Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Корень слова .Однокоренные слова.
2015-12-30, 5:21 PM
ТЕМА: « Корень слова. Однокоренные слова».

Цель: 1)учить распознавать однокоренные слова и выделять корень.

2. Развивать мышление , речь , орфографическую зоркость.
3.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к художественному слову.

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой
Учащиеся разбиты на две группы
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится! Ведь недаром в народе говорят: «… терпенье и труд все перетрут.»
Домашнее задание
Переход от пройденной темы к новой.

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование
- Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? Точный ответ на этот вопрос можно найти в толковом словаре? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». Слайд №2
-А что же мы с вами будем исследовать?
-О чём будем говорить на уроке?
Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: (слайд 3)
Я у дуба я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
Сообщение темы и цели урока

Слово «корень» многозначное или однозначное? (многозначное) слайд №4
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
Так о чём мы будем с вами говорить на уроке? (о корне и об однокоренных словах)
Послушайте сказку «Два корня» слайд №5
Встретились однажды корень куста и корень слова.
-Здравствуй, - говорит один.—Я - корень, а ты кто?
-А я тоже корень, - отвечает другой.
-Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живёшь?
- А я живу в словах, - ответил второй.
- Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый. – Вот я корень так корень!- Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри, сколько новых слов выросло только из одного корня ЛЕС (на доске дерево с однокоренными словами) слайд №6
Услышали их спор люди и сказали:
- Не спорьте, вы нам оба необходимы. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.
Работа с деревом, которое висит на доске:
- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
- А попробуйте прочитать только корень.
- Вы поняли, что означает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов?
- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
Корнем называется общая часть родственных слов.
Однокоренные слова – слова , которые имеют общую часть и сходны по смыслу (слайд 7)
1.«Найди корень слова» (слайд 8)
А) Чистота ,чистенький , очищать.
Б) Низкий , низина ,понизить
В) Готовый , подготовка , заготовка.
Г)Циркачи , цирковые , цирк.
Д)Посадил ,пересадка , присадил.
Е) Желтеть ,пожелтеть , желторотый .

2. «Помоги Сове» (слайд 9)
Сова подобрала к данным ей словам родственные слова, но по дороге в школу они у неё рассыпались, и вот что осталось:
А.Работа - … ник
Ёж-…иха
лев - …ёнок
белый - … енький (выдели общий корень)
Б.защита-…ник
солнце-…ышко
жук-… иха
гладкий-…енький

3.Работа с учебником. Выполняем упр.155 стр.70. Лесной доктор (слайд 10)
Задание : определить тему , идею текста .
Тип текста и стиль речи.

Игра «Третий лишний»

— Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Желток, железо, жёлтый.

2) Носильщик, нос, носатый.

3) Часовщик, часть, час.

4) Печурка, печать, печник.

5) Циркуль, циркач, цирковая.
6) Час, частичка , часовщик.
— А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.)

— Что у них ещё должно быть? (Общее значение.)

— Послушайте рассказ.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом

на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями

заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал.

И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему

идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

— Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)

— Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.)

— Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.)

— Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл

к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень.

Рефлексия.
-Спешите однокоренные слова , выделите в них корень . Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.
1) Бегать , бегун , пробег, беговой.
2)Домашний, домишко , домовой, домик.
3)Светить , светлый, светленький , светильный .
4)Конюшня, конный , конница , коняга.
-Что такое корень?
-Какие слова называются однокоренными .
-Назовите два признака однокоренных слов.
Домашнее задание
Стр. 70 упр.155 пересказать
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ruslan_99_07_kz | Теги: однокоренные слова, корень, слова
Просмотров: 322 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 1:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru