Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Введение. Художественная модель мира в литературе романтизма.
2016-01-13, 6:11 PM
Русская литература. 8 класс. Урок № 30. Дата:

Тема: «Введение. Художественная модель мира в литературе романтизма».

Цель: способствовать формированию знаний о романтизме как литературном направлении на примере образцов литературных произведений, развивать умение анализировать художественный текст, умение выявлять существенные признаки явления, развивать связную литературную речь учащихся, творческие способности, воспитывать интерес к чтению.

Ресурсы: карточки с ОК, тексты произведений: Языков «Пловец», Горький «Старуха Изергиль».

Ход урока.
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний.
Беседа.
1. Как вы понимаете слово «романтика»?
2. Подчиняются ли романтики правилам?
3. Романтики: какие они люди? Каковы черты их характера?

Сообщение темы и цели урока.

Усвоение нового материала.
Чтение теоретического материала в карточке-конспекте. Запись в тетрадь определения романтизма.
РОМАНТИЗМ.
Романтизм - творческий метод (направление) в литературе и искусстве, противоположный классицизму, в основе романтизма лежит стремление личности к свободе, духовному совершенству.
Романтика - мировоззрение, мироощущение человека, в котором существенная роль отводится мечтам, стремлению к идеалам, высшим духовным ценностям, предполагает критическое отношение к действительности.
Романтизм зародился в Западной Европе. Одними из первых явлений романтизма являются "иенская" и "озёрная" школы (конец XVIII - начало XIX веков).
"Иенская" школа Германия, университетский городок Иен Август и Фридрих Шлегели,
Людвиг Тик,
Фридрих Шеллинг
"Озёрная" школа Англия Уильям Вордсворд,
Сэмюэл Колдридж,
Роберт Саути
Основные свойства:
• открытая субъективность;
• стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;
• тяга к выдвижению на первый план исключительного (и в характерах, и в обстоятельствах).
Черты:
• утверждение сложной глубокой человеческой личности; утверждение человеческой индивидуальности;
• взгляд на жизнь сквозь "призму сердца";
• интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
• склонность отражать "ночную" сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному;
• тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;
• мучительное переживание разлада с действительностью;
• отказ от обыденного;
• стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
В основе эстетики:
• отказ от подражания природе,
• провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности,
• защита творческой свободы автора,
• содержание и форма произведения неразрывно связаны.

Работа с текстом.
Чтение легенды о Данко из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Анализ.
Назовите черты романтизма в Легенде о Данко.
Как вы думаете, почему возник романтизм как литературное направление?
Романтизму принадлежат следующие заслуги:
• обновление жанров (формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести, бурное развитие лирики);
• обновление слова (за счёт введения ассоциативности, многозначности);
• открытия в области стихосложения;
• синтез искусств;
• разрушение устоявшихся норм, догм и канонов;
• переоценка ценностей.

Составление ОК в тетради.
Романтизм.
1.Время Конец 18 – начало 19 века
2.Перевод названия Таинственный, странный, нереальный
3.Любимые жанры Лиро-эпическая поэма, исторический роман, фантастическая повесть, лирика
4.Что пленяет Свобода личности. Господство в мире загадочных и непостижимых сил, необходимость подчиняться судьбе.
5.Основная ценность, сущность Бурный порыв, неистовство. Разлад между идеалом и действительностью – сущность романтического двоемирия
6.Герои Исключительные, яркие личности. Герой осознает несовершенство мира и людей, но желает жить в этом мире с этими несовершенными людьми, желает быть понятым и принятым.
7.Раскрываемые обстоятельства Необычные, таинственные, неожиданные. Смешение обыденного и необычного, трагического и комического, фантастика, сатирический гротеск.
8.Соблюдение норм, средства выразительности Доминирование субъективного над объективным. Главное не само событие, а его восприятие, состояние души. Взаимопроникновение литературных жанров. Музыкальные и живописные начала в литературе.

Чтение учебной информации о романтизме в России в карточке-конспекте.
РОМАНТИЗМ В РОССИИ.
В России романтизм появился в 1-ой четверти XIX века (В.А.Жуковский, А.И.Одоевский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, молодой А.С.Пушкин, молодой М.Ю.Лермонтов).
Особенности русского романтизма:
• доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы,
• придание социального звучания общеромантическим мотивам,
• синтез элементов,
• активнейшее развитие лирики.
Литературные формы.
Э
П
О
С Поэма - лиро-эпическая, романтическая.
Роман - большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни людей в определённый период времени:
Повесть.
Прозаические циклы.
Баллада и дума.
Сказки литературные.
Былины литературные. А.С.Пушкин "Цыганы", М.Ю.Лермонтов "Мцыри".

А.Ф.Вельтман, А.А.Бестужев-Марлинский, В.Ф.Одоевский.

В.А.Жуковский.
Л
И
Р
И
К
А Элегическая.
Пейзажная.
Философская.
Гражданская. В.А.Жуковский, Е.А.Баратынский.
В.А.Жуковский.
Д.В.Веневитинов, К.Н.Батюшков.
К.Ф.Рылеев.
Д
Р
А
М
А Освоение "чужих культур".
Комедия-сказка.
Проблемно-историческая драма.

Самостоятельная работа с текстом.
Прочитайте стихотворение М.Языкова «Пловец». Определите в произведении особенности русского романтизма, литературную форму.

Выступления учащихся.

Итог урока.
Что такое романтизм? Назовите особенности романтизма.

Рефлексия.
Домашнее задание.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталочка
Просмотров: 1533 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 12:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru