Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Проектный метод на уроках литературы. А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", 8-й класс
[ · Скриншот ] 2016-10-28, 3:44 PM
Проектный метод на уроках литературы. А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", 8-й класс
Название проекта: «Честь и бесчестие на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цели проекта (для учителя): формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; формирование грамотного читателя, способного понять прочитанное, интерпретировать произведение и высказать развёрнутое аргументированное суждение о прочитанном произведении; формирование элементов информационной компетентности; развитие творческих способностей (организаторских, дизайнерских).
Цели проекта (для учащихся): уметь самостоятельно искать информацию, анализировать, обобщать и структурировать материал, уметь работать в группе, высказывать аргументированные суждения о прочитанном, давать собственную оценку героям и их поступкам, произведению в целом.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
План изучения темы «А.С. Пушкин» и этапы проекта.
№ урока
Тема урока
Этапы проекта
Время на уроке
1. А.С. Пушкин. Слово о поэте. Лирика.
2. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.
3. А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.
4. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения.
5. Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринев и Савельич.
6. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
Обсуждение основополагающего вопроса. Выбор тем исследований. Формирование групп для проведения исследований
15 минут
7. Пугачев и народное восстание в повести и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
Выдвижение гипотез, составление плана работы в группах
15 минут
8. Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Понятие о реалистическом произведении.
Выработка критериев оценивания итоговых работ (исследований)
Дома: самостоятельная работа групп по выполнению исследований
До 15 минут
9. А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов. Композиция повести.
10. Урок контроля по творчеству Пушкина.
Презентация, защита полученных результатов и выводов, обсуждение основополагающего вопроса, подведение итогов работы, оценивание
45 минут
Проблемные вопросы:
Почему Гринёв – человек чести, а Швабрин бесчестен?
Швабрин – человек чести или бесчестия?
Пугачёв – человек чести?
Представление о чести Маши Мироновой.
Люди чести в повести «Капитанская дочка».
Что приводит к бессчетным поступкам?
Честными рождаются или становятся?

На уроке № 6, когда дети знакомы с произведением, учитель предлагает ребятам принять участие в учебном проекте, ставит основополагающий вопрос. Вместе с учащимися формулирует проблемные вопросы (вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), которые, как правило, и становятся темами самостоятельных исследований школьников. По желанию восьмиклассники объединяются в группы для совместной работы над темой исследования.

Урок № 7. На этом уроке часть времени отводится на работу в группах по теме проекта. Ребята выдвигают гипотезы (свои предположения) по теме исследований, составляют план работы (чтение произведения, изучение дополнительной литературы, опрос общественного мнения, подбор иллюстраций и так далее).

Урок № 8. Примерно 15 минут времени уходит на обсуждение единых требований к итоговой работе. Ученики сами предлагают критерии, баллы и форму оценивания их итоговых работ.
Если позволяет время, самостоятельную работу по теме исследования и оформление результатов можно проводить на уроке, обычно это 1-2 урока. В данном проекте самостоятельная работа вынесена за рамки урока – на дом. Оформляют результаты дети чаще всего в программе PowerPoint, компьютеры у большинства есть дома. Можно это сделать в школьном компьютерном классе во время, отведённое для самостоятельной работы учащихся в кабинете.

Урок № 10. Ученики представляют свои работы (приложение_1), остальные в это время слушают, заполняют лист взаимооценки (приложение_2), высказывают своё отношение к выступлению одноклассников («белые» и «чёрные» оппоненты, то есть отмечают достоинства и недостатки прослушанной работы). Учитель наводящими вопросами (по мере необходимости) связывает выступления с основополагающим вопросом. После выступления всех групп подводятся итоги работы, происходит оценивание.

К самостоятельным исследованиям учащихся предъявляются следующие требования:
1. Цель работы.
2. Проблема.
3. Гипотеза.
4. План исследования.
5. Аргументы (доказательства).
6. Вывод.

Приложение 3
Категория: Русский язык и литература | Добавил: oksanamironovna
Просмотров: 813 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 1:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru