Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Проектный метод на уроках литературы. А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", 8-й класс
[ · Скриншот ] 2016-10-28, 3:44 PM
Проектный метод на уроках литературы. А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", 8-й класс
Название проекта: «Честь и бесчестие на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цели проекта (для учителя): формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; формирование грамотного читателя, способного понять прочитанное, интерпретировать произведение и высказать развёрнутое аргументированное суждение о прочитанном произведении; формирование элементов информационной компетентности; развитие творческих способностей (организаторских, дизайнерских).
Цели проекта (для учащихся): уметь самостоятельно искать информацию, анализировать, обобщать и структурировать материал, уметь работать в группе, высказывать аргументированные суждения о прочитанном, давать собственную оценку героям и их поступкам, произведению в целом.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
План изучения темы «А.С. Пушкин» и этапы проекта.
№ урока
Тема урока
Этапы проекта
Время на уроке
1. А.С. Пушкин. Слово о поэте. Лирика.
2. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.
3. А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.
4. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения.
5. Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринев и Савельич.
6. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
Обсуждение основополагающего вопроса. Выбор тем исследований. Формирование групп для проведения исследований
15 минут
7. Пугачев и народное восстание в повести и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
Выдвижение гипотез, составление плана работы в группах
15 минут
8. Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Понятие о реалистическом произведении.
Выработка критериев оценивания итоговых работ (исследований)
Дома: самостоятельная работа групп по выполнению исследований
До 15 минут
9. А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов. Композиция повести.
10. Урок контроля по творчеству Пушкина.
Презентация, защита полученных результатов и выводов, обсуждение основополагающего вопроса, подведение итогов работы, оценивание
45 минут
Проблемные вопросы:
Почему Гринёв – человек чести, а Швабрин бесчестен?
Швабрин – человек чести или бесчестия?
Пугачёв – человек чести?
Представление о чести Маши Мироновой.
Люди чести в повести «Капитанская дочка».
Что приводит к бессчетным поступкам?
Честными рождаются или становятся?

На уроке № 6, когда дети знакомы с произведением, учитель предлагает ребятам принять участие в учебном проекте, ставит основополагающий вопрос. Вместе с учащимися формулирует проблемные вопросы (вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), которые, как правило, и становятся темами самостоятельных исследований школьников. По желанию восьмиклассники объединяются в группы для совместной работы над темой исследования.

Урок № 7. На этом уроке часть времени отводится на работу в группах по теме проекта. Ребята выдвигают гипотезы (свои предположения) по теме исследований, составляют план работы (чтение произведения, изучение дополнительной литературы, опрос общественного мнения, подбор иллюстраций и так далее).

Урок № 8. Примерно 15 минут времени уходит на обсуждение единых требований к итоговой работе. Ученики сами предлагают критерии, баллы и форму оценивания их итоговых работ.
Если позволяет время, самостоятельную работу по теме исследования и оформление результатов можно проводить на уроке, обычно это 1-2 урока. В данном проекте самостоятельная работа вынесена за рамки урока – на дом. Оформляют результаты дети чаще всего в программе PowerPoint, компьютеры у большинства есть дома. Можно это сделать в школьном компьютерном классе во время, отведённое для самостоятельной работы учащихся в кабинете.

Урок № 10. Ученики представляют свои работы (приложение_1), остальные в это время слушают, заполняют лист взаимооценки (приложение_2), высказывают своё отношение к выступлению одноклассников («белые» и «чёрные» оппоненты, то есть отмечают достоинства и недостатки прослушанной работы). Учитель наводящими вопросами (по мере необходимости) связывает выступления с основополагающим вопросом. После выступления всех групп подводятся итоги работы, происходит оценивание.

К самостоятельным исследованиям учащихся предъявляются следующие требования:
1. Цель работы.
2. Проблема.
3. Гипотеза.
4. План исследования.
5. Аргументы (доказательства).
6. Вывод.

Приложение 3
Категория: Русский язык и литература | Добавил: oksanamironovna
Просмотров: 33 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru