Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

открытый урок по русскому языку
2015-11-25, 11:27 PM
Урок по теме «Прямая речь. Диалог.»

Цель урока: познакомить с понятиями «прямая речь», «слова автора»,диалог,
сформировать умения определять слова автора, прямую речь;
составлять схемы предложений с прямой речью; правильно
расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью,при диалоге.

Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки.
Развивающие:
• развивать умения учащихся выразительно читать предложения с прямой речью; самостоятельно составлять диалоги;
• составлять диалог на заданную тему.
Воспитательные: воспитывать патриотические этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), уважительное отношение друг к другу
Используемые технологии: приемы критического мышления,разноуровневые задания,игровые,ИКТ

Тип урока: изученного нового материала.

Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
(Деление на группы)
Минутка приятных воспоминаний.(музыка)
- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.
- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброты , энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле- главное доброе начало.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята! Но для начала мы обобщим изученный на прошлых занятиях материал.
На партах у вас лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять на уроке самостоятельно, объективно себя оценивая по пятибалльной шкале.
Если вы посчитаете, что очень хорошо справились с заданием, то поставите себе 5 баллов, если хорошо справились, то 4 , а если считаете, что плохо выполнили задание, тогда поставите 3.
2. Синтаксическая разминка.
1.ЗАДАНИЕ
1 группа
ЗАДАНИЕ: Из данных предложений выписать только сложные предложения.
1)Наступила зима,выпал первый снег. 2)Улетели птицы в теплые края.3)Начался дождь,и ребята побежали по лужам.
2 группа
ЗАДАНИЕ:
1. В данном предложении выделить грамматическую основу, расставить знаки препинания,составить схему,дать полную характеристику.
1. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по листьям.
3 группа
Задание
1. В данном предложении выделить грамматическую основу, составить схему.дать полную характеристику.

К.Д.Ушинский писал что ученье труд и должно оставаться трудом.

3. Слово учителя.
Основной этап урока.
- С помощью сложноподчиненных предложений мы можем передать мысли, слова других людей. Это косвенная речь. Но очень часто в своей речи мы используем прямую речь, с помощью которой можно точно, прямо, от имени какого-либо лица передать слова, мысли.

III. Актуализация опорных знаний.
Тема нашего урока – Прямая речь.
Запись темы урока. На экране высвечивается тема: Прямая речь.Диалог .Цель
Слайд 5
- Сегодня на уроке мы должны узнать:
• Что такое прямая речь?

• Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

• Где в предложении может стоять прямая речь?

• Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт). Слайд 2)
Учитель:

Прочитайте материал

Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Прямая речь представляет собой конструкцию, в которой дословно
передаётся речь того лица, кому она принадлежит:

У меня спросили: «Который час?»

Предложение с прямой речью состоит из двух частей, связанных
по смыслу и интонационно — из прямой речи и слов автора.

Прямая речь — это слова какого-либо лица,передаваемые от его имени.
Слова автора указывают на лицо, которому принадлежит прямая речь.
Слова автора могут стоять как перед прямой речью, так и после неё.

Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи
пишется с большой буквы.

Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:

А: «П». А: «П?» А: «П!»

После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора
начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи перед словами
автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак:

«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.
Диалог - диа - два
логос - слово (греческое)
Реплика - речь каждого лица

Каждая реплика начинается с новой строки,и перед ней ставится тире.

5. Объяснение нового материала.
6. Беседа с учащимися по новому материалу.
Слайд 6
- Что такое прямая речь?Давайте возвратимся к нашему сложноподчиненному предложению.
Запись в тетрадь.
Слайд 7
- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
- Где в предложении может стоять прямая речь?

Слайд 8
- Слова автора включают глаголы, вводящие прямую речь. На доску прикрепляются карточки со словами «говорения».
Слова «говорения»:
сказать объявить спросить крикнуть произнести проворчать шепнуть попросить ответить и др.
7. ПРОВЕДЕМ ИГРУ
Учащиеся называют слова автора и прямую речь. (1 группа : один ученик произносит слова автора, другой слова говорящего – прямую речь) ЗАПИСЬ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕТРАДЬ.
Слайд 9
- Где в предложении может стоять прямая речь?
Слова автора ( А ) перед Слова автора ( а ) после
прямой речью ( П ) прямой речи ( П )

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
А: «П». А: «П!» А: «П?» «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.

ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ

1. Миниатюра для инсценировки. «Ударение»
Комната. В постели лежит мальчик.
- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берет бутылочку с лекарством. Читает:
- три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи.
Начинает пищать. Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял. А здесь написано: «После приёма пищи».
- Ах ты, глупышка! Ведь ты неверно прочел. После приема пищи, а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

2. - Кто в этом разговоре был лишним? (Автор).
- Автор не всегда нужен. Для этого существует ещё одна форма передачи чужой речи – диалог.
Сегодня на уроке мы должны будем решить: Слайд №3
- что такое диалог?
- где он встречается в речи?
- как выделяется на письме?

3. Запись на доске и в тетрадях: Слайд №4

Диалог - диа - два
логос - слово (греческое)
Реплика - речь каждого лица

4. Чтение
- Алло. Здравствуйте! Будьте добры, позовите, пожалуйста, Лену.
- Сейчас.
- Алло. Я слушаю.
- Лена, ты сегодня не была в школе. Ты заболела? Как ты себя чувствуешь?
- Я заболела. Сейчас я чувствую себя уже лучше.
- Мы бы хотели тебя навестить. Когда это лучше сделать?
- Спасибо, но доктор пока не разрешает.
- Выздоравливай. До свидания.
БУДЕТ ЛИ ЭТОТ ТЕКСТ ДИАЛОГОМ,ПОЧЕМУ?
- Сколько реплик в этом разговоре?
- Как выделяется при письме речь каждого лица?
- Какие знаки препинания ставятся при диалоге?
- А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.
- А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог? ( в художественном произведении»-художественный стиль.
?
4. Закрепление.
4. Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.
Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем).
-Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»
Серёжа вернулся из кино.
- Что, хорошая была картина?- спросил я.
-Ух, и здорово!- ответил он.- Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?
Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.
-Поэтому, слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.
- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?
Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста. Слайд № 6
- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).

Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.

IV. Закрепление изученного материала.
Задание . Вы должны сообща сочинить диалог, обыгрывая ситуацию, случившуюся в определенном месте.
А) 1 группа Магазин (продавец и покупатель)
Б)2 группа Библиотека ( библиотекарь и читатель)
В) 3 группа Школа (учитель и ученик)

-
- Анализируя эти диалоги, учащиеся приходят к следующим выводам:
а) Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться, представиться.
б) Обращаясь к кому-либо с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.
в) По окончании разговора не забудь попрощаться.
5) Смотрим ситуации, анализируем их.
(Слайд 7 )А) Магазин (продавец и покупатель)
(Слайд 8 )Б) Библиотека ( библиотекарь и читатель)
(Слайд 9 )В) Школа (учитель и ученик)
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.
Возможный приём
Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…» (Встали все,если вы согласны –вы делаете хлопок и один шаг вперед, если нет то вы делаете наклон вправо.влево)
да
нет
да
нет
да

6) Найдите в учебнике литературы 1 предложение с прямой речью и диалог.
-Прочтем эти предложения.
-Из каких произведений они взяты?
-Чему учат вас эти произведения?
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.
V. Итоговый тест по теме.
Выбери верное утверждение:
1. Прямая речь в предложении передаёт:
А) примерный смысл сказанного;
Б)дословно, без искажений.
2. Прямая речь заключается:
А) в кавычки;
Б) в скобки.
3. Первое слово в прямой речи пишется:
А) всегда с большой буквы;
Б) с маленькой буквы.
4. Каждая реплика диалога пишется:
А) с красной строки;
Б) может продолжать предыдущую реплику.
5. Диалог – это:
А) Разговор одного лица;
Б) Разговор двух или нескольких лиц.
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.( нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 – 3 ошибки – «3»).
V1. Рефлексия.

В листах самооценки есть вопрос: Что осталось непонятным по данной теме?
Ответьте на него. Если все понятно, так и напишите. Если же что-то непонятно, то напишите. - выставление оценок в дневники.

Д/З:
Категория: Русский язык и литература | Добавил: shaymardanovam
Просмотров: 149 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 4:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru