Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок русcкого языка по теме Текст. Типы речи. Текст-описание
2015-03-01, 7:43 PM
учитель русского языка и литературы
Шаймарданова Марина Рахимзяновна
Сев.Каз. область, Есильский район село Тарангул
Тарангульская средняя школа
Первая категория

Урок русского языка в 5 классе
Тема: Текст. Типы речи. Текст-описание
Цель урока:
• изучить языковые особенности описания как типа речи;
Задачи:
Образовательные: повторить структуру текста-описания и рассуждения, использование выразительных средств – сравнений, эпитетов в тексте;
Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, развивать коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные: воспитывать любовь к животным, родному языку, нравственные качества учащихся; прививать культуру сотрудничества между детьми в групповой работе.
Формы организации деятельности учащихся на уроке:
• индивидуальная
• парная
• групповая

Оборудование и материалы: компьютер, , презентация, слайды «Голуби карточки- задания для групп, памятки, шляпы 6 цветов, звукозапись песни Алины Павлиновой Белые голуби»
Структура урока:
1.Орг.момент.( 2 мин.)
- Добрый день, дорогие ребята, !
Я рада вас приветствовать сегодня на уроке! Поприветствуйте друг друга улыбкой.
2.Проверка д/з
Сегодня у нас урок творчества и эпиграфом нашего урока послужат слова писателя Ю.Олеши: «Многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих и двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц… Как редко мы останавливаем внимание на мире!»

- Как вы понимаете эти слова?(Люди бывают равнодушны к природе, невнимательны, не замечают красоту природы, необыкновенное в обыкновенных предметах, окружающих нас.)
–Давайте представим себе, что вы – маленькие писатели и находитесь в творческой мастерской.
- А что делают писатели? ( пишут, сочиняют). Вот и мы сегодня будем писать, сочинять текст, творить, замечать необыкновенное в обыкновенных предметах, находящихся рядом.
2. Актуализация знаний( 3 мин)
Прежде чем вы узнаете тему урока, проведем мыслительный эксперимент. Вы сами организуйте дискуссию, что нужно знать и уметь, чтобы написать грамотно текст или сочинение?
Я предлагаю наполнить «Корзину идей», в которой будет собрано все то, что вы знаете о тексте.
1. Что такое текст?
2. Что такое тема, основная мысль текста?
3. Какие части текста? ( структура)
4. А какие стили речи вы знаете?( разговорный, художественный, официально-деловой, научный)
5. Какие типы текста знаете? Характеристика. А можно составить текст, объединив текст-описание и рассуждение? Описание и повествование?
6. Для того, чтобы текст был логичным, последовательным
( нужно составить план )
7. А еще текст должен быть каким, с точки зрения орфографии? (текст должен быть грамотным, писать, соблюдая правила)
8. А, если не знаешь точно, как писать то или иное слово?(проверить, вспомнить написание, посм.в орфогр.словаре)
Индивидуальная работа для ученика –составление Кластера по теме ТЕКСТ
Уч.: Все, что вы сказали – это все цели нашего урока, и наш конечный результат – текст – описание .
А остановим мы свое внимание на удивительной птице, которая живет рядом с нами.
3. Звучит стихотворение.
( слайды «Голуби», звучит музыка)
(стихотворение читает учитель)
Голуби.
Божественные дивные созданья...
Как будто с небом слились в вышине...
Душевных форм их лик и очертанье...
Рождают чувства светлые в душе...
О преданности ходят их легенды...
Они часами могут ворковать...
Ведь голуби, они, как дети...
Азарта от природы не отнять...
Как Ангелы, но только лишь Земные...
Творенье несусветной красоты...
Души моей частички дорогие...
Красивы, словно майские цветы...

У них достоинств несомненно много...
Не хватит пальцев, чтобы сосчитать...
Ведь голубь есть творение от Бога...
Господь вложил в них свет и благодать.

Учитель:- Ребята, родились ли у вас чувства светлые в душе? Какие чувства у вас возникли, что вы сейчас испытываете? (нежность, любовь к птицам, восхищение красотой, полет, умиротворение, спокойствие на душе и т.д.)
А что вы знаете о этой птице?
4.Работа со стихотворением в парах.
- У вас на партах это стихотворение. Работа в парах
- Найдите в стихотворении сравнения (можно добавить свои необычные сравнения)
- Найти в стихотворении эпитеты( добавить свои)
- Для чего поэт в своем стихотворении использует такие выразительные средства?
(чтобы подчеркнуть красоту, прелесть этой птицы)
- Назовите ласково голубя:
Голубь, голубок, голубка, А человека называют ? голубушка
- Как можно назвать эту группу слов?( однокоренные)Добавьте еще однокоренные слова.
ЗАПИСЬ в ТЕТРАДИ
Прилагательные –
Голубь - сизый, сизокрылый, белый, гордый, почтовый, голодный нежный, статный, грациозный, домашний, дикий...
Глаголы
Голубь воркует, летит, взмыл, парит,взмахнул,
Окраска – белые, серые, сизые(объяснить) – графитовый, темно-серый цвет с синевато-белесым отливом, фиолетовым оттенком.
Головка – маленькая, небольшая, изящная.
Лапки – красные, коротенькие, сильные, цепкие пальцы
Клюв – «миниатюрный»,сильный
Полет – резкий, с шумным хлопком взлет и плавное скольжение.
ПОКАЗ Презентации «Эти удивительные птицы» (заранее подготовленный сильным учеником)
- Как называются звуки, которые издают голуби?( воркованье) ( включить воркование)
Объясните, выражение «У них достоинств, несомненно, много...
Не хватит пальцев, чтобы сосчитать...» ( приносят пользу человеку)
5. ФИЗМИНУТКА
6. Работа в группах
Учитель: А сейчас я вам предлагаю приобрести мыслеварительные шляпы разного цвета Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Каждая ваша шляпа особенная, неповторимая.
Белая шляпа:статистическая. Нас интересуют только факты. Необходимо описать, как выглядит птица голубь.( не менее 5 предложений)
Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ птицы голубя,
Красная шляпа: эмоциональная. Вы можете высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно темы (кластер). Подобрать образные художественные выражения относительно темы сочинения. Подумать, чему могут научиться люди у этой птицы?
Зеленая шляпа: творческая. Находясь под зеленой шляпой, дети составляют мини-коллаж: картинки, загадки, стихи
Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить ситуацию. А все ли так благополучно у голубя, никто его не обижает?
Синяя шляпа: аналитики составляют план к тексту-описанию

Группы работают 5 минут( звучит песня «Белые голуби»)
Выступления групп.( 5 мин)
Оценивание сигнальными карточками:
отлично(красн.), хорошо(зел.),другое мнение(бел.)
7. Творческая работа учащихся в тетрадях.
Учитель: И следующим этапом нашего урока будет ваше индивидуальное творчество – написание текста-описания

( у всех на столах)
Памятка
Как составить текст-описание:
1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.
1 группа
Карточка – помощница.

1.Составьте текст-описание. Дополни сравнениями и эпитетами.

Слова для справок: нежные, прекрасные, средний, небольшая, изящная, миниатюрный, крепкий, сильный, резкий, быстрый, шумный, плотное, пальцы, белые, сизые, черные, пестрые, серые.

Голуби - …………………, ………………... создания.

Природа наделила окраску этих птиц многообразием

цветов:…………………………………………………………………….. Наш голубь

……………………….размеров, с …………………………телосложением. …………….

головка с ………………….., ……………….клювом. Лапки …………………… , но с

сильными, цепкими……………………… Полет голубей ………………………………., с

…………………….хлопком взлет и ………………..скольжение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Всё в них красиво и гармонично. В любых движениях голуби грациозны, несут спокойствие, умиротворение.

1. Текст - помощник
Стоит внимательно присмотреться к простым городским голубям – сизарям, чтобы увидеть, как все в них красиво и гармонично. В любых движениях голуби грациозны. У них красивое пропорционально сложенное тело, а темно-серые перья с синеватым отливом создают нежно-дымчатый окрас. Удивительно мягко переливаются шея и грудь то мерцающим металлическим блеском, то изумрудно –зелеными, то розоватыми оттенками. Весь образ городского голубя несет в себе спокойствие, умиротворение.

Сравнения: голуби, они, как дети, красивы, как цветы, как ангелы
Составление синквейна
Голубь
Белый почтовый
Воркует летит удивляет
Достоинств очень много
Символ мира
Контроль: «Верно ли утверждение..» (3 минуты)
Сейчас давайте проверим, как вы поняли материал данного урока.
У вас на столах находятся листочки. На листочках проставьте номера заданий от 1 до 6. Я вам зачитываю утверждение, вы записываете ответы: если согласны, то ставите «+», если не согласны, то - «-».

1.Несколько предложений ,связанных по смыслу и грамматически это текст.
2.Словосочения и предложения- это текст.
3.Типы текста: повествование ,рассуждение,доказательство.
4.Тип теста в котором описываются предметы -это тип текста описание.
5.Основная мысль текста, это заголовок.
6.Идея текста-чему учит.
После работы учащиеся осуществляют взаимопроверку.
Коды ответов: ( на парте у учащихся)
№ задания Ответы
1 +
2 -
3 -
4 +
5 +
6 +
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Марина8748
Просмотров: 563 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 6:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru