Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок русского языка 8 класс
[ Скачать с сервера (636.5 Kb) ] 2016-12-06, 3:31 PM
Урок - 8 «Б» класс ГУ «СШ им Н.Островского»
Каербекова Шолпан Кенжибековна
Тема: Связь слов в словосочетании.
Цели урока:
– образовательная: закрепить понятие о видах связи слов в словосочетании; формировать умения определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; рассмотреть трудные случаи управления;
– развивающая: используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса учащихся, расширять их словарный запас;
– воспитательная: воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации: фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор./Microsoft Offise Word 2010,
Microsoft Offise Power Point 2010/
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение.
Сегодня нам предстоит закрепить понятие о видах связи слов в словосочетаниях, а делать это мы будем на текстах, знакомящих нас с личностью великого учёного М.С.Панина (Слайд1)
(Запись темы урока на доске и в тетрадях.)
Эпиграф:
Мир сложен, он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых загадок,
Как чудо природы, является гений
И в хаосе этом наводит порядок.
О.Н. Смолякова (Слайд 2)
– Вдумаемся в эпиграф. Как вы его понимаете?
(Мир огромен, но во власти человека навести порядок. Это делает гений.)
– Назовите антонимы.
(Хаос, порядок.)
– Синонимы?
(Тайны, загадки.) (Слайд 3)
– Сегодня на уроке мы постараемся навести порядок в наших знаниях о словосочетании и, может быть, раскроем какие-то тайны. Но начнём мы с небольшой проверочной работы в тетрадях. Я даю толкование слова, а вы записывайте само слово. (Слайд 4)
3. Лексический диктант.
1. Слова, близкие по значению (синонимы).
2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
3. Человек, обладающий высшей творческой способностью (гений).
4. Наука, изучающая происхождение слов (этимология).
5. Два или несколько самостоятельных слова, объединённых по смыслу и грамматически (словосочетание).
– Проведем взаимопроверку. (Слайд 3)
4. Актуализация домашнего задания.
– Вы давно знакомы лично с нашим великим казахстанским ученым-химиком, нашим земляком, выпускником нашей школы Михаилом Семеновичем Паниным. Чем вас удивил этот человек?
– Синтаксический разбор предложения (один ученик выполняет на доске).
(Слайд 4)
Панин великий учёный прославивший казахстанскую науку. (Знаки препинания не расставлены.)
– Проверка. Объясните постановку тире. (Слайд5)
– Почему стоит запятая?
– Назовите в этом предложении словосочетания.
(Великий учёный, прославивший науку, казахстанскую науку .) (Слайд 6)
– Почему не назвали “Панин-ученый ”?
(Это предложение.)
5. Фронтальный опрос.
– В каком разделе науки о языке изучаются предложение и словосочетание?
– Что такое словосочетание?
– Как определить главное и зависимое слова?
– С какими видами связи слов в словосочетании мы познакомились на прошлом уроке?
– Что называется согласованием?
– Что называется управлением?
– Что называется примыканием? (Слайд 7)
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой "Связь слов в словосочетании”.
(Слайд 8) Ученик читает текст).
6. Углубление знаний.
Работа с текстом.
1. Панин М.С.- это крупный казахстанский учёный – химик, биолог, геолог, эколог 2. Родился он 27 января 1940 года в селе Камышенка в небогатой семье. 3. Он был младшим четвертым ребёнком в семье. 4. Отец после рождения сына ушел на фронт и на плечи матери легли все заботы. 5.Она, заметив необыкновенные способности Михаила, отдала его учиться в среднюю школу в сорока километрах от дома . 6. А после окончания школы в педагогический институт, где он учился с удивительным старанием.
1) Чтение текста учащимся.
2) Объясните орфограммы в словах.
3) Найдите в этом тексте словосочетания по схемам, данным на доске, запишите их в столбик.
2 предложение. Гл.+сущ.пр.пад. упр. Допол.
2 предложение. Прил.+сущ.пр.п. согл. Опред.
4 предложение. Гл.+сущ.вин.пад. упр. Допол.
5 предложение. Гл.+гл. н.ф. неделимое с/с,
5 предложение. Гл.+ деепр. прим. Обст.
3 предложение. Числ.(пор.)+сущ, согл. Опред.
Один учащийся работает у доски.
родился в селе
в небогатой семье
легли на плечи
отдала учиться
отдала, заметив
четвертым ребёнком
4) Определить вид связи слов в словосочетании. Докажите.
Учитель.
– Мы выполнили синтаксический разбор словосочетания.
– Миша Панин был четвертым ребёнком в семье, и никто тогда не представлял себе, что он, спустя много лет, станет великим человеком.
– Как вы думаете, благодаря чему он стал известным ученым?
(Усердию, старанию, прилежанию.)
Словарно-орфографическая работа.
Учился М.С.Панин с особым прилежанием и окончил Семипалатинский педагогический институт с отличием. Стал научным сотрудником, а потом – преподавателем в институте. (Слайд 9)
– Объясните написание и в слове прилежание, е – в слове преподавать.
– Сообщение ученика о происхождении слов.
(Слайд 11,11)
– В каком словаре можно узнать о происхождении слов?
(В этимологическом.)
– Да ,М.С.Панин, оказывается, преподает в институте, т.е. передает свои знания студентам.
(Слайд 12)
- К какому стилю отнесем данный фрагмент текста?
(К научному)
- А почему не к публицистическому?
- Много научной лексики- биогеохимия, радионуклиды, монография, тяжелые металлы.
– Когда я спросила М.С.Панина, почему именно химия стала первой и единственной наукой, которой он посвятил свою жизнь, он рассказал мне историю Д.И.Менделеева, гения науки, который стал идеалом для Михаила Семеновича. Он услышал её на своем первом уроке химии в нашей школе.
Чтение учащимся текста об истории создания периодической системы. )
История об открытии Менделеевым периодического закона во сне основана на реальных фактах, рассказанных А.А.Иностранцевым. Как-то он зашёл к Менделееву в кабинет и застал Дмитрия Ивановича в мрачном состоянии. Менделеев пожаловался: “Всё в голове сложено, выразить таблицей не могу”. А несколько позже выяснилось, что он трое суток, не ложась спать, работал у своей любимой конторки, но попытки скомбинировать результаты своей мысленной конструкции в таблицу оказались неудачными. В конце концов, учёный крайне утомлённый лёг спать. “Вижу таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги,”-вспоминал он.
(Слайд 13)
– Посмотрим на написанную самим автором открытия рукописную табличку. К тому времени было известно всего чуть более 60 элементов с их атомным весом (сейчас их почти вдвое больше). Идея расположить элементы по порядку возрастания их атомного веса совершенно естественна и банальна. Сложнее было заметить периодические закономерности в этом ряду. Свою таблицу Д. Менделеев создал в 35 лет.
– Что означает слово скомбинировать?
(Соединить, собрать.)
– Как называется данный ряд слов?
(Синонимы.)
– Для какого стиля речи характерно слово
“скомбинировать”?
– Составьте словосочетания с разными видами связи со словом скомбинировать. Можно ли с этим словом составить словосочетание со связью согласование? Образуйте однокоренное слово и составьте.
(Скомбинировать результаты, скомбинированный результат, хотел скомбинировать.)
Проверочная работа по карточкам. Самопроверка.
Раздаются карточки с дифференцированными заданиями по вариантам – красные, синие, зелёные.
Учитель.
Сейчас познакомимся с материалом, который надо запомнить. Запишем два примера. Чем они отличаются? (Слайд 15,16)

– Если количественное числительное в именительном падеже, то оно всегда будет главным словом в словосочетании, связь – управление; в другом падеже – зависимое слово, связь – согласование.
– Выполняем упр.№66.
7. Итог урока.
Чтение эпиграфа. Тему рассматривали на примере текста о жизни нашего земляка М.С.Панина и великого учёного Д.И. Менделеева. Их стремление к новому, неизведанному – пример для нас. Посмотрим, установился ли порядок в наших знаниях о словосочетании.
Тест. (Слайд 17)
8. Оценивание.
9. Релаксация.
Что для вас показалось трудным?
10. Домашнее задание: § 8
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (УПРАВЛЕНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ),написать сочинение-миниатюру «Моя встреча с М.С. Паниным
(слайд 18)
Всего доброго!(Слайд19)- встреча учеников 8 «Б» с академиком Паниным на научно-практической конференции.в ГУ «СШ им Н.Островского»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ajlin
Просмотров: 552 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 4:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru