Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Вводные конструкции, их роль в языке. Синонимия вводных слов
[ Скачать с сервера (700.5 Kb) ] 2016-01-03, 7:47 PM
Русский язык (8 класс)

Тема: Вводные конструкции, их роль в языке. Синонимия вводных слов

Цели: работать над понятием функционального использования вводных конструкций в языке; вырабатывать умения учащихся находить вводные конструкции в предложении, тексте; составлять предложения с вводными конструкциями; научить отличать вводные конструкции по признакам вводности от омонимичных слов; работать над синонимичным богатством вводных конструкций; вырабатывать навык анализа собственных действий, применения теории на практике; воспитывать культуру речи учащихся, культуру их общения, научить правильно использовать вводные конструкции в их языковой и речевой практике; продолжить обучать учащихся работать со справочной литературой; повторить в связи с темой правописание наречий, существительных с предлогом, глаголов, выступающих в роли вводных слов.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./- Харьков: «Основа», 2008.; опорный конспект «Обращение. Вводные слова и вводные предложения» (по методике Ю.С.Меженко); таблицы В.М. Шевелева, Л.А. Шевелевой «Русское правописание в таблицах» - Х.: Мир детства, 1997; справочник В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой «Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учебных заведений» - М.: Просвещение, 1993.; сборник Ф.Д. Кривина «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» - Ужгород: Карпаты, 1981. (сказка «Вводные слова»), карточки для индивидуальной работы.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся распознают в предложениях вводные конструкции, осмысливают их роль в речи; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них; отличают вводные конструкции по признакам вводности от омонимичных слов; умеют работать с синонимичным богатством вводных конструкций.

Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка упражнений 298, 302.
II. Словарная работа / словарный диктант/.
На счастье, на радость; к сожалению, к огорчению; несомненно, естественно; как говорится, что называется; по-моему, по-твоему; извините, простите.
Слова каких частей речи записали? Какие правила применили, чтобы написать их без ошибок?
С точки зрения лексического состава языка как можно назвать группы записанных слов? /Синонимы/
Вспомним, что такое синонимы.
Для чего используются записанные слова и словосочетания в нашей речи?
/Выразить отношение к сообщению, чувства, источник мысли/
III. Актуализация опорных знаний.
Как называются записанные слова словарного диктанта с точки зрения синтаксиса? К каким синтаксическим единицам их можно отнести?
Расскажите о вводных конструкциях, используя ОК «Обращение. Вводные слова и вводные предложения» (блок «Вводные слова и вводные предложения»).
/Ответ учащихся у доски/
Что ОК рассказал о постановке знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями?
/Ответ учащихся у доски/
IV. Тема, цели урока.
Сегодня на уроке мы больше уделим внимания роли вводных конструкций в языке, употреблению их в нашей речи, активности использования в одних и тех же речевых ситуациях.
/Запись темы урока в тетради/
V. Роль вводных конструкций в языке. Синонимия вводных слов.
1. Работа с учебником – выполнение упр. 296 /списывание, расстановка знаков препинания, нахождение и указание вводных конструкций/.
//● Индивидуальная работа по карточкам (вставить пропущенные буквы и знаки препинания).

Карточка № 1, 2

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания
1. Я хотел сказать вам приятное а вы кажет(?)ся обиделись.2. Безусловно мне хоч..т(?)ся прочесть эту книгу. 3. Пожар в л..су по словам очевидцев страшное зрелище. 4. Вешние воды к сож..лению сошли быстро. 5. К несчаст..ю прол..вные дожди продолжали затапливать поля. 6. Нам действительно понадобят(?)ся эти книги. 7. Казалось отроду не бывал я в таких пустых местах.
Не так просто иногда определить принадлежность слова к вводным. Как это сделать? Найдём ответ в таблице.
2. Работа с таблицами «Русское правописание в таблицах» (стр.39, таблица 43 «Вводные слова и члены предложения»).
● Чтение правила, анализ примеров.
● Повторение понятий «омонимы», «синонимы» (по ходу анализа примеров).
● Запись примеров с вводными словами-синонимами (2 – 3 примера).
3. Работа с грамматической сказкой Ф. Кривина «Вводные слова» с использованием элементов аудирования.
Теперь вам предстоит поработать устно. Послушайте рассказ Ф. Кривина «Вводные слова» и ответьте на вопросы тестового характера.
/Чтение текста учителем/
Вводные слова
- К счастью, мы пришли…
Не подумайте, что мы пришли к счастью.
Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в дороге, что когда наконец пришли, то вздохнули с облегчением:
- К счастью, мы пришли…
Все дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила его в мало что значащее вводное слово. Может, совсем не то слово, которое в данном случае надо было сказать…
Может, не то. А может, и то. МОЖЕТ уже ничего не может, потому что означает не действие, а какую-то неопределенную вероятность. И здесь опять дело в запятой. Развелось этих запятых. И, главное, не знаешь, куда их ставить…
ГЛАВНОЕ тут вовсе не главное, это опять вводное слово. Отделилось от предложения с двух сторон, потому и считает себя главным. А в предложении оно не то что не главный, а даже не второстепенный член. Ввели его – оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для смысла.
Выведешь – две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть-то ни при чем, СОВЕСТЬ здесь - опять же вводное слово, а значит, и без нее можно обойтись. Без СОВЕСТИ можно обойтись, если она всего лишь вводное слово.
- К несчастью, нам пора…
Да нет, никто не спешит к несчастью. Нам пора, к сожалению, хотя и к сожалению никто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по-настоящему, а что просто так, без чего можно обойтись, а без чего обойтись невозможно.

Тестовые вопросы:
1. Что сделала запятая с выражением «к счастью»:
а) превратила его в малозначащее вводное слово;
б) превратила его в многозначащее вводное слово;
в) ничего.
2. Что означает слово «может» в предложении «Может, не то. А может, и то»:
а) действие;
б) определённую вероятность;
в) определенную невероятность.
3. Как в предложении можно поступить с вводным словом:
а) можно вывести без особого ущерба для смысла;
б) вывести нельзя – это важная смысловая часть предложения;
в) иногда можно вывести, иногда – ни за что.
4. Если выведешь вводное слово, что сэкономишь:
а) ничего не сэкономишь;
б) две запятые сэкономишь;
в) не знаю.
5. Продолжите предложение: «Что по-настоящему, а что просто так, без чего обойтись невозможно, с этими вводными словами…»:
а) всегда знаешь;
б) никогда не предполагаешь;
в) никогда не знаешь.
6. В предложении «К счастью, мы пришли» какая часть является вводной:
а) к счастью;
б) мы пришли;
в) в этом предложении нет вводных конструкций.
/Ответы: 1а; 2в; 3а; 4б; 5в; 6а./

Обобщение.
На какие особенности вводных слов указывает автор?
/Устные ответы учащихся/
Определим правильность ваших ответов на тестовые вопросы и узнаем, на каком уровне знания темы вы находитесь на данном этапе урока.
/Работу выполняют ученики-консультанты/
4. Составление предложений с вводными словами и омонимичными членами предложения – работа с учебником (упражнение 297 выполняется по вариантам). Чтение составленных предложений.
// ● Индивидуальная работа по карточкам (нахождение вводных слов и омонимичных членов предложения).

Карточка № 3
Списать, расставить недостающие знаки препинания, указать вводные слова и сочетания слов
1. К сожалению приехать не могу. 2. К сожалению примешалась ещё и досада. 3. Он может быть скоро вернется. 4. Он может быть при желании весьма исполнительным. 5. Книжный магазин находится напротив почты. 6. Взрослые устали, дети напротив чувствовали себя бодрыми. 7. В конце концов все обошлось благополучно. 8. Он в конце концов прав. 9. Тема не новая однако интересная. 10. Сосед однако заблуждается. 11. Что значит твоё молчание? 12. Значит ты приедешь вечером? 13. К счастью на всём своём протяжении река имеет большую глубину. 14. Поезд мчит меня к счастью.

Карточка № 4
Выписать предложения с вводными словами и словосочетаниями, расставить недостающие знаки препинания
1. К сожалению приехать не могу. 2. К сожалению примешалась ещё и досада. 3. Он может быть скоро вернется. 4. Он может быть при желании весьма исполнительным. 5. Книжный магазин находится напротив почты. 6. Взрослые устали, дети напротив чувствовали себя бодрыми. 7. В конце концов все обошлось благополучно. 8. Он в конце концов прав. 9. Тема не новая однако интересная. 10. Сосед однако заблуждается. 11. Что значит твоё молчание? 12. Значит ты приедешь вечером? 13. К счастью на всём своём протяжении река имеет большую глубину. 14. Поезд мчит меня к счастью.

5. Употребление вводных конструкций для связи предложений в тексте.
● Стилистические возможности, семантика вводных конструкций.
Работа с учебником – выполнение упр. 304, 305 (устно, по вариантам).
● Работа с деформированным текстом.
Чтение текста учащимися (контрольное оценивание). // Устный пересказ (1 уч-ся – контрольное оценивание).
Задание: ввести в текст вводные слова, сопоставить два варианта текста, охарактеризовать произошедшие изменения. Новый вариант текста записать.

Манеры
Красивая походка, осанка, изящные жесты ... украшают как мужчину, так и женщину.
... стоит обратить внимание на умение держать руки на месте. Воспитанный человек... никогда не позволит себе держать руки в карманах, тем более кусать ногти.
... сидя, не кладут ногу на ногу и не трясут ею. ... никогда не следует сидеть развалясь в кресле, раскачиваясь на стуле.
Дверь за собой ... всегда закрывают мягко. Хлопанье дверью – недостойный агрессивный выпад.
Дурные привычки ... лишают окружающих удовольствия общения с вами.

1 вариант: по-моему, говорят, помнится, вообще-то, с точки зрения окружающих, как говорится, с моей точки зрения;
2 вариант: может быть, очевидно, кажется, наверное, пожалуй, скорее всего, к сожалению;
3 вариант: бесспорно, прежде всего, во-первых, во-вторых, между прочим, надо полагать, безусловно.
 Чтение учащимися изменённых текстов (3 варианта) – контрольное чтение. // Устный пересказ изменённого текста (1 уч-ся - контрольное оценивание).
 Охарактеризовать изменения пунктуации записанных текстов /проверить расстановку знаков препинания/.
 Определить синонимию вводных конструкций, использованных в тексте (каждый вариант).
// ● Индивидуальная работа по карточкам (подбор синонимов к вводным словам и выражениям).

Карточка № 5
Подобрать синонимы к вводным словам и выражениям (2 – 3 синонима). Один из вариантов вставить в предложение.
1. Конечно - … Героиней этого романа ________ была Маша.
2. Следовательно - … Он __________ бережёт себя.
3. К сожалению - … ___________ никто меня не заметил.
4. Без всякого сомнения - … Щенок _________ из породистых.

Карточка № 6
Подобрать синонимы к вводным словам и выражениям (2 – 3 синонима). Один из вариантов вставить в предложение.
1. К сожалению - … __________ приехать не смогу.
2. Возможно - … Приеду я _________ не скоро.
3. Как на беду - … Но _______ в это время подвернулся губернатор.
4. В конце концов - … Он _______ прав.

// ● Индивидуальная работа – составление диалога по речевой ситуации упр. 306. /Дать задание во время обсуждения текста/

6. Работа со справочной литературой – справочник В. В. Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой «Русский язык: Теория» (§199. стр. 203 - 204) – с элементами чтения молча.
● Чтение учащимися теории, изложенной в справочнике, сопоставление с материалами учебника.
 Какая часть материала изложена в пособиях одинаково? Что справочник «Русский язык: Теория» добавил к информации учебника? Зачитайте.

VI. Развитие связной речи.
1. Разыгрывание диалогов по речевой ситуации упр. 306 (1 – 2 пары).
Задание классу: проанализировать речевые ситуации, представленные в диалогах.
// ● Индивидуальная работа – устное сочинение по учебным рисункам с контрольным оцениванием.

VII. Обобщение изученного.
 Что на уроке показалось самым значимым для вас в накоплении ваших знаний и умений?
 Для чего мы используем в нашей речи вводные слова, словосочетания и предложения?
 В каких учебных речевых ситуациях вы использовали вводные конструкции?
 В каких жизненных ситуациях вам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?

VIII. Рефлексия.
Как поработали на уроке? Выберите свой вариант ответа.
Мою умственную активность стимулируют:
 возможность узнать что-то интересное;
 новая форма получения знаний;
 возможность поделиться интересной информацией с одноклассниками;
 боязнь оказаться глупее одноклассников…

IХ. Итоги урока. Оценка знаний учащихся. Комментарий к домашнему заданию.
Домашнее задание: §20 – повторить. Упр. 309 (устно), 313 (письменно).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kucherenkonataliy | Теги: Русский язык, вводные конструкции
Просмотров: 2168 | Загрузок: 80 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 12:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru