Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2015-12-30, 5:21 PM | |
ТЕМА: « Корень слова. Однокоренные слова». Цель: 1)учить распознавать однокоренные слова и выделять корень. 2. Развивать мышление , речь , орфографическую зоркость. 3.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к художественному слову. Ход урока 1.Организация класса. Эмоциональный настрой Учащиеся разбиты на две группы -Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга? -Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится! Ведь недаром в народе говорят: «… терпенье и труд все перетрут.» Домашнее задание Переход от пройденной темы к новой. -Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование - Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? Точный ответ на этот вопрос можно найти в толковом словаре? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». Слайд №2 -А что же мы с вами будем исследовать? -О чём будем говорить на уроке? Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: (слайд 3) Я у дуба я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) Сообщение темы и цели урока Слово «корень» многозначное или однозначное? (многозначное) слайд №4 1) подземная часть растения; 2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя; 3) часть слова. Так о чём мы будем с вами говорить на уроке? (о корне и об однокоренных словах) Послушайте сказку «Два корня» слайд №5 Встретились однажды корень куста и корень слова. -Здравствуй, - говорит один.—Я - корень, а ты кто? -А я тоже корень, - отвечает другой. -Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живёшь? - А я живу в словах, - ответил второй. - Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый. – Вот я корень так корень!- Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? - Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри, сколько новых слов выросло только из одного корня ЛЕС (на доске дерево с однокоренными словами) слайд №6 Услышали их спор люди и сказали: - Не спорьте, вы нам оба необходимы. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли. Работа с деревом, которое висит на доске: - Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение) - А попробуйте прочитать только корень. - Вы поняли, что означает это слово? - А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. - Ясен ли смысл слов? - Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? - Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова. Корнем называется общая часть родственных слов. Однокоренные слова – слова , которые имеют общую часть и сходны по смыслу (слайд 7) 1.«Найди корень слова» (слайд 8) А) Чистота ,чистенький , очищать. Б) Низкий , низина ,понизить В) Готовый , подготовка , заготовка. Г)Циркачи , цирковые , цирк. Д)Посадил ,пересадка , присадил. Е) Желтеть ,пожелтеть , желторотый . 2. «Помоги Сове» (слайд 9) Сова подобрала к данным ей словам родственные слова, но по дороге в школу они у неё рассыпались, и вот что осталось: А.Работа - … ник Ёж-…иха лев - …ёнок белый - … енький (выдели общий корень) Б.защита-…ник солнце-…ышко жук-… иха гладкий-…енький 3.Работа с учебником. Выполняем упр.155 стр.70. Лесной доктор (слайд 10) Задание : определить тему , идею текста . Тип текста и стиль речи. Игра «Третий лишний» — Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Желток, железо, жёлтый. 2) Носильщик, нос, носатый. 3) Часовщик, часть, час. 4) Печурка, печать, печник. 5) Циркуль, циркач, цирковая. 6) Час, частичка , часовщик. — А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.) — Что у них ещё должно быть? (Общее значение.) — Послушайте рассказ. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? — Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.) — Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.) — Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.) — Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень. Рефлексия. -Спешите однокоренные слова , выделите в них корень . Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить. 1) Бегать , бегун , пробег, беговой. 2)Домашний, домишко , домовой, домик. 3)Светить , светлый, светленький , светильный . 4)Конюшня, конный , конница , коняга. -Что такое корень? -Какие слова называются однокоренными . -Назовите два признака однокоренных слов. Домашнее задание Стр. 70 упр.155 пересказать | |
Просмотров: 1254 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|