Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Аудирование на уроках русского языка // Из опыта работы
[ Скачать с сервера (68.1Kb) ] 2015-06-28, 2:08 PM
Из опыта работы учителя
русского языка, литературы
и зарубежной литературы
Кучеренко Наталии Сергеевны
учителя-методиста СОШ № 73
г. Днепропетровска
Современные подходы к изучению языка в средней общеобразовательной школе ориентированы на реализацию принципов гуманизации, демократизации образования, формирование высоких компетентностей учащихся в учебной дисциплине.
Новая социально-языковая ситуация предположила изучение языка как единства познания и общения. Основная цель обучения, реализуемая учителями русского языка в средней школе, - формирование умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), формирование в учащихся тех ценностей – компетентностей, которые в современном мире считаются важнейшим результатом школьного образования.
Коммуникативно-деятельностный подход предусматривает организацию деятельности учащихся, направленную на собственное языковое развитие, учёт закономерностей психического и речевого развития ребёнка, учёт возрастных особенностей, ориентацию на ведущую деятельность учащихся определённого возраста.
А как в такой системе обучения научить учеников правильно, грамотно, логично, полно не только оформлять письменные работы, но и так же логично, полно, правильно, грамотно и интересно строить своё устное высказывание?
Предлагаемые для каждого класса виды работ позволяют организовать речевую деятельность в тесной взаимосвязи и в единой системе: от слушания (чтения) – понимания текста через пересказ (устный и письменный) к созданию собственных высказываний в устной и письменной форме такого же стиля и типа речи. Программа предусматривает минимальное количество различных видов работ, которое должен выполнить учащийся за время обучения в определенном классе.
Оценивание результатов обучения школьников русскому языку предполагает функциональный подход к изучению школьного языкового курса, который дает возможность научить учащихся эффективно пользоваться языком, помогает формировать высокую языковую культуру личности.
Приоритетным в изучении языка является развитие навыков речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма. Поэтому эти виды речевой деятельности - объект регулярной проверки и оценивания.
Практическая, речевая направленность школьного обучения языку направлена на развитие познавательной самостоятельности школьников, их умения работать с информацией, критически оценивать ее, применять для решения жизненных проблем.
Современная методика обучения русскому языку в условиях двуязычия предполагает от учителя неких действий по формированию коммуникативных компетенций учащихся. Среди них отдельное место отводится аудированию.
Сначала возникали вопросы: что это - аудирование? Осознание текста как языкового или литературного явления? Так есть уже апробированная методика целостного анализа текста. Или это умение найти частное в целом? Тогда как это сделать правильно? Ведь русский язык - это не иностранный язык для людей, говорящих на нём с самого рождения. И понимание услышанного текста для людей, владеющих русским языком как родным, как языком повседневного общения, достаточно просто.
Но, как оказалось, просто только на первый взгляд. Аудирование — это относительно самостоятельный вид коммуникации, оно требует напряжённой психической деятельности учащихся, может вызывать быстрое утомление и даже отключение внимания слушающего. А надо проверить компетентность учащихся в данном виде работы. А ещё и оценить её. Вот самый простой способ: вопрос – ответ. Выбери один из 3 – 4 предложенных вариантов правильный. А чтобы ученик ответил компетентно, надо не только его внимание удержать, а и задать компетентный вопрос.
Так вот, аудирование - это одна из форм реализации коммуникативных умений учащихся в практической работе урока.
Сколько было споров в первые годы использования аудирования как вида работы на уроках русского языка: как правильно поставить вопрос к тексту, предложенному для аудирования, каким должен быть текст как таковой? Программой определён объём, стиль текстов, которые могут стать предметом аудирования. А форма их, содержание?
Сложно сказать, что в настоящее время все проблемы решены и мы приобретаем совершенные сборники по проведению аудирования в средней школе.
И тут приходится быть творческим учителем, чтобы предложить учащимся интересные, разнообразные, насыщенные изученным материалом задания. Таковыми должны быть и тексты для фронтальной проверки при проведении аудирования.
Критерии оценивания знаний предусмотрели форму проведения контрольных работ по предметам языкового цикла (тестовые задания и фронтальные виды работы: аудирование, чтение молча, диктант//списывание).
Аудирование — это одновременно цель и средство обучения. Аудирование на уроках русского языка в современной школе Украины стало не только одной из форм реализации коммуникативных умений учащихся в практической работе урока, но и формой работы с отрывками изученных на уроках литературы художественных произведений.
Предлагаю опыт использования художественных текстов (отрывков из классической русской литературы, детской литературы) для проведения контрольных работ по аудированию.
Предложенные тексты рассчитаны на работу с учащимися с разным уровнем подготовленности. Они ориентированы на познавательный интерес учащихся, помогают не только проникнуть в мир литературы, природы, познать человеческие чувства, но и узнать историю родного края, страны. К каждому из данных текстов составлены тестовые вопросы для проверки понимания прослушанного (аудирование). Тексты предназначены как для проведения итогового контроля проверки умений учащихся слушать, понимать прослушанное, так и для развития навыков речевой деятельности на одном из этапов рабочего урока. Они соответствуют по объему нормам, определенным в «Критериях оценивания учебных достижений учащихся по русскому языку для 5 – 11 классов школ с русским языком обучения».
Аудирование
5 - 6 класс
☼ 1. Ко временам давно минувшим, в совсем особый мир – мир витязей и богатырей, неслыханных героических подвигов, сил могучих, не знающих удержу, переносят нас старинные песни, распеваемые народом, так называемые былины.
Народ сам в незапамятные времена сложил эти удивительные песни-сказания про русских богатырей и витязей седой, отдаленной старины.
И переходили эти сказания из уст в уста, от стариков к детям, безыскусственно передавая каждому новому поколению древние были. Были – потому, что народ верит в существование богатырей в прошлом, верит, что все рассказываемое действительно было. В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно совершились, только народ переделал по-своему эти сказания, разукрасил их и преувеличил.
Былины рассказывают нам о диковинной «старинушке, когда народ еще не знал предела своей «силушке» и еще не умел употребить ее на пользу родине. Но проходило время: народ, как ребенок, вырастал и учился мыслить; устраивал свою жизнь, приобретал друзей и врагов, и силушка нашла себе исход в служении на пользу близким, на пользу родине; и народ стал петь уже о других героях, стоявших на страже Руси, на заставе.
Былина – это сам народ со всеми его темными и светлыми сторонами; былина – это сама жизнь Руси, и жизнь эта рисуется в песнях со всех сторон, со всеми подробностями обстановки домашней, военной и придворной. И это придает былине особенную ценность: она воскрешает перед нами древнерусский уклад жизни с самыми мелочными подробностями.
Каждый народ имеет свою поэзию, подобную нашим былинам, свой, как говорят, эпос, рисующий жизнь того или другого народа, и наши былины принадлежат к числу самых поэтических и прекрасных эпических песен.
Долгое время народные песни-сказания, известные под названием былин, не останавливали на себе внимания и оставались незаписанными, пока ученые Рыбников и Гильфердинг (и еще многие другие) не заинтересовались ими. Когда былины собрали и напечатали, все с удивлением узнали о новом богатстве русской поэзии, о новых красотах, которые скрывали в себе эти «сказки», какими их раньше считали. И за этими «сказками» помимо их глубокой поэзии признали громадное педагогическое значение, признали, что былины учат нас любить родину и создавший их народ, сила, доблесть, недюжинный ум и добрые качества которого открываются в созданных им легендах. /336 слов/
Н.И. Надеждин. «Богатыри и витязи Русской земли» (Предисловие)
♦ Тестовые вопросы к тексту:
1. О чем рассказывают былины:
а) о достижениях науки и техники;
б) о мире витязей и богатырей, неслыханных подвигах, силах могучих, не знающих удержу;
в) о подлинных исторических событиях.
2. Почему былины называют былями:
а) потому что рассказанные в них события переданы достоверно и подлинно;
б) потому что народ верит в существование богатырей в прошлом, верит, что все рассказываемое действительно было;
в) потому что в них переданы события отдаленной старины.
3. Что придает былине особую ценность:
а) мелодичность звучания;
б) красочность книжного издания;
в) она воскрешает перед нами древнерусский уклад жизни.
4. Особенности какой речи передают данные выражения: «давно минувшие времена», «отдаленная старина», «не знающий удержу», «старинушка», «силушка», «недюжинный ум»:
а) научной;
б) деловой;
в) народнопоэтической.
5. Русские былины принадлежат к …
а) числу самых поэтических и прекрасных песен;
б) историческим хроникам древних славян;
в) числу лучших образцов современной поэзии.
6. В чем заключается воспитательное значение былин:
а) былина имеет громадную художественную ценность;
б) былина описывает подвиги богатырей;
в) былины учат нас любить родину и создавший их народ.
/Ключи: 1 б; 2 б; 3 в; 4 в; 5 а; 6 в/
☼ 2. На высоких холмах стоит Киев-град.
В старину его опоясывал земляной вал, окружали рвы.
С зеленых холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные села, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи…
Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики легкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.
За пригородами и селами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров – быков рогатых – и мелкого зверя видимо-невидимо.
А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в полон.
Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей. А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе ни построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша, и Дунай Иванович – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор – отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.
Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне – гостиной горнице – для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, меду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.
Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нем, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую…
Зато в черных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с квасом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги – о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь! /340 слов/
И. В. Карнаухова. «Русские богатыри»
♦ Тестовые вопросы к тексту:
1. Где расположен Киев-город:
а) на высоких холмах;
б) в степных просторах;
в) в дремучих лесах.
2. Какие просторы открывались с киевских холмов жителям города:
а) тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи;
б) болотистая низина днепровских берегов, топи непроходимые;
в) выжженная солнцем земля с небольшими островками растительности.
3. Что делали русичи, чтоб сберечь от врагов землю русскую:
а) ушли вглубь страны, спрятались за стены Киева;
б) сожгли степи дотла;
в) разбросали по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости.
4. Кто из богатырей десятилетия оберегал землю русскую, даже дома себе не построил, семьи не завел:
а) Добрыня Никитич;
б) Алеша Попович;
в) Илья Муромец.
5. Как князь Владимир почести воздает народным героям:
а) всегда с честью встречает их, прощает даже слабости;
б) никаких почестей не воздает – в погреба глубокие, под замки железные, в клети каменные сажает;
в) когда с честью и почетом встречает, а когда и в погреба глубокие, под замки железные сажает.
6. А как простой народ в черных избах к богатырям относится:
а) равнодушно, дела им нет до богатырей;
б) смотрит на княжеские милости: как князь отнесется, так и черные люди;
в) любит, славит и чествует.
/Ключи: 1 а; 2 а; 3 в; 4 в; 5 в; 6 в/
☼ 3. Культура человека выражается не только в умении говорить, но и слушать. Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться.
Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. Этим он унижает не только собеседника, но и себя. Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязать свое мнение, уважай мнение собеседника.
Во время разговора следи за выражением лица так же, как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчеркивает уважение к собеседнику. Слушай собеседника внимательно и с живым интересом. Следи за собой, когда рассказываешь что-нибудь смешное. Лучший рассказчик тот, кто заставляет других смеяться, а сам остается серьезным.
Разговаривая, старайся не размахивать руками. Если хочешь подчеркнуть какую-то мысль, чувство, достаточно одного скупого, но выразительного жеста.
Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор. Если уж это крайне необходимо, обратитесь к товарищам со словами: «Простите, я вас перебью». Если вы случайно перебили собеседника, обязательно следует сказать: «Простите, я вас перебил. Продолжайте, пожалуйста».
Соблюдай правила культуры речи, когда пишешь письмо. Старайся выбирать точные выражения, слова, чтобы читающий мог правильно и однозначно понять твою мысль, ведь он не может сразу переспросить тебя, уточнить, что же ты хотел сказать.
Не разговаривай долго по телефону. Не звони по пустякам, ты можешь отвлечь человека от срочных дел. Недопустимо звонить рано утром или поздно вечером. (Только если дело чрезвычайное!) Звони тогда, когда уверен, что тебе могут уделить внимание. /238 слов/
Из книги «Мир детства»
♦ Тестовые вопросы к тексту:
1. Как надо слушать собеседника:
а) терпеливо, не перебивая;
б) перебивая своими замечаниями, суждениями на каждом шагу;
в) молча, но думая о своем.
2. Если не согласен с собеседником, как можно его переубедить:
а) грубым словом;
б) обманом;
в) силой логики, фактами.
3. Назовите слова вежливости, которыми можно вмешаться в чужой разговор:
а) мне надо сказать;
б) простите, пожалуйста;
в) помолчите, я скажу.
4. Почему надо соблюдать правила культуры речи в письме:
а) чтобы читающий мог правильно и однозначно понять мысль пишущего;
б) чтобы читающий не мог правильно понять мысль пишущего;
в) чтобы читающий мог подсчитать слова письма.
5. Когда лучше всего звонить друзьям:
а) когда уверен, что тебе могут уделить внимание;
б) рано утром или поздно вечером;
в) когда их нет дома.
6. Какое из названий более точно передает содержание текста:
а) «Что такое хорошо и что такое плохо»;
б) «Что входит в понятие «культурный человек»;
в) «Хорошо быть красивым человеком».
/Ключи: 1 а; 2 в; 3 б; 4 а; 5 а; 6 б/
☼ 4. Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-синем небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете мимо церкви, с горы направо, через плотину. Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели, вам дремлется.
Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют; предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце.
Вы взобрались на гору. Какой вид! Река рвется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны!
А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень. Вы поздоровались с ним, отошли – звучный лязг косы раздается за вами. Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.
- Где бы, брат, тут напиться? – спрашиваете вы у косаря.
- А вон, в овраге, колодезь. /290 слов/
По И. Тургеневу
♦ Тестовые вопросы к тексту:
1. «На темно-сером небе кое-где мигают звезды, влажный ветерок изредка набегает легкой волной, слышится сдержанный, неясный шепот ночи, деревья слабо шумят, облитые тенью». Таково описание природы:
а) весной, до зари;
б) осенью, до заката;
в) зимой, перед рассветом.
2. В каком значении употреблены выражения «шепот ночи», «ветерок набегает», «деревья облиты тенью», «солнце всплывает», «заря разгорается»:
а) прямом;
б) переносном;
в) уменьшительно – ласкательном.
3. «Вы взобрались на гору». Какой вид открывается оттуда?
а) река вьется между холмами и лесами;
б) водянисто-зеленые луга чередуются с лесными островками;
в) река вьется, за ней водянисто-зеленые луга, за лугами пологие холмы.
4. Каким ощущается летний воздух:
а) сырым, влажным, удушливым;
б) воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»;
в) прохладным, свежим, морозным.
5. Почему у путника кружится голова:
а) от усталости;
б) от избытка благоуханий;
в) от восторга.
6. Каково авторское отношение к природе:
а) любовь и восхищение;
б) полное равнодушие;
в) эгоистичное, автор старается подчинить ее своим интересам.
/Ключи: 1 а; 2 б; 3 в; 4б; 5 б; 6а/
7 - 8 класс
☼ 5. Русский язык – один из богатейших языков мира
Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т. д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.
Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами: мастер, виртуоз, артист, искусник, специалист, спец (разговорное слово).
О верном друге можно сказать и словами: надёжный, преданный, постоянный, неизменный, готов в огонь и воду и др.
А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия засмеяться! Если человек рассмеётся негромко или исподтишка, то говорят – хихикнул, если внезапно – фыркнул, прыснул (разговорное), если громко – захохотал, расхохотался, разразился (или залился) смехом, закатился смехом, загоготал (разговорное) и др.: «Скоро захохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля». (Л. Кассиль)
Очень выразительны русские пословицы и поговорки, сокровища народной мудрости: Язык разум открывает. Добрая совесть не боится клеветы. Правда суда не боится. Правда милости не ищет. Нашла коса на камень. Одно «нынче» лучше двух «завтра». Не всё то золото, что блестит. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает её яркой и образной.
Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения помогут приставки и суффиксы. Сравните: бежать – прибежать, перебежать, убежать, отбежать, выбежать, забежать и др.; мальчик, мальчишка, мальчуган, мальчонка и др.
Одну и ту же мысль можно выразить как простыми, так и сложными предложениями, используя слова, относящиеся к разным частям речи: Нина радуется. Ей радостно, так как она взяла в библиотеке интересную книгу.
Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории цивилизации отмечали писатели и деятели культуры различных стран и народов.
Классик французской литературы Проспер Мериме (1803 - 1870), выучивший русский язык, отмечал: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии».
Всемирно известный деятель культуры ХХ века, художник и философ Н. К. Рерих говорил: «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности и для вселенной? Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество – нераздельны».
Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, особенности, своеобразие. Так, Н. В. Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…» Как бы продолжая слова Николая Васильевича Гоголя, великий критик В. Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий».
Известный писатель К. Г. Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить.
Своеобразным заветом всем последующим поколениям звучат слова И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (521 слово)
По В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой
♦ Тестовые вопросы к тексту:
1.Каков лексический запас русского языка:
а) минимален;
б) огромен;
в) незначителен.
2. Что позволяет выразить богатство русского словаря:
а) разнообразные оттенки значения;
б) тот или иной предмет;
в) практически ничего.
3. Какое понятие передают словами «мастер, умелец, виртуоз, артист»:
а) о капризном человеке;
б) об одарённой личности;
в) о знатоке своего дела.
4. Что даёт нам уместное употребление в речи пословиц и поговорок:
а) кладезь народной мудрости;
б) делает речь яркой и образной;
в) сложные конструкции речи.
5. Язык разум открывает. Это:
а) скороговорка;
б) пословица;
в) поговорка.
6. Какие части слова могут придавать ему самые тонкие оттенки значения:
а) приставки и суффиксы;
б) окончания и основы;
в) корни слова.
7. Как можно выразить одну и ту же мысль:
а) только простыми предложениями;
б) только сложными предложениями;
в) как простыми, тик и сложными предложениями.
8. Что сказал о русском языке классик французской литературы Проспер Мериме:
а) русский язык кажется нам созданным для поэзии;
б) это только звукоподражание;
в) русский язык не способен передать тончайшие оттенки.
9. Кому принадлежат слова «Вселенная и мирное творчество - нераздельны»:
а) Н. В. Гоголю;
б) П. Мериме;
в) Н. К.Рериху.
10. Как воспринимают язык русские писатели:
а) равнодушно и безразлично;
б) восхищаются им;
в) отмечают бедность его сторон.
11. Продолжите слова Н. В. Гоголя «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения …
а) непростых естественных понятий;
б) человеческих чувств;
в) простых естественных понятий.
12.К чему призывал И. С. Тургенев:
а) беречь русский язык, обращаться с ним почтительно;
б) всегда помнить о русском языке;
в) блистать в языке как Пушкин.
/Ключи: 1 б; 2 а; 3 в; 4 б; 5 в; 6 а; 7 в; 8 а; 9 в; 10 б; 11 в; 12 а/
☼ 6. Галоша
Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно.
Особенно, если сбоку поднажмут да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит, - вот вам и нет галоши.
Галошу потерять прямо пустяки.
С меня галошу сняли в два счета. Можно сказать, ахнуть не успел.
В трамвай вошел – обе галоши стояли на месте. А вышел из трамвая – гляжу, одна галоша здесь, на ноге, а другой нету. Сапог – здесь. И носок, гляжу, здесь. И подштанники на месте. А галоши нету.
А за трамваем, конечно, не побежишь.
Снял остальную галошу, завернул в газету и пошел так.
После работы, думаю, пущусь в розыски. Не пропадать же товару! Где-нибудь да раскопаю.
После работы пошел искать. Первое дело – посоветовался с одним знакомым вагоновожатым.
Тот прямо вот как меня обнадежил.
- Скажи, - говорит, - спасибо, что в трамвае потерял. В другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять – святое дело. Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело.
- Ну, - говорю, - спасибо. Прямо гора с плеч. Главное, галоша почти что новенькая. Всего третий сезон ношу.
На другой день иду в камеру.
- Нельзя ли, - говорю, - братцы, галошу заполучить обратно? В трамвае сняли.
- Можно, - говорят. – Какая галоша?
- Галоша, - говорю, - обыкновенная. Размер – двенадцатый номер.
- У нас, - говорят, – двенадцатого номера, может двенадцать тысяч. Расскажи приметы.
- Приметы, - говорю, - обыкновенно какие: задник, конечно, обтрепан, внутри байки нету, сносилась байка.
- У нас, - говорят, – таких галош, может, больше тыщи. Нет ли специальных признаков?
- Специальные, - говорю, - признаки имеются. Носок вроде бы начисто оторван, еле держится. И каблука, - говорю, - почти что нету. Сносился каблук. А бока, - говорю, - еще ничего, пока что удержались.
- Посиди, - говорят, - тут. Сейчас посмотрим.
Вдруг выносят мою галошу.
То есть ужасно обрадовался. Прямо умилился.
Вот, думаю, славно аппарат работает. И какие, думаю, идейные люди, сколько хлопот на себя приняли из-за одной галоши.
Я им говорю:
- Спасибо, - говорю, - друзья, по гроб жизни. Давайте поскорей ее сюда. Сейчас я надену. Благодарю вас.
- Нет, - говорят, - уважаемый товарищ, не можем дать. Мы, - говорят, - не знаем, может, это не вы потеряли.
- Да я же, - говорю, - потерял. Могу дать честное слово.
Они говорят:
- Верим и вполне сочувствуем, и очень вероятно, что это вы потеряли эту галошу. Но отдать не можем. Принеси удостоверение, что ты действительно потерял галошу. Пущай домоуправление заверит этот факт, и тогда без излишней волокиты мы тебе выдадим то, что законно потерял.
- Братцы, - говорю, - святые товарищи, да в доме не знают про этот факт. Может, они и не дадут такой бумаги.
- Дадут, - говорят, - это ихнее дело дать. На что они у вас существуют?
Поглядел я еще раз на галошу и вышел.
На другой день пошел к председателю нашего дома, говорю ему:
- Давай бумагу. Галоша гибнет.
- А верно, - говорит, - потерял? Или закручиваешь? Может, хочешь схватить лишний предмет ширпотреба?
- Ей-богу, - говорю, - потерял.
Он говорит:
- Конечно, на слова я не могу положиться. Вот если б ты мне удостоверение достал с трамвайного парка, что галошу потерял, - тогда бы я тебе выдал бумагу. А так не могу.
Я говорю:
- Так они же меня к вам посылают.
Он говорит:
- Ну тогда пиши мне заявление.
Я говорю:
- А что там писать?
Он говорит:
- Пиши: сего числа пропала галоша. И так далее. Даю, дескать, расписку о невыезде впредь до выяснения.
Написал заявление. На другой день форменное удостоверение получил.
Пошел с этим удостоверением в камеру. И там мне, представьте себе, без хлопот и без волокиты выдают мою галошу.
Только когда надел галошу на ногу, почувствовал полное умиление. Вот, думаю, люди работают! Да в каком-нибудь другом месте разве стали бы возиться с моей галошей столько времени? Да выкинули бы ее – только и делов. А тут неделю не хлопотал, выдают обратно.
Одно досадно, за эту неделю во время хлопот первую галошу потерял. Все время носил ее под мышкой в пакете и не помню, в каком месте ее оставил. Главное, что не в трамвае. Это гиблое дело, что не в трамвае. Ну, где ее искать?
Но зато другая галоша у меня. Я ее на комод поставил.
Другой раз станет скучно, взглянешь на галошу, и как-то легко и безобидно на душе становится.
Вот, думаю, славно канцелярия работает!
Сохраню эту галошу на память. Пущай потомки любуются. (560 слов)
М. Зощенко. «Галоша»
♦ Тестовые вопросы к тексту:
1. Что, с точки зрения автора, потерять в трамвае нетрудно:
а) кошелек;
б) галошу;
в) совесть.
2. Нет галоши, потому что на задник наступит в трамвае:
а) архаровец;
б) слон;
в) сосед по площадке.
3. Продолжите фразу: «В трамвай вошел – обе галоши стояли на месте. А вышел из трамвая – гляжу, одна галоша здесь, на ноге, а другой нету. Сапог – здесь... »
а) и носок, гляжу, исчез;
б) а вот и вторая галоша;
в) и носок, гляжу, здесь.
4. Продолжите фразу: «После работы, думаю, пущусь в розыски», так как …
а) не пропадать же товару;
б) все равно делать нечего;
в) галоша дорога как память.
5. По мнению вагоновожатого, потерять галошу в трамвае:
а) гиблое дело;
б) святое дело;
в) безнадежное дело.
6. С точки зрения героя рассказа, галоша почти что новенькая, так как:
а) всего третий сезон носит;
б) только что купил в магазине;
в) впервые надел сегодня.
7. Назовите специальные признаки галоши:
а) задник обтрепан, но байка цела, носок еле держится, а каблук новехонек;
б) задник обтрепан, сносилась байка, носок еле держится, каблука почти что нету;
в) байка как новенькая, носок задорно загнут вверх, но каблук успел отвалиться.
8. Когда галоша была отдана хозяину:
а) сразу и с радостью;
б) после предоставления удостоверения о потере галоши;
в) после высказывания сочувствия, но по первому требованию.
9. Когда герою рассказа выдали в домоуправлении документ:
а) выдали сразу;
б) отправили за справкой в больницу;
в) заставили писать заявление о потере галоши.
10. Почему обрадовался хозяин галоши:
а) неделю не хлопотал, как галошу выдали обратно;
б) взамен утерянной получил новую галошу;
в) выкинули его галошу, а взамен отдали чужую.
11. Что было досадно хозяину галоши:
а) за неделю во время хлопот первую галошу потерял;
б) не хватило денег отблагодарить за возврат галоши;
в) не дали взамен утерянной новую галошу.
12. «Вот, думаю, славно канцелярия работает! Сохраню эту галошу на память. Пущай потомки любуются». Это сатирический вывод:
а) о бюрократизме и волоките в государстве;
б) о добродушии и простоте героя;
в) о хорошей жизни героя рассказа.
/Ключи: 1 б; 2 а; 3 в; 4 а; 5 б; 6 а; 7 б; 8 б; 9 в; 10 а; 11 а; 12 а/
9 - 11 класс
☼ 7. Горячее сердце
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него гибли люди один за одним. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по ночам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору.
…И ослабли люди от дум… Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче… Уже хотели идти к врагу и принести в дар ему волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… но тут появился Данко и спас всех один…
Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его насквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
- Веди ты нас! – сказали они.
…Повел их Данко. Дружно все пошли за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом углу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи… Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей… Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их.
И стали они упрекать его в неумении управлять ими.
Остановились они и под торжественный шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
- Вы сказали: «Веди!» - и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранять силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
…А лес гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, его очах засверкали лучи того могучего огня…
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…
- Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
- Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но шум его был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем…
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло… (927 слов)
По М. Горькому
♦ Тестовые вопросы к тексту:
1. Почему таборы людей оказались вдали от родных мест:
а) искали лучшее место для жизни;
б) ушли завоевывать земли других народов;
в) убежали от природной стихии;
г) были вытеснены другими племенами.
2. Что привело людей к массовой гибели:
а) война;
б) пожары;
в) наводнение;
г) болезни.
3. Люди от безысходности готовы были:
а) обречь себя на гибель;
б) бороться за жизнь;
в) продолжать путь дальше;
г) вернуться назад и отдать свою волю врагу.
4. Героя, который спас людей, звали:
а) Прометей;
б) Данко;
в) Атлант;
г) Геракл.
5. Какой афоризм использовал автор для характеристики главного героя:
а) «мал золотник, да дорог»;
б) «в человеке все должно быть прекрасно»;
в) «красивые – всегда смелые»;
г) «дерево красно плодами, а человек – делами».
6. Какую пословицу автор вложил в уста своего героя:
а) «Под лежащий камень вода не течет»;
б) «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»;
в) «Не своротишь камня с пути думою»;
г) «Делу – время, потехе - час».
7. Люди поверили Данко, потому что в его глазах светились:
а) сила и живой огонь;
б) злость;
в) жажда власти;
г) хитрость.
8. Почему люди пошли за Данко:
а) он убежал, оставив соплеменников погибать;
б) осветил им путь к счастью своим сердцем;
в) спрятался;
г) попросил у людей поддержки.
9. Сердце Данко, освещая путь:
а) сверкало;
б) пылало;
в) тлело;
г) сияло.
10. Что сделали люди, которые вышли на свободу:
а) бросились спасать Данко;
б) оплакивали его смерть;
в) воспели его подвиг;
г) не заметили смерти Данко.
11. Что произошло с сердцем Данко поле его смерти:
а) оно догорело и погасло;
б) продолжало пылать;
в) было растоптано ногой осторожного человека;
г) исчезло.
12. Жанр этого текста можно определить как:
а) легенду;
б) повесть;
в) сказку;
г) притчу.
/Ключи: 1 г; 2 г; 3 г; 4 б; 5 в; 6 в; 7 а; 8 б; 9 б; 10 г; 11 в; 12 а/
Использование аудирования в процессе проведения обычных обучающих уроков тоже уместно. Такие уроки имеют коммуникативную направленность. Из видов аудирования, которые на уроки русского языка пришли из методики обучения иностранному языку, применимо аудированиее с полным пониманием, в котором важно и основное содержание, и детали; и аудирование, когда нужно понять самую главную информацию, игнорируя детали, а также аудирование с выборочным пониманием, направленном на вычленение и осмысление только интересующей информации или той, которая указана в задании.
Как применить аудирование на обычном обучающем уроке? Это и ответ на вопросы учителя по тексту (без предложенных вариантов и с ними), и пересказ отдельных эпизодов услышанного, и составление мини-конспектов, и выборка слов на определённое правило (смотря какие цели преследует использование аудирования на обучающем уроке). А ещё уроки развития устной речи и их составляющая – пересказ текста. Смысловое восприятие текста на слух предполагает выполнение учащимися упражнений на формирование общих аудитивных навыков. Как вариант – восприятие текста на слух и воспроизведение его – пересказ разного вида.

Вот некоторые примеры использования аудирования на обучающих уроках.
Русский язык (8 класс). Тема урока: «Вводные конструкции, их роль в языке. Синонимия вводных слов» и один из видов работы на уроке – аудирование.
Работа с грамматической сказкой Ф. Кривина «Вводные слова» с использованием элементов аудирования:
- Теперь вам предстоит поработать устно. Послушайте рассказ Ф. Кривина «Вводные слова» и ответьте на вопросы тестового характера. /Чтение текста учителем/
Вводные слова
- К счастью, мы пришли…
Не подумайте, что мы пришли к счастью.
Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в дороге, что когда наконец пришли, то вздохнули с облегчением:
- К счастью, мы пришли…
Все дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила его в мало что значащее вводное слово. Может, совсем не то слово, которое в данном случае надо было сказать…
Может, не то. А может, и то. МОЖЕТ уже ничего не может, потому что означает не действие, а какую-то неопределенную вероятность. И здесь опять дело в запятой. Развелось этих запятых. И, главное, не знаешь, куда их ставить…
ГЛАВНОЕ тут вовсе не главное, это опять вводное слово. Отделилось от предложения с двух сторон, потому и считает себя главным. А в предложении оно не то что не главный, а даже не второстепенный член. Ввели его – оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для смысла.
Выведешь – две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть-то ни при чем, СОВЕСТЬ здесь - опять же вводное слово, а значит, и без нее можно обойтись. Без СОВЕСТИ можно обойтись, если она всего лишь вводное слово.
- К несчастью, нам пора…
Да нет, никто не спешит к несчастью. Нам пора, к сожалению, хотя и к сожалению никто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по-настоящему, а что просто так, без чего можно обойтись, а без чего обойтись невозможно.
Тестовые вопросы:
1.Что сделала запятая с выражением «к счастью»:
а) превратила его в малозначащее вводное слово;
б) превратила его в многозначащее вводное слово;
в) ничего.
2.Что означает слово «может» в предложении «Может, не то. А может, и то»:
а) действие;
б) определённую вероятность;
в) определенную невероятность.
3.Как в предложении можно поступить с вводным словом:
а) можно вывести без особого ущерба для смысла;
б) вывести нельзя – это важная смысловая часть предложения;
в) иногда можно вывести, иногда – ни за что.
4.Если выведешь вводное слово, что сэкономишь:
а) ничего не сэкономишь;
б) две запятые сэкономишь;
в) не знаю.
5.Продолжите предложение: «Что по-настоящему, а что просто так, без чего обойтись невозможно, с этими вводными словами…»:
а) всегда знаешь;
б) никогда не предполагаешь;
в) никогда не знаешь.
6.В предложении «К счастью, мы пришли» какая часть является вводной:
а) к счастью;
б) мы пришли;
в) в этом предложении нет вводных конструкций.
/Ключи: 1а; 2в; 3а; 4б; 5в; 6а /
Обобщение.
- На какие особенности вводных слов указывает автор?
- Определим правильность ваших ответов на тестовые вопросы и узнаем, на каком уровне знания темы вы находитесь на данном этапе урока. /Работу выполняют ученики-консультанты/

Список использованной литературы
1.«Російська мова. 5-9 класи: Програма для загальноосвітніх навчальних закладів із російською мовою навчання/ Укладачі: Голобородько Є.П., Озерова Н.Г., Михайловська Г.О., Стативка В.І., Давидюк Л.В., Бикова К.І., Яновська Л.Г., Кошкіна Ж.О. Затверджено Міністерством освіти і науки України. 2013».
2.«Критерии оценивания учебных достижений учащихся по русскому языку для 5 – 12 классов школ с русским языком обучения».
3.Пилипенко Ж. В. Русский язык: Аудирование. - Харьков: Торсинг, 2003.
4.Русский язык. Аудирование. Методическое пособие. / Составители М. Е. Чубарова, В. В. Толочок, слушатели курсов повышения квалификации ДОИПДО – Днепропетровск: Промінь, 2001.
5.Некоторые аспекты преподавания русского языка, литературы, зарубежной литературы в современной школе / Составители М. Чубарова, О. Гусева – Днепропетровск: Промінь, 2003.
6.Некоторые аспекты преподавания русского языка, литературы, зарубежной литературы в современной школе. Выпуск IV / Составители М. Чубарова, О. Гусева – Днепропетровск: Промінь, 2009.
7.Луговая С. Ф., Усова С. И. Русский язык. 10 - 11 классы: Планы-конспекты уроков. - Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2001.
8.Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Наук.-метод. посібник. / О.І. Пометун. - К.: А.С.К.,2003.
9.Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» - Ужгород: Карпаты, 1981
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kucherenkonataliy | Теги: аудирование, вопросно-ответная форма
Просмотров: 1025 | Загрузок: 50 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 6:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru