Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока "Имя числительное" (повторительно-обобщающий урок)
2015-02-28, 12:30 PM
Урок – игра в 6 классе «Имя числительное»
( повторительно - обобщающий)

Цель: 1.систематизировать и обобщить знания учащихся об имени
числительном как части речи;
2.закрепить навыки, связанные с употреблением числительных в
устной речи ( соблюдать нормы употребления при согласовании с
существительным);
3. воспитывать у школьников интерес к русскому языку.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
МО: практический, наглядно – иллюстративный.
Ход урока:
1. Орг. этап.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. За 45 минут мы побываем на 5 уроках. Помогать нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовете.
Разминка. Игра «Третий лишний»:
1) Один, одиночка, одиночество;
2) Пятерка, пятерня, пять;
3) Четырехугольник, четыре, четверка.
Ответ: один, пять, четыре.
- Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные, а остальные слова являются именами существительными)
-На каких уроках вам помогают числительные? (На уроках русского языка и математики)
- А я хочу показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными. Наше путешествие начинается с урока русского языка.
2.Фронтальный опрос по теме «Имя числительное».
-Что такое имя числительное?( Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете)
-На какие две группы делятся имена числительные? (Количественные и порядковые)
-На какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные? (Числительные, отвечающие на вопрос сколько? Являются количественными, а на вопрос какой?- порядковыми)
-На какие разряды делятся количественные числительные? (На числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные)
-Как склоняются количественные числительные от 5 до 30? (Как существительные 3 склонения)
-Как склоняются составные количественные числительные? (Склоняются все слова, из которых оно состоит)
-Как склоняются дробные числительные?(Изменяются обе части: числитель склоняется как целое число, а знаменатель- как прилагательное во множественном числе)
-Что обозначают собирательные числительные? (Несколько предметов как единое целое)
-С какими словами сочетаются собирательные числительные?(С существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных; с существительными, употребляющимися только во множественном числе)
-Расскажите о правописании ь в числительных(В числительных от 5 до 20 и 30 «ь» пишется на конце слова, а в числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 «ь» пишется в середине слова)
- Какие числительные являются простыми? Сложными? Составными?
-Как можно отличить имена числительные от других частей речи? 9По морфологическим признакам и лексическому значению. Можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами).
3. Индивидуальная работа у доски:
Синтаксический разбор предложений:
Мы живем на пятом этаже. Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов. А через две недели шел в скалах тяжелый бой. Два да два – четыре. Разделить шесть на три. Занятия начинаются в девять часов.
4.Словарный диктант.
Семьсот, восемьсот, сорок, двести, одиннадцать, шестнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, семнадцать.
В середине В конце Нет "ь»
семьсот одиннадцать сорок
восемьдесят шестнадцать двести
девятьсот девятнадцать девяносто
семнадцать
5.Решение ребусов: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.
-А сейчас мы с вами на уроке литературы.
Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, их авторов.
6. Посчитайте, сколько числительных в стихотворении:
У простого сторожа
Непросторный дом:
Часто в нем стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто –
Сразу столько обуви
Не носил никто! ( Письмо по памяти)
- А теперь запишите часть другого стихотворения – ребуса, заменив цифры словами: «Есть у нас 3 сес3цы. Вы (не)знаете их? Как (бы) мне ухи3ца рассказать о трех?»
7.-А сейчас мы с вами отправляемся на урок математики и приступаем к выполнению новых заданий.
Подсчитайте результат и запишите примеры словами:
47+15= 189-33= 72:12= 18.10=
(К сорока семи прибавить пятнадцать получится шестьдесят два и т.д.)
Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам.
8. -У нас начинается урок истории. В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым оно относится:
«Когда прошло четыре лета, пришел Олег от Царьграда в Киев».(Четыре лета)
«И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей» (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей)
9.-Ребята, на уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах лежат «ромашки» (карточки). Эти ромашки помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные, перенесите номер лепестка в одну из групп. ( Тест с последующей самопроверкой)
10.-Ребята, вы убедились, что большинство школьных предметов так или иначе связано с числительными. Да и многие профессии тоже связаны с числительными. Назовите некоторые из них. (Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец). А как вы думаете, профессия телеведущего как – то связана с именами числительными? Телеведущий должен быть коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из необходимых профессиональных качеств является умение чётко, правильно, выразительно читать. Какими бы достоинствами ни обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд. А теперь представьте, что вы телеведущий и перед вами стихотворение. Прочитайте его с поэтической интонацией:
714, 15, 3247
16, 318, 140, 327
3, 28, 220, 126, 1245
615, 18, 2225
713, 116, 512, 43
2000000, 320, 17, 333.
11.Д/З. Написать сочинение – миниатюру с использованием числительных «Наш класс».
Итог урока.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Nadjazh67
Просмотров: 1562 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 4:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru