Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

поурочный план по русскому языку
[ · Скриншот ] 2016-07-20, 8:16 PM
Дата: __________________
Класс: _________________

Урок № 87

Тема урока: Повелительное наклонение. Употребление глаголов в повелительном наклонении.

Цель: познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения.
Обучающая: углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения.
Развивающая:
способствовать развитию умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в речи;
развитию мотивации учебной деятельности;
рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся;
продолжить развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательная:
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе,
воспитывать нравственные качества (пословицы русского и казахского народов, необходимость помогать маме);
прививать бережное отношение к природе,
повторить правильное написание глаголов в сослагательном (условном) наклонении.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
 «Русский язык» учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения – Сабитова З.К., В.К.Павленко. – Алматы: Атамұра, 2015. – 288 с.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.


Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.


II. Актуализация знаний по теме «Глагол». Проверка домашнего задания:
1) § 73. Стр. 237-238 – правила. Упр. 799.
2) Блиц-опрос по теории «Закончи фразу» (на листах А4 напечатано слово «МОЛОДЦЫ» по букве на каждом, прикреплены листы на доске при помощи магнитов (буквами к доске); при правильном ответе в блиц-опросе нужно выйти к доске перевернуть листочки, укрепив снова магнитами)
М 1) Глаголы называют …действия предметов
О 2) Начальная форма глагола …инфинитив
Л 3) Инфинитив имеет суффиксы…-ти, -ть.
О 4) Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (- сь), называются…возвратными.
Д 5) Суффикс –л- - показатель …прошедшего времени.
Ц 6) Глаголы изменяются по …лицам и числам.
Ы 7) Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением.

 С какими глаголами мы познакомились на прошлом уроке?
 Как пишутся глаголы с частицей БЫ? (сл. 2).
Ученик читает стихотворение «Я решил бы».
Задание: выписать в тетради и на доске глаголы в сослагательном наклонении с частицей БЫ.

III. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Лингвистические загадки.
 О каком наклонении идёт речь?
1) «Я совершаю действия реально, которые происходили, происходят, будут происходить».
2) «Моё действие возможно при определённых условиях. Меня легко узнать, потому что со мной всегда мои верные помощники, частицы БЫ или Б».

 Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?
 Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении, а затем в условном. (работа в парах).
 Я предлагаю вам решить лингвистическую задачу. Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Почему?

Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее (сл. 3).

 Можно определить наклонение глаголов в данных предложениях? В какой форме употреблены глаголы? (инфинитив)
 Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним наклонением глагола – повелительным.

IV. Урок открытия новых знаний. Тема урока. Постановка учебных задач.

 Запишем в рабочие тетради число, тему урока.
 Попробуем определить задачи к нашему уроку:
 узнать, что выражают глаголы в повелительном наклонении;
 определить на какие вопросы отвечают; как образуются; где используются в речи.

V. Решение учебных задач.

1) Задача «Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?» (сл. 4)
- Как понимаете значение слова «повелительный». Подберите однокоренные слова. (повелевать, велеть, повелитель). Обратимся к толковому словарю. (Повелевать – иметь власть над кем-нибудь (устар.). Приказывать, указывать).
- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях (сл. 5).

Вы, отроки - други, возьмите коня. просьба
Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы! пожелание
Эй, вратарь, готовься к бою! команда
Читайте книги, они учат нас жизни. совет
Молчи! Устал я слушать! приказ

- Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет)
2) Задача «Вопросы»
- Задайте вопросы к глаголам. (Что делайте? Что делай?)
3) Задача «Как образуются глаголы повелительного наклонения»?
- Как будем решать задачу?
а) Обратимся к теории, § 74. Беглое чтение: находим информацию «Образование форм повелительного наклонения». Составляем алгоритм (один ученик на доске делает запись).


б) Первичное закрепление и проговаривание вслух:
1) Образуйте формы глаголов повелительного наклонения, пользуясь алгоритмом действий (сл. 6).
Сказать – скажете (буд. вр.) – скажи (ед. ч.) – скажите (мн. ч.). (на доске)
Писать, смотреть, бежать. (работа в парах)
- Контроль. Ответы пар заслушать.
2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (сл. 7).
- Вернёмся к тексту, к которому обращались в начале урока. Прочитайте текст, найдите ошибки в употреблении глаголов. Исправьте их, употребляя глаголы в повелительном наклонении во множественном числе.
Книги просят…
Пожалуйста, не трогать меня грязными руками: мне будет стыдно перед другими читателями за свой неопрятный внешний вид. Не разрисовывать меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. Не забыть, что после вас мне придётся побывать у других читателей. Помочь оставаться мне чистой, а я помогу вам стать умнее.

 Ребята, скажите, почему я попросила вас употребить глаголы во множественном числе? (это обращение книг к детям «Книги просят…» как к одному из вас, так и ко всем сразу)
 К кому обращение? (К нерадивым, неаккуратным читателям.). Я уверена, что среди вас нет небрежных читателей.
 Каким образом книга поможет вам стать умнее? Что помогли глаголы в повелительном наклонении выразить книге? (просьбу, крик о помощи)

РАЗМИНКА.
 Я называю глагол в инфинитиве, а вы образуете повелительное наклонение от глагола единственного числа и множественного числа (хором):
ЛЮБИТЬ, ЖИТЬ, УЛЫБАТЬСЯ, РАДОВАТЬСЯ.

4) Задача «Где используем глаголы в повелительном наклонении»? (сл. 9, 10, 11)
 Ребята, а в жизни, где мы встречаемся с глаголами в повелительном наклонении?
Пословицы. Рецепты. Рекламные объявления. Памятки к урокам. Инструкции и др.

5) стр. 241 упр. 809.

VI. Рефлексия.

 Ребята, мы завершаем наш урок.
 Назовите тему урока, какие задачи мы ставили перед собой? Решили мы поставленные задачи?
 По каким признакам узнаем глагол в повелительном наклонении?
 Какова сфера употребления глаголов в повелительном наклонении?
 Я благодарю вас за урок.

VII. Домашнее задание.

§74. Стр. 240-241 – правила. Упр. 806.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: superneposedy
Просмотров: 885 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 2:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru