Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (76.5 Kb) ] | 2015-04-01, 11:13 AM |
Урок русского языка в 7 классе Тема: «Причастие» учитель русского языка и литературы СШ № 41 города Астаны Гришина Марина Ивановна Причастие. Цель урока: закрепить навыки правописания и употребления причастий Задачи: активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии через различные виды упражнений, развивающих речь. Форма урока: урок-экскурсия Тип урока: обобщение и систематизация Оборудование: интерактивная доска, ватман, фломастеры, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, словари. Ход урока. 1. Приветственное слово учителя. Психологический момент. Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас в здравии и в хорошем настроении. Сегодня у нас необычный урок – мы совершим экскурсию в музей. Вы знаете, что в Астане очень много музеев. А в каких были Вы? (дети называют музей современного искусства, музей 1-го Президента, музей им. С. Сейфуллина) У нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка. И пойдем мы с вами на выставку. Вы готовы? (запись на интерактивной доске) Для всех, кто любит свой язык, Кто с русской речью дружен, Быть равнодушным не привык, Кому покой не нужен, Откроет двери наш музей, Мы с нетерпеньем ждем гостей! (открытие музея) Разрешите загадать Вам загадку? Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков) О чем эта загадка? О причастии. Итак, тема нашего урока – Причастие. 2. Давайте ребята пройдем в первый зал. «Сказочный» Каждой группе (4 группы) выдается текст-сказка, который необходимо перевести на язык науки. По каждой сказке будут даны задания. 1 группе: «Причастие – дитя двух родителей» Можно сказать, что Причастие – дитя двух родителей – Глагола-отца и Прилагательного-матери. Многие черты Причастие, как и любой ребенок, унаследовало от своих родителей: от отца – любовь к путешествиям во времени, деловитость и действенность, от матери – постоянную изменчивость по родам, числам и падежам. Вот как пишет об этой «семейке» учитель из Новосибирска К. Тимофеев: «Вот – Король по имени Глагол, он имеет настоящее, прошедшее и будущее время, любит отвечать на вопросы что делать? Что сделать?, но может и вскричать в гневе: «Что вы делаете?!» Еще бы! Он – глава королевской семьи. А вот Королева по имени прилагательное, вечно глядит в зеркало с вопросом «какая я?». А вот их дети – сыновья и дочери, Принцы Принцессы, в которых проступают черты родителей: то уши отца и глаза матери то губы отца и нос матери… Так же и в Причастиях – проступают свойства Глагола и Прилагательного, то ярче, то слабее, да и сами Причастия, как дети одной семьи, не всегда похожи по поведению и характеру. Учащиеся 1-й группы зачитывают вслух текст. Затем выводят правило. После этого каждой группе дается задание: показать морфологические признаки причастия на бумаге в виде схем, рисунков и т.д. Каждый рисунок презентуется на доске. Следующий этап работы: данные словосочетания классифицировать «причастие +существительное», «прилагательное + существительное». Красивый город, возвышающиеся дома, поющие птицы, фешенебельный ресторан, молодая столица, независимое государство, строящийся город, широкие улицы, недостроенные объекты, зеленые скверы, комфортабельная гостиница. Далее проводится работа со словарем. Находятся значения слов: фешенебельный, комфортабельный. 3.Учащиеся 2 группы зачитывают свой текст и «переводят» его на язык науки. «Из жизни причастий» Где живет причастие? В своем личном особняке с садиком, где цветет и зеленеет многочисленное его семейство – Зависимые и Определяемые слова всех видов и подвидов. Изящная ограда садика в виде волнистой линии прерывается великолепными воротами, охраняемыми Запятыми. Причастие легко находит общий язык с Зависимыми словами. И хотя его жизнь не имеет смысла без Определяемых слов, отношения у них натянутые: Причастие не любит подчиняться, предпочитая подчинять себе всех. Вот причастие, прихватив два-три Зависимых слова, выходит из ворот сада налево, стремясь обогнать Определяемое слово, чтобы подышать свежими звуками и сконструировать несколько новых Причастных оборотов. Запятые-охранники бегут следом, ограждая Причастный оборот от назойливости Определяемого слова, как только оно выскакивает вперед. Но если Определяемое слово отстает, охранники спокойны: Причастный оборот обойдется и без них. Задание по данному тексту: расставить знаки препинания в предложениях. Участвуют все. По одному предложению в каждой группе. Гости любуются новостройками молодой столицы. Особенно поражает их внимание комплекс «Астана-Байтерек»/ окруженный со всех сторон новыми кварталами и домами. Облака/ подгоняемые ветрами и озаренные солнцем/ плавно движутся над куполом сооружения. А когда наступает ночь/ неожиданно со всех сторон вспыхивают разноцветные фонари/ тщательно замаскированные зеленью деревьев. 4. Текст зачитывают учащиеся 3 группы. «О том, как –Не- искала друзей среди причастий» Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще: - Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда! Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетется очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним – другое, с противопоставлением с союзом а. Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше. НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несется изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит: - Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую! Они обнялись и сразу стали неразлучны. И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело: - Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие. - Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться. И друзья побежали навстречу приключениям. Задание по тексту: необходимо раскрыть скобки и объяснить правописание. (Не) выполненная вовремя работа, (не) построенный дом, (не)выполненное в срок задание, (не)проверенные факты, обстоятельства (не) выяснены, (не)открытые, а плотно прикрытые, (не)доумевающий взгляд, (не) сдали в срок. 5. Зачитывается текст учащимися 4-й группы «Всеми обиженное, всеми униженное…» Всеми обиженное всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно – Причастие прошедшего времени, и все у него в прошлом. А ведь было время… Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое оно рассказывает Существительному, которое находится при нем в качестве его дополнения. - Ах, не говорите! – говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. – Одни страдания! Самое дорогое, что у меня есть – это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тесте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это – жизнь, скажите? Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А Причастие продолжает: - И главное, никакого просвета, никаких надежд… Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить – без будущего? Задание. Образовать от данных глаголов причастия: 1 группа -действительные причастия настоящего времени. Глаголы: идут, поют, молчат, любят, строить, действовать, слышать; 2 группа – страдательные причастия настоящего времени. Глаголы: читают, ведут. Видят, слышат, объявляет, привозить, оберегать. 3 группа – действительные причастия настоящего времени; Глаголы: видел, шел, промокнуть, нести, говорить, достигнуть, любить. 4 группа – страдательные причастия прошедшего времени. Глаголы: проверил, сделал, закрыл, вырастить, наградить, исправить, разбить. Динамическая пауза 6. У посетителей музея могут быть вопросы об употреблении причастий в речи. Что вы можете рассказать об этом? Ребята рассказывают об употреблении причастий и делают вывод, что употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность. (Учащимся предлагается пройти в зал под названием «Астана») На последнем этапе урока просматривается отрывок документального фильма об Астане.) Слово учителя. Так как употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи, я предлагаю вам тоже стать авторами своего собственного мини-сочинения «Астана – самая молодая столица мира», в котором вы используете причастия и причастные обороты. Вы можете воспользоваться словами, словосочетаниями, предложениями, использованными на уроке, а также теми словами, значения которых мы узнали из словаря. Даю вам 7-10 минут. Можете приступать к работе. Звучит песня об Астане. (музыкальное сопровождение) Далее по желанию зачитываются вслух мини-сочинения. Лучшие оцениваются. 7. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание: написать синквейн о причастии. | |
Просмотров: 2574 | Загрузок: 74 | Комментарии: 6 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|