Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Звуки и букваы Р.р "
[ Скачать с сервера (82.4 Kb) ] 2015-11-08, 8:48 AM
Тема урока: «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р».
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

Тип урока: урок – открытия нового знания.

Задачи урока:
образовательные:
 познакомить с буквой Р р;
 учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
 плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
развивающие:
 развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
 оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
 способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).
воспитательные:
 воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Методы обучения:
 словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:
 фронтальная работа
 парная
 индивидуальная

Ход урока:
1 этап. Мотивация к деятельности.
Слайд 1.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!

Мы отправляемся в путь по дороге знаний.
-Чему вы хотите научиться? (читать, узнавать новые звуки… мнения детей)

2 этап. Учебно – познавательная деятельность.
1. Актуализация знаний учащихся.
1) Наши друзья из Простоквашино подготовили для нас задание.
- Определите, какие буквы спрятались?
- На какие 2 группы можно разбить буквы?
Гласные – а, о, у, э, и, ы.
Согласные – л, м, н, р. Проверим на слайде. Почему так разделили? Докажите.
-Что интересного заметили? (новая буква –Р)
2) Фонетическая зарядка:
-как едет мотоцикл –д-р-р-р-р
-как вороны кричат –кар-р-р-р-
-как ставни скрипят –ск-р-р-р-р
-как собаки рычат –р-р-р-р-р
-Сформулируйте тему урока.
2. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока
Звучит музыка из мультфильма “Трое из Простоквашино”.
- Узнайте героев популярного мультфильма по описанию:
- У родителей мальчик был. Он был очень серьезный и самостоятельный. Он в четыре года читать уже научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие – папа и мама. (Дядя Федор.)

Слайд 2 . Персонажи мультфильма.

- Это большой-пребольшой полосатый кот. И Барсиком он был, и Оболтусом, и Пушком. Но хотел какую-нибудь серьезную фамилию. Морскую. Бабушка и дедушка его на кораблях плавали с матросами. (Матроскин.) мультфильма.
-Он из простых собак, не из породистых. Лохматый, взъерошенный, весь в репейниках. (Шарик.)
-Назовите фамилию почтальона Игоря Ивановича из деревни Простоквашино. (Печкин.)
-Из какого литературного произведения взяты строки? (“Дядя Федор, пес и кот”.)
-Кто автор этой литературной сказки? (Эдуард Успенский.)

Учитель показывает книгу. Слайд 2.
– Захотели наши сказочные друзья побывать в нашем селе. Пригласим их в гости, ребята? Дорога неблизкая, и пока жители Простоквашино добираются до нашего села, мы должны узнать, какие звуки помогут нам встретить гостей и рассказать им о нашем селе.
- Тема сегодняшнего нашего урока: “Звуки р, р`, буква Р, р”. Сегодня мы будем учиться четко и правильно произносить эти звуки и различать твердый звук и мягкий звук.
Работа над новым материалом
Характеристика звуков [р] и [р’].
Звуки [р] и [р’] – любимые звуки наших гостей, как вы думаете почему? (потому что встречаются в имени каждого из них.)
Послушайте и повторите, “выделяя” звук Р, Р':
Слайд 4.
Дядя Федор, Шарик, Матроскин, Игорь Иванович Печкин.
- Произнесем звук [р] изолированно. Охарактеризуйте этот звук.
- Звук [р] – согласный (есть преграда), бывает твердый (произнесли), бывает мягкий (произнесли).
Физкультминутка

Знакомство с буквой “Р, р".

Развитие фонематического восприятия
- Каким цветом мы обозначаем твердые звуки? (синим), мягкие звуки? (зелёным)
Слайд 6.
Вот из Простоквашино идут,
В сумках буквы нам несут.
Дядя Федор – а и я,
Прочитали – ра и ря.
Шарик – о и букву э,
Прочитали – ро и рэ.
Матроскин – буквы и и у,
Прочитали – ри и ру.
Печкин – буквы и да ы,
Прочитали – ры и ри.

Закрепление нового материала.
- Отгадайте загадки от Дяди Фёдора и определите мягким или твёрдым является звук [р] в словах – отгадках. Слайды 8 – 12.
Чтение слогов. Слайд 14.
РА РЭ АРА - АРЭ
РО РУ ОРО - ОРУ
РУ РО УРУ - УРО
РЫ РИ ЫРЫ – ИРИ
– Читаем слоговую таблицу хором: первый столбик; второй столбик; первую строчку; вторую строчку.
- Прочитайте слоги, в которых согласный звук твердый. Какие гласные сделали его твердым?
Физкультминутка “Зайка”

- Ребята, вспомните, что подарили родители дяди Фёдора Шарику? Какое увлечение у него было? За кем охотился Шарик?
Д. (Фоторужье. Охота. За зайцем)
Слайд 15.
Зайка пришел к нам провести физкультминутку.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.
( имитировать движения по ходу стиха)

Формирование нового опыта о звуках [ р] , [ р' ]
Продолжаем путешествие по нашему селу, при въезде в село по объездному шоссе гости видят дачные участки.
Очень удивлен Матроскин:
В Новолыбаеве – огород?
Неужели в самом деле
Что-то здесь растет?
– В этом дачном домике живут Рома и Рита. Они помогают родителям по хозяйству. У каждого есть свои грядки.
Слайд 17.
– Ребята приготовили для вас загадки:
1. Растет на грядке, жгучий и сладкий,
Бочок свой он греет разноцветный и гладкий. (Перец.)
2. Сидит в темнице красна девица, а коса на улице. (Морковь.)
3. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.)
4. Лопаты не нужно, сидит она близко –
Красная с белой подкладкой... (Редиска.)
5. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладоши
Бусинки-дробинки. (Горох.)
6. Зелен, пупырчат молодец – хрустящий, сочный... (Огурец.)
7. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа.)
8. Он круглый и красный, как глаз светофора, —
Среди овощей нет сочней... (Помидора.)
– Молодцы, справились! Как одним словом назвать эти растения?
- Как вы думаете, что растет на грядке у Ромы, а что – на грядке у Риты?
Дети. У Ромы на синей грядке растут овощи, в названии которых есть твердый звук [р], а у Риты на зеленой грядке растут овощи, в названии которых – мягкий звук [р’].
- Гостям из Простоквашино очень понравился наш огород. А сейчас мы отправимся гулять по улицам нашего села.
В Простоквашино у нас улица одна,
Через всю деревню тянется она.
А у вас в селе их много,
Расположены все строго.
Проведем экскурсию,
Чтобы все послушали.
Работа над предложением. Составление схемы предложений. Слайд 19.
Ребята, а сейчас давайте составим схемы.
Задание от почтальона Печкина. Слайд 20.
Составление схемы слов. Слайды 21-24.
А сейчас, давайте прочитаем слова. Слайд 25.

мир рана рыл
ура рама рулон
Кира Рома нора
Ира Марина Арина

Рефлексия. Слайд 26.
-Что запомнили, в чём затруднялись?
Продолжи:
Сегодня я узнал ________.
Было интересно _________ .
Было трудно _________ .
Творческая работа.
Слайд 27.
Возьмите в руки карандаш любого цвета и закрасьте те части рисунка, в которых вы видите букву Р, тогда вы узнаете на каком транспорте наши гости отправятся к себе в Простоквашино.


Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
Вот и подошло к концу наше путешествие по нашему селу вместе с гостями из деревни Простоквашино. Вы правильно произносили и учились различать звуки, которые сопровождали нас в этом путешествии и помогали нам.

Спасибо за урок!
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Приложение.

РА РЭ АРА - АРЭ
РО РУ ОРО - ОРУ
РУ РО УРУ - УРО
РЫ РИ ЫРЫ – ИРИ

мир рана рыл
ура рама рулон
Кира Рома нора
Ира Марина Арина
Категория: Русский язык и литература | Добавил: chaikamarina1967
Просмотров: 542 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 9:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru