Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Звуки и букваы Р.р "
[ Скачать с сервера (82.4Kb) ] 2015-11-08, 8:48 AM
Тема урока: «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р».
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

Тип урока: урок – открытия нового знания.

Задачи урока:
образовательные:
 познакомить с буквой Р р;
 учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
 плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
развивающие:
 развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
 оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
 способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).
воспитательные:
 воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Методы обучения:
 словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:
 фронтальная работа
 парная
 индивидуальная

Ход урока:
1 этап. Мотивация к деятельности.
Слайд 1.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!

Мы отправляемся в путь по дороге знаний.
-Чему вы хотите научиться? (читать, узнавать новые звуки… мнения детей)

2 этап. Учебно – познавательная деятельность.
1. Актуализация знаний учащихся.
1) Наши друзья из Простоквашино подготовили для нас задание.
- Определите, какие буквы спрятались?
- На какие 2 группы можно разбить буквы?
Гласные – а, о, у, э, и, ы.
Согласные – л, м, н, р. Проверим на слайде. Почему так разделили? Докажите.
-Что интересного заметили? (новая буква –Р)
2) Фонетическая зарядка:
-как едет мотоцикл –д-р-р-р-р
-как вороны кричат –кар-р-р-р-
-как ставни скрипят –ск-р-р-р-р
-как собаки рычат –р-р-р-р-р
-Сформулируйте тему урока.
2. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока
Звучит музыка из мультфильма “Трое из Простоквашино”.
- Узнайте героев популярного мультфильма по описанию:
- У родителей мальчик был. Он был очень серьезный и самостоятельный. Он в четыре года читать уже научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие – папа и мама. (Дядя Федор.)

Слайд 2 . Персонажи мультфильма.

- Это большой-пребольшой полосатый кот. И Барсиком он был, и Оболтусом, и Пушком. Но хотел какую-нибудь серьезную фамилию. Морскую. Бабушка и дедушка его на кораблях плавали с матросами. (Матроскин.) мультфильма.
-Он из простых собак, не из породистых. Лохматый, взъерошенный, весь в репейниках. (Шарик.)
-Назовите фамилию почтальона Игоря Ивановича из деревни Простоквашино. (Печкин.)
-Из какого литературного произведения взяты строки? (“Дядя Федор, пес и кот”.)
-Кто автор этой литературной сказки? (Эдуард Успенский.)

Учитель показывает книгу. Слайд 2.
– Захотели наши сказочные друзья побывать в нашем селе. Пригласим их в гости, ребята? Дорога неблизкая, и пока жители Простоквашино добираются до нашего села, мы должны узнать, какие звуки помогут нам встретить гостей и рассказать им о нашем селе.
- Тема сегодняшнего нашего урока: “Звуки р, р`, буква Р, р”. Сегодня мы будем учиться четко и правильно произносить эти звуки и различать твердый звук и мягкий звук.
Работа над новым материалом
Характеристика звуков [р] и [р’].
Звуки [р] и [р’] – любимые звуки наших гостей, как вы думаете почему? (потому что встречаются в имени каждого из них.)
Послушайте и повторите, “выделяя” звук Р, Р':
Слайд 4.
Дядя Федор, Шарик, Матроскин, Игорь Иванович Печкин.
- Произнесем звук [р] изолированно. Охарактеризуйте этот звук.
- Звук [р] – согласный (есть преграда), бывает твердый (произнесли), бывает мягкий (произнесли).
Физкультминутка

Знакомство с буквой “Р, р".

Развитие фонематического восприятия
- Каким цветом мы обозначаем твердые звуки? (синим), мягкие звуки? (зелёным)
Слайд 6.
Вот из Простоквашино идут,
В сумках буквы нам несут.
Дядя Федор – а и я,
Прочитали – ра и ря.
Шарик – о и букву э,
Прочитали – ро и рэ.
Матроскин – буквы и и у,
Прочитали – ри и ру.
Печкин – буквы и да ы,
Прочитали – ры и ри.

Закрепление нового материала.
- Отгадайте загадки от Дяди Фёдора и определите мягким или твёрдым является звук [р] в словах – отгадках. Слайды 8 – 12.
Чтение слогов. Слайд 14.
РА РЭ АРА - АРЭ
РО РУ ОРО - ОРУ
РУ РО УРУ - УРО
РЫ РИ ЫРЫ – ИРИ
– Читаем слоговую таблицу хором: первый столбик; второй столбик; первую строчку; вторую строчку.
- Прочитайте слоги, в которых согласный звук твердый. Какие гласные сделали его твердым?
Физкультминутка “Зайка”

- Ребята, вспомните, что подарили родители дяди Фёдора Шарику? Какое увлечение у него было? За кем охотился Шарик?
Д. (Фоторужье. Охота. За зайцем)
Слайд 15.
Зайка пришел к нам провести физкультминутку.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.
( имитировать движения по ходу стиха)

Формирование нового опыта о звуках [ р] , [ р' ]
Продолжаем путешествие по нашему селу, при въезде в село по объездному шоссе гости видят дачные участки.
Очень удивлен Матроскин:
В Новолыбаеве – огород?
Неужели в самом деле
Что-то здесь растет?
– В этом дачном домике живут Рома и Рита. Они помогают родителям по хозяйству. У каждого есть свои грядки.
Слайд 17.
– Ребята приготовили для вас загадки:
1. Растет на грядке, жгучий и сладкий,
Бочок свой он греет разноцветный и гладкий. (Перец.)
2. Сидит в темнице красна девица, а коса на улице. (Морковь.)
3. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.)
4. Лопаты не нужно, сидит она близко –
Красная с белой подкладкой... (Редиска.)
5. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладоши
Бусинки-дробинки. (Горох.)
6. Зелен, пупырчат молодец – хрустящий, сочный... (Огурец.)
7. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа.)
8. Он круглый и красный, как глаз светофора, —
Среди овощей нет сочней... (Помидора.)
– Молодцы, справились! Как одним словом назвать эти растения?
- Как вы думаете, что растет на грядке у Ромы, а что – на грядке у Риты?
Дети. У Ромы на синей грядке растут овощи, в названии которых есть твердый звук [р], а у Риты на зеленой грядке растут овощи, в названии которых – мягкий звук [р’].
- Гостям из Простоквашино очень понравился наш огород. А сейчас мы отправимся гулять по улицам нашего села.
В Простоквашино у нас улица одна,
Через всю деревню тянется она.
А у вас в селе их много,
Расположены все строго.
Проведем экскурсию,
Чтобы все послушали.
Работа над предложением. Составление схемы предложений. Слайд 19.
Ребята, а сейчас давайте составим схемы.
Задание от почтальона Печкина. Слайд 20.
Составление схемы слов. Слайды 21-24.
А сейчас, давайте прочитаем слова. Слайд 25.

мир рана рыл
ура рама рулон
Кира Рома нора
Ира Марина Арина

Рефлексия. Слайд 26.
-Что запомнили, в чём затруднялись?
Продолжи:
Сегодня я узнал ________.
Было интересно _________ .
Было трудно _________ .
Творческая работа.
Слайд 27.
Возьмите в руки карандаш любого цвета и закрасьте те части рисунка, в которых вы видите букву Р, тогда вы узнаете на каком транспорте наши гости отправятся к себе в Простоквашино.


Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
Вот и подошло к концу наше путешествие по нашему селу вместе с гостями из деревни Простоквашино. Вы правильно произносили и учились различать звуки, которые сопровождали нас в этом путешествии и помогали нам.

Спасибо за урок!
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Приложение.

РА РЭ АРА - АРЭ
РО РУ ОРО - ОРУ
РУ РО УРУ - УРО
РЫ РИ ЫРЫ – ИРИ

мир рана рыл
ура рама рулон
Кира Рома нора
Ира Марина Арина
Категория: Русский язык и литература | Добавил: chaikamarina1967
Просмотров: 173 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 3:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru