Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока русского языка в 9 классе Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придат
[ Скачать с сервера (60.0 Kb) ] 2016-01-28, 8:05 PM
Конспект урока русского языка в 9 классе
Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного по отношению к главному.
Цель:
• учащиеся должны знать определение СПП, строение СПП, средства связи между простыми предложениями в составе СПП;
• учащиеся должны уметь устанавливать смысловую связь между частями СПП, место придаточной части по отношению к главной, ставить вопрос от главной к придаточной части, правильно расставлять знаки препинания в СПП;
• понимать отличие СПП от других видов СП, строить схемы СПП и самостоятельно конструировать СПП.
Разделение учащихся на группы осуществляется следующим образом: по понятиям урока - подчинительные союзы, главное предложение, придаточное предложение, союзные слова, подчинительная связь.
Ход урока:
1. Психологический настрой на урок. Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас приветствовать на уроке, рада видеть вас в добром здравии, хорошем настроении, желаю вам успеха на уроке, рабочего настроения.
2. Этап вызова.
1.Для начала я предлагаю вам самим распределить обязанности в группе - спикер, секретарь, тайм – спикер, генератор идей, организатор. Перед каждым и вас карточки оценивания каждого этапа урока, включающие: ваше самооценивание, оценку вашей работы группой, отраженная в оценке организатора и оценка учителя. При выставлении отметки за урок я учту все эти оценки.
2.Мы продолжаем с вами изучать сложные предложения, и по тому, как я вас разделила, вы, наверно, догадались о каком виде сложных предложений мы поведем сегодня речь? О СПП. Запишите тему урока в тетрадь: «Понятие о СПП». Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Это слова профессора-лингвиста Антона Вячеславовича Добиаша: «…задача синтаксиса состоит в уразумлении схем, по которым из отдельных слов строятся сложные мысли».
Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать сложные предложения?
Ученики выдвигают предположения:
– Чтобы мы могли строить сложные мысли.
– Простые предложения дробят мысли, делают их более мелкими, а сложные позволяют не путаться, не повторять одни и те же слова, не спотыкаться.
Слово учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной.
Для изучения нового материла я предлагаю вам воспользоваться таблицей ЗХУ - Знаю - хочу узнать – узнал. Сначала в группах вы заполняете 1 и 2 колонки таблицы.
Озвучивание группами своих записей, запись учителем основных положений на доске.
3. Этап осмысления.
1.Чтение с пометками «Инсерт»
«v» - если считаете, что это вам известно;
«+» - если то, что прочитали, является новым;
«-» - если это противоречит тому, что вы знали
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений
2.Прием «толстые» и «тонкие» вопросы. Каждая группа придумывает по новому материалу 1 «тонкий» и 1 «толстый» вопрос и адресует его другой группе.
3.Групповая работа с текстом.
И для того, чтобы практически закрепить материал, я предлагаю вам поработать с текстом. Работаем в группе.
Прочитать и указать СПП, доказать, что это СПП.
Работа с текстом.
(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши...
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
(Какова идея данного текста? Роль книги в жизни человека.
Учитель просит каждую группу назвать по 1 СПП, найденному в тексте.
(1,2,4, 5,6 предложения )
Скажите, как можно найти в тексте СПП?
4.Разноуровневые индивидуальные задания
Уровень А
Соедините простые предложения, чтобы получились СПП.
Главные предложения:
Петропавловск – город; Искренне интересуйтесь тем; Если вы хотите понравиться людям; Делайте всё возможное,
Придаточные: Чем живут другие, чтобы наш город становился краше, чаще улыбайтесь, где жили замечательные люди.
Уровень В
Продолжите предложения, чтобы получились СПП.

1. Книгу надо беречь (почему?).
2. Будешь много знать (при каком условии?).
3. Перечитывают те книги (какие?).
4. Читать лучше там (где?).
Уровень С
Составьте и запишите 2-3 СПП.
Согласны ли вы с точкой зрения лингвистов и журналистов, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность?
5. Этап рефлексии.
Вернемся в нашей таблице, 3 колонке – узнал. Я предлагаю вам сейчас заполнить ее, устно продолжив такие высказывания –
Я узнал,…
Я понял, …
Кстати, что это будут за предложения по структуре?

Заполнение таблицы самооценивания, взаимоценивания.
Д\з стр. 93,95 (чтение)
А – упр.202
В – выписать 5 -7 СПП из любого худ. произведения.
С –Эссе (5-7 пр.) «Роль СПП в речи» с использованием СПП.

Приложение к уроку
Лист самооценки и взаимооценки в работе над темой урока
Ф.И. ученика _____________________________________

Критерии Моя оценка Оценка группы Оценка учителя
1.Я активно работал по заполнению таблицы «ЗХУ»
2. Я проработал текст о СПП, используя стратегию «Инсерт»
3. Я составлял «толстые» и «тонкие» вопросы
4. Я нашел все СПП в тексте
5. Я правильно выполнил задания уровня___
6. Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно
Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов

Теоретический материал
Сделайте пометки на полях:

«v» - если считаете, что это вам известно;
«+» - если то, что прочитали, является новым;
«-» - если это противоречит тому, что вы знали
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. [ ] — главная, ( ) — придаточная.
Части СПП связаны интонацией и подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.
Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.
Пример:
[Лицо его казалось бы совсем молодым], (если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею) (И. Ильф и Е. Петров).
Зависимая часть СПП — подчинённая. Она называется придаточной частью. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Пример:
[Грустно видеть], (когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты)... (М. Ю. Лермонтов).
В СПП может быть несколько придаточных предложений:
Пример:
[Он расспрашивал меня о том], 1(что я люблю), 2(что читаю) и 3(что намерена делать) (Л. Толстой).
Придаточная часть может стоять перед главной частью, после неё или в середине главной части:
Пример:
(Когда зацветает черёмуха), [на улице становится холодно].
[Я был рад тому], (что он пришел).
[Изба, (которая стояла на опушке), обветшала].
Союзные средства в СПП (подчинительные союзы и союзные слова) располагаются в придаточной части:
Пример:
[И все, (кто были в башенке), сошлись Взглянуть на небо, полное сиянья] (Н. Заболоцкий).
Подчинительные союзы и союзные слова, находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, при этом союзы (служебная часть речи) не являются членами предложения придаточной части, а союзные слова (знаменательные части речи) являются членами предложения.
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.

Практические задания
1.Прочитать и указать СПП, доказать, что это СПП.
(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши...
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

2.Разноуровневые задания
Уровень А
Соедините простые предложения, чтобы получились СПП.
Главные предложения:
Петропавловск – город; Искренне интересуйтесь тем; Если вы хотите понравиться людям; Делайте всё возможное,
Придаточные: Чем живут другие, чтобы наш город становился краше, чаще улыбайтесь, где жили замечательные люди.

Уровень В
Продолжите предложения, чтобы получились СПП.
6. Книгу надо беречь (почему?).
7. Будешь много знать (при каком условии?).
8. Перечитывают те книги (какие?).
9. Читать лучше там (где?).

Уровень С
Составьте и запишите 2-3 СПП на данную тему.
Согласны ли вы с точкой зрения лингвистов и журналистов, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: liliushakz
Просмотров: 2540 | Загрузок: 139 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 0:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru