Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Мифы и легенды об исчезнувших цивилизациях. Н.К. Рерих «Миф Атлантиды» (из «Сказок»). Р.Стивенсон «В
[ Скачать с сервера (51.0 Kb) ] 2015-11-08, 2:05 PM
Мифы и легенды об исчезнувших цивилизациях. Н.К. Рерих «Миф Атлантиды» (из «Сказок»). Р.Стивенсон «Вересковый мед».

Цель:
- познакомить учащихся с мифами и легендами народов мира; познакомить с произведениями Н.К. Рериха «Миф Атлантиды» и Стивенсона «Вересковый мёд», показать их художественное своеобразие;
- развивать образное и аналитическое мышление, речь, память;
- воспитывать любовь к литературе, уважительное отношение к мифологии народов мира; доброту и самопожертвование.

Ход урока
I. Организационный этап

II. Актуализация
Ответ на вопрос «Почему Соломон признал матерью ту женщину, которая отказалась от ребенка?»
Учащиеся зачитывают свои ответы, обсуждают их. Приходят к выводу о том, что истинная мать способна на самопожертвование ради жизни, здоровья и блага своего ребенка.

III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
- Ребята, вы знаете, что литература – это не просто учебный предмет, это та область знаний, которая позволяет нам переноситься в любые времена и места. Словно машина времени, она переносит нас в прошлое или будущее. Вот и сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое. Сначала мы навестим древний народ атлантов, а потом отправимся в древнюю Шотландию, которую в римскую эпоху именовали Каледонией. В первом путешествии нас будет сопровождать Николай Константинович Рерих, а во втором – Роберт Льюис Стивенсон. Это их произведения будут нашей машиной времени. Этот урок поможет вам не только получить новые знания, но и задуматься над противоречивостью и сложностью жизненного выбора, который порой надо сделать человеку.

Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) был художником-сказочником. Любимыми темами его картин стали древние легенды, предания и былины. Пейзажи Рериха – это древний мир, поэтический и прекрасный. И населяют этот мир красивые и сильные герои, хорошо знакомые нам по русским сказкам и былинам.
Рерих – не только выдающийся художник, но и знаменитый путешественник. Он совершил несколько экспедиций в горы – на Тибет и в Гималаи, а также во многие страны Азии. Во время путешествий он писал величественные горные пейзажи. Озаренные солнцем скалистые вершины расцвечены необычными красками – лиловыми, красными, золотыми. Так Рерих передавал сказочную красоту восточных стран.

Роберт Льюис Стивенсон родился в Эдинбурге (Шотландия) 13 ноября 1850 года в обеспеченной семье. Многое из того, чем по праву гордятся шотландцы, было ему присуще: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – бунтарство, необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства. Всю жизнь Роберту Льюису приходилось бороться за выбранную ещё в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь.
Он вырос в суровой пуританской семье, дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии: яркой, контрастной, мрачной, полной романтизма и трагичности.
Жизнь писателя не была простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели. «Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага», - так писал Стивенсон, вспоминая детство, и продолжал. – «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». «…Я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и мне кажется, я с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью».

2. Чтение произведения Н.К. Рериха «Миф Атлантиды» (из «Сказок»). Беседа.
Учащиеся или учитель читают «Миф Атлантиды».
- Как Н.К. Рерих описывает Атлантиду и ее жителей?
- Чем ответили жители Атлантиды на предсказание оракула?
- За что атланты любили сына владыки?
- За что владыка возненавидел своих подданных и отверг их любовь?
- Свершилось ли предсказание оракула? Как были наказаны атланты?
- Чему нас учит эта сказка?
Любовь, как бы велика и сильна она ни была, не должна быть эгоистичной. Любящий человек должен заботиться об объекте своей любви, стараться сделать его счастливым, а не требовать от него радости и счастья для себя.

3. Словарная работа.
Баллады – это стихотворные произведения, в которых повествуется о событиях напряженных и ярких, о людях отважных, о чувствах сильных. В народных балладах факты истории соединяются с легендами и преданиями, в них рассказывается о ратных подвигах, о деяниях народных героев, о вражде дружбе, любви и ненависти, верности и коварстве.
Первоначально баллады предназначались для хорового исполнения, их пение сопровождалось аккомпанементом на музыкальных инструментах, драматической игрой и плясками

4. Чтение баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед». Беседа.
Учащиеся читают балладу.
- Тронуло ли ваше сердце это произведение?
- Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных? (1, 2 строфы).
- Что мы узнали о войне, пронёсшейся над шотландской землёй? Как, не описывая сражений, автор заставил нас почувствовать весь ужас произошедших событий?
Мы видим последствия битвы:
На вересковом поле, на поле боевом,
Лежал живой на мёртвом и мёртвый на живом.
Нетрудно представить, как прекрасные лиловые цветы обагрились кровью, а вереск – это то, чем люди дорожили, так как он являлся для них символом святости, и этот символ был поруган.
- Как вы себе представляете эпизод встречи шотландского короля и маленьких пиктов? (Устное словесное рисование.)
- Какие чувства владели королём? (Прочитать строки, которые помогут ответить на вопрос.)
«Гневно король промолвил…»
О чувствах пиктов мы можем только догадываться: они знают о собственной обречённости и видят перед собой врагов, уничтоживших их племя, разоривших их землю.
- Какими словами автор выразил своё отношение к героям?
Король: «безжалостный к врагам», «глядит угрюмо», «гневно промолвил». Пикты: «малютки медовары», «бедные пикты», «маленькие люди».
- Представьте ещё раз сцену допроса. В чём трагическое величие картины? Какие художественные детали помогают добиться грандиозности изображаемого?
С одной стороны – крутой берег моря, безбрежная стихия, в седле восседает сам шотландский король. С другой стороны – маленькие люди. Их молчание ещё более значительно на фоне вечных голосов природы: «вереск звенел над ними, в море катились валы…»
- Как погибли сын и отец? Почему старик решил обмануть шотландцев?
Боялся, что сын не выдержит пыток, желал для него более легкой и быстрой смерти, чем сожжение на костре.
- Почему вересковый мёд для старика «святая тайна»?
Потому что это древняя традиция предков, передать ее, это все равно что предать свою историю, свой народ.
- Во имя чего совершает свой подвиг старик?
Во имя верности своей Родине, своим предкам.
- «Вересковый мёд» - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?
Он писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верности Родине, героизм пиктов ему показалось легче в таком жанре, как баллада.
- Мы уже вспоминали сегодня, что такое баллада. Найдите черты баллады в «Вересковом мёде».
Исторический сюжет, яркий эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка.
- Так о чём же заставляет задуматься это произведение?
Оно заставляет нас задуматься о мужестве, героизме и смелости, о жестокости, о верности долгу и заветам предков, о сохранении святой тайны.
- Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он впервые услышал историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад, чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, вражда, и о том, к чему они могут привести.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Развернутый ответ.
Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как вы относитесь к поступку отца? Какие чувства и мысли вызывает он у вас?»
Постарайтесь показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора перед которым порой жизнь ставит человека, трагизм этого выбора.

V. Этап информации о домашнем задании
1. Выучить наизусть отрывок из баллады «Вересковый мёд».
2. Прочитать баллады о Робин Гуде и фрагменты баллады Томаса Мэлори «Смерть Артура».

VI. Этап рефлексии
Категория: Русский язык и литература | Добавил: tyty
Просмотров: 1845 | Загрузок: 102 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 3:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru