Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Глагол
2015-03-22, 9:09 AM
Урок № 91
Дата________
Тема: Глагол.
Цель: систематизировать изученное; закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Задачи:
1.Образовательные: формирование представления о глаголе;
понятия об обозначении глаголом действия предмета;
способности ставить вопросы к словам.
2. Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, сравнение,
рассуждение, классификация.
3. Воспитывающие: воспитание аккуратности, любознательности.
Демонстрационный материал: электронная презентация, дерево, три корзины, яблоки.
Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Ход урока:
I. Организационный момент.
- Встали ровно. Вышли из-за парт. Присаживайтесь!
II. Психологический настрой.
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё…(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Посмотрите, что я сегодня утром обнаружила на своем столе! Вы знаете, что это такое? (Волшебный клубок.)
- Куда он нас приглашает, не догадались? (В сказку.)
- Сегодня мы отправимся на прогулку в сказки.
- Давайте посмотрим, с какой сказки начнется наш маршрут? («Вовка в тридевятом царстве».)
- Но ведь это не Вовка будет сейчас путешествовать, а 2 «Г» класс, значит, … (2Г в тридевятом царстве».)
2. Чистописание.
- Посмотрите на доску! Вот какие петли оставил волшебный клубок. Запишите их красиво!

На доске записаны элементы чистописания.
- К кому эти петли нас вывели? (Двое из ларца.)
3. Словарная работа.
- Двое из ларца предлагают нам прокомментировать и записать слова.
- Дети достают слова из сундука.
С.р.ка, в.р.бей, к.р.ва, в.с.елье, кр.сивый.
- После разбора каждое слово записывают под комментирование в тетради, выделяют орфограммы.
(Сорока – безударные гласные о непроверяемые;)
(воробей – первая безударная гласная о непроверяемая, вторая безударная гласная о – воробушек;)
(корова - безударная гласная о непроверяемая)
(веселье – гласные е – проверяемые безударные гласные)
- Двое из ларца просят вас найти лишнее слово. (В слове «веселье» нет непроверяемой безударной гласной, слово «красивый» часть речи прилагательное)
4. Проверка домашнего задания
- Что мы изучали на предыдущих уроках?
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? - Прежде чем узнать новое, что мы должны сделать?
- Бежим дальше за нашим клубочком!
- В какую сказку клубок нас привел? «Гуси – лебеди».
- Яблонька просит снять с нее яблочки и разложить в разные корзины. Если я называю имя существительное, снимаем с яблоньки красное яблоко и опускаем в первую корзину, а если я называю имя прилагательное, снимаем с яблоньки зеленое яблоко и кладем во вторую корзину.
Учитель называет слова: «Звон, звонкий, дорожный, дорога, весельчак, веселый, письменная, письмо, пишет».
Звон – красный цвет, звонкий – зеленый цвет, дорожный - зеленый, дорога -красный, весельчак - красный, веселый - зеленый, письменная - зеленый, письмо - красный, пишет - отсутствие сигнала. Обучающиеся пытаются определить, какой цвет яблока взять.
IV. Подведение к теме урока.
- Как вы думаете к какой части речи относится слово?
- Я вижу, что у нас получились разные варианты … Кто же из вас прав?
- В чем же наше затруднение? (Не знаем правило, которое определяет, к какой части речи, относится слово «пишет».)
- В чём ваше затруднение? (Не знаем других частей речи, кроме существительного и прилагательного.)
V. Постановка целей и задач урока.
- Чем займемся сегодня на уроке?
- На какие вопросы должны ответить на уроке?
- Какую же поставим цель? (Узнать, какой частью речи является слово «пишет», определить отличительные признаки этой части речи.)
- Какая тема урока? (Пока не знаем, но это будет название новой части речи.)
VI. Изучение новой темы
Посмотрите печка из сказки «Гуси – лебеди» хочет помочь нам.
Появляется строчка «Подумайте, что слово обозначает».
- Что обозначают слова «пишет»? (Действия предметов.)
Появляется строчка «Задайте к слову вопрос».
Первый обучающийся: «Что делает?» (Пишет)
Физминутка.
- Слушайте стихотворение Олега Воскобойникова и имитируйте действия героя.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Стучать» - стучу,
«Топать» - топчу,
«Бежать» - бегу,
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
- Тот, кто внимательно слушал, тот узнал, как называются слова новой части речи. Кто услышал? (Глаголы.)
- Теперь мы можем ответить на вопрос, какой частью речи является слово «пишет», которое вызвало у нас затруднение? (Глагол.)
- Почему? (Слово «пишет» обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает?)
- Послушайте такое стихотворение.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- В какую корзину положим яблочко для этого слова? (В третью, отдельную для глаголов.)
- Сформулируйте правило. (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает?)
- Чтение правила в учебнике:
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает?
На доске появляется эталон: ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ Что делать? Что сделать? Что делает?
- Теперь, когда мы выполнили просьбу яблоньки из сказки «Гуси – лебеди», с чистой совестью можем дальше отправляться за клубочком.
VII. Закрепление изученного.
- Для тренировки я предлагаю вам отправиться за клубком в другую сказку.
- В какую сказку мы попали? («Мойдодыр».)
- Прочитайте отрывок из этой сказки:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
- Прочитайте выделенные слова. (Убежало, улетела, ускакала)
- Определите, к какой части речи они относятся. (Слово «убежало» – это глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделало?) («улетела» – это глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделала?) («ускакала» - это глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделала?)
- Запись в тетради, задаем вопросы к глаголам
- Колобок катится дальше и останавливается в сказке «Белоснежка и семь гномов»
- Послушайте сказку о глаголах
- Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
- Глагол обозначает действие предмета и всегда говорит о том что делает предмет. Если глагол рассказывает о существительном, значит от какой части речи к глаголу задается вопрос? Давайте проверим выполнив задание:
- Вставьте слова подходящие к рифме.
Очень – очень вкусный пирог
Я захотел устроить бал Я ждал, пока хватало сил,
И я гостей к себе __________ Потом кусочек _________
Купил муку, купил творог, Потом подвинул стул и сел,
Испёк рассыпчатый пирог И весь пирог в минуту ____
Пирог, ножи и вилки тут – Когда же гости подошли,
Но что –то гости не ________ То даже крошек не _______
Д.Хармс
Слова : откусил, позвал, съел, нашли, идут.
- Задайте вопросы к глаголом от имен существительных.
VIII. Гимнастика для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг
IХ. Проверка усвоения знаний.
- Можете ли вы сказать, что овладели новым знанием? (Пока не проверим, не можем с уверенностью сказать.)
- Готовы отправиться за клубком в новую сказку? (Да. Отправляемся в путь!)
- В какой сказке очутились? («Царевна лягушка».)
- У меня про лягушку есть стихотворение Михаила Яснова.
Ёрш – ершится,
Петух – петушится,
Лайка – лает,
Что же получается:
Лягушка – лягается?
- Предлагаю вам составить словосочетание про животных.
I вариант со словами «кот, мышка», II вариант – со словами «лягушка, щенок».
- Обучающиеся выполняют работу в тетрадях.
«I вариант: Кот мяукает. Мышка пищит. II вариант: Лягушка квакает. Щенок скулит».
- И сейчас вас ждёт маленькое испытание. Я хочу проверить полученные вами знания по теме. Эта работа поможет вам найти ответ на вопрос: для чего нужны глаголы в речи.
- Подобрать слова, подходящие по смыслу со значением действия. Подчеркнуть глаголы двумя чертами.
…морозная зима. … холодный ветер. …пушистые снежинки. ….яркое солнце.
- Для чего же нужны глаголы в предложении?
Значение глагола многозначно:
- трудовую творческую деятельность («ковать» , «рыбачить») ;
- движение или перемещение («плыть» , «сидеть») ;
- умственную деятельность («сказать» , «сравнить») ;
- физическое и прочие состояния человека («спать» , «выздоравливать») ;
- эмоциональную деятельность («радоваться» , «тосковать») ;
- состояние/изменение природы («вечереет» , «подмораживает») .
X. Рефлексия.
- У кого были затруднения? Отчего они возникли? (Невнимательно прочитали все слова второго столбика.)
- У кого не было затруднений?
- Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать, какой частью речи являются слова, отвечающие на вопрос что делает?)
- Достигли мы цели? (Да, мы узнали, что такое глагол.)
- Клубок покатился дальше и остановился у сказки «Золотая рыбка»
- Мы отправляемся на рыбалке и чтобы словить побольше рыбы, постараемся дополнить предложения.
Сегодня на уроке:
1.Я научился…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Могу похвалить себя за то, что…
ХI. Итог урока.
- Что такое глагол? (Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает?)
- Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность, выбрать верное для вас высказывание и нарисовать в тетради на полях соответствующий высказыванию волшебный предмет.
1) (ключик) Я отлично работал, всё понял, могу объяснить другому.
2) (стрела) Я хорошо работал и всё понял.
3) (клубок) У меня остались вопросы.
Используя данные на слайде утверждения, каждый ребёнок выбирает волшебный предмет и рисует его у себя в тетради.
ХII. Домашнее задание.
Стр. 162 учить, упр.437, придумать сказку «Глаголия».
- Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.
- За отличную работу на уроке вы все заслужили свою золотую рыбку, если вы старательно выполните домашнее задание, эта рыбка исполнит ваше самое заветное желание.
- Спасибо за урок.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kisyusha92
Просмотров: 737 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 11:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru