Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку Глазинской Е.А.
[ Скачать с сервера (47.5 Kb) ] 2011-03-31, 2:47 PM
Для старших классов средних образовательных школ

Разработка внеклассного мероприятия
по русскому языку «Не спроста и не спустя слово молвится»

Разработал учитель
русского языка и литературы школы-гимназии № 2 города Курчатова
Глазинская Евгения Анатольевна

Тема мероприятия: «Не спроста и не спустя слово молвится»

Цель: заинтересовать обучающихся в пополнении своего лексического
запаса

Задачи:

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного посредством
русского языка, а также ответственности и честности

Развивающие: способствовать развитию речи

Форма проведения: игра

Оборудование,
раздаточный материал: интерактивное оборудование, листы с заданиями,
оценочные листы

Ход мероприятия:

Слово преподавателя:
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева...
Есть слова – словно раны, слова – словно суд...
Словом можно продать, и предать, и купить...
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

Задание 1: расставьте ударение

Алфавит, асимметрия, баловать, балованный, газопровод, гражданство, деньги – деньгам, деньгами, договор, жалюзи, завидно, звонишь, звонят, издали, камбала, квартал, коклюш, красивее, начав, облегчить, понявший, премировать, ржаветь, свёкла, симметрия, танцовщица, туфля, углубить, феномен, экспертный, языковой, языковый

Задание 2 – тесты

1. Откуда пошло выражение «их водой не разольешь»?
А. По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разънять.
Б. От обычая обливать друг друга водой на день Ивана Купалы.
В. Так говорят о команде моряков, которые вместе долго плавали на одном судне.
2. «Бить баклуши» - что означает это выражение?
А. Бездельничать.
Б. Громко смеяться.
В. Сидеть нога на ногу.
3. Подобрать выражение, означающее следующее: если взялся за какое-нибудь дело, надо его выполнять, невзирая на трудности.
4. Выражение «засучив рукава» означает усердно приняться за работу. А как можно сказать о человеке, который, наоборот, работал плохо?
А. Задрал нос.
Б. Сел в калошу.
В. Спустя рукава.
5. «Тянуть канитель» значит «делать что-то очень медленно». А что такое канитель?
А. Грустная песня.
Б. Блюдо, на приготовление которого требуется много времени.
В. Золотые нити.
6. «Зарыть талант в землю». Это выражение относится к человеку, который не желает применять свои способности на общественную пользу. Так что же такое талант?
А. Крупная денежная единица.
Б. Драгоценное украшение.
С. Безраздельная власть.

Слово преподавателя («Почему мы так говорим? Из истории слов и выражений»):

Еще со времен далекого прошлого в нашем языке сохранилось множество слов, выражений, употребляемых нами в различных спорах, разговорах и т.д. Но об истинном их значении и происхождении мало кто знает. Поэтому чтобы лучше знать русский язык, понять его мы с вами и отправимся в те далекие времена. Итак… “Не спроста и не спустя слово молвится”— говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Почему, например, говорят…
“Их не разольешь водой” — о людях, которые очень дружны между собой. Это выражение появилось по аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять.
Баклуши — чурки, откалываемые от чурбана, из которых изготовляют деревянные поделки. Раскалывание дерева на чурки, в отличие от изготовления изделий из них, считалось легким делом. Поэтому, бить баклуши — бездельничать.
Для выполнения земляных работ рабочий, возивший землю на тачке, для облегчения своего труда привязывал к ручкам тачки веревку, которая называлась гуж. За такую тяжелую работу люди брались в крайних случаях, из-за большой нужды, например. А взявшись за нее, не должны были жаловаться на нездоровье, слабость и т.д. Отсюда пошло выражение, означающее следующее: если взялся за какое-нибудь дело, надо его выполнять, невзирая на трудности - взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда пошло выражение “засучив рукава”, что значит “усердно приняться за работу”.
В старину золотые и серебряные нити для одежды священнослужителей, офицерских эполет, для вышивки по бархату изготавливали вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить “тянуть канитель”, т. е. медлить, мешкать.
“Зарыть талант в землю”. Это выражение относится к человеку, который не желает применять свои способности на общественную пользу.
Талант в древней Греции был самой крупной денежной единицей. По библейскому преданию, один из древних рабовладельцев раздал своим рабам по одному таланту с тем условием, чтобы через год они вернули эти деньги вместе с прибылью, которую извлекут из данных талантов. Но один из рабов решил перехитрить своего хозяина и просто зарыл талант в землю, за что и был наказан своим хозяином.

Задание 3. Запишите слова под диктовку:

Аббревиатура, асимметрия, ассоциация, винегрет

Задание 4. Используя фразеологизмы, ответьте на вопросы: как говорят о ...

кротком безобидном человеке? (Мухи не обидит)
чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться)
человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла)
о том, кто(что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится)
Задание 5. Подобрать синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:
Усердно трудиться (не покладая рук, засучив рукава);
Совсем близко (рукой подать);
Кот наплакал (с гулькин нос);
По пальцам пересчитать можно (раз – два и обчёлся);
Во всю прыть (сломя голову).

Задание 6. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...
Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять...
Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...
Нос - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...

Задание 7. Допишите существительное в женском или мужском роде

Она балерина – он…
Она медсестра – он…
Она доярка – он…
Она художница – он…
Она швея – он…
Она стюардесса – он…
Она запевала – он…
Он рабочий – она…
Он доктор – она…
Он летчик – она…
Он пилот – она…
Он укротитель – она…
Он строитель – она…
Он водолаз – она…

Подведение итогов.

Заключительное слово преподавателя: К.Паустовский говорил: “Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем создании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: TanyanaK
Просмотров: 4512 | Загрузок: 349 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 7:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru