Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Открытый урок по русскому языку в 7 классе. Причастие.
[ Скачать с сервера (76.5Kb) ] 2015-04-01, 11:13 AM
Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Причастие»
учитель русского языка и литературы
СШ № 41 города Астаны
Гришина Марина Ивановна

Причастие.

Цель урока: закрепить навыки правописания и употребления причастий
Задачи: активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии через различные виды упражнений, развивающих речь.
Форма урока: урок-экскурсия
Тип урока: обобщение и систематизация
Оборудование: интерактивная доска, ватман, фломастеры, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, словари.

Ход урока.
1. Приветственное слово учителя. Психологический момент.
Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас в здравии и в хорошем настроении.
Сегодня у нас необычный урок – мы совершим экскурсию в музей. Вы знаете, что в Астане очень много музеев. А в каких были Вы? (дети называют музей современного искусства, музей 1-го Президента, музей им. С. Сейфуллина)
У нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка. И пойдем мы с вами на выставку. Вы готовы? (запись на интерактивной доске)

Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпеньем ждем гостей!
(открытие музея)
Разрешите загадать Вам загадку?
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
(П. Чесноков)
О чем эта загадка? О причастии. Итак, тема нашего урока – Причастие.

2. Давайте ребята пройдем в первый зал. «Сказочный»

Каждой группе (4 группы) выдается текст-сказка, который необходимо перевести на язык науки. По каждой сказке будут даны задания.
1 группе: «Причастие – дитя двух родителей»
Можно сказать, что Причастие – дитя двух родителей – Глагола-отца и Прилагательного-матери. Многие черты Причастие, как и любой ребенок, унаследовало от своих родителей: от отца – любовь к путешествиям во времени, деловитость и действенность, от матери – постоянную изменчивость по родам, числам и падежам. Вот как пишет об этой «семейке» учитель из Новосибирска К. Тимофеев:
«Вот – Король по имени Глагол, он имеет настоящее, прошедшее и будущее время, любит отвечать на вопросы что делать? Что сделать?, но может и вскричать в гневе: «Что вы делаете?!» Еще бы! Он – глава королевской семьи.
А вот Королева по имени прилагательное, вечно глядит в зеркало с вопросом «какая я?». А вот их дети – сыновья и дочери, Принцы Принцессы, в которых проступают черты родителей: то уши отца и глаза матери то губы отца и нос матери… Так же и в Причастиях – проступают свойства Глагола и Прилагательного, то ярче, то слабее, да и сами Причастия, как дети одной семьи, не всегда похожи по поведению и характеру.
Учащиеся 1-й группы зачитывают вслух текст. Затем выводят правило. После этого каждой группе дается задание: показать морфологические признаки причастия на бумаге в виде схем, рисунков и т.д. Каждый рисунок презентуется на доске.

Следующий этап работы: данные словосочетания классифицировать «причастие +существительное», «прилагательное + существительное».
Красивый город, возвышающиеся дома, поющие птицы, фешенебельный ресторан, молодая столица, независимое государство, строящийся город, широкие улицы, недостроенные объекты, зеленые скверы, комфортабельная гостиница.
Далее проводится работа со словарем. Находятся значения слов: фешенебельный, комфортабельный.

3.Учащиеся 2 группы зачитывают свой текст и «переводят» его на язык науки. «Из жизни причастий»
Где живет причастие? В своем личном особняке с садиком, где цветет и зеленеет многочисленное его семейство – Зависимые и Определяемые слова всех видов и подвидов. Изящная ограда садика в виде волнистой линии прерывается великолепными воротами, охраняемыми Запятыми. Причастие легко находит общий язык с Зависимыми словами. И хотя его жизнь не имеет смысла без Определяемых слов, отношения у них натянутые: Причастие не любит подчиняться, предпочитая подчинять себе всех. Вот причастие, прихватив два-три Зависимых слова, выходит из ворот сада налево, стремясь обогнать Определяемое слово, чтобы подышать свежими звуками и сконструировать несколько новых Причастных оборотов. Запятые-охранники бегут следом, ограждая Причастный оборот от назойливости Определяемого слова, как только оно выскакивает вперед. Но если Определяемое слово отстает, охранники спокойны: Причастный оборот обойдется и без них.
Задание по данному тексту: расставить знаки препинания в предложениях. Участвуют все. По одному предложению в каждой группе.
Гости любуются новостройками молодой столицы. Особенно поражает их внимание комплекс «Астана-Байтерек»/ окруженный со всех сторон новыми кварталами и домами. Облака/ подгоняемые ветрами и озаренные солнцем/ плавно движутся над куполом сооружения. А когда наступает ночь/ неожиданно со всех сторон вспыхивают разноцветные фонари/ тщательно замаскированные зеленью деревьев.
4. Текст зачитывают учащиеся 3 группы.

«О том, как –Не- искала друзей среди причастий»
Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:
- Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетется очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним – другое, с противопоставлением с союзом а.
Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше.
НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несется изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:
- Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!
Они обнялись и сразу стали неразлучны.
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело:
- Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.
- Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.
И друзья побежали навстречу приключениям.

Задание по тексту: необходимо раскрыть скобки и объяснить правописание.
(Не) выполненная вовремя работа, (не) построенный дом, (не)выполненное в срок задание, (не)проверенные факты, обстоятельства (не) выяснены, (не)открытые, а плотно прикрытые, (не)доумевающий взгляд, (не) сдали в срок.

5. Зачитывается текст учащимися 4-й группы
«Всеми обиженное, всеми униженное…»
Всеми обиженное всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно – Причастие прошедшего времени, и все у него в прошлом. А ведь было время…
Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое оно рассказывает Существительному, которое находится при нем в качестве его дополнения.
- Ах, не говорите! – говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. – Одни страдания! Самое дорогое, что у меня есть – это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тесте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это – жизнь, скажите?
Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А Причастие продолжает:
- И главное, никакого просвета, никаких надежд… Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить – без будущего?
Задание. Образовать от данных глаголов причастия: 1 группа -действительные причастия настоящего времени. Глаголы: идут, поют, молчат, любят, строить, действовать, слышать; 2 группа – страдательные причастия настоящего времени. Глаголы: читают, ведут. Видят, слышат, объявляет, привозить, оберегать. 3 группа – действительные причастия настоящего времени; Глаголы: видел, шел, промокнуть, нести, говорить, достигнуть, любить. 4 группа – страдательные причастия прошедшего времени. Глаголы: проверил, сделал, закрыл, вырастить, наградить, исправить, разбить.
Динамическая пауза

6. У посетителей музея могут быть вопросы об употреблении причастий в речи. Что вы можете рассказать об этом? Ребята рассказывают об употреблении причастий и делают вывод, что употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность.
(Учащимся предлагается пройти в зал под названием «Астана») На последнем этапе урока просматривается отрывок документального фильма об Астане.)

Слово учителя. Так как употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи, я предлагаю вам тоже стать авторами своего собственного мини-сочинения «Астана – самая молодая столица мира», в котором вы используете причастия и причастные обороты. Вы можете воспользоваться словами, словосочетаниями, предложениями, использованными на уроке, а также теми словами, значения которых мы узнали из словаря. Даю вам 7-10 минут. Можете приступать к работе. Звучит песня об Астане. (музыкальное сопровождение)

Далее по желанию зачитываются вслух мини-сочинения. Лучшие оцениваются.

7. Итоги урока. Рефлексия.

Домашнее задание: написать синквейн о причастии.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Ивановна4680
Просмотров: 924 | Загрузок: 45 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 5:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru