Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок в 6 классе по теме"Морфемика. Морфемы и их роль в словообразовании и формообразовании"
[ Скачать с сервера (52.5Kb) ] 2015-11-15, 12:06 PM
Тема: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании.
Цель: организовать деятельность по повторению и углублению знаний о морфемах и их роли в словообразовании и формообразовании, дать понятие о морфемике; развивать навыки разбора слов по составу, навыки определения морфемы; воздействовать на формирование устойчивого интереса к работе и заинтересованности в результате.

1. Оргмомент.
2.Повторение - разминка- работа в группах
• Задание 1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква С обозначает звук [с], а в каких - другие звуки: косьба, сшить, сжечь, смотреть, синева?
= Как называется раздел РЯ, в котором изучаются данные процессы? (фонетика)

• Задание 2. Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания: Ледник-ледник; накладной - накладный; отзыв- отзыв; переводной - переводный (переводные картинки), складной - складный.
= Как называется раздел РЯ, в котором изучаются данные процессы? (фонетика и лексика)
• Обозначьте состав слов: зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются части слова?
3 . Новая тема:
1) мозговой штурм (определение темы урока)
• Убери лишнее слово: морфема, фонема, суффикс, корень, приставка, окончание. Объясни.
• Значение какого слова неизвестно? Можете ли дать определение этому слову?
• Определите тему урока. Морфемы, морфемика, части слова.

Ах, какое это счастье –
Слово делится на части!
Может каждый грамотей
Слово сделать из частей.

2) Составьте слово:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали, Окончание у слова мама отмечали Вся же – в дневнике я и в журнале.

3) Работа в группах: разберите слова по составу, какой вывод о составе слова можете сделать?
1 группа: солнце, три, выучил, 2-я группа - зеленый, мной, радостно
3. группа - счастье, хорошо, сделал 4. Группа – золотое, себя, весело.

• Вывод: все слова имеют корень и основу, но не все – приставки, суффиксы и окончания
• Дайте определение известных вам морфем, какова их роль в слове?
4) упр.271 –три у доски вместе. Проверка.
- Почему слова в каждом столбике можно считать родственными?
-как образуются родственные слова? Какова роль морфем в словах? (образуют слова и формы слова) .
= Какая морфема не образует новые слова? – ответ дайте письменно - в группе.
= Какова роль окончания в слове?
5) работа с учебным текстом стр. 77. (самостоятельное изучение и беседа: прием «горячий стул»)
-Какая минимальная часть слова является морфемой? (значимая часть слова)
-Из каких морфем может состоять слова?
-на какие две группы делятся морфемы? (словообразующие и формообразующие)
-Назовите словообразующие морфемы.(приставка, суффикс)
-с помощью каких морфем образуются новые слова? Какие морфемы используются для образования новых слов?
-формообразующие? (окончание и суффикс)
-Для чего служит окончание? (форма слова –грамматическое значение)
- Каким может быть окончание?
-Есть ли в русском языке слова без окончания? Какие? (неизменяемые, иноязычные) Как определить, есть ли у слова окончание и какое?
6).- упр 273. 1 вариант – с нулевым, 2 – без окончания =2 человека у доски

7) упр. 274. Прочитайте текст. Определите тип речи. К выделенным словам подбери сначала однокоренные слова, затем формы.
1 вариант – неба, снежинки. 2 – чистые, смерзались.
8) упр. 279 –роль и значение суффиксов. Тип текста, стиль. Указать суффикс в выделенных словах. Определи его значение: Птичка, травка, миленький, цветочек, платьице.
9) упр. 282 –значение и роль приставок. Основная мысль, название, тип, стиль. выписать слова с приставками: подошли, набежала, посыпался, повисли. Заиграло. (завершение действия, доведение до необходимого предела)

10. Итог. Узнал, повторил. Дома: найти и повторить определения частей слова, стр. 77, выучить, 283 287 – по вариантам, 289 +290, упр. 284 –с высоким уровнем.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталия440
Просмотров: 691 | Загрузок: 32 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 11:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru