Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (32.8 Kb) ] | 2015-03-17, 11:52 AM |
Тема: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. 9 класс Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения. Цели: 1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина; 2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения; 3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова. Ход урока 1. Организационный момент (Романс «Выхожу один я на дорогу») 2. Сообщение темы и целей урока. Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа. - Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»? (Необычная, выделяющаяся среди других) Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина. А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа. - Как вы понимаете значение слова «психологизм»? (Запись в тетради:Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний. (Толковый словарь) 3. Историческая справка (Сведения о романе). Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе. Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”. Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни. Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”. Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо владеть определенной лексикой. Следите за моей мыслью, опираясь на слова, записанные на доске справа. Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни. Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором. 4. Образ Печорина Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя. а) Работа в группах Образ Печорина глазами Образ Печорина глазами Бэлы и Грушницкого Максим Максимыча и княжны Мери Б) Обобщенный образ Печорина В) Хронология в романе - В чём особенность композиции произведения? (Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя. - Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула? ( Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.) 2. Сюжет – совокупность событий художественного произведения. 1. “Бэла” /4/ 2. “Максим Максимыч” /5/ 3. “Предисловие” 4. “Журналу Печорина” /6/ 5. “Тамань” /1/ 6. “Княжна Мери” /2/ 7. “Фаталист” /3/ Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи. 1. “Тамань” 2. “Княжна Мери” 3. “Фаталист” 4. “Бэла” 5. “Максим Максимыч” 6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”. - Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом, обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? - Для чего автор использует такой приём? (Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.) – Восстановите хронологический порядок событий. Ответы учащихся. Коррекция записи фабулы романа, сделанной перед уроком. Хронология событий, положенных в основу произведения: “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; “Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча; “Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; “Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; “Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”. - Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине. - Почему Лермонтов нарушает хронологию событий? Все это правда, но не вся правда. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман. Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы. Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”. Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник. Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим. • Добрый, но ограниченный Максим Максимыч. • Офицер-повествователь. • “Наблюдения ума зрелого над самим собою”. В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”. М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе. 5. Продолжение работы в группе. - «Герой нашего времени». Почему так назвали? - Какое другое название можно дать? - Почему психологический роман? Обоснуйте ответ. - Какой герой: положительный или отрицательный? - Где начинается и где заканчивается в романе рассказ о Печорине? (B крепости за Тереком.) - Сколько в романе рассказчиков? (Три.Максим Максимыч, странствующий офицер, Печорин.) - Каково хронологическое расположение новелл? («Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Предисловие к „Журналу Печорина“».) 6. Выводы. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века — временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» — это герой 30-х годов XIX века. Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества,сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием,скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение. • Роман «Герой нашего времени» — уникальное явление в русской литературе. • Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, который обладает незаурядным умом и отличается от окружающих тем, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, причинам и мотивам его поведения. • Самоанализ героев подвергается в романе тщательному анализу автора или рассказчика, что говорит о том, что это психологический роман. • Автор показывает и социальные отношения русских и горцев, рисуя разные типы офицеров русской армии, сражавшихся на Кавказе. • В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова. Дополнительные задания: Самостоятельная работа В финале урока уместна небольшая письменная работа на знание текста романа: 1. Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте свое мнение. а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею». («Бэла», так как речь идет о Койшаурской долине.) б) «Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке». («Максим Максимыч», так как «множество низеньких домиков», Терек и Казбек указывают, что действие происходит во Владикавказе.) в) «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить». («Тамань», так как во фрагменте упоминаются море и корабли.) г) «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как „последняя туча рассеянной бури“; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона...» («Княжна Мери», так как Бешту и Машук находятся вблизи Пятигорска и Кисловодска, где происходит действие.) д) «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..» («Фаталист», так как действие происходит в станице и в отрывке явно заметны философские рассуждения автора об отношениях человека и «небесных светил».) 2. Кто и где поет эти песни? а) Как по вольной волюшке — По зелену морю Ходят все кораблики- Белопарусники. (Девушка-ундина на крыше хаты.) б) Много красавиц в аулах у нас, Звезды сияют во мраке их глаз. Сладко любить их, завидная доля; Но веселей молодецкая воля. (Казбич в разговоре с Азаматом у плетня рядом с его домом.) в) «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между нами; только не расти, не цвести ему в нашем саду». (Бэла на свадьбе сестры.) 3. Соотнесите героев и предметы их одежды: а) «офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка» (Максим Максимыч); б) «бешмет... изорванный... а оружие в серебре» (Казбич); в) «полосатое платье» (девушка-ундина); г) «черный шелковый бешмет» (Бэла); д) «пыльный бархатный сюртучок», «запачканные перчатки» (Печорин); е) «закрытое платье grisdeperles», «ботинки couleurpuce» (княжна Мери); ж) «сюртук, галстук и жилет черного цвета» (Вернер); з) «соломенная шляпка», «черная шаль» (Вера); и) «серая солдатская шинель», «эполеты неимоверной величины» (Грушницкий). Характеристика героев • Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга. • Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным. • И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного. | |
Просмотров: 4929 | Загрузок: 126 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|