Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Акметехнологии обучения русскому языку и русской литературе
[ · Скриншот ] 2016-11-11, 11:10 AM
Акметехнологии обучения русскому языку и русской литературе

10 июля 2012 года Президент РК Н.А.Назарбаев в выступлении «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» в поручении 12 отметил: «Сегодня в казахстанской образовательной системе недостаточно внимание к практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Остро стоит вопрос недостаточности таких прие¬мов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации.
…В то же время нет инновационных курсов, которые необходимы учащимся уже сегодня. Где, например, такие актуальные предметы, как «Казахстанское право» (его отсутствие ведет к правовому нигилизму и безграмотности молодежи), «Краеведение» (а ведь любовь к малой родине – это основа патриотизма), «Акмеология», методики достижения личного успеха, социализации личности?
Их отсутствие ведет к социальному инфантилизму значительной части молодежи, неумению адаптироваться во взрослой жизни и т. д.»
Меня заинтересовал предмет «Акмеология». Изучив литературу, я поняла, насколько это важная дисциплина в образовании. Но как мне, учителю русского языка и литературы, внедрить этот предмет? Вместе с коллегой Шотаевой Ж.Ш. решили написать авторскую программу «Основы акмеологии», в которой интегрировали психологию, педагогику, русский язык и русскую литературу. Наша программа заняла 1 место в городском конкурсе авторских программ. После участия в областном конкурсе нам был вручен сертификат, выданный ученым советом филиала АО НЦПК «Өрлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области, позволяющий преподавать данную дисциплину в учебном заведении. Проводя факультативные занятия, понимая значимость предмета (ведь методику достижения личного успеха необходимо донести до каждого учащегося), решила внедрять акметехнологии на своих занятиях по русскому языку и литературе. Результаты говорят сами за себя. Всего за 2015-2016 учебный год мои студенты участвовали в 23 республиканских, международных дистанционных олимпиадах и творческих конкурсах по русскому языку и русской литературе, в результате которых 19 студентов заняли 1 места, 24 студента – 2 места, 16 студентов – 3 места. В 2016 – 2017 учебном году только в 1 семестре, участвуя в Международной дистанционном олимпиаде «Осень-2016» по русскому языку , 1 место заняли 11 студентов, 2 место – 8 студентов, 3 место – 4 студентки, в Международной дистанционной олимпиаде по русской литературе «Осень-2016» 1 место заняли 2 студентки, во ΙΙ Международном дистанционном творческом конкурсе «Пегас» студентка 1 курса заняла 3 место. Особенно радует, когда занимают призовые места студенты, обучающиеся в группах с казахским языком обучения.
Всем известно, что успех учителя связан с успехом учеников. Педагог славится успехами учеников. Это истина. Но как добиться успехов? В этом мне помогли акметехнологии, которые я активно внедряю на своих занятиях. В чем их суть? Во-первых, необходимо дать установку на успех. На вопрос «Как вы учитесь?» дружно отвечают, что хорошо. Дальше спрашиваю: «А сколько у вас «4» и «5» в количественном отношении?» Большинство затрудняются ответить. В процессе беседы выясняется, что есть предметы, которые можно было бы сдать на «5». Что же помешало? Задумались. Ответы свелись к одному – не было цели. «Почему нет цели учиться на «5»? Не верите в себя, не хотите быть отличниками?» - спрашиваю. «Хотим, но не задумывались», - отвечают. Вот здесь важно педагогу научить обучающихся ставить цели. Объяснить, что главная цель состоит из промежуточных. Эти «маленькие» цели необходимо сформулировать для себя, поставить перед собой и добиваться достижений. Рассказываю о формуле успеха: цель – действие – результат. Необходимо научить обучающихся ставить цели на каждый день, поднимать самооценку. Научить верить в себя – это половина успеха. Дальше следует разъяснить, что не будет результата без действия. Лежа на диване и мечтая, как Обломов, ничего не добьешься в жизни.
На уроках русского языка и литературы, на факультативных и внеклассных занятиях учу студентов методам и приемам роста личностных качеств; умениям проведения дискуссий, диспутов, диалогов и других видов выражения своей индивидуальности; анализировать не только научный материал и художественный текст, но и свои знания по предмету.
Преподаватель достигает результатов не количеством упражнений, а смыслом и направленностью каждого из них как средства развития обучающихся. Необходимо вооружать учащихся акмеотехнологиями самостоятельной учебной работы, формировать умение организовывать и контролировать собственную деятельность по развитию языка, речи и различных познавательных процессов.
Как добиться успехов? Особое место в работе уделяю развитию креативности. В словаре практического психолога под редакцией С.Ю. Головина сказано, что креативность - это творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Развитию креативного мышления помогает участие в творческих конкурсах, ведь чтобы занять призовые места (а иначе, зачем участвовать?), необходимо научиться оригинально подать материал. Думаю, что подобный навык пригодится в различных сферах жизни.
Хочется верить, что, закончив учебное учреждение, выпускники поставят следующую цель: стать конкурентно способными специалистами.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: aliyaemelina
Просмотров: 567 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 12:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru