Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Местоимение как часть речи
[ · Скачать удаленно () ] 2015-04-09, 8:34 PM
Местоимение как часть речи.
Цель:
─ повторить знание о местоимении как части речи, полученные в 4-5 классах.
─ развивать умение творчески применять знания для решения практических задач
─ способствовать воспитанию организованности и дисциплинированности, активной деятельности, любознательности.

оборудование:
-презентация к уроку https://yadi.sk/i/SD1drVtyftBi9
-технологическая карта урока

Оргмомент.

1. Подготовка класса к активному усвоению материала.
– Сегодня наш урок посвящен удивительной части речи.
– Она вам знакомы, но вы многого о ней не знаете.
– Известный лингвист Реформатский сравнивал эту часть речи с актером-дублёром, который всегда готов сыграть освободившуюся роль значимой части речи.
– Скромные, незаметные помощники, слова этой части речи всегда готовы выручить другие части речи и заменить их, не называя ничьих имен.
– Вы догадались, о какой части речи мы будем говорить.

Местоимение как часть речи. Запись темы урока.

2. Сообщение целей и задач: Сегодня на уроке нам нужны будут знания о местоимении как о части речи, о роли местоимения в тексте и предложении, о синтаксических функциях местоимения. Мы должны уметь находить местоимения, определять их синтаксическую роль, правильно употреблять.

– А что вы уже знаете о МЕСТОИМЕНИИ. Расшифруйте название этой части речи.
Местоимение! Да, часто ему отводились «вторые роли», но сегодня всё внимание и все овации ему!

3. Работа по теме урока

1. Но перед началом работы небольшая разминка.

Пятидесятые годы ХХ века – время расцвета театрального искусства Казахстана. Гордостью страны стал Казахский Национальный театр им. Абая. В нем зритель увидел замечательные драматические и оперные спектакли.

– Прочтите текст. Определим, какие буквы пропущены в тексте. (работа со слайдами, вставляем буквы.)
– Слайд ЗАПОМНИ! Записать слова в тетрадь.
– Выпишите последнее предложение и произведите синтаксический разбор.
– Назовите местоимения употребленные в тексте.
– Вместо какого слова употреблено во втором предложении местоимение? Для чего? (Чтобы избежать повтора).
– Скажите, а как мы понимаем, что это предложение является продолжением предыдущего? Без предшествующего предложение мы бы поняли, где зритель увидел замечательные постановки?
– Делаем вывод: какую функцию, кроме избежания повтора слова «театр», выполняет местоимение В НЕМ? (средство связи предложений в тексте).
– Поставьте это местоимение в начальную форму.
– Какие ещё личные местоимения вы знаете.

2. Работа с таблицей «Личные местоимения»

Загадка 2 лица Запись предложений, различие употребления местоимений Вы и вы.

Уважаемая Надежда Ивановна, приглашаем …. на премьеру спектакля.
Дорогие ребята, скоро … увидите премьеру в нашем школьном театре «Петрушка».
– В каком случае уместно употребление местоимения Вы в уважительной форме?
– Какие знаки препинания пропущены в предложении? Может ли местоимение быть обращением? Почему?

3. А вот какой разговор можно услышать из примерки Местоимения
- Будьте любезны, - обратилось Существительное к Местоимению, - займите на время мое место, я уже всем так глаза намозолило…
Услышали этот разговор другие части речи. И действительно, зачем повторяться и быть назойливыми. И стали выставлять за себя на сцену местоимения. Какие же части речи прибегают к помощи местоимений? Сейчас мы это узнаем.

Театру посвятила свое творчество казахская художница Гульфайрус Исмаилова. Сколько времени провела она за кулисами и в гримерках, в зрительном зале и на репетициях, создавая портреты актеров. Такую преданность любимому делу встретишь нечасто. Но мы смотрим на портреты, написанные художницей, и понимаем, что только таким упорным трудом создается подлинное искусство.

– Назовите местоимения, которые указывают на предмет. (она, мы) СЛАЙД
– Местоимения, которые указывают на количество. (сколько)
– Местоимения, которые указывают на признаки. (такую, таким)

1. Выпишите СЛОВА, которые сосчитаются с этими местоимениями.
2. Какие из выписанных сочетаний не являются словосочетаниями. Почему?
3. Какова синтаксическая роль выписанных местоимений.. В каких падежных формах употреблены? Какие части речи они заменяют?
4. У каких местоимений можно определить род и число.
5. Какой морфологический признак, кроме перечисленных, можно определить у местоимений она и мы.

3. Обобщение теоретических знаний.

Вот как много мы, оказывается знает о местоимениях.
Составим портрет этой замечательной части речи.

Местоимение – это … часть речи, которая …. н а предметы, … , и признаки, но не называет их.
Местоимение изменяется по …, а некоторые по … и ….
В предложении местоимение обычно бывает _____, или ….

4. Употребление местоимений в речи.
Нам с вами предстоит еще много узнать о местоимениях. Но хочу сказать, что местоимения не так просты, как это может показаться.

Вот посмотрите, какую записку нашел костюмер. И был озадачен. Он никак не мог понять, что ему нужно делать. Почему.
Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное, а двусмысленность может вызваться одинаковым родом разных существительных.

Задание: Исправьте ошибки в употреблении местоимений.
Экскурсовод познакомила нас с историей театра, и от неё мы узнали много интересного. Нас приветствовали актеры и работники театра, они приготовили небольшое представление. Вдруг актер стремительно снял шляпу с головы и бросил её в зрительный зал. Мы ждали выхода главного героя. И вот он быстро побежал к нему навстречу.

Редактирование текста.
Учащиеся получают задания отредактировать текст, заменяя повторяющиеся существительные местоимениями. Записать отредактированные предложения, подчеркнуть местоимения как члены предложения.

Перед нами знаменитый портрет танцовщицы Шары Жиенкуловой .Шара показана танцующей казахского вальса. Платье Шары развивается, подчеркивая стремительность движений.. Яркий золотистый луч освещает Шару. Вспышками оранжевого света блестит луч на прозрачно- розовом платье.

5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Инструктивная карта к уроку.

Задание 1. Пят…десятые годы ХХ века – время ра…цвета театрального искус…тва Казахстана. Гордостью страны стал Казахский Национальный театр им. Абая. В нем зритель увидел замечательные дра…атические и оперные сп…ктакли.

Задание 2.
Загадка 2 лица Запись предложений, различие употребления местоимений Вы и вы.

Уважаемая Надежда Ивановна приглашаем …. на премьеру спектакля.
Дорогие ребята скоро … увидите премьеру в нашем школьном театре «Петрушка».

Задание 3.
Театру посвятила свое творчество казахская художница Гульфайрус Исмаилова. Сколько времени провела она за кулисами и в гримерках, в зрительном зале и на репетициях, создавая портреты актеров. Такую преданность любимому делу встретишь нечасто. Но мы смотрим на портреты, написанные художницей, и понимаем, что только таким упорным трудом создается подлинное искусство.

Задание 4.
Перед нами знаменитый портрет танцовщицы Шары Жиенкуловой. Шара показана танцующей казахский вальс. Платье Шары развивается, подчеркивая стремительность движений. Яркий золотистый луч освещает Шару. Вспышками оранжевого света блестит луч на прозрачно- розовом платье
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ризберг
Просмотров: 957 | Загрузок: 246 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 3:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru