Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

КСП
2016-03-13, 9:33 AM
Четверть День: Урок : русский язык Класс: 5
Учитель Елеубаева Мадина Канатовна
Название занятия: Текст. Типы речи. Повествование
Общая цель:

Познакомить учащихся с понятием типы речи, с типом речи – повествование.
Углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования; отрабатывать навыки различения текстов разных типов речи; познакомить со структурой повествовательного текста
Развивать речь учащихся, навыки составления текстов на заданные темы, развивать умение сравнивать, обобщать;
Воспитывать у учащихся любовь к языку.
Ожидаемый результат:

Развивают орфографическую зоркость
Знают типы речи, что такое текст.
Умеют отличать типы речи
Умеют самостоятельно добывать информацию
Умеют работать в группе
Тип урока: Урок изучения нового материала
Задания:
Метод «Список покупок»; Прием « Горячий стул»;Лексическая работа; Работа в группах
Составление постера; Защита своих работ
Прием «Корзина знаний» ;Прием «Светофор»
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
фломастеры, бумага, стикеры, смайлики , карточки с заданиями, учебник.

Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учеников
Вводная часть
1.Психологический настрой.
Определение своего настроения
С каким животным вы ассоциируете себя на начало урока?

Деление на группы по смайликам Должны назвать животное, начинающееся с той же буквы, что и имя,
настраиваются на урок.
Актуализация знаний

Метод «Список покупок»
Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока.
На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося.

Проверка домашнего задания –взаимопроверка

Прием « Горячий стул»

Индивидуальная работа по карточке
Задание: вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
Побывать на спектакл.., участвовать в экспедиции.., работать на стройк.., подойти к сторожк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., гулять по алле.., выступать на собрании…., пробираться по тропинк.., находиться на распуть…
Записывают свои ожидания

Проверяют упражнение,
комментируют

Отвечают на вопросы по теме «Прилагательное»

1 ученик работает у доски (на повторение)
Взаимооценивание По критериям Оценивают устный ответ
Погружение в тему.

Целеполагание

На первых уроках русского языка мы говорили о том, зачем нужно изучать язык. Для чего же это нам нужно?
Какие виды общения мы знаем?
Общаясь, мы создаем высказывания (тексты).
Давайте послушаем выступления ваших товарищей и определим, что объединяет тексты и чем они отличаются.
1 вариант. “Что я делал во время летних каникул”.
Летние каникулы я провел дома, в городе. Каждый день я играл на улице со своими друзьями. Мне было весело. Мы катались на велосипедах, собирали из конструктора роботов. Еще мы ходили с друзьями на спортивную площадку. Я хорошо провел время на летних каникулах.
2 вариант «Каким было прошедшее лето»
Это было интересное, запоминающее лето. Мне очень понравилось деревня, в которой я был. Там очень красиво, спокойно, нет городского шума. Именно, с проведенными днями в деревне у меня связаны самые интересные события и яркие впечатления моего лета. Лето - самое веселое и интересное время года. Летом много свободного времени, не надо делать уроки, и для игр достаточно времени.
3-вариант
“Почему я жду летних каникул”.
Как только пригреет весеннее солнышко, я уже строю планы, как буду проводить летние каникулы. Мне не терпится быстрее закончить последнюю четверть. Мне нравятся летние каникулы, потому что не надо ходить в школу. Могу гулять, сколько я захочу. Иногда будем с родителями ездить на пляж. Мне нравится в свободное время читать книги и рисовать, а ещё – играть с сестрой в волейбол, по утрам бегать и делать зарядку. Можно сколько хочешь встречаться с друзьями. Летние каникулы никогда не кажутся мне длинноватыми. Летние каникулы – это чудеснейших три месяца.
Повествование (“Что я делал во время летних каникул”),
Описание (“Каким было прошедшее лето”),
Рассуждение (“Почему я жду летних каникул»)
Что общего между этими выступлениями? (устные выступления, тексты, темы – о летних каникулах).
Чем различаются? Какие вопросы можно задать к каждому тексту?
Определение (постановка) вопросов к текстам.
Создание каждого текста преследовало определенную цель.
Когда мы хотим рассказать о том, что происходило, мы создаем текст – повествование.
Когда мы хотим описать предмет, человека, мы строим текст – описание, когда доказываем свое мнение –рассуждение.


Самостоятельно определяют тему и цель урока

Отвечают на вопросы

Физминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сядь.
Основная часть

Сегодня мы говорим о типах речи.
ТЕКСТ.ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ (запись в тетради).
Повествовать – рассказывать о том, что произошло.
Повествование – рассказ о развитии событий во времени.
ЗАПИШИТЕ в тетрадь схему-подсказку. Читаем в учебнике стр-40,41.
Поможет нам узнать о типе речи повествование сказка “Репка” (Приложение 2).
4. Чтение сказки.
5. Анализ сказки.
О чем эта сказка? Какова ее тема? (дружная семья, дружная работа и т.п.)
Какова основная мысль/идея этой сказки? (Чему учит?)
Идею/основную мысль сказки можно выразить с помощью пословиц. “Берись дружно, не будет грузно”, “Сообща и гору своротишь” и др.
Повествование в сказке идет от третьего лица, что позволяет сосредоточиться на ДЕЙСТВИИ.
Кто герои сказки? Что мы знаем о героях сказки?
Назовите героев сказки.
Даны ли в сказке описания героев?
Только о репке сказано, что она большая-пребольшая… (для русских сказок характерны сложные определения, они используются, когда требуется усилить впечатление). Все остальные персонажи только названы.
Что же составляет содержание сказки? Что в ней самое главное?
Важно, как тянули репку.
Как же это происходило?
Какие глаголы употреблены в сказке? Почему их так много в тексте сказки?
К нашей сказке нарисованы ИЛЛЮСТРАЦИИ, которые помогут при пересказе текста (иллюстрации расположены на доске не по порядку).
Можно ли по данным картинкам пересказать текст, не меняя их порядок?
Почему нельзя, объясните.
Расположите иллюстрации в нужной последовательности, как происходили события.
Почему расположили картинки в такой последовательности? Какие слова помогли нам расположить рисунки по порядку? (наречия сначала, потом, затем, наконец…)
Можно ли по-другому расположить картинки? Почему? Нарушится порядок действия; исказится смысл, заложенный в сказке…
В общем деле важна помощь каждого. Даже очень маленькая. Показано, это последовательным уменьшением героев, позванных на помощь.
Сказка сложена экономно, выразительно. Ее краткость, быстрый темп развития действия ощутимы с первых слов.
К нашей сказке, как и к другим текстам повествовательного характера, можно поставить вопросы. Что произошло? Как? Когда? Где? Что было в начале? Что случилось потом? Чем все закончилось?
Как вы думаете, какие части можно выделить в тексте повествовательного типа?
Повествовательный текст строится по определенному плану (запись в тетрадях). Композиция – это построение текста.
– Начало (Что было в начале).
– Основная часть (Что было потом, как развивались события).
– Конец (Чем все закончилось).
И в сказке “Репка” мы можем выделить начало, основную часть и конец.
Учатся грамотно и доступно излагать материал

Работают по тексту учебника
ОдО (формативное оценивание) Взаимооценивание по критериям Оценивают работу групп, комментируя свое мнение
Подведение итогов
1.Какой текст относится к повествовательному типу речи? Как определить?
Повествование – развитие событий во времени. Повествовать – рассказывать.
С помощью каких частей речи можно это сделать? Глаголы, наречия.
Как строится повествовательный текст?
Работа с текстами (Приложение 3).
Выберите из нескольких отрывков повествовательный текст. Докажите свою точку зрения (тексты на каждой парте, учащиеся работают в парах).
Рецензирование ответов одноклассников.
Прием «Корзина знаний»
Каждый ученик записывает все, что узнал о числительном и записывает на стикере, кладет в «Корзину знаний»
Заполняют корзину
Рефлексия
« Светофор»
Заполняют стикеры, на которых записаны ожидания
Оцените свою работу, закончив предложение.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Комментируют, определяют уровень знаний на данном этапе
Д/ з. параграф14, упр-88, стр-41
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Мадинка
Просмотров: 175 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 1:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru