Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2016-01-13, 6:11 PM | |
Русская литература. 8 класс. Урок № 30. Дата: Тема: «Введение. Художественная модель мира в литературе романтизма». Цель: способствовать формированию знаний о романтизме как литературном направлении на примере образцов литературных произведений, развивать умение анализировать художественный текст, умение выявлять существенные признаки явления, развивать связную литературную речь учащихся, творческие способности, воспитывать интерес к чтению. Ресурсы: карточки с ОК, тексты произведений: Языков «Пловец», Горький «Старуха Изергиль». Ход урока. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Беседа. 1. Как вы понимаете слово «романтика»? 2. Подчиняются ли романтики правилам? 3. Романтики: какие они люди? Каковы черты их характера? Сообщение темы и цели урока. Усвоение нового материала. Чтение теоретического материала в карточке-конспекте. Запись в тетрадь определения романтизма. РОМАНТИЗМ. Романтизм - творческий метод (направление) в литературе и искусстве, противоположный классицизму, в основе романтизма лежит стремление личности к свободе, духовному совершенству. Романтика - мировоззрение, мироощущение человека, в котором существенная роль отводится мечтам, стремлению к идеалам, высшим духовным ценностям, предполагает критическое отношение к действительности. Романтизм зародился в Западной Европе. Одними из первых явлений романтизма являются "иенская" и "озёрная" школы (конец XVIII - начало XIX веков). "Иенская" школа Германия, университетский городок Иен Август и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Фридрих Шеллинг "Озёрная" школа Англия Уильям Вордсворд, Сэмюэл Колдридж, Роберт Саути Основные свойства: • открытая субъективность; • стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность; • тяга к выдвижению на первый план исключительного (и в характерах, и в обстоятельствах). Черты: • утверждение сложной глубокой человеческой личности; утверждение человеческой индивидуальности; • взгляд на жизнь сквозь "призму сердца"; • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному; • склонность отражать "ночную" сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному; • тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного; • мучительное переживание разлада с действительностью; • отказ от обыденного; • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира. В основе эстетики: • отказ от подражания природе, • провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности, • защита творческой свободы автора, • содержание и форма произведения неразрывно связаны. Работа с текстом. Чтение легенды о Данко из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Анализ. Назовите черты романтизма в Легенде о Данко. Как вы думаете, почему возник романтизм как литературное направление? Романтизму принадлежат следующие заслуги: • обновление жанров (формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести, бурное развитие лирики); • обновление слова (за счёт введения ассоциативности, многозначности); • открытия в области стихосложения; • синтез искусств; • разрушение устоявшихся норм, догм и канонов; • переоценка ценностей. Составление ОК в тетради. Романтизм. 1.Время Конец 18 – начало 19 века 2.Перевод названия Таинственный, странный, нереальный 3.Любимые жанры Лиро-эпическая поэма, исторический роман, фантастическая повесть, лирика 4.Что пленяет Свобода личности. Господство в мире загадочных и непостижимых сил, необходимость подчиняться судьбе. 5.Основная ценность, сущность Бурный порыв, неистовство. Разлад между идеалом и действительностью – сущность романтического двоемирия 6.Герои Исключительные, яркие личности. Герой осознает несовершенство мира и людей, но желает жить в этом мире с этими несовершенными людьми, желает быть понятым и принятым. 7.Раскрываемые обстоятельства Необычные, таинственные, неожиданные. Смешение обыденного и необычного, трагического и комического, фантастика, сатирический гротеск. 8.Соблюдение норм, средства выразительности Доминирование субъективного над объективным. Главное не само событие, а его восприятие, состояние души. Взаимопроникновение литературных жанров. Музыкальные и живописные начала в литературе. Чтение учебной информации о романтизме в России в карточке-конспекте. РОМАНТИЗМ В РОССИИ. В России романтизм появился в 1-ой четверти XIX века (В.А.Жуковский, А.И.Одоевский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, молодой А.С.Пушкин, молодой М.Ю.Лермонтов). Особенности русского романтизма: • доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы, • придание социального звучания общеромантическим мотивам, • синтез элементов, • активнейшее развитие лирики. Литературные формы. Э П О С Поэма - лиро-эпическая, романтическая. Роман - большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни людей в определённый период времени: Повесть. Прозаические циклы. Баллада и дума. Сказки литературные. Былины литературные. А.С.Пушкин "Цыганы", М.Ю.Лермонтов "Мцыри". А.Ф.Вельтман, А.А.Бестужев-Марлинский, В.Ф.Одоевский. В.А.Жуковский. Л И Р И К А Элегическая. Пейзажная. Философская. Гражданская. В.А.Жуковский, Е.А.Баратынский. В.А.Жуковский. Д.В.Веневитинов, К.Н.Батюшков. К.Ф.Рылеев. Д Р А М А Освоение "чужих культур". Комедия-сказка. Проблемно-историческая драма. Самостоятельная работа с текстом. Прочитайте стихотворение М.Языкова «Пловец». Определите в произведении особенности русского романтизма, литературную форму. Выступления учащихся. Итог урока. Что такое романтизм? Назовите особенности романтизма. Рефлексия. Домашнее задание. | |
Просмотров: 1533 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|