Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Глагол
2015-03-22, 9:09 AM
Урок № 91
Дата________
Тема: Глагол.
Цель: систематизировать изученное; закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Задачи:
1.Образовательные: формирование представления о глаголе;
понятия об обозначении глаголом действия предмета;
способности ставить вопросы к словам.
2. Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, сравнение,
рассуждение, классификация.
3. Воспитывающие: воспитание аккуратности, любознательности.
Демонстрационный материал: электронная презентация, дерево, три корзины, яблоки.
Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Ход урока:
I. Организационный момент.
- Встали ровно. Вышли из-за парт. Присаживайтесь!
II. Психологический настрой.
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё…(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Посмотрите, что я сегодня утром обнаружила на своем столе! Вы знаете, что это такое? (Волшебный клубок.)
- Куда он нас приглашает, не догадались? (В сказку.)
- Сегодня мы отправимся на прогулку в сказки.
- Давайте посмотрим, с какой сказки начнется наш маршрут? («Вовка в тридевятом царстве».)
- Но ведь это не Вовка будет сейчас путешествовать, а 2 «Г» класс, значит, … (2Г в тридевятом царстве».)
2. Чистописание.
- Посмотрите на доску! Вот какие петли оставил волшебный клубок. Запишите их красиво!

На доске записаны элементы чистописания.
- К кому эти петли нас вывели? (Двое из ларца.)
3. Словарная работа.
- Двое из ларца предлагают нам прокомментировать и записать слова.
- Дети достают слова из сундука.
С.р.ка, в.р.бей, к.р.ва, в.с.елье, кр.сивый.
- После разбора каждое слово записывают под комментирование в тетради, выделяют орфограммы.
(Сорока – безударные гласные о непроверяемые;)
(воробей – первая безударная гласная о непроверяемая, вторая безударная гласная о – воробушек;)
(корова - безударная гласная о непроверяемая)
(веселье – гласные е – проверяемые безударные гласные)
- Двое из ларца просят вас найти лишнее слово. (В слове «веселье» нет непроверяемой безударной гласной, слово «красивый» часть речи прилагательное)
4. Проверка домашнего задания
- Что мы изучали на предыдущих уроках?
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? - Прежде чем узнать новое, что мы должны сделать?
- Бежим дальше за нашим клубочком!
- В какую сказку клубок нас привел? «Гуси – лебеди».
- Яблонька просит снять с нее яблочки и разложить в разные корзины. Если я называю имя существительное, снимаем с яблоньки красное яблоко и опускаем в первую корзину, а если я называю имя прилагательное, снимаем с яблоньки зеленое яблоко и кладем во вторую корзину.
Учитель называет слова: «Звон, звонкий, дорожный, дорога, весельчак, веселый, письменная, письмо, пишет».
Звон – красный цвет, звонкий – зеленый цвет, дорожный - зеленый, дорога -красный, весельчак - красный, веселый - зеленый, письменная - зеленый, письмо - красный, пишет - отсутствие сигнала. Обучающиеся пытаются определить, какой цвет яблока взять.
IV. Подведение к теме урока.
- Как вы думаете к какой части речи относится слово?
- Я вижу, что у нас получились разные варианты … Кто же из вас прав?
- В чем же наше затруднение? (Не знаем правило, которое определяет, к какой части речи, относится слово «пишет».)
- В чём ваше затруднение? (Не знаем других частей речи, кроме существительного и прилагательного.)
V. Постановка целей и задач урока.
- Чем займемся сегодня на уроке?
- На какие вопросы должны ответить на уроке?
- Какую же поставим цель? (Узнать, какой частью речи является слово «пишет», определить отличительные признаки этой части речи.)
- Какая тема урока? (Пока не знаем, но это будет название новой части речи.)
VI. Изучение новой темы
Посмотрите печка из сказки «Гуси – лебеди» хочет помочь нам.
Появляется строчка «Подумайте, что слово обозначает».
- Что обозначают слова «пишет»? (Действия предметов.)
Появляется строчка «Задайте к слову вопрос».
Первый обучающийся: «Что делает?» (Пишет)
Физминутка.
- Слушайте стихотворение Олега Воскобойникова и имитируйте действия героя.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Стучать» - стучу,
«Топать» - топчу,
«Бежать» - бегу,
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
- Тот, кто внимательно слушал, тот узнал, как называются слова новой части речи. Кто услышал? (Глаголы.)
- Теперь мы можем ответить на вопрос, какой частью речи является слово «пишет», которое вызвало у нас затруднение? (Глагол.)
- Почему? (Слово «пишет» обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает?)
- Послушайте такое стихотворение.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- В какую корзину положим яблочко для этого слова? (В третью, отдельную для глаголов.)
- Сформулируйте правило. (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает?)
- Чтение правила в учебнике:
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает?
На доске появляется эталон: ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ Что делать? Что сделать? Что делает?
- Теперь, когда мы выполнили просьбу яблоньки из сказки «Гуси – лебеди», с чистой совестью можем дальше отправляться за клубочком.
VII. Закрепление изученного.
- Для тренировки я предлагаю вам отправиться за клубком в другую сказку.
- В какую сказку мы попали? («Мойдодыр».)
- Прочитайте отрывок из этой сказки:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
- Прочитайте выделенные слова. (Убежало, улетела, ускакала)
- Определите, к какой части речи они относятся. (Слово «убежало» – это глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделало?) («улетела» – это глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделала?) («ускакала» - это глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделала?)
- Запись в тетради, задаем вопросы к глаголам
- Колобок катится дальше и останавливается в сказке «Белоснежка и семь гномов»
- Послушайте сказку о глаголах
- Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
- Глагол обозначает действие предмета и всегда говорит о том что делает предмет. Если глагол рассказывает о существительном, значит от какой части речи к глаголу задается вопрос? Давайте проверим выполнив задание:
- Вставьте слова подходящие к рифме.
Очень – очень вкусный пирог
Я захотел устроить бал Я ждал, пока хватало сил,
И я гостей к себе __________ Потом кусочек _________
Купил муку, купил творог, Потом подвинул стул и сел,
Испёк рассыпчатый пирог И весь пирог в минуту ____
Пирог, ножи и вилки тут – Когда же гости подошли,
Но что –то гости не ________ То даже крошек не _______
Д.Хармс
Слова : откусил, позвал, съел, нашли, идут.
- Задайте вопросы к глаголом от имен существительных.
VIII. Гимнастика для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг
IХ. Проверка усвоения знаний.
- Можете ли вы сказать, что овладели новым знанием? (Пока не проверим, не можем с уверенностью сказать.)
- Готовы отправиться за клубком в новую сказку? (Да. Отправляемся в путь!)
- В какой сказке очутились? («Царевна лягушка».)
- У меня про лягушку есть стихотворение Михаила Яснова.
Ёрш – ершится,
Петух – петушится,
Лайка – лает,
Что же получается:
Лягушка – лягается?
- Предлагаю вам составить словосочетание про животных.
I вариант со словами «кот, мышка», II вариант – со словами «лягушка, щенок».
- Обучающиеся выполняют работу в тетрадях.
«I вариант: Кот мяукает. Мышка пищит. II вариант: Лягушка квакает. Щенок скулит».
- И сейчас вас ждёт маленькое испытание. Я хочу проверить полученные вами знания по теме. Эта работа поможет вам найти ответ на вопрос: для чего нужны глаголы в речи.
- Подобрать слова, подходящие по смыслу со значением действия. Подчеркнуть глаголы двумя чертами.
…морозная зима. … холодный ветер. …пушистые снежинки. ….яркое солнце.
- Для чего же нужны глаголы в предложении?
Значение глагола многозначно:
- трудовую творческую деятельность («ковать» , «рыбачить») ;
- движение или перемещение («плыть» , «сидеть») ;
- умственную деятельность («сказать» , «сравнить») ;
- физическое и прочие состояния человека («спать» , «выздоравливать») ;
- эмоциональную деятельность («радоваться» , «тосковать») ;
- состояние/изменение природы («вечереет» , «подмораживает») .
X. Рефлексия.
- У кого были затруднения? Отчего они возникли? (Невнимательно прочитали все слова второго столбика.)
- У кого не было затруднений?
- Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать, какой частью речи являются слова, отвечающие на вопрос что делает?)
- Достигли мы цели? (Да, мы узнали, что такое глагол.)
- Клубок покатился дальше и остановился у сказки «Золотая рыбка»
- Мы отправляемся на рыбалке и чтобы словить побольше рыбы, постараемся дополнить предложения.
Сегодня на уроке:
1.Я научился…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Могу похвалить себя за то, что…
ХI. Итог урока.
- Что такое глагол? (Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает?)
- Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность, выбрать верное для вас высказывание и нарисовать в тетради на полях соответствующий высказыванию волшебный предмет.
1) (ключик) Я отлично работал, всё понял, могу объяснить другому.
2) (стрела) Я хорошо работал и всё понял.
3) (клубок) У меня остались вопросы.
Используя данные на слайде утверждения, каждый ребёнок выбирает волшебный предмет и рисует его у себя в тетради.
ХII. Домашнее задание.
Стр. 162 учить, упр.437, придумать сказку «Глаголия».
- Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.
- За отличную работу на уроке вы все заслужили свою золотую рыбку, если вы старательно выполните домашнее задание, эта рыбка исполнит ваше самое заветное желание.
- Спасибо за урок.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kisyusha92
Просмотров: 276 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru