Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Типология уроков русского языка
2015-05-21, 2:09 PM
В Концепции вхождения Казахстана в число 30-и самых развитых стран мира обозначены приоритетные направления развития нашего государства. Одним из таких направлений является улучшение качества всех звеньев национального образования. На государственном уровне определяется, что результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Для этого преподавательскому сообществу необходимо по-прежнему серьёзно работать с актуальными проблемами методики преподавания, в том числе – методики преподавания русского языка в общеобразовательной школе.
Типология уроков русского языка – одна из важных проблем такого рода. С течением времени она не теряет своей актуальности, приобретая новые оттенки и аспекты. Во-первых, чёткое определение типа наполняет урок нужными структурными элементами, а это, безусловно, способствует эффективному обучению. Во-вторых, типологическая классификация уроков способствует приведению данных о каком-либо учебном занятии в систему. В-третьих, типология уроков представляет основу сравнительного анализа. Если же точная и обоснованная типология отсутствует, это приводит к понижению эффективности практической деятельности учителя и учеников. Сегодня делаются попытки отказаться от традиционного взгляда на классификацию уроков или каким-то образом разрушить её. В современной методике существуют два взгляда на типологию уроков:
- традиционный, сторонники которого считают, что типология остаётся практически неизменной: меняется форма проведения урока, но не его тип;
- нетрадиционный, его приверженцы настаивают, что следует говорить о смене самой типологии, о выделении новых типов уроков, в том числе – уроков русского языка.
Традиционная точка зрения представлена именами методистов, чей авторитет не подвергается сомнению даже самыми ярыми противниками их точки зрения: Текучёв А.В., Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Баринова Е.А., Панов Б.Т. и др. Их рассуждения лежат в дидактическом поле, на котором работали знаменитые педагоги, дидакты: Бабанский Ю.К., Казанцев И.Н., Огородников И.Т., Онищук В.А., Зотов Ю.Б. и др.
В соответствии с концепцией Бабанского Ю.К. классификация уроков по дидактической цели выглядит следующим образом: изучение и первичное закрепление нового учебного материала; комплексное применение знаний; комбинированный урок; обобщение и систематизация знаний и умений; актуализация знаний и умений; контроль и коррекция знаний и умений.
По основному способу проведения занятия делятся на: уроки-беседы; уроки-лекции; уроки-экскурсии. Кроме того, учёный выделяет самостоятельную работу учащихся, лабораторную и практическую работу. Особое место занимают уроки, где сочетаются различные формы работы.
По основным этапам учебного процесса выделяются: вводный урок; урок первичного ознакомления с материалом; урок образования понятий, установление законов и правил; урок применения полученных правил на практике; урок повторения и обобщения; контрольный урок; смешанный, или комбинированный урок [Цит. по: 1].
Текучев А.В. различает типы уроков в зависимости от того, что положено в основу их характеристики: цель или содержание урока. В зависимости от целей выделяют уроки сообщения учащимся новых знаний по какому-либо разделу курса, закрепления, проверки (контроля) знаний и навыков (по одной теме, разделу или ряду тем и разделов программы по русскому языку).
В зависимости от содержания – уроки по грамматике, фонетике, словообразованию, орфографии, пунктуации, по развитию речи (в широком смысле слова: уроки по лексике, по грамматической стилистике, уроки с устными и письменными изложениями и т.д.).
Особое место среди типов уроков, по Текучёву А.В., занимает урок повторения, который является разновидностью урока закрепления. Кроме того, урок является комбинированным, если время урока распределяется между его элементами равномерно [2; с.114].
Баранов М.Т. и Ладыженская Т.А. в своей классификации выделяют не типы, а виды уроков и делят их на две группы: уроки обучающие и контрольные. Существует четыре вида обучающих уроков: уроки сообщения нового материала, уроки формирования умений и навыков, уроки повторения пройденного, уроки работы над ошибками учащихся. Виды контрольных уроков: контроль усвоения знаний и учебно-языковых умений, контроль овладения орфографической и пунктуационной грамотностью, контроль овладения навыками связной речи [3; с.120].
Иначе построена классификация Бариновой Е.А., Боженковой Л.Ф., Лебедева В.И., в которой выделяют такие типы уроков: урок первичного усвоения материала, урок закрепления знаний и навыков, урок обобщающего повторения, урок контроля, или проверки [4].
Развернутую типологию представляет Панов Б.Т. в работе «Типы и структура уроков русского языка». [5] Она выглядит следующим образом:
- уроки, классифицируемые в соответствии с психолого-педагогическими этапами усвоения материала: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, повторно-обобщающий урок, комбинированный урок;
- уроки, классифицируемые в соответствии с использованными на них ведущими методами обучения: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум;
- уроки развития речи: уроки обучения изложениям, уроки обучения сочинениям;
- уроки вспомогательного характера: контрольные уроки; уроки анализа письменных работ учащихся [6; с.33].
Махмутов М.И. предлагает классификацию уроков по цели организации, обусловленной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. Основываясь на этот подход, классификация Махмутова М.И. выглядит следующим образом: урок изучения нового учебного материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков (включая урок по формированию умений и навыков, целевому применению усвоенного и др.); урок обобщения и систематизации; комбинированный урок; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков [7].
Таким образом, сводя воедино типологии известных методистов, можно говорить о том, что выделяются следующие типы уроков русского языка:
- по основной дидактической цели: урок введения нового материала и формирования первичных умений и навыков, урок закрепления, урок применения знаний и умений, урок обобщения, урок развития речи, урок проверки (контроля) и коррекции знаний и умений, комбинированный урок;
- по основному способу проведения: беседа, лекция, экскурсия, самостоятельная работа, лабораторная и практическая работа, сочетание различных форм занятий;
- по основным этапам учебного процесса: вводный урок, урок первичного ознакомления с материалом, урок применения полученных знаний на практике; урок повторения и обобщения, контрольный урок, комбинированный урок [6; с.34]
Если говорить о новых подходах к типологии уроков, то нужно отметить, например, точку зрения современных российских педагогов Кульневич С.В. и Лакоцениной Т.П.:
- традиционный (информационно-знаниевый) тип обучения: урок сообщения новых знаний, урок закрепления знаний, урок проверки и т.д. Здесь идут формулировки названий традиционных типов.
- развивающий тип обучения: проблемно-поисковый урок, интегрированный урок, творчески-реализованный (нетрадиционный) урок [1].
Мы придерживаемся мнения, что второй пункт этой классификации отражает форму проведения урока, но не тип. Так как на этих уроках мы можем сообщать новые знания закреплять, повторять, обобщать и т.д., используя для этого разные формы проведения урока.
В статье «Типы интегрированных уроков русского языка и литературы» Белова Н.А. предлагает следующую классификацию интегрированных уроков.
- интегрированный урок на уровне межпредметных связей (реализует минимальное содержательное интегративное взаимодействие родственных филологических дисциплин; на таком уроке параллельно используются лингвистические и литературоведческие понятия, определения);
- интегрированный урок развития связной речи на основе работы с художественным текстом (реализует средний интегративный уровень – уровень дидактического синтеза русского языка и литературы);
- урок словесности (реализует максимальную интеграцию содержания филологических дисциплин – уровень целостности).
Уроки межпредметных связей русского языка и литературы предполагают организацию исследовательской лингвистической работы учащихся на текстовом материале, цель которой – проанализировать языковые единицы в функциональном аспекте [8; с.3].
И снова мы наблюдаем ту же тенденцию. Для достижения цели поставленной на уроке предполагается использование разных форм проведения уроков русского языка.
Без сомнения, в практике работы школы возможны и другие типы уроков. Необходимо учитывать, что перечисленные типы в «чистом» виде встречаются крайне редко. Функции одного типа урока часто «вплетаются» в структуру другого типа урока. Они различаются тем, что в каждом перечисленном типе урока доминирует определенная функция, а все остальные носят вспомогательный характер. Всё вместе это работает на повышение качества образования, на усиление инновационного компонента современного школьного обучения. В связи с этим типология уроков была и остается одной из самых актуальных проблем методики школьного преподавания.

Литература
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – Ростов-на-Дону, 2005. – 288 с.
2. Текучев А.В., Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. – 414 с.
3. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
4. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. – М.: Просвещение 1974. – 368 с
5. Панов Б.Т. Типы и структуры уроков русского языка. – М.: Просвещение, 1986 г. – 206 с.
6. Баяндина С.Ж., Тавлуй М.В. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие для студентов филологических факультетов. Изд. 2, 2012. – 183 с.
7. Махмутов М. И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985. – 183 с.
8. Белова Н.А. Типы интегрированных уроков русского языка и литературы. – Русский язык в школе Казахстана. – 2008. – № 4. – С. 3-5.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ya-t-91
Просмотров: 1007 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 7:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru