Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русского языка в 8 классе на тему: "Безличные глаголы"
2016-01-23, 10:41 AM
Тема: Безличные глаголы.
Цели и задачи урока:
Образовательные: сформировать понятие «безличные глаголы»; показать роль безличных глаголов в предложении; научить определять безличные глаголы, их значения, их формы, отличать безличные глаголы от личных в безличной форме; познакомить с понятием «безличные предложения»; выработать умение конструировать предложения с безличными глаголами; формирование понятий об безличных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;
Развивающие: отработка навыков использования данных предложений в речи;
формирования умений систематизировать материал для создания презентации; развитие коммуникативных навыков, творческого мышления;
Воспитательные: воспитывать стремление применять новое знание на практике;
прививать любовь к русскому языку, учить видеть его красоту; создать условия для формирования культуры межличностного и межкультурного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы.
Оборудование: Презентация (приложение к уроку),флипчарты, карточки для групповой работы, на столах учащихся листы «Моя презентация» (у каждого ученика).
Тип урока: Урок формирования и закрепления новых знаний и выработки умений
Форма урока: урок - исследование
Задачи
Цели урока для учителя
Решить все запланированные, задачи урока. Воспитать интерес к слову. Сформировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию. Развить образное и логическое мышление. Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к родному языку
Цели урока для ученика: Понять новый материал, закрепить новые знания, повторить базовые сведения, принять новое знание как необходимую часть целостного знания о глаголе, научиться применять новое на практике.
Ход урока
1. Оргмомент. Психологический настрой «Просмотр видео ролика «Улыбка».
Класс разделен на две группы Предлог и Деепричастие, при помощи карточек с вопросами.
2.Проверка выполнения домашнего задания (дифференцированная работа) проверка усвоения предыдущего материала посредством проверки дом.задания: найти грамматическую основу, определите формы глаголов-сказуемых( слайд) упр.276
3.Лингвистическая разминка.
1)Словарный диктант
Емкий, пантомима, пародия, импровизация, сфинкс, археология, скифо-сарматские, примула, изысканный, портмоне, лото, испещренный, неизъяснимый, дизайн .
Слайд проверки.
2). Найдите глаголы совершенного вида, соединить стрелками на флипчарте.
а) пятиться несоверш. в
б) спрятаться сов. В.
с) задумавшись сов.в
д) решил сов.в
е) решить инфинитив
3). Проведите синтаксический разбор предложения.
4.Актуализация знаний. Целеполагание:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок – презентация, я вам приготовила свою презентацию, и мы будем продолжать делать презентацию на материале урока русского языка. У вас есть листы, на которых условно нарисованы «слайды» – прямоугольники. (Слайды – кадры фильма «Моя презентация»). За урок вы их должны будете заполнить.
Начнём работать.
- На экране предложение: Отлично жить на свете.
Учитель: Сейчас мы с вами проведём синтаксическую минутку.
- Давайте прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное)
- Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
- Понятно ли нам, «кому отлично жить на свете»? (Нет)
Задание: запишите по одному примеру определенно- личных и неопределенно-личных предложений .
- Запишите тему на свой «слайд №1»
слайд «Неопределённо – личные предложения»
Учитель: У нас сегодня новая тема урока.
- Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите на свой «слайд № 2» (Ученики пишут цели на своём «слайде»). Слово учащимся.
5. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)
Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока) - О чём говорит нам название «безличное» предложение? ( нет и не может быть подлежащего , т.е. лица, выполняющего действие – «без лица»).
– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.
В избе жарко натоплено, и мне не спится.
– Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?
– Нет.
– Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
– На что указывает приставка без-? (На отсутствие чего-либо.)
– Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?
– Задачи (постепенно открываются):
– значение безличных предложений
– особенности сказуемого в безличных предложениях
– роль в речи безличных предложений
4. Новая тема.
(Перед каждым учеником на парте лежит художественный текст В.П.Астафьева)
Какое сырое утро!
1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.
– Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. Прочитайте текст про себя.
– О чём этот текст?
– Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
– В каком стиле написан текст?
– Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
– Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)
– А по составу какие предложения преобладают в тексте? Назовите.
(С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)
– На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.
Двусоставные Односоставные
Определённо-личные Неопределённо-личные ?
4, 5, 6, 7, 12, 16, 17 18 13 1, 2, 3, 8, 9, 10, 11, 14, 15
7 пр. 1 пр. 1 пр. 9 пр.
– Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные). Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.
– Что обозначают безличные предложения? Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В. П. Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.
5. Подведение итога урока:
1. Достигнуты ли цели и задачи урока?
2. Оценка, самооценка учащихся.
Комментирование оценок на основании листа оценивания.
Обоснование морфологических особенностей безличных предложений - определяющий фактор усвоения новой темы.
6. Рефлексия. Заполнение индивидуальных презентаций.
Рефлексия проводится с применением опоры:
· Сегодня на уроке я узнал …
· В группе работать мне было…, потому что …
· Помогал мне …
· Больше всего мне понравилось…
· Труднее всего было …
7. Информация о домашнем задании (дифференцированное задание)
Гр.1 упр. 294
Гр.2 Выписать односоставные предложения разных видов из повестей Н.В. Гоголя «Недоросль» (по 2 предложения).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ukrainiets02
Просмотров: 248 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 4:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru