Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

открытый урок по русскому языку
2015-11-25, 11:27 PM
Урок по теме «Прямая речь. Диалог.»

Цель урока: познакомить с понятиями «прямая речь», «слова автора»,диалог,
сформировать умения определять слова автора, прямую речь;
составлять схемы предложений с прямой речью; правильно
расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью,при диалоге.

Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки.
Развивающие:
• развивать умения учащихся выразительно читать предложения с прямой речью; самостоятельно составлять диалоги;
• составлять диалог на заданную тему.
Воспитательные: воспитывать патриотические этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), уважительное отношение друг к другу
Используемые технологии: приемы критического мышления,разноуровневые задания,игровые,ИКТ

Тип урока: изученного нового материала.

Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
(Деление на группы)
Минутка приятных воспоминаний.(музыка)
- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.
- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброты , энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле- главное доброе начало.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята! Но для начала мы обобщим изученный на прошлых занятиях материал.
На партах у вас лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять на уроке самостоятельно, объективно себя оценивая по пятибалльной шкале.
Если вы посчитаете, что очень хорошо справились с заданием, то поставите себе 5 баллов, если хорошо справились, то 4 , а если считаете, что плохо выполнили задание, тогда поставите 3.
2. Синтаксическая разминка.
1.ЗАДАНИЕ
1 группа
ЗАДАНИЕ: Из данных предложений выписать только сложные предложения.
1)Наступила зима,выпал первый снег. 2)Улетели птицы в теплые края.3)Начался дождь,и ребята побежали по лужам.
2 группа
ЗАДАНИЕ:
1. В данном предложении выделить грамматическую основу, расставить знаки препинания,составить схему,дать полную характеристику.
1. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по листьям.
3 группа
Задание
1. В данном предложении выделить грамматическую основу, составить схему.дать полную характеристику.

К.Д.Ушинский писал что ученье труд и должно оставаться трудом.

3. Слово учителя.
Основной этап урока.
- С помощью сложноподчиненных предложений мы можем передать мысли, слова других людей. Это косвенная речь. Но очень часто в своей речи мы используем прямую речь, с помощью которой можно точно, прямо, от имени какого-либо лица передать слова, мысли.

III. Актуализация опорных знаний.
Тема нашего урока – Прямая речь.
Запись темы урока. На экране высвечивается тема: Прямая речь.Диалог .Цель
Слайд 5
- Сегодня на уроке мы должны узнать:
• Что такое прямая речь?

• Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

• Где в предложении может стоять прямая речь?

• Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт). Слайд 2)
Учитель:

Прочитайте материал

Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Прямая речь представляет собой конструкцию, в которой дословно
передаётся речь того лица, кому она принадлежит:

У меня спросили: «Который час?»

Предложение с прямой речью состоит из двух частей, связанных
по смыслу и интонационно — из прямой речи и слов автора.

Прямая речь — это слова какого-либо лица,передаваемые от его имени.
Слова автора указывают на лицо, которому принадлежит прямая речь.
Слова автора могут стоять как перед прямой речью, так и после неё.

Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи
пишется с большой буквы.

Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:

А: «П». А: «П?» А: «П!»

После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора
начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи перед словами
автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак:

«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.
Диалог - диа - два
логос - слово (греческое)
Реплика - речь каждого лица

Каждая реплика начинается с новой строки,и перед ней ставится тире.

5. Объяснение нового материала.
6. Беседа с учащимися по новому материалу.
Слайд 6
- Что такое прямая речь?Давайте возвратимся к нашему сложноподчиненному предложению.
Запись в тетрадь.
Слайд 7
- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
- Где в предложении может стоять прямая речь?

Слайд 8
- Слова автора включают глаголы, вводящие прямую речь. На доску прикрепляются карточки со словами «говорения».
Слова «говорения»:
сказать объявить спросить крикнуть произнести проворчать шепнуть попросить ответить и др.
7. ПРОВЕДЕМ ИГРУ
Учащиеся называют слова автора и прямую речь. (1 группа : один ученик произносит слова автора, другой слова говорящего – прямую речь) ЗАПИСЬ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕТРАДЬ.
Слайд 9
- Где в предложении может стоять прямая речь?
Слова автора ( А ) перед Слова автора ( а ) после
прямой речью ( П ) прямой речи ( П )

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
А: «П». А: «П!» А: «П?» «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.

ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ

1. Миниатюра для инсценировки. «Ударение»
Комната. В постели лежит мальчик.
- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берет бутылочку с лекарством. Читает:
- три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи.
Начинает пищать. Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял. А здесь написано: «После приёма пищи».
- Ах ты, глупышка! Ведь ты неверно прочел. После приема пищи, а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

2. - Кто в этом разговоре был лишним? (Автор).
- Автор не всегда нужен. Для этого существует ещё одна форма передачи чужой речи – диалог.
Сегодня на уроке мы должны будем решить: Слайд №3
- что такое диалог?
- где он встречается в речи?
- как выделяется на письме?

3. Запись на доске и в тетрадях: Слайд №4

Диалог - диа - два
логос - слово (греческое)
Реплика - речь каждого лица

4. Чтение
- Алло. Здравствуйте! Будьте добры, позовите, пожалуйста, Лену.
- Сейчас.
- Алло. Я слушаю.
- Лена, ты сегодня не была в школе. Ты заболела? Как ты себя чувствуешь?
- Я заболела. Сейчас я чувствую себя уже лучше.
- Мы бы хотели тебя навестить. Когда это лучше сделать?
- Спасибо, но доктор пока не разрешает.
- Выздоравливай. До свидания.
БУДЕТ ЛИ ЭТОТ ТЕКСТ ДИАЛОГОМ,ПОЧЕМУ?
- Сколько реплик в этом разговоре?
- Как выделяется при письме речь каждого лица?
- Какие знаки препинания ставятся при диалоге?
- А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.
- А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог? ( в художественном произведении»-художественный стиль.
?
4. Закрепление.
4. Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.
Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем).
-Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»
Серёжа вернулся из кино.
- Что, хорошая была картина?- спросил я.
-Ух, и здорово!- ответил он.- Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?
Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.
-Поэтому, слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.
- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?
Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста. Слайд № 6
- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).

Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.

IV. Закрепление изученного материала.
Задание . Вы должны сообща сочинить диалог, обыгрывая ситуацию, случившуюся в определенном месте.
А) 1 группа Магазин (продавец и покупатель)
Б)2 группа Библиотека ( библиотекарь и читатель)
В) 3 группа Школа (учитель и ученик)

-
- Анализируя эти диалоги, учащиеся приходят к следующим выводам:
а) Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться, представиться.
б) Обращаясь к кому-либо с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.
в) По окончании разговора не забудь попрощаться.
5) Смотрим ситуации, анализируем их.
(Слайд 7 )А) Магазин (продавец и покупатель)
(Слайд 8 )Б) Библиотека ( библиотекарь и читатель)
(Слайд 9 )В) Школа (учитель и ученик)
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.
Возможный приём
Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…» (Встали все,если вы согласны –вы делаете хлопок и один шаг вперед, если нет то вы делаете наклон вправо.влево)
да
нет
да
нет
да

6) Найдите в учебнике литературы 1 предложение с прямой речью и диалог.
-Прочтем эти предложения.
-Из каких произведений они взяты?
-Чему учат вас эти произведения?
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.
V. Итоговый тест по теме.
Выбери верное утверждение:
1. Прямая речь в предложении передаёт:
А) примерный смысл сказанного;
Б)дословно, без искажений.
2. Прямая речь заключается:
А) в кавычки;
Б) в скобки.
3. Первое слово в прямой речи пишется:
А) всегда с большой буквы;
Б) с маленькой буквы.
4. Каждая реплика диалога пишется:
А) с красной строки;
Б) может продолжать предыдущую реплику.
5. Диалог – это:
А) Разговор одного лица;
Б) Разговор двух или нескольких лиц.
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.( нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 – 3 ошибки – «3»).
V1. Рефлексия.

В листах самооценки есть вопрос: Что осталось непонятным по данной теме?
Ответьте на него. Если все понятно, так и напишите. Если же что-то непонятно, то напишите. - выставление оценок в дневники.

Д/З:
Категория: Русский язык и литература | Добавил: shaymardanovam
Просмотров: 892 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 5:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru