Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (51.0 Kb) ] | 2015-11-08, 2:05 PM |
Мифы и легенды об исчезнувших цивилизациях. Н.К. Рерих «Миф Атлантиды» (из «Сказок»). Р.Стивенсон «Вересковый мед». Цель: - познакомить учащихся с мифами и легендами народов мира; познакомить с произведениями Н.К. Рериха «Миф Атлантиды» и Стивенсона «Вересковый мёд», показать их художественное своеобразие; - развивать образное и аналитическое мышление, речь, память; - воспитывать любовь к литературе, уважительное отношение к мифологии народов мира; доброту и самопожертвование. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация Ответ на вопрос «Почему Соломон признал матерью ту женщину, которая отказалась от ребенка?» Учащиеся зачитывают свои ответы, обсуждают их. Приходят к выводу о том, что истинная мать способна на самопожертвование ради жизни, здоровья и блага своего ребенка. III. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Слово учителя. - Ребята, вы знаете, что литература – это не просто учебный предмет, это та область знаний, которая позволяет нам переноситься в любые времена и места. Словно машина времени, она переносит нас в прошлое или будущее. Вот и сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое. Сначала мы навестим древний народ атлантов, а потом отправимся в древнюю Шотландию, которую в римскую эпоху именовали Каледонией. В первом путешествии нас будет сопровождать Николай Константинович Рерих, а во втором – Роберт Льюис Стивенсон. Это их произведения будут нашей машиной времени. Этот урок поможет вам не только получить новые знания, но и задуматься над противоречивостью и сложностью жизненного выбора, который порой надо сделать человеку. Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) был художником-сказочником. Любимыми темами его картин стали древние легенды, предания и былины. Пейзажи Рериха – это древний мир, поэтический и прекрасный. И населяют этот мир красивые и сильные герои, хорошо знакомые нам по русским сказкам и былинам. Рерих – не только выдающийся художник, но и знаменитый путешественник. Он совершил несколько экспедиций в горы – на Тибет и в Гималаи, а также во многие страны Азии. Во время путешествий он писал величественные горные пейзажи. Озаренные солнцем скалистые вершины расцвечены необычными красками – лиловыми, красными, золотыми. Так Рерих передавал сказочную красоту восточных стран. Роберт Льюис Стивенсон родился в Эдинбурге (Шотландия) 13 ноября 1850 года в обеспеченной семье. Многое из того, чем по праву гордятся шотландцы, было ему присуще: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – бунтарство, необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства. Всю жизнь Роберту Льюису приходилось бороться за выбранную ещё в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь. Он вырос в суровой пуританской семье, дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии: яркой, контрастной, мрачной, полной романтизма и трагичности. Жизнь писателя не была простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели. «Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага», - так писал Стивенсон, вспоминая детство, и продолжал. – «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». «…Я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и мне кажется, я с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью». 2. Чтение произведения Н.К. Рериха «Миф Атлантиды» (из «Сказок»). Беседа. Учащиеся или учитель читают «Миф Атлантиды». - Как Н.К. Рерих описывает Атлантиду и ее жителей? - Чем ответили жители Атлантиды на предсказание оракула? - За что атланты любили сына владыки? - За что владыка возненавидел своих подданных и отверг их любовь? - Свершилось ли предсказание оракула? Как были наказаны атланты? - Чему нас учит эта сказка? Любовь, как бы велика и сильна она ни была, не должна быть эгоистичной. Любящий человек должен заботиться об объекте своей любви, стараться сделать его счастливым, а не требовать от него радости и счастья для себя. 3. Словарная работа. Баллады – это стихотворные произведения, в которых повествуется о событиях напряженных и ярких, о людях отважных, о чувствах сильных. В народных балладах факты истории соединяются с легендами и преданиями, в них рассказывается о ратных подвигах, о деяниях народных героев, о вражде дружбе, любви и ненависти, верности и коварстве. Первоначально баллады предназначались для хорового исполнения, их пение сопровождалось аккомпанементом на музыкальных инструментах, драматической игрой и плясками 4. Чтение баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед». Беседа. Учащиеся читают балладу. - Тронуло ли ваше сердце это произведение? - Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных? (1, 2 строфы). - Что мы узнали о войне, пронёсшейся над шотландской землёй? Как, не описывая сражений, автор заставил нас почувствовать весь ужас произошедших событий? Мы видим последствия битвы: На вересковом поле, на поле боевом, Лежал живой на мёртвом и мёртвый на живом. Нетрудно представить, как прекрасные лиловые цветы обагрились кровью, а вереск – это то, чем люди дорожили, так как он являлся для них символом святости, и этот символ был поруган. - Как вы себе представляете эпизод встречи шотландского короля и маленьких пиктов? (Устное словесное рисование.) - Какие чувства владели королём? (Прочитать строки, которые помогут ответить на вопрос.) «Гневно король промолвил…» О чувствах пиктов мы можем только догадываться: они знают о собственной обречённости и видят перед собой врагов, уничтоживших их племя, разоривших их землю. - Какими словами автор выразил своё отношение к героям? Король: «безжалостный к врагам», «глядит угрюмо», «гневно промолвил». Пикты: «малютки медовары», «бедные пикты», «маленькие люди». - Представьте ещё раз сцену допроса. В чём трагическое величие картины? Какие художественные детали помогают добиться грандиозности изображаемого? С одной стороны – крутой берег моря, безбрежная стихия, в седле восседает сам шотландский король. С другой стороны – маленькие люди. Их молчание ещё более значительно на фоне вечных голосов природы: «вереск звенел над ними, в море катились валы…» - Как погибли сын и отец? Почему старик решил обмануть шотландцев? Боялся, что сын не выдержит пыток, желал для него более легкой и быстрой смерти, чем сожжение на костре. - Почему вересковый мёд для старика «святая тайна»? Потому что это древняя традиция предков, передать ее, это все равно что предать свою историю, свой народ. - Во имя чего совершает свой подвиг старик? Во имя верности своей Родине, своим предкам. - «Вересковый мёд» - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру? Он писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верности Родине, героизм пиктов ему показалось легче в таком жанре, как баллада. - Мы уже вспоминали сегодня, что такое баллада. Найдите черты баллады в «Вересковом мёде». Исторический сюжет, яркий эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка. - Так о чём же заставляет задуматься это произведение? Оно заставляет нас задуматься о мужестве, героизме и смелости, о жестокости, о верности долгу и заветам предков, о сохранении святой тайны. - Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он впервые услышал историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад, чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, вражда, и о том, к чему они могут привести. IV. Применение. Формирование умений и навыков. Развернутый ответ. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как вы относитесь к поступку отца? Какие чувства и мысли вызывает он у вас?» Постарайтесь показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора перед которым порой жизнь ставит человека, трагизм этого выбора. V. Этап информации о домашнем задании 1. Выучить наизусть отрывок из баллады «Вересковый мёд». 2. Прочитать баллады о Робин Гуде и фрагменты баллады Томаса Мэлори «Смерть Артура». VI. Этап рефлексии | |
Просмотров: 1845 | Загрузок: 102 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|