Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок-анализ " И.С. Бунин Рассказ "Темные аллеи"
[ Скачать с сервера (16.5Kb) ] 2015-03-01, 12:20 PM
Тема : И.А. Бунин «Темные аллеи»
ТДЦ: Раскрыть идейное содержание рассказа , используя ТРКМЧП
Развивать культуру речи, память, мышление, творчество
Совершенствовать навыки анализа произведения, умения составлять ОК,
характеристики, сравнивать и делать выводы.
Воспитывать нравственные качества учащихся, философское осмысление
места человека в мире и смысла в жизни., интерес к творчеству И.А. Бунина.
.
«Всякая любовь великое счастье,
даже если она не разделена»
И.А.Бунин
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о любви, самом прекрасном чувстве на земле.
. Сегодня мы попробуем понять своеобразие бунинского художественного воплощения любви, понять философию любви.
Эпиграф нашего урока «Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена».
-А что есть любовь для вас?
- С чем ассоциируется это слово?
Давайте составим кластер и сделаем выводы
(составление кластера)

Любовь – это вечная тема, которая волновала человека, волнует и будет волновать всегда. Любовь – это и вечная тема искусства, литературы, живописи, музыки…
Назовите , с какими произведениями о любви вы уже познакомились?
Дайте характеристику любви в этих произведениях.
Вспомните слова генерала Аносова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, – «сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».
- Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он – единственный в мире, что это она – самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)

3.Н/м.
А теперь наша с вами задача рассмотреть это на примере произведения «Темные аллеи».
Вначале познакомимся с историей создания рассказа и цикла «Темные аллеи» .(опер зад , ученик)
Проблемный вопрос : Почему рассказ назван «Темные аллеи?»
- первый вариант вашего ответа?
Давайте послушаем его. (подг. ученик)
Итак , первое, название из стихотворения Огарева ,которое читал Н.А.Надежеде
-А чтобы предложить другие варианты, нам нужно произвести исследование текста
Анализ
-Начнем с краткого содержания рассказа. Какова фабула произведения?
-Расскажите о героях произведения
Кто из героев вам симпатичен, почему? А как к героям относится автор? Что позволяет вам сделать подобные выводы?
- Портрет главного героя динамичный. Как второй портрет дополняет первый? (Рефреном звучат слова “стройный”, одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом и бледной худой рукой, что говорит о несложившейся жизни.)
- Как представлена героиня? Зачет использовано многосоюзие “тоже”?
(Это портрет – сравнение с героем, подчеркнута внешняя красота.)

- Как характеризует женщину постоялый двор? (Хорошая хозяйка.)

- Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича

Задания группам-парам для самостоятельной работы прием «двойного дневника».

1 гр. Сравните портретные характеристики героев и сделайте выводы)
2гр. Какова роль пейзажных зарисовок в стихотворении и рассказе –сравнить и сделать выводы.
3.гр - Выписать высказывания о прошлой любви Н.А. и Надежды)

Один из психологических приемов раскрытия характера – это диалоги.
Как построен диалог бывших влюбленных?
Давайте зачитаем диалог.
Какие выводы мы делаем?

-Задание : составьте синквейн со словом любовь для Н.А., любовь для Надежды.

Сравните Любовь Надежды и Желткова.

-Какую роль в жизни Николая Алексеевича играет встреча с Надеждой? Что он понял?
-К какому выводу подводит нас автор.
-Каков нравственный выбор произведений? Правильно ли поступила Надежда, храня в себе память о первой любви, живя одними воспоминаниями?

-Обратите внимание на пространство, в котором живет героиня?
-Что говорит кучер, когда Н.А. отъехал от домика Надежды.
4. Рефлексия,
Перекрестная дискуссия «Защита своего мнения».
- Я хочу оправдать моего героя, его поступки.

1 группа –Надежду, которая поступила верно
2группа- Нельзя жить воспоминаниями и хранить обиду на всю жизнь.

Выводы. Рассказ назван так: 1. По названию стихотворения Огарева
2.темные лабиринты любви, воспоминания, не дающие человеку жить полной жизнью, у этой любви нет будущего.
-Вывод: раскрытие содержание эпиграфа .Подтвердите словами ге
Прекрасно все в любви - несет ли нам
Страдания она или бальзам.
Страданья ради истинной любви
Блаженством, о влюбленный, назови.
Саади
Песня «Ты на свете есть»
-5.Какой вывод ребята ,вы сделали для себя?
Д/З. Прочитать рассказ из цикла «Темные аллеи» «Чистый понедельник» . на «5» -сравните рассказы или подготовить анализ рассказа, на «4» - характеристика героини
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Sredigornoe
Просмотров: 417 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru