Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Введение. Художественная модель мира в литературе романтизма.
2016-01-13, 6:11 PM
Русская литература. 8 класс. Урок № 30. Дата:

Тема: «Введение. Художественная модель мира в литературе романтизма».

Цель: способствовать формированию знаний о романтизме как литературном направлении на примере образцов литературных произведений, развивать умение анализировать художественный текст, умение выявлять существенные признаки явления, развивать связную литературную речь учащихся, творческие способности, воспитывать интерес к чтению.

Ресурсы: карточки с ОК, тексты произведений: Языков «Пловец», Горький «Старуха Изергиль».

Ход урока.
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний.
Беседа.
1. Как вы понимаете слово «романтика»?
2. Подчиняются ли романтики правилам?
3. Романтики: какие они люди? Каковы черты их характера?

Сообщение темы и цели урока.

Усвоение нового материала.
Чтение теоретического материала в карточке-конспекте. Запись в тетрадь определения романтизма.
РОМАНТИЗМ.
Романтизм - творческий метод (направление) в литературе и искусстве, противоположный классицизму, в основе романтизма лежит стремление личности к свободе, духовному совершенству.
Романтика - мировоззрение, мироощущение человека, в котором существенная роль отводится мечтам, стремлению к идеалам, высшим духовным ценностям, предполагает критическое отношение к действительности.
Романтизм зародился в Западной Европе. Одними из первых явлений романтизма являются "иенская" и "озёрная" школы (конец XVIII - начало XIX веков).
"Иенская" школа Германия, университетский городок Иен Август и Фридрих Шлегели,
Людвиг Тик,
Фридрих Шеллинг
"Озёрная" школа Англия Уильям Вордсворд,
Сэмюэл Колдридж,
Роберт Саути
Основные свойства:
• открытая субъективность;
• стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;
• тяга к выдвижению на первый план исключительного (и в характерах, и в обстоятельствах).
Черты:
• утверждение сложной глубокой человеческой личности; утверждение человеческой индивидуальности;
• взгляд на жизнь сквозь "призму сердца";
• интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
• склонность отражать "ночную" сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному;
• тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;
• мучительное переживание разлада с действительностью;
• отказ от обыденного;
• стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
В основе эстетики:
• отказ от подражания природе,
• провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности,
• защита творческой свободы автора,
• содержание и форма произведения неразрывно связаны.

Работа с текстом.
Чтение легенды о Данко из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Анализ.
Назовите черты романтизма в Легенде о Данко.
Как вы думаете, почему возник романтизм как литературное направление?
Романтизму принадлежат следующие заслуги:
• обновление жанров (формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести, бурное развитие лирики);
• обновление слова (за счёт введения ассоциативности, многозначности);
• открытия в области стихосложения;
• синтез искусств;
• разрушение устоявшихся норм, догм и канонов;
• переоценка ценностей.

Составление ОК в тетради.
Романтизм.
1.Время Конец 18 – начало 19 века
2.Перевод названия Таинственный, странный, нереальный
3.Любимые жанры Лиро-эпическая поэма, исторический роман, фантастическая повесть, лирика
4.Что пленяет Свобода личности. Господство в мире загадочных и непостижимых сил, необходимость подчиняться судьбе.
5.Основная ценность, сущность Бурный порыв, неистовство. Разлад между идеалом и действительностью – сущность романтического двоемирия
6.Герои Исключительные, яркие личности. Герой осознает несовершенство мира и людей, но желает жить в этом мире с этими несовершенными людьми, желает быть понятым и принятым.
7.Раскрываемые обстоятельства Необычные, таинственные, неожиданные. Смешение обыденного и необычного, трагического и комического, фантастика, сатирический гротеск.
8.Соблюдение норм, средства выразительности Доминирование субъективного над объективным. Главное не само событие, а его восприятие, состояние души. Взаимопроникновение литературных жанров. Музыкальные и живописные начала в литературе.

Чтение учебной информации о романтизме в России в карточке-конспекте.
РОМАНТИЗМ В РОССИИ.
В России романтизм появился в 1-ой четверти XIX века (В.А.Жуковский, А.И.Одоевский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, молодой А.С.Пушкин, молодой М.Ю.Лермонтов).
Особенности русского романтизма:
• доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы,
• придание социального звучания общеромантическим мотивам,
• синтез элементов,
• активнейшее развитие лирики.
Литературные формы.
Э
П
О
С Поэма - лиро-эпическая, романтическая.
Роман - большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни людей в определённый период времени:
Повесть.
Прозаические циклы.
Баллада и дума.
Сказки литературные.
Былины литературные. А.С.Пушкин "Цыганы", М.Ю.Лермонтов "Мцыри".

А.Ф.Вельтман, А.А.Бестужев-Марлинский, В.Ф.Одоевский.

В.А.Жуковский.
Л
И
Р
И
К
А Элегическая.
Пейзажная.
Философская.
Гражданская. В.А.Жуковский, Е.А.Баратынский.
В.А.Жуковский.
Д.В.Веневитинов, К.Н.Батюшков.
К.Ф.Рылеев.
Д
Р
А
М
А Освоение "чужих культур".
Комедия-сказка.
Проблемно-историческая драма.

Самостоятельная работа с текстом.
Прочитайте стихотворение М.Языкова «Пловец». Определите в произведении особенности русского романтизма, литературную форму.

Выступления учащихся.

Итог урока.
Что такое романтизм? Назовите особенности романтизма.

Рефлексия.
Домашнее задание.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталочка
Просмотров: 188 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru