Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Журнал "Творческая педагогика" » ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Воспитание убеждений у младших школьников в процессе игровой деятельности
2008-11-25, 4:40 AM

  Трацевская А. В., преподаватель кафедры

социальной педагогики БГПУ им. Максима Танка, г. Минск

 

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» убеждения трактуются как «осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему  взглядов (политических, философских, этических и др.), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека» (М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 294). Убеждение – одна из форм отношения человека к самому себе, к людям, животным, природе, к миру в целом; это форма рационального, осознанного отношения. Поэтому цель убеждения – помочь учащимся самостоятельно разобраться в окружающем мире и в себе самом.

Содержанием убеждений выступают моральные знания о принципах, понятиях, нормах, правилах, ценностях, идеалах, образцах и

т. д.

Следует отметить, что знания механически не переходят в убеждения. Для этого необходимо личностное отношение к ним, то есть следует их понять, осмыслить. Короче говоря, у человека должно быть особое отношение к этим знаниям.

Усвоение моральных знаний во многом зависит от опыта личности и ее отношения с окружающими людьми. Переплетаясь с волевыми качествами, они составляют мотивы, установки, направленность личности, только после этого они определяют деятельность людей; в процессе которой формируются поступки. Иными словами у личности возникает потребность руководствоваться ими в поведении, в повседневной жизни.

Убеждения, как показывает теоретический анализ, бывают ошибочные, стихийные и правильные, устойчивые. Первые формируются, когда человек усвоил определенные представления на практике, уверовал в сомнительные принципы, чей-либо ложный авторитет. Вторые формируются на основании положительной деятельности с гуманистической направленностью, соответствующей высоким моральным ценностям. В силу этого воспитанника следует учить самоанализу, самооценочной деятельности, рефлексии, самоустановке.

Элементарные формы убеждения складываются уже в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте убеждения формируются более доверительно, в подростковом и старшем они формируются наиболее интенсивно.

Эффективным средством формирования убеждений у школьников выступает игра. В ней сконцентрировано богатство общественных связей, действительных отношений личности, широта и глубина взглядов на мир, развитие чувств, культура отношений с другими людьми – все это и составляет основу для гуманистического развития личности. Более того, игра выступает как синтез, сплав сознания и поведения: чем выше уровень сознания людей, тем содержательнее в социальном смысле их поведение.

Усвоение, принятие той или иной гуманистической ценности в игре должны пройти стадию осознания, осмысления и определения своего отношения к ней, то есть в этот процесс должна быть включена сфера эмоций и переживаний, без чего нет искания истины. Следовательно, убежденность, сформированная в игровой деятельности выступает как результат рационального познания действительности и выражение эмоционально-оценочного отношения к ней, поэтому представляет единство знаний и чувств. Как показали наши наблюдения, в игровой деятельности проявляется существенная особенность сознания школьника – его активность, способность регулировать свое поведение и деятельность. Именно в целенаправленной игровой деятельности личности и проявляется активность ее сознания.

Убежденность как наиболее активная сторона гуманистического сознания проявляется прежде всего в активном отношении личности к социальной действительности, к ее сложностям и противоречиям. Все эти условия и открывает игровая деятельность школьников, поскольку ее ход воспитывает не слепых последователей того или иного действия, а ставит в позицию самостоятельно мыслить и со знанием дела принимать то или иное решение.

Игровая деятельность, и это подтверждает наше наблюдение, проверяет устойчивость убеждений личности, ее ориентацию, преданность основополагающей идее, замыслу игры.

Воспитание гуманности – это усвоение нравственных идей и практическое проведение их в жизнь. Поскольку под убеждением мы понимаем глубокие прочные знания, знания, опосредованные жизненным опытом, чувствами и ставшие основой, стимулом целенаправленной практической деятельности.

Игровая деятельность ставит школьника в позицию поиска идеала, преодоления различных жизненных трудностей, определения своего взаимоотношения со своими сверстниками и со старшими людьми. Для школьника недостаточно, чтобы, деятельность, которую он проигрывает в игре, была социально значимой. Необходимо, чтобы она соответствовала его личным устремлениям и жизненным потребностям, наиболее полно способствовала раскрытию его духовных сил и возрастным возможностям.

Убеждение в наибольшей степени  формируется в старшем школьном возрасте. В этот период у воспитанников формируется критическое отношение к действительности, умение анализировать и обобщать факты. Однако база для формирования убеждений закладывается в начальной школе. Игра здесь выступает эффективным средством. Она дает возможность так организовать воспитательное воздействие, чтобы оно было ярким, впечатляющим и доказывало правильность тех или иных положений, действий, а может, и всей практики жизни. Следует учесть и еще одно обстоятельство: школьник многое считает убедительным только в силу того, что об этом говорит взрослый, который является для него авторитетом. В этом случае большое влияние на формирование убежденности школьников имеет ярко выраженная убежденность и личный пример воспитателей. Слово педагога должно всегда предшествовать игре, в необходимых случаях сопровождать весь игровой процесс или следовать сразу после игры. В таком случае слово в игровой деятельности  одновременно будет действовать на разум и эмоции ребенка и иметь двухканальный характер. Во-первых, оно должно быть понятным и четко аргументированным, во-вторых, эмоционально заряжать ребенка. Для формирования убеждений у школьников огромное значение имеет личный жизненный опыт. Под этим углом зрения необходимо рассматривать и игру. Ее следует не только организовать, но и правильно инструментировать. В частности, ребенок должен выступать ее соорганизатором, принимать участие в распределении ролей, выработке критериев ведения игры, проводить анализ и обсуждение итогов. Иными словами, необходимо ставить ребенка в позицию, когда он будет следовать путем этических ценностей игры, что и определит его поведение.

В процессе игровой деятельности педагог стремится выработать у школьников социальные и нравственные ценности, осознанное отношение к действительности. Их формирование зависит не только от той информации, которую они получают, но и от того, как и каким путем она поступила к ним. Если в игровой деятельности им доказана правильность предлагаемых утверждений (справедливость, взаимопомощь, выручка, поддержка и др.), если в их верности они смогут убедиться сами (так поступают все, это выполняется участниками игры, пример подают взрослые и др.) или в дискуссии с товарищами (моя точка зрения, я считаю это верным, я буду следовать таким образом и др.), то все это становится их собственными убеждениями.

Как показали наши наблюдения, игра в жизни младших школьников вбирает в себя, или, вернее, воплощает, все методы воспитания: дискуссию, самоубеждение, взаимоубеждение, рефлексию, доказательство, наблюдение, проектирование и др.

Ниже мы приводим подборку игр, которые можно использовать в формировании убеждений. Они позаимствованы из работ авторов, которые указаны в описании использованных источников.

Игры со словами или текстовыми карточками

Детям предлагаются карточки с написанным определенным текстом или отдельным словом, словосочетанием. Если текст недописан, его надо продолжить, а по законченной фразе предлагается высказать свое суждение.

Например, карточка с недописанной фразой «Я иду и вижу: кто-то забыл книгу…» нуждается в дополнении. Содержательных вариаций очень много, они рождаются в ходе занятий с детьми.

Качество

Разложите на столе карточки с названиями разных качеств, надписью вниз. Дети поочередно подходят к столу и вытягивают карточки. Когда все карточки будут разобраны, дети должны закрыть глаза и в течение нескольких минут сосредоточенно подумать: есть ли у них то или иное качество, хотели бы они его иметь, что изменилось бы в их жизни благодаря этому качеству и т. д.

Ласковые шаги

Из группы детей выбираются два человека (можно четыре, которые делятся по парам). Дети становятся напротив друг друга на расстоянии 12–16 шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово. Можно задать тему: Ласковые слова для мамы. Слова утешения и т. д.

 

Набор слов

1-й вариант: составить слово из данных букв. Пример слов: «надежда», «счастье», «нежность», «гордость» и т. д.

2-й вариант: из написанного слова придумать как можно больше слов. Например: «миротворчество» – «мир», «творчество», «рот», «море», «торт» и т. д. Другие слова для игры: «великодушие», «сострадание», «человеколюбие», «выдержанность», «признательность», «самоотверженность», «почтительность», «снисходительность» и т. д.

Додумай ситуацию

Детям предлагается ситуация, которую они должны закончить. В этой игре дети раскрывают свой характер. Например, ученикам младшего класса была предложена ситуация: брат и сестра остались дома вдвоем. Брат случайно разбил чашку. Сестра слишком мала, чтобы рассказать, как все было. Что скажет, мальчик, когда  возвратятся домой мама и папа? Дети  идентифицируют себя с мальчиком и обычно говорят то, что сказали бы сами.

Какой? Какая? Какие?

Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в центре круга бросает одному ученику мяч и говорит слова: «мальчик», «семья», «друг», «мама», «товарищ» и т. д. Ученик должен назвать три положительных прилагательных, соответствующих этому слову.

«Мальчик – веселый, отзывчивый, преданный…»

«Девочка – ласковая, добрая, заботливая…» и т. д.

Продолжи группу слов

Игру можно проводить как дома, так и на свежем воздухе, как вдвоем, так и с большим количеством участников. Вы стоите в кругу и, перебрасывая, друг другу мяч, называете предметы, входящие в одну и ту же группу по тому или иному признаку. Причем общее название группы при этом не оглашается. Первый участник начинает игру, назвав любой предмет, второй участник должен сам догадаться, к какой группе он принадлежит и в соответствии с этим добавить свой предмет. По сигналу ведущего группа меняется. И тот участник игры, на которого пришелся сигнал водящего, начинает новую группу слов.

Например: «Добрый, нежный, ласковый, скромный…и т. д.» (качества человека). Или «Выслушать, помочь, утешить…и т. д.» (что должен уметь делать отзывчивый человек).

Поезд добродетелей

Попросите детей встать в круг и назвать какое-либо хорошее качество, например, доброта. Затем один из детей должен назвать хорошее качество, начинающееся с последней буквы слова «доброта», например, аккуратность. Слово «аккуратность» оканчивается на букву «т», значит, следующий ребенок должен назвать хорошее качество, начинающееся с буквы «т», например, «терпимость».

Если кто-либо не может назвать качество с нужной буквы, его пробует назвать следующий. Получается «поезд добродетелей».

Надувалки

Эта игра на расширение словарного запаса детей, на развитие их творческого воображения, а также на совместную деятельность.

Дети делятся на команды. Ведущий игры пишет слово, к которому команда должна написать свое определение, как они понимают это слово. Затем собираются все определения и зачитываются детям вслух, вместе с правильным определением. Команда определяет правильное значение этого слова из предлагаемых вариантов и записывает на отдельный листок бумаги. Если дети правильно выбрали определения, то им присуждаются баллы. Также баллы присуждаются и той команде, которая смогла убедить других в своем понимании данного слова.

Газетные заголовки

Дети сами вырезают газетные заголовки и сочиняют рассказ. Но изначально воспитатель дает свои заголовки, а дети их дополняют.

Когда мне хорошо.

Предложите детям закончить предложения словами:

– Когда мне хорошо …

– Когда мне плохо …

– Когда мне грустно …

– Когда мне весело …

– Когда я не уверен …

– Когда я горжусь …

– Когда я боюсь …

– Когда я плачу …

– Если бы я…

 

Предложите детям подумать над следующими предложениями и закончить их:

– Если бы я был(ла) ветром, то …

– Если бы я был(ла) звездой, то …

– Если бы я был(ла) облаком, то ..

– Если бы я был(ла) морем, то …

– Если бы я был(ла) лесом, то …

– Если бы я был(ла) невидимкой, то …

– Если бы я был(ла) самым(ой) добрым(ой) на свете, то …

– Если бы я был(ла) искусным врачом, то …

– Если бы я был(ла) самым лучшим изобретателем в мире, то…

Когда я молчу

Попросите закончить предложения словами:

– Я люблю помолчать, когда я нахожусь …

– Тишина для меня – это …

– Когда я молчу, я чувствую …

– Когда я говорю, а все молчат, я чувствую …

– Когда все говорят, а я молчу, я чувствую …

– Когда я гуляю по лесу, я чувствую …

– Я люблю помолчать, когда я слушаю …

После того как дети ответили на эти вопросы, попросите их рассказать: «Что такое для меня тишина?». Этот игровой элемент можно использовать при обсуждении любого понятия, например: красота, улыбки, праздник и т. д.

Если все будут добрыми

Детям раздаются карточки с названиями разных качеств. Дети должны, не называя свое качество, рассказать о том, что изменится в жизни людей, если каждый будет иметь это качество. По рассказу друг друга дети угадывают, о каких качествах идет речь.

Волшебная больница

Попросите детей представить, что они врачи волшебной больницы, которая лечит от лени, хитрости, скупости, ворчливости, злости и т. д. Дети выбирают по одному плохому качеству и придумывают рецепт и рекомендации, как помочь людям избавиться от этого качества.

Например: рецепт от лени. Каждый день с самого утра пить натощак напиток из плодов шиповника и нескольких капель эликсира трудолюбия. В течение дня через час после еды несколько раз потянуться и громким голосом произнести вслух все, что нужно сделать. На ночь необходимо записать все, что сделано, и составить план на следующий день. Затем нужно выпить стакан молока с несколькими мятными конфетами для хорошего сна.

 

Использованная литература

1.  Лопатина А., Скребцова М. 50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный дом «Локус», 2002. – 320 с.

2.  Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: ООО «Книжный дом «Локус», 2002. – 320 с.

3.  Шмаков С. А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. 2-е изд., доп. – М., 2001. – 175 с.

Категория: ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ | Добавил: collegy
Просмотров: 3558 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 10:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

МОДЕЛЬ 12-летней ШКОЛЫ [4]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ [12]
УПРАВЛЕНИЕ [63]
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ [224]
НАУКА И ПРАКТИКА [1]
Школьная практика [6]
Юбилей [9]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru