Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока русского языка в 9 классе Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придат
[ Скачать с сервера (60.0Kb) ] 2016-01-28, 8:05 PM
Конспект урока русского языка в 9 классе
Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного по отношению к главному.
Цель:
• учащиеся должны знать определение СПП, строение СПП, средства связи между простыми предложениями в составе СПП;
• учащиеся должны уметь устанавливать смысловую связь между частями СПП, место придаточной части по отношению к главной, ставить вопрос от главной к придаточной части, правильно расставлять знаки препинания в СПП;
• понимать отличие СПП от других видов СП, строить схемы СПП и самостоятельно конструировать СПП.
Разделение учащихся на группы осуществляется следующим образом: по понятиям урока - подчинительные союзы, главное предложение, придаточное предложение, союзные слова, подчинительная связь.
Ход урока:
1. Психологический настрой на урок. Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас приветствовать на уроке, рада видеть вас в добром здравии, хорошем настроении, желаю вам успеха на уроке, рабочего настроения.
2. Этап вызова.
1.Для начала я предлагаю вам самим распределить обязанности в группе - спикер, секретарь, тайм – спикер, генератор идей, организатор. Перед каждым и вас карточки оценивания каждого этапа урока, включающие: ваше самооценивание, оценку вашей работы группой, отраженная в оценке организатора и оценка учителя. При выставлении отметки за урок я учту все эти оценки.
2.Мы продолжаем с вами изучать сложные предложения, и по тому, как я вас разделила, вы, наверно, догадались о каком виде сложных предложений мы поведем сегодня речь? О СПП. Запишите тему урока в тетрадь: «Понятие о СПП». Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Это слова профессора-лингвиста Антона Вячеславовича Добиаша: «…задача синтаксиса состоит в уразумлении схем, по которым из отдельных слов строятся сложные мысли».
Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать сложные предложения?
Ученики выдвигают предположения:
– Чтобы мы могли строить сложные мысли.
– Простые предложения дробят мысли, делают их более мелкими, а сложные позволяют не путаться, не повторять одни и те же слова, не спотыкаться.
Слово учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной.
Для изучения нового материла я предлагаю вам воспользоваться таблицей ЗХУ - Знаю - хочу узнать – узнал. Сначала в группах вы заполняете 1 и 2 колонки таблицы.
Озвучивание группами своих записей, запись учителем основных положений на доске.
3. Этап осмысления.
1.Чтение с пометками «Инсерт»
«v» - если считаете, что это вам известно;
«+» - если то, что прочитали, является новым;
«-» - если это противоречит тому, что вы знали
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений
2.Прием «толстые» и «тонкие» вопросы. Каждая группа придумывает по новому материалу 1 «тонкий» и 1 «толстый» вопрос и адресует его другой группе.
3.Групповая работа с текстом.
И для того, чтобы практически закрепить материал, я предлагаю вам поработать с текстом. Работаем в группе.
Прочитать и указать СПП, доказать, что это СПП.
Работа с текстом.
(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши...
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
(Какова идея данного текста? Роль книги в жизни человека.
Учитель просит каждую группу назвать по 1 СПП, найденному в тексте.
(1,2,4, 5,6 предложения )
Скажите, как можно найти в тексте СПП?
4.Разноуровневые индивидуальные задания
Уровень А
Соедините простые предложения, чтобы получились СПП.
Главные предложения:
Петропавловск – город; Искренне интересуйтесь тем; Если вы хотите понравиться людям; Делайте всё возможное,
Придаточные: Чем живут другие, чтобы наш город становился краше, чаще улыбайтесь, где жили замечательные люди.
Уровень В
Продолжите предложения, чтобы получились СПП.

1. Книгу надо беречь (почему?).
2. Будешь много знать (при каком условии?).
3. Перечитывают те книги (какие?).
4. Читать лучше там (где?).
Уровень С
Составьте и запишите 2-3 СПП.
Согласны ли вы с точкой зрения лингвистов и журналистов, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность?
5. Этап рефлексии.
Вернемся в нашей таблице, 3 колонке – узнал. Я предлагаю вам сейчас заполнить ее, устно продолжив такие высказывания –
Я узнал,…
Я понял, …
Кстати, что это будут за предложения по структуре?

Заполнение таблицы самооценивания, взаимоценивания.
Д\з стр. 93,95 (чтение)
А – упр.202
В – выписать 5 -7 СПП из любого худ. произведения.
С –Эссе (5-7 пр.) «Роль СПП в речи» с использованием СПП.

Приложение к уроку
Лист самооценки и взаимооценки в работе над темой урока
Ф.И. ученика _____________________________________

Критерии Моя оценка Оценка группы Оценка учителя
1.Я активно работал по заполнению таблицы «ЗХУ»
2. Я проработал текст о СПП, используя стратегию «Инсерт»
3. Я составлял «толстые» и «тонкие» вопросы
4. Я нашел все СПП в тексте
5. Я правильно выполнил задания уровня___
6. Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно
Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов

Теоретический материал
Сделайте пометки на полях:

«v» - если считаете, что это вам известно;
«+» - если то, что прочитали, является новым;
«-» - если это противоречит тому, что вы знали
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. [ ] — главная, ( ) — придаточная.
Части СПП связаны интонацией и подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.
Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.
Пример:
[Лицо его казалось бы совсем молодым], (если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею) (И. Ильф и Е. Петров).
Зависимая часть СПП — подчинённая. Она называется придаточной частью. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Пример:
[Грустно видеть], (когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты)... (М. Ю. Лермонтов).
В СПП может быть несколько придаточных предложений:
Пример:
[Он расспрашивал меня о том], 1(что я люблю), 2(что читаю) и 3(что намерена делать) (Л. Толстой).
Придаточная часть может стоять перед главной частью, после неё или в середине главной части:
Пример:
(Когда зацветает черёмуха), [на улице становится холодно].
[Я был рад тому], (что он пришел).
[Изба, (которая стояла на опушке), обветшала].
Союзные средства в СПП (подчинительные союзы и союзные слова) располагаются в придаточной части:
Пример:
[И все, (кто были в башенке), сошлись Взглянуть на небо, полное сиянья] (Н. Заболоцкий).
Подчинительные союзы и союзные слова, находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, при этом союзы (служебная часть речи) не являются членами предложения придаточной части, а союзные слова (знаменательные части речи) являются членами предложения.
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.

Практические задания
1.Прочитать и указать СПП, доказать, что это СПП.
(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши...
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

2.Разноуровневые задания
Уровень А
Соедините простые предложения, чтобы получились СПП.
Главные предложения:
Петропавловск – город; Искренне интересуйтесь тем; Если вы хотите понравиться людям; Делайте всё возможное,
Придаточные: Чем живут другие, чтобы наш город становился краше, чаще улыбайтесь, где жили замечательные люди.

Уровень В
Продолжите предложения, чтобы получились СПП.
6. Книгу надо беречь (почему?).
7. Будешь много знать (при каком условии?).
8. Перечитывают те книги (какие?).
9. Читать лучше там (где?).

Уровень С
Составьте и запишите 2-3 СПП на данную тему.
Согласны ли вы с точкой зрения лингвистов и журналистов, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: liliushakz
Просмотров: 581 | Загрузок: 68 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 9:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru