18.10= (К сорока семи прибавить пятнадцать получится шестьдесят два и т.д.) Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам. 8. -У нас начинается урок истории. В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым оно относится: «Когда прошло четыре лета, пришел Олег от Царьграда в Киев».(Четыре лета) «И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей» (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей) 9.-Ребята, на уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах лежат «ромашки» (карточки). Эти ромашки помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные, перенесите номер лепестка в одну из групп. ( Тест с последующей самопроверкой) 10.-Ребята, вы убедились, что большинство школьных предметов так или иначе связано с числительными. Да и многие профессии тоже связаны с числительными. Назовите некоторые из них. (Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец). А как вы думаете, профессия телеведущего как – то связана с именами числительными? Телеведущий должен быть коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из необходимых профессиональных качеств является умение чётко, правильно, выразительно читать. Какими бы достоинствами ни обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд. А теперь представьте, что вы телеведущий и перед вами стихотворение. Прочитайте его с поэтической интонацией: 714, 15, 3247 16, 318, 140, 327 3, 28, 220, 126, 1245 615, 18, 2225 713, 116, 512, 43 2000000, 320, 17, 333. 11.Д/З. Написать сочинение – миниатюру с использованием числительных «Наш класс». Итог урока. | |
Просмотров: 1562 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|