Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока "Имя числительное" (повторительно-обобщающий урок)
2015-02-28, 12:30 PM
Урок – игра в 6 классе «Имя числительное»
( повторительно - обобщающий)

Цель: 1.систематизировать и обобщить знания учащихся об имени
числительном как части речи;
2.закрепить навыки, связанные с употреблением числительных в
устной речи ( соблюдать нормы употребления при согласовании с
существительным);
3. воспитывать у школьников интерес к русскому языку.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
МО: практический, наглядно – иллюстративный.
Ход урока:
1. Орг. этап.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. За 45 минут мы побываем на 5 уроках. Помогать нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовете.
Разминка. Игра «Третий лишний»:
1) Один, одиночка, одиночество;
2) Пятерка, пятерня, пять;
3) Четырехугольник, четыре, четверка.
Ответ: один, пять, четыре.
- Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные, а остальные слова являются именами существительными)
-На каких уроках вам помогают числительные? (На уроках русского языка и математики)
- А я хочу показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными. Наше путешествие начинается с урока русского языка.
2.Фронтальный опрос по теме «Имя числительное».
-Что такое имя числительное?( Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете)
-На какие две группы делятся имена числительные? (Количественные и порядковые)
-На какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные? (Числительные, отвечающие на вопрос сколько? Являются количественными, а на вопрос какой?- порядковыми)
-На какие разряды делятся количественные числительные? (На числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные)
-Как склоняются количественные числительные от 5 до 30? (Как существительные 3 склонения)
-Как склоняются составные количественные числительные? (Склоняются все слова, из которых оно состоит)
-Как склоняются дробные числительные?(Изменяются обе части: числитель склоняется как целое число, а знаменатель- как прилагательное во множественном числе)
-Что обозначают собирательные числительные? (Несколько предметов как единое целое)
-С какими словами сочетаются собирательные числительные?(С существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных; с существительными, употребляющимися только во множественном числе)
-Расскажите о правописании ь в числительных(В числительных от 5 до 20 и 30 «ь» пишется на конце слова, а в числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 «ь» пишется в середине слова)
- Какие числительные являются простыми? Сложными? Составными?
-Как можно отличить имена числительные от других частей речи? 9По морфологическим признакам и лексическому значению. Можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами).
3. Индивидуальная работа у доски:
Синтаксический разбор предложений:
Мы живем на пятом этаже. Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов. А через две недели шел в скалах тяжелый бой. Два да два – четыре. Разделить шесть на три. Занятия начинаются в девять часов.
4.Словарный диктант.
Семьсот, восемьсот, сорок, двести, одиннадцать, шестнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, семнадцать.
В середине В конце Нет "ь»
семьсот одиннадцать сорок
восемьдесят шестнадцать двести
девятьсот девятнадцать девяносто
семнадцать
5.Решение ребусов: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.
-А сейчас мы с вами на уроке литературы.
Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, их авторов.
6. Посчитайте, сколько числительных в стихотворении:
У простого сторожа
Непросторный дом:
Часто в нем стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто –
Сразу столько обуви
Не носил никто! ( Письмо по памяти)
- А теперь запишите часть другого стихотворения – ребуса, заменив цифры словами: «Есть у нас 3 сес3цы. Вы (не)знаете их? Как (бы) мне ухи3ца рассказать о трех?»
7.-А сейчас мы с вами отправляемся на урок математики и приступаем к выполнению новых заданий.
Подсчитайте результат и запишите примеры словами:
47+15= 189-33= 72:12= 18.10=
(К сорока семи прибавить пятнадцать получится шестьдесят два и т.д.)
Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам.
8. -У нас начинается урок истории. В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым оно относится:
«Когда прошло четыре лета, пришел Олег от Царьграда в Киев».(Четыре лета)
«И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей» (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей)
9.-Ребята, на уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах лежат «ромашки» (карточки). Эти ромашки помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные, перенесите номер лепестка в одну из групп. ( Тест с последующей самопроверкой)
10.-Ребята, вы убедились, что большинство школьных предметов так или иначе связано с числительными. Да и многие профессии тоже связаны с числительными. Назовите некоторые из них. (Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец). А как вы думаете, профессия телеведущего как – то связана с именами числительными? Телеведущий должен быть коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из необходимых профессиональных качеств является умение чётко, правильно, выразительно читать. Какими бы достоинствами ни обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд. А теперь представьте, что вы телеведущий и перед вами стихотворение. Прочитайте его с поэтической интонацией:
714, 15, 3247
16, 318, 140, 327
3, 28, 220, 126, 1245
615, 18, 2225
713, 116, 512, 43
2000000, 320, 17, 333.
11.Д/З. Написать сочинение – миниатюру с использованием числительных «Наш класс».
Итог урока.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Nadjazh67
Просмотров: 481 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru