Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » УПРАВЛЕНИЕ

Работа с одаренными детьми
2014-10-31, 7:38 PM
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дюсембаева С.Н., учитель русского языка и литературы
в школе с казахским языком обучения Айыртауской средней школы
Выявление и развитие детской одаренности – одно из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан.
В педагогике одаренность понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей человека.
Гуманизация образования в русле идей Концепции о правах ребенка предполагает признание человека высшей ценностью. А это означает достижение в педагогической действительности таких отношений, когда были бы защищены достоинство каждого участника педагогического процесса, его права и свобода при реализации собственной индивидуальности (статья 8 Конвенции), обеспечена направленность на развитие личной одаренности, талантов и способностей в их полном объеме (статья 29), обеспечено право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой деятельности (статья 31).
В специальной литературе чаще всего выделяются несколько категорий детей, которые обычно и называют одаренными. Но на практике чаще всего выделяют четыре категории (А.И. Савенков):
- дети с высокими показателями по специальным текстам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.) эту категорию детей чаще всего называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Опираясь на данную классификацию, педагогический коллектив Айыртауской средней школы в работе с одаренными детьми, учитывая условия сельской школы, контингент учащихся, профессиональный уровень педагогического персонала, использует следующую классификацию видов детской одаренности:
- общая интеллектуальная;
- конкретно-предметная;
- художественная;
- организаторская, лидерская одаренность.
Для выстраивания индивидуальной работы с одаренными детьми нами берутся следующие критерии:
- показатель учебной деятельности;
- участие в олимпиадах по основам наук;
- участие в конкурсах;
- работа над научными проектами;
- работа в секциях, кружках во внеурочное время;
- участие в индивидуальной учебной деятельности по выбору.
Очевидно, что деятельность по педагогической поддержке одаренных детей в нашей школе как и в любой другой начинается с выявления таких детей, их личностных особенностей, уровня интеллектуального развития, характера творческих способностей и интересов, межличностных отношений.
Стартовая диагностика проводится в 1-х классах: исследуется уровень развитости мыслительных операций и способность к креативности. Я, как учитель русского языка и литературы в школе с казахским языком обучения, начинаю исследовать детей с 3-го класса.
В школе составляется карта занятости учеников, где указаны посещение ими факультативов, секций, кружков.
Особое направление работы Айыртауской средней школы – создание условий для оптимального развития интеллектуального, творческого, личностного потенциала одаренного школьника через различные формы урочной и внеурочной деятельности.
В основе организации учебного процесса, ориентированного на одаренных детей, учителями используется дифференциация по уровню образования учащихся и содержанию их потребностно-мотивационной сферы. Несомненно, что это работа происходит в процессе совместной деятельности учителей–предметников, классных руководителей и психолога школы на основе диагностики.
Учебно-воспитательный процесс в работе с одаренными детьми строится по следующим направлениям:
1. Одаренные дети, обучающиеся в условиях обычного класса, которые требуют особого внимания (при подготовке к уроку использую в работе с этими учащимися элементы ускорения, углубления, расширения).
2. Организация для одаренных детей факультативов, групп по интересам, кружков в школе.
Основная форма организации учебного процесса является урок. Каждый учебный предмет определяет специфику предметных форм, методов, приемов и технологий обучения. На уроках литературы я широко применяю групповые формы работы: дискуссии, игры, семинары, технология дебатов, проблемного обучения, исследовательскую деятельность школьников. На уроках русского языка - такие формы работы как диалоги, элементы театрализации, информационные технологии, метод проектов.
Важным, на мой взгляд, является утверждение о том, что уровень развития способностей детей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей, направленного на развитие этих способностей. Существенная роль в решении этой проблемы принадлежит администрации школы в плане создания благоприятных условий для реализации педагогической поддержки развития одаренного ребенка.
В школе традиционными стали мероприятия, проводимые нами по поощрению и стимулированию учеников. Успехи детей отмечаются на чествовании победителей олимпиад, научных соревнованиях, интеллектуальных марафонов. Учащиеся поощряются путевками в лагеря в летний период, поездками в достопримечательности нашего края (Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров, усадьба Айганым, бабушки Ш.Уалиханова, археологический памятник «Ботай»).
Результаты участия школьников в олимпиадах и различных конкурсах отслеживаются и анализируются. На заседаниях МО, методических и педагогических советах выявляются факторы, способствовавшие успехам, и факторы, препятствовавшие результативной работе. Корректируются планы работы с одаренными детьми.
Останавливаясь на проблемах, следует отметить, что одна из основных - это проблема специальной подготовки учителя к работе с одаренным учеником в условиях сельской школы. Вузовское образование студента – будущего учителя ориентировано, прежде всего, на раскрытие концептуальных и теоретических основ такой готовности, организовать же реальную работу с одаренными детьми возможно только с учетом реальных условий конкретного учреждения (его традиций, особенностей педагогического коллектива, контингента учащихся в целом и контингента одаренности в частности). То есть работа с одаренными детьми в сельской школе всегда определяется, как говорят, на «месте». А отсюда следует, что управлять работой педагогов с контингентом одаренных детей в условиях сельской школы наиболее целесообразно посредством профессиональных учительских объединений.
Решая эту проблему, для повышения компетентности педагогов в нашей школе ведется по следующим направлениям:
1. Диагностика деятельности педагогов.
2. Коррекционно-развивающая обучающая работа в форме семинаров по проблемам одаренности, в ходе которых своим опытом делятся те учителя, которые добиваются хороших, устойчивых результатов в этом плане. Такие педагоги выступают со своими наработками на методических советах, педагогических советах.
Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия. Это далеко не так. Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в большой массе. Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми, не оставлять их без внимания.
Так, в своей работе я планирую свою работу в течение учебного года и не оставляю без внимания и в летний период. Даю задания разной сложности на каждый день. К примеру:
1 день. 1. Найди начало слов:
. . жка
. . . жка
. . . . жка
. . . . . жка
2. Напиши все трехзначные числа из цифр 1,2,3,4, не повторяя их.
2 день. 1.Читай внимательно. В этом тексте спрятаны пять разных видов напитков, которые можно было бы налить в кружку Феде. Попробуй их найти.
Мой старший брат Федя – ужасный обжора. Вот, например, как он пообедал сегодня. Вначале он ел солёную рыбу: кильки, сельдь и горбушу. Потом довольно легко Федя управился с целой кастрюлей лапши. Вслед за тем он даже не заметил, как умял круг ливерной колбасы. Мама говорит:
- Кажется, я положила на стол ливерную?
Федя лишь пожал плечами: я, мол, около себя никакой колбасы не видел. А у меня от хохота в горле словно застрял ком. Пот на лбу выступил. Пока я смеялся, брат как бы невзначай отправил в себе в рот изрядный кусок пирога. Закончив есть, он достал свою большую кружку и попросил маму, чтобы она налила в неё до самых краёв…
2 . Соедини цифры знаками + или – так, чтобы получилось 40:
1 2 3 4 5 6 7 = 40
3. Расшифруй ребус, где одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, а разным буквам – разные цифры. КОШКА+КОШКА+КОШКА=СОБАКА

Чтобы говорить о способностях как творческих, так и интеллектуальных даю выполнить следующее задание: придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок. Некоторые дают стандартные, банальные ответы. А одаренные дети дают нестандартные ответы: кусок сыра, или след неизвестного животного, или стаи вирусов под микроскопом в капле воды.
Одаренные дети – целый мир, особый мир детства и мы, учителя, обязаны ставить своей целью приоткрыть дверь в этот мир.
Северо-Казахстанская область
Айыртауский район
с.Айыртау
Категория: УПРАВЛЕНИЕ | Добавил: samala-1980
Просмотров: 1137 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 5:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru