Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок-исследование "Мифологический образ Снегурочки в пьесе -сказке А.Н.Островского "Снегур
[ Скачать с сервера (17.3Kb) ] 2015-03-01, 1:10 PM
Тема : Мифологический образ Снегурочки в пьесе-сказке А.Н..Островского «Снегурочка»
ТДЦ: Рассмотреть особенности изображения мифологического образа Снегурочки в пьесе А.Н. Островского и в русской народной сказке «Снегурочка».
Разивать умения учащихся давать характеристики, составлять ОК, сравнивать, делать выводы, умения работать с текстом, анализировать.
Воспитывать нравственые качества учащихся, интерес к предмету.

Урок –исследование

Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Музыка из оперы Римского -Корсакова «Снегурочка»
«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку», - писал Н.А.Римский-Корсаков, - и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского» [9, с.24].
Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. «Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства» [9, с.24].
(Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»).
На фоне музыки учитель читает: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне» [9, с.24].

3.Работа над анализом текста.
-Какими же мы представляем себе героев пьесы А.Н.Островского?
-Что же привлекает нас в «весенней сказке»? Конечно же, Снегурочка – наивное дитя природы, страдающее от желания быть ближе к людям.
-«Снегурочка – воплощение хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби, весенней скорби о неминуемой гибели»
-Реальное и фантастическое здесь тесно переплетено: сказочные существа общаются с реальными людьми. Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена» [16, с.129].
-Учитель: В сказке Снегурочка гибнет. Она погибает и в пьсесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка». Сегодня мы должны ответить на вопрос:
Почему погибает Снегурочка?
1. Что мы узнали о героях на прошлом уроке? (Рассказы учащихся, домашнее задание) (Презентация)
2. Расскажите о берендеях. По каким законам они живут? Подтвердите примерами из текста.
3. Почему берендеи не приняли Снегурочку?
4. В чем суть конфликта? (Рисуем на доске)
-– С какой целью Снегурочка идет к весне? (выборочное чтение)
– Как меняется Снегурочка?
– Какое наказание царь Берендей выносит Мизгирю?
– Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её?
– Почему гибнет Снегурочка?
– Кто виноват в её смерти?
– Почему?
– Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок.
. - Давайте вспомним истоки появления образа Снегурочки?
- Выступление учащегося ( один из вариантов народной сказки «Снегурочка» по Афанасьеву)
– Что изменил драматург? Почему?
-Давайте дадим характеристику Снегурочки. (характеристика –ОК , ученик)-на «5»
-Расскажите по рисункам о Снегурочке.
-Раскройте лексическое значение слова «горячий» и объясните, какое отношение оно имеет к Снегурочке?
-Какие глаголы использует автор при описании жизни Снегурочки? Сделайте вывод.
-Сравним Снегурочку из народной сказки и пьесы Островского - ( ученик -сравнительная характеристика –ОК-презентация)
-Могла ли Снегурочка избежать смерти? (мини-дискуссия?)
-Сообщение учащегося с ОК-схемой «Могла ли Снегурочка избежать смерти ?»
-Учитель : Смерть Снегурочки предопределена – жертва.
-Почему берендеи обрекли ее на жертву?
- Снегурочка осознанно приносит себя в жертву. Почему? Могла ли она поступить иначе.?
Как это ее характеризует.
-Докажите, что финал пьесы закономерен, используя текст -ОК.
. Подведение итогов: -Ответьте на проблемный вопрос: Какова роль образа Снегурочки в пьесе?

-Какие выводы для себя вы сделали?

5.Д/З. мини – сочинения –свой вариант концовки
Учитель русского языка и литературы Ангибаева З.А. КГУ «Средигорненская средняя школа»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Sredigornoe
Просмотров: 1353 | Загрузок: 20 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 3:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru