Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Корень слова .Однокоренные слова.
2015-12-30, 5:21 PM
ТЕМА: « Корень слова. Однокоренные слова».

Цель: 1)учить распознавать однокоренные слова и выделять корень.

2. Развивать мышление , речь , орфографическую зоркость.
3.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к художественному слову.

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой
Учащиеся разбиты на две группы
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится! Ведь недаром в народе говорят: «… терпенье и труд все перетрут.»
Домашнее задание
Переход от пройденной темы к новой.

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование
- Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? Точный ответ на этот вопрос можно найти в толковом словаре? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». Слайд №2
-А что же мы с вами будем исследовать?
-О чём будем говорить на уроке?
Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: (слайд 3)
Я у дуба я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
Сообщение темы и цели урока

Слово «корень» многозначное или однозначное? (многозначное) слайд №4
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
Так о чём мы будем с вами говорить на уроке? (о корне и об однокоренных словах)
Послушайте сказку «Два корня» слайд №5
Встретились однажды корень куста и корень слова.
-Здравствуй, - говорит один.—Я - корень, а ты кто?
-А я тоже корень, - отвечает другой.
-Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живёшь?
- А я живу в словах, - ответил второй.
- Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый. – Вот я корень так корень!- Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри, сколько новых слов выросло только из одного корня ЛЕС (на доске дерево с однокоренными словами) слайд №6
Услышали их спор люди и сказали:
- Не спорьте, вы нам оба необходимы. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.
Работа с деревом, которое висит на доске:
- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
- А попробуйте прочитать только корень.
- Вы поняли, что означает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов?
- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
Корнем называется общая часть родственных слов.
Однокоренные слова – слова , которые имеют общую часть и сходны по смыслу (слайд 7)
1.«Найди корень слова» (слайд 8)
А) Чистота ,чистенький , очищать.
Б) Низкий , низина ,понизить
В) Готовый , подготовка , заготовка.
Г)Циркачи , цирковые , цирк.
Д)Посадил ,пересадка , присадил.
Е) Желтеть ,пожелтеть , желторотый .

2. «Помоги Сове» (слайд 9)
Сова подобрала к данным ей словам родственные слова, но по дороге в школу они у неё рассыпались, и вот что осталось:
А.Работа - … ник
Ёж-…иха
лев - …ёнок
белый - … енький (выдели общий корень)
Б.защита-…ник
солнце-…ышко
жук-… иха
гладкий-…енький

3.Работа с учебником. Выполняем упр.155 стр.70. Лесной доктор (слайд 10)
Задание : определить тему , идею текста .
Тип текста и стиль речи.

Игра «Третий лишний»

— Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Желток, железо, жёлтый.

2) Носильщик, нос, носатый.

3) Часовщик, часть, час.

4) Печурка, печать, печник.

5) Циркуль, циркач, цирковая.
6) Час, частичка , часовщик.
— А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.)

— Что у них ещё должно быть? (Общее значение.)

— Послушайте рассказ.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом

на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями

заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал.

И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему

идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

— Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)

— Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.)

— Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.)

— Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл

к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень.

Рефлексия.
-Спешите однокоренные слова , выделите в них корень . Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.
1) Бегать , бегун , пробег, беговой.
2)Домашний, домишко , домовой, домик.
3)Светить , светлый, светленький , светильный .
4)Конюшня, конный , конница , коняга.
-Что такое корень?
-Какие слова называются однокоренными .
-Назовите два признака однокоренных слов.
Домашнее задание
Стр. 70 упр.155 пересказать
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ruslan_99_07_kz | Теги: однокоренные слова, корень, слова
Просмотров: 1254 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 6:36 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru