Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок в 6 классе по теме"Морфемика. Морфемы и их роль в словообразовании и формообразовании"
[ Скачать с сервера (52.5 Kb) ] 2015-11-15, 12:06 PM
Тема: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании.
Цель: организовать деятельность по повторению и углублению знаний о морфемах и их роли в словообразовании и формообразовании, дать понятие о морфемике; развивать навыки разбора слов по составу, навыки определения морфемы; воздействовать на формирование устойчивого интереса к работе и заинтересованности в результате.

1. Оргмомент.
2.Повторение - разминка- работа в группах
• Задание 1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква С обозначает звук [с], а в каких - другие звуки: косьба, сшить, сжечь, смотреть, синева?
= Как называется раздел РЯ, в котором изучаются данные процессы? (фонетика)

• Задание 2. Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания: Ледник-ледник; накладной - накладный; отзыв- отзыв; переводной - переводный (переводные картинки), складной - складный.
= Как называется раздел РЯ, в котором изучаются данные процессы? (фонетика и лексика)
• Обозначьте состав слов: зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются части слова?
3 . Новая тема:
1) мозговой штурм (определение темы урока)
• Убери лишнее слово: морфема, фонема, суффикс, корень, приставка, окончание. Объясни.
• Значение какого слова неизвестно? Можете ли дать определение этому слову?
• Определите тему урока. Морфемы, морфемика, части слова.

Ах, какое это счастье –
Слово делится на части!
Может каждый грамотей
Слово сделать из частей.

2) Составьте слово:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали, Окончание у слова мама отмечали Вся же – в дневнике я и в журнале.

3) Работа в группах: разберите слова по составу, какой вывод о составе слова можете сделать?
1 группа: солнце, три, выучил, 2-я группа - зеленый, мной, радостно
3. группа - счастье, хорошо, сделал 4. Группа – золотое, себя, весело.

• Вывод: все слова имеют корень и основу, но не все – приставки, суффиксы и окончания
• Дайте определение известных вам морфем, какова их роль в слове?
4) упр.271 –три у доски вместе. Проверка.
- Почему слова в каждом столбике можно считать родственными?
-как образуются родственные слова? Какова роль морфем в словах? (образуют слова и формы слова) .
= Какая морфема не образует новые слова? – ответ дайте письменно - в группе.
= Какова роль окончания в слове?
5) работа с учебным текстом стр. 77. (самостоятельное изучение и беседа: прием «горячий стул»)
-Какая минимальная часть слова является морфемой? (значимая часть слова)
-Из каких морфем может состоять слова?
-на какие две группы делятся морфемы? (словообразующие и формообразующие)
-Назовите словообразующие морфемы.(приставка, суффикс)
-с помощью каких морфем образуются новые слова? Какие морфемы используются для образования новых слов?
-формообразующие? (окончание и суффикс)
-Для чего служит окончание? (форма слова –грамматическое значение)
- Каким может быть окончание?
-Есть ли в русском языке слова без окончания? Какие? (неизменяемые, иноязычные) Как определить, есть ли у слова окончание и какое?
6).- упр 273. 1 вариант – с нулевым, 2 – без окончания =2 человека у доски

7) упр. 274. Прочитайте текст. Определите тип речи. К выделенным словам подбери сначала однокоренные слова, затем формы.
1 вариант – неба, снежинки. 2 – чистые, смерзались.
8) упр. 279 –роль и значение суффиксов. Тип текста, стиль. Указать суффикс в выделенных словах. Определи его значение: Птичка, травка, миленький, цветочек, платьице.
9) упр. 282 –значение и роль приставок. Основная мысль, название, тип, стиль. выписать слова с приставками: подошли, набежала, посыпался, повисли. Заиграло. (завершение действия, доведение до необходимого предела)

10. Итог. Узнал, повторил. Дома: найти и повторить определения частей слова, стр. 77, выучить, 283 287 – по вариантам, 289 +290, упр. 284 –с высоким уровнем.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталия440
Просмотров: 2193 | Загрузок: 66 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 1:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru