Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Мифы и легенды об исчезнувших цивилизациях. Н.К. Рерих «Миф Атлантиды» (из «Сказок»). Р.Стивенсон «В
[ Скачать с сервера (51.0Kb) ] 2015-11-08, 2:05 PM
Мифы и легенды об исчезнувших цивилизациях. Н.К. Рерих «Миф Атлантиды» (из «Сказок»). Р.Стивенсон «Вересковый мед».

Цель:
- познакомить учащихся с мифами и легендами народов мира; познакомить с произведениями Н.К. Рериха «Миф Атлантиды» и Стивенсона «Вересковый мёд», показать их художественное своеобразие;
- развивать образное и аналитическое мышление, речь, память;
- воспитывать любовь к литературе, уважительное отношение к мифологии народов мира; доброту и самопожертвование.

Ход урока
I. Организационный этап

II. Актуализация
Ответ на вопрос «Почему Соломон признал матерью ту женщину, которая отказалась от ребенка?»
Учащиеся зачитывают свои ответы, обсуждают их. Приходят к выводу о том, что истинная мать способна на самопожертвование ради жизни, здоровья и блага своего ребенка.

III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
- Ребята, вы знаете, что литература – это не просто учебный предмет, это та область знаний, которая позволяет нам переноситься в любые времена и места. Словно машина времени, она переносит нас в прошлое или будущее. Вот и сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое. Сначала мы навестим древний народ атлантов, а потом отправимся в древнюю Шотландию, которую в римскую эпоху именовали Каледонией. В первом путешествии нас будет сопровождать Николай Константинович Рерих, а во втором – Роберт Льюис Стивенсон. Это их произведения будут нашей машиной времени. Этот урок поможет вам не только получить новые знания, но и задуматься над противоречивостью и сложностью жизненного выбора, который порой надо сделать человеку.

Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) был художником-сказочником. Любимыми темами его картин стали древние легенды, предания и былины. Пейзажи Рериха – это древний мир, поэтический и прекрасный. И населяют этот мир красивые и сильные герои, хорошо знакомые нам по русским сказкам и былинам.
Рерих – не только выдающийся художник, но и знаменитый путешественник. Он совершил несколько экспедиций в горы – на Тибет и в Гималаи, а также во многие страны Азии. Во время путешествий он писал величественные горные пейзажи. Озаренные солнцем скалистые вершины расцвечены необычными красками – лиловыми, красными, золотыми. Так Рерих передавал сказочную красоту восточных стран.

Роберт Льюис Стивенсон родился в Эдинбурге (Шотландия) 13 ноября 1850 года в обеспеченной семье. Многое из того, чем по праву гордятся шотландцы, было ему присуще: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – бунтарство, необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства. Всю жизнь Роберту Льюису приходилось бороться за выбранную ещё в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь.
Он вырос в суровой пуританской семье, дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии: яркой, контрастной, мрачной, полной романтизма и трагичности.
Жизнь писателя не была простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели. «Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага», - так писал Стивенсон, вспоминая детство, и продолжал. – «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». «…Я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и мне кажется, я с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью».

2. Чтение произведения Н.К. Рериха «Миф Атлантиды» (из «Сказок»). Беседа.
Учащиеся или учитель читают «Миф Атлантиды».
- Как Н.К. Рерих описывает Атлантиду и ее жителей?
- Чем ответили жители Атлантиды на предсказание оракула?
- За что атланты любили сына владыки?
- За что владыка возненавидел своих подданных и отверг их любовь?
- Свершилось ли предсказание оракула? Как были наказаны атланты?
- Чему нас учит эта сказка?
Любовь, как бы велика и сильна она ни была, не должна быть эгоистичной. Любящий человек должен заботиться об объекте своей любви, стараться сделать его счастливым, а не требовать от него радости и счастья для себя.

3. Словарная работа.
Баллады – это стихотворные произведения, в которых повествуется о событиях напряженных и ярких, о людях отважных, о чувствах сильных. В народных балладах факты истории соединяются с легендами и преданиями, в них рассказывается о ратных подвигах, о деяниях народных героев, о вражде дружбе, любви и ненависти, верности и коварстве.
Первоначально баллады предназначались для хорового исполнения, их пение сопровождалось аккомпанементом на музыкальных инструментах, драматической игрой и плясками

4. Чтение баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед». Беседа.
Учащиеся читают балладу.
- Тронуло ли ваше сердце это произведение?
- Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных? (1, 2 строфы).
- Что мы узнали о войне, пронёсшейся над шотландской землёй? Как, не описывая сражений, автор заставил нас почувствовать весь ужас произошедших событий?
Мы видим последствия битвы:
На вересковом поле, на поле боевом,
Лежал живой на мёртвом и мёртвый на живом.
Нетрудно представить, как прекрасные лиловые цветы обагрились кровью, а вереск – это то, чем люди дорожили, так как он являлся для них символом святости, и этот символ был поруган.
- Как вы себе представляете эпизод встречи шотландского короля и маленьких пиктов? (Устное словесное рисование.)
- Какие чувства владели королём? (Прочитать строки, которые помогут ответить на вопрос.)
«Гневно король промолвил…»
О чувствах пиктов мы можем только догадываться: они знают о собственной обречённости и видят перед собой врагов, уничтоживших их племя, разоривших их землю.
- Какими словами автор выразил своё отношение к героям?
Король: «безжалостный к врагам», «глядит угрюмо», «гневно промолвил». Пикты: «малютки медовары», «бедные пикты», «маленькие люди».
- Представьте ещё раз сцену допроса. В чём трагическое величие картины? Какие художественные детали помогают добиться грандиозности изображаемого?
С одной стороны – крутой берег моря, безбрежная стихия, в седле восседает сам шотландский король. С другой стороны – маленькие люди. Их молчание ещё более значительно на фоне вечных голосов природы: «вереск звенел над ними, в море катились валы…»
- Как погибли сын и отец? Почему старик решил обмануть шотландцев?
Боялся, что сын не выдержит пыток, желал для него более легкой и быстрой смерти, чем сожжение на костре.
- Почему вересковый мёд для старика «святая тайна»?
Потому что это древняя традиция предков, передать ее, это все равно что предать свою историю, свой народ.
- Во имя чего совершает свой подвиг старик?
Во имя верности своей Родине, своим предкам.
- «Вересковый мёд» - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?
Он писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верности Родине, героизм пиктов ему показалось легче в таком жанре, как баллада.
- Мы уже вспоминали сегодня, что такое баллада. Найдите черты баллады в «Вересковом мёде».
Исторический сюжет, яркий эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка.
- Так о чём же заставляет задуматься это произведение?
Оно заставляет нас задуматься о мужестве, героизме и смелости, о жестокости, о верности долгу и заветам предков, о сохранении святой тайны.
- Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он впервые услышал историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад, чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, вражда, и о том, к чему они могут привести.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Развернутый ответ.
Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как вы относитесь к поступку отца? Какие чувства и мысли вызывает он у вас?»
Постарайтесь показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора перед которым порой жизнь ставит человека, трагизм этого выбора.

V. Этап информации о домашнем задании
1. Выучить наизусть отрывок из баллады «Вересковый мёд».
2. Прочитать баллады о Робин Гуде и фрагменты баллады Томаса Мэлори «Смерть Артура».

VI. Этап рефлексии
Категория: Русский язык и литература | Добавил: tyty
Просмотров: 393 | Загрузок: 51 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru