Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок русского языка 8 класс
[ Скачать с сервера (636.5Kb) ] 2016-12-06, 3:31 PM
Урок - 8 «Б» класс ГУ «СШ им Н.Островского»
Каербекова Шолпан Кенжибековна
Тема: Связь слов в словосочетании.
Цели урока:
– образовательная: закрепить понятие о видах связи слов в словосочетании; формировать умения определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; рассмотреть трудные случаи управления;
– развивающая: используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса учащихся, расширять их словарный запас;
– воспитательная: воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации: фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор./Microsoft Offise Word 2010,
Microsoft Offise Power Point 2010/
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение.
Сегодня нам предстоит закрепить понятие о видах связи слов в словосочетаниях, а делать это мы будем на текстах, знакомящих нас с личностью великого учёного М.С.Панина (Слайд1)
(Запись темы урока на доске и в тетрадях.)
Эпиграф:
Мир сложен, он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых загадок,
Как чудо природы, является гений
И в хаосе этом наводит порядок.
О.Н. Смолякова (Слайд 2)
– Вдумаемся в эпиграф. Как вы его понимаете?
(Мир огромен, но во власти человека навести порядок. Это делает гений.)
– Назовите антонимы.
(Хаос, порядок.)
– Синонимы?
(Тайны, загадки.) (Слайд 3)
– Сегодня на уроке мы постараемся навести порядок в наших знаниях о словосочетании и, может быть, раскроем какие-то тайны. Но начнём мы с небольшой проверочной работы в тетрадях. Я даю толкование слова, а вы записывайте само слово. (Слайд 4)
3. Лексический диктант.
1. Слова, близкие по значению (синонимы).
2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
3. Человек, обладающий высшей творческой способностью (гений).
4. Наука, изучающая происхождение слов (этимология).
5. Два или несколько самостоятельных слова, объединённых по смыслу и грамматически (словосочетание).
– Проведем взаимопроверку. (Слайд 3)
4. Актуализация домашнего задания.
– Вы давно знакомы лично с нашим великим казахстанским ученым-химиком, нашим земляком, выпускником нашей школы Михаилом Семеновичем Паниным. Чем вас удивил этот человек?
– Синтаксический разбор предложения (один ученик выполняет на доске).
(Слайд 4)
Панин великий учёный прославивший казахстанскую науку. (Знаки препинания не расставлены.)
– Проверка. Объясните постановку тире. (Слайд5)
– Почему стоит запятая?
– Назовите в этом предложении словосочетания.
(Великий учёный, прославивший науку, казахстанскую науку .) (Слайд 6)
– Почему не назвали “Панин-ученый ”?
(Это предложение.)
5. Фронтальный опрос.
– В каком разделе науки о языке изучаются предложение и словосочетание?
– Что такое словосочетание?
– Как определить главное и зависимое слова?
– С какими видами связи слов в словосочетании мы познакомились на прошлом уроке?
– Что называется согласованием?
– Что называется управлением?
– Что называется примыканием? (Слайд 7)
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой "Связь слов в словосочетании”.
(Слайд 8) Ученик читает текст).
6. Углубление знаний.
Работа с текстом.
1. Панин М.С.- это крупный казахстанский учёный – химик, биолог, геолог, эколог 2. Родился он 27 января 1940 года в селе Камышенка в небогатой семье. 3. Он был младшим четвертым ребёнком в семье. 4. Отец после рождения сына ушел на фронт и на плечи матери легли все заботы. 5.Она, заметив необыкновенные способности Михаила, отдала его учиться в среднюю школу в сорока километрах от дома . 6. А после окончания школы в педагогический институт, где он учился с удивительным старанием.
1) Чтение текста учащимся.
2) Объясните орфограммы в словах.
3) Найдите в этом тексте словосочетания по схемам, данным на доске, запишите их в столбик.
2 предложение. Гл.+сущ.пр.пад. упр. Допол.
2 предложение. Прил.+сущ.пр.п. согл. Опред.
4 предложение. Гл.+сущ.вин.пад. упр. Допол.
5 предложение. Гл.+гл. н.ф. неделимое с/с,
5 предложение. Гл.+ деепр. прим. Обст.
3 предложение. Числ.(пор.)+сущ, согл. Опред.
Один учащийся работает у доски.
родился в селе
в небогатой семье
легли на плечи
отдала учиться
отдала, заметив
четвертым ребёнком
4) Определить вид связи слов в словосочетании. Докажите.
Учитель.
– Мы выполнили синтаксический разбор словосочетания.
– Миша Панин был четвертым ребёнком в семье, и никто тогда не представлял себе, что он, спустя много лет, станет великим человеком.
– Как вы думаете, благодаря чему он стал известным ученым?
(Усердию, старанию, прилежанию.)
Словарно-орфографическая работа.
Учился М.С.Панин с особым прилежанием и окончил Семипалатинский педагогический институт с отличием. Стал научным сотрудником, а потом – преподавателем в институте. (Слайд 9)
– Объясните написание и в слове прилежание, е – в слове преподавать.
– Сообщение ученика о происхождении слов.
(Слайд 11,11)
– В каком словаре можно узнать о происхождении слов?
(В этимологическом.)
– Да ,М.С.Панин, оказывается, преподает в институте, т.е. передает свои знания студентам.
(Слайд 12)
- К какому стилю отнесем данный фрагмент текста?
(К научному)
- А почему не к публицистическому?
- Много научной лексики- биогеохимия, радионуклиды, монография, тяжелые металлы.
– Когда я спросила М.С.Панина, почему именно химия стала первой и единственной наукой, которой он посвятил свою жизнь, он рассказал мне историю Д.И.Менделеева, гения науки, который стал идеалом для Михаила Семеновича. Он услышал её на своем первом уроке химии в нашей школе.
Чтение учащимся текста об истории создания периодической системы. )
История об открытии Менделеевым периодического закона во сне основана на реальных фактах, рассказанных А.А.Иностранцевым. Как-то он зашёл к Менделееву в кабинет и застал Дмитрия Ивановича в мрачном состоянии. Менделеев пожаловался: “Всё в голове сложено, выразить таблицей не могу”. А несколько позже выяснилось, что он трое суток, не ложась спать, работал у своей любимой конторки, но попытки скомбинировать результаты своей мысленной конструкции в таблицу оказались неудачными. В конце концов, учёный крайне утомлённый лёг спать. “Вижу таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги,”-вспоминал он.
(Слайд 13)
– Посмотрим на написанную самим автором открытия рукописную табличку. К тому времени было известно всего чуть более 60 элементов с их атомным весом (сейчас их почти вдвое больше). Идея расположить элементы по порядку возрастания их атомного веса совершенно естественна и банальна. Сложнее было заметить периодические закономерности в этом ряду. Свою таблицу Д. Менделеев создал в 35 лет.
– Что означает слово скомбинировать?
(Соединить, собрать.)
– Как называется данный ряд слов?
(Синонимы.)
– Для какого стиля речи характерно слово
“скомбинировать”?
– Составьте словосочетания с разными видами связи со словом скомбинировать. Можно ли с этим словом составить словосочетание со связью согласование? Образуйте однокоренное слово и составьте.
(Скомбинировать результаты, скомбинированный результат, хотел скомбинировать.)
Проверочная работа по карточкам. Самопроверка.
Раздаются карточки с дифференцированными заданиями по вариантам – красные, синие, зелёные.
Учитель.
Сейчас познакомимся с материалом, который надо запомнить. Запишем два примера. Чем они отличаются? (Слайд 15,16)

– Если количественное числительное в именительном падеже, то оно всегда будет главным словом в словосочетании, связь – управление; в другом падеже – зависимое слово, связь – согласование.
– Выполняем упр.№66.
7. Итог урока.
Чтение эпиграфа. Тему рассматривали на примере текста о жизни нашего земляка М.С.Панина и великого учёного Д.И. Менделеева. Их стремление к новому, неизведанному – пример для нас. Посмотрим, установился ли порядок в наших знаниях о словосочетании.
Тест. (Слайд 17)
8. Оценивание.
9. Релаксация.
Что для вас показалось трудным?
10. Домашнее задание: § 8
ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (УПРАВЛЕНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ),написать сочинение-миниатюру «Моя встреча с М.С. Паниным
(слайд 18)
Всего доброго!(Слайд19)- встреча учеников 8 «Б» с академиком Паниным на научно-практической конференции.в ГУ «СШ им Н.Островского»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ajlin
Просмотров: 45 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-03-28, 9:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [175]
Педагогика [299]
Математика [814]
Физика [255]
История [352]
Классному руководителю [535]
Русский язык и литература [718]
Физическая культура [220]
Английский язык [430]
Искусство [192]
Родительский совет [16]
Биология [335]
Информатика [376]
Начальная школа [1927]
Мой Казахстан [248]
Технология [130]
Самопознание [179]
Технология труда [53]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [44]
Профессиональное образование [159]
Дошколенок [499]
География [136]
Школьная библиотека [53]
Казахский язык и литература [574]
Химия [39]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru