Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка в 8 классе на тему: "Безличные глаголы"
2016-01-23, 10:41 AM
Тема: Безличные глаголы.
Цели и задачи урока:
Образовательные: сформировать понятие «безличные глаголы»; показать роль безличных глаголов в предложении; научить определять безличные глаголы, их значения, их формы, отличать безличные глаголы от личных в безличной форме; познакомить с понятием «безличные предложения»; выработать умение конструировать предложения с безличными глаголами; формирование понятий об безличных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;
Развивающие: отработка навыков использования данных предложений в речи;
формирования умений систематизировать материал для создания презентации; развитие коммуникативных навыков, творческого мышления;
Воспитательные: воспитывать стремление применять новое знание на практике;
прививать любовь к русскому языку, учить видеть его красоту; создать условия для формирования культуры межличностного и межкультурного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы.
Оборудование: Презентация (приложение к уроку),флипчарты, карточки для групповой работы, на столах учащихся листы «Моя презентация» (у каждого ученика).
Тип урока: Урок формирования и закрепления новых знаний и выработки умений
Форма урока: урок - исследование
Задачи
Цели урока для учителя
Решить все запланированные, задачи урока. Воспитать интерес к слову. Сформировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию. Развить образное и логическое мышление. Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к родному языку
Цели урока для ученика: Понять новый материал, закрепить новые знания, повторить базовые сведения, принять новое знание как необходимую часть целостного знания о глаголе, научиться применять новое на практике.
Ход урока
1. Оргмомент. Психологический настрой «Просмотр видео ролика «Улыбка».
Класс разделен на две группы Предлог и Деепричастие, при помощи карточек с вопросами.
2.Проверка выполнения домашнего задания (дифференцированная работа) проверка усвоения предыдущего материала посредством проверки дом.задания: найти грамматическую основу, определите формы глаголов-сказуемых( слайд) упр.276
3.Лингвистическая разминка.
1)Словарный диктант
Емкий, пантомима, пародия, импровизация, сфинкс, археология, скифо-сарматские, примула, изысканный, портмоне, лото, испещренный, неизъяснимый, дизайн .
Слайд проверки.
2). Найдите глаголы совершенного вида, соединить стрелками на флипчарте.
а) пятиться несоверш. в
б) спрятаться сов. В.
с) задумавшись сов.в
д) решил сов.в
е) решить инфинитив
3). Проведите синтаксический разбор предложения.
4.Актуализация знаний. Целеполагание:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок – презентация, я вам приготовила свою презентацию, и мы будем продолжать делать презентацию на материале урока русского языка. У вас есть листы, на которых условно нарисованы «слайды» – прямоугольники. (Слайды – кадры фильма «Моя презентация»). За урок вы их должны будете заполнить.
Начнём работать.
- На экране предложение: Отлично жить на свете.
Учитель: Сейчас мы с вами проведём синтаксическую минутку.
- Давайте прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное)
- Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
- Понятно ли нам, «кому отлично жить на свете»? (Нет)
Задание: запишите по одному примеру определенно- личных и неопределенно-личных предложений .
- Запишите тему на свой «слайд №1»
слайд «Неопределённо – личные предложения»
Учитель: У нас сегодня новая тема урока.
- Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите на свой «слайд № 2» (Ученики пишут цели на своём «слайде»). Слово учащимся.
5. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)
Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока) - О чём говорит нам название «безличное» предложение? ( нет и не может быть подлежащего , т.е. лица, выполняющего действие – «без лица»).
– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.
В избе жарко натоплено, и мне не спится.
– Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?
– Нет.
– Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
– На что указывает приставка без-? (На отсутствие чего-либо.)
– Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?
– Задачи (постепенно открываются):
– значение безличных предложений
– особенности сказуемого в безличных предложениях
– роль в речи безличных предложений
4. Новая тема.
(Перед каждым учеником на парте лежит художественный текст В.П.Астафьева)
Какое сырое утро!
1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.
– Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. Прочитайте текст про себя.
– О чём этот текст?
– Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
– В каком стиле написан текст?
– Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
– Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)
– А по составу какие предложения преобладают в тексте? Назовите.
(С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)
– На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.
Двусоставные Односоставные
Определённо-личные Неопределённо-личные ?
4, 5, 6, 7, 12, 16, 17 18 13 1, 2, 3, 8, 9, 10, 11, 14, 15
7 пр. 1 пр. 1 пр. 9 пр.
– Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные). Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.
– Что обозначают безличные предложения? Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В. П. Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.
5. Подведение итога урока:
1. Достигнуты ли цели и задачи урока?
2. Оценка, самооценка учащихся.
Комментирование оценок на основании листа оценивания.
Обоснование морфологических особенностей безличных предложений - определяющий фактор усвоения новой темы.
6. Рефлексия. Заполнение индивидуальных презентаций.
Рефлексия проводится с применением опоры:
· Сегодня на уроке я узнал …
· В группе работать мне было…, потому что …
· Помогал мне …
· Больше всего мне понравилось…
· Труднее всего было …
7. Информация о домашнем задании (дифференцированное задание)
Гр.1 упр. 294
Гр.2 Выписать односоставные предложения разных видов из повестей Н.В. Гоголя «Недоросль» (по 2 предложения).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ukrainiets02
Просмотров: 1005 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-07-04, 2:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru