Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2016-01-23, 10:41 AM | |
Тема: Безличные глаголы. Цели и задачи урока: Образовательные: сформировать понятие «безличные глаголы»; показать роль безличных глаголов в предложении; научить определять безличные глаголы, их значения, их формы, отличать безличные глаголы от личных в безличной форме; познакомить с понятием «безличные предложения»; выработать умение конструировать предложения с безличными глаголами; формирование понятий об безличных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям; Развивающие: отработка навыков использования данных предложений в речи; формирования умений систематизировать материал для создания презентации; развитие коммуникативных навыков, творческого мышления; Воспитательные: воспитывать стремление применять новое знание на практике; прививать любовь к русскому языку, учить видеть его красоту; создать условия для формирования культуры межличностного и межкультурного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы. Оборудование: Презентация (приложение к уроку),флипчарты, карточки для групповой работы, на столах учащихся листы «Моя презентация» (у каждого ученика). Тип урока: Урок формирования и закрепления новых знаний и выработки умений Форма урока: урок - исследование Задачи Цели урока для учителя Решить все запланированные, задачи урока. Воспитать интерес к слову. Сформировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию. Развить образное и логическое мышление. Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к родному языку Цели урока для ученика: Понять новый материал, закрепить новые знания, повторить базовые сведения, принять новое знание как необходимую часть целостного знания о глаголе, научиться применять новое на практике. Ход урока 1. Оргмомент. Психологический настрой «Просмотр видео ролика «Улыбка». Класс разделен на две группы Предлог и Деепричастие, при помощи карточек с вопросами. 2.Проверка выполнения домашнего задания (дифференцированная работа) проверка усвоения предыдущего материала посредством проверки дом.задания: найти грамматическую основу, определите формы глаголов-сказуемых( слайд) упр.276 3.Лингвистическая разминка. 1)Словарный диктант Емкий, пантомима, пародия, импровизация, сфинкс, археология, скифо-сарматские, примула, изысканный, портмоне, лото, испещренный, неизъяснимый, дизайн . Слайд проверки. 2). Найдите глаголы совершенного вида, соединить стрелками на флипчарте. а) пятиться несоверш. в б) спрятаться сов. В. с) задумавшись сов.в д) решил сов.в е) решить инфинитив 3). Проведите синтаксический разбор предложения. 4.Актуализация знаний. Целеполагание: Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок – презентация, я вам приготовила свою презентацию, и мы будем продолжать делать презентацию на материале урока русского языка. У вас есть листы, на которых условно нарисованы «слайды» – прямоугольники. (Слайды – кадры фильма «Моя презентация»). За урок вы их должны будете заполнить. Начнём работать. - На экране предложение: Отлично жить на свете. Учитель: Сейчас мы с вами проведём синтаксическую минутку. - Давайте прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное) - Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет) - Понятно ли нам, «кому отлично жить на свете»? (Нет) Задание: запишите по одному примеру определенно- личных и неопределенно-личных предложений . - Запишите тему на свой «слайд №1» слайд «Неопределённо – личные предложения» Учитель: У нас сегодня новая тема урока. - Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите на свой «слайд № 2» (Ученики пишут цели на своём «слайде»). Слово учащимся. 5. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока) Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока) - О чём говорит нам название «безличное» предложение? ( нет и не может быть подлежащего , т.е. лица, выполняющего действие – «без лица»). – Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены. В избе жарко натоплено, и мне не спится. – Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении? – Нет. – Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока? (Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ) – На что указывает приставка без-? (На отсутствие чего-либо.) – Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать? – Задачи (постепенно открываются): – значение безличных предложений – особенности сказуемого в безличных предложениях – роль в речи безличных предложений 4. Новая тема. (Перед каждым учеником на парте лежит художественный текст В.П.Астафьева) Какое сырое утро! 1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… 6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил. 12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено. 16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать. – Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. Прочитайте текст про себя. – О чём этот текст? – Почему он так называется? Какова основная мысль текста? – В каком стиле написан текст? – Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы) – Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие) – А по составу какие предложения преобладают в тексте? Назовите. (С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.) – На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице. Двусоставные Односоставные Определённо-личные Неопределённо-личные ? 4, 5, 6, 7, 12, 16, 17 18 13 1, 2, 3, 8, 9, 10, 11, 14, 15 7 пр. 1 пр. 1 пр. 9 пр. – Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные). Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим. – Что обозначают безличные предложения? Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В. П. Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения. 5. Подведение итога урока: 1. Достигнуты ли цели и задачи урока? 2. Оценка, самооценка учащихся. Комментирование оценок на основании листа оценивания. Обоснование морфологических особенностей безличных предложений - определяющий фактор усвоения новой темы. 6. Рефлексия. Заполнение индивидуальных презентаций. Рефлексия проводится с применением опоры: · Сегодня на уроке я узнал … · В группе работать мне было…, потому что … · Помогал мне … · Больше всего мне понравилось… · Труднее всего было … 7. Информация о домашнем задании (дифференцированное задание) Гр.1 упр. 294 Гр.2 Выписать односоставные предложения разных видов из повестей Н.В. Гоголя «Недоросль» (по 2 предложения). | |
Просмотров: 1005 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|